Научная статья на тему 'Мотивационно-потребностный подход в повышении эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов'

Мотивационно-потребностный подход в повышении эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / МОТИВАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Михаил Павлович, Стародубцева Ольга Михайловна, Татаренцев Вячеслав Леонидович

Статья посвящена решению проблемы формирования мотивов к физкультурно-спортивной деятельности у студентов кинематографических профессий, поиска не только создания педагогических условий, но и поиска новых технологий повышения интереса к занятиям физическими упражнениями, что в конечном итоге способствует формированию у них интереса к физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцев Михаил Павлович, Стародубцева Ольга Михайловна, Татаренцев Вячеслав Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational and consumerism approach to increase the effectiveness of sports activities of students

The article is devoted to the solution of problems of formation of motives to sports activity among the students of cinematic professions, finding not only the creation of pedagogical conditions, but also the search for new technologies to increase the interest in the exercises, which ultimately contributes to the formation of their interest in sports activities.

Текст научной работы на тему «Мотивационно-потребностный подход в повышении эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов»

воспитание студентов. - 2009. - № 1. - С. 32-34.

2. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

REFERENCES

1. Nesterova, T.V. and Kozhanova, O.S. (2009), "Factor of the compatibility while completing teams in rhythmic gymnastics group exercises", Physical Education of Students, Vol. 1, pp. 32-34

2. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manuilov, G.M. (2002), Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups, Publishing House of Psychotherapy Institute, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: lana1982@bk.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2015.

УДК 796.011:159.9

МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, Ольга Михайловна Стародубцева, соискатель,

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России Вячеслав Леонидович Татаренцев, старший преподаватель, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения

Аннотация

Статья посвящена решению проблемы формирования мотивов к физкультурно-спортивной деятельности у студентов кинематографических профессий, поиска не только создания педагогических условий, но и поиска новых технологий повышения интереса к занятиям физическими упражнениями, что в конечном итоге способствует формированию у них интереса к физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: технология, мотивация, деятельность, физическая культура, воспитания.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p239-245

MOTIVATIONAL AND CONSUMERISM APPROACH TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF SPORTS ACTIVITIES OF STUDENTS Mikhail Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Institute of Cinema and Television, Olga Mikhailovna Starodubtseva, the competitor, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the MIA of Russia Vyacheslav Leonidovich Tatarintsev, the senior lecturer, St. Petersburg Institute of Cinema and Television

Annotation

The article is devoted to the solution of problems of formation of motives to sports activity among the students of cinematic professions, finding not only the creation of pedagogical conditions, but also the search for new technologies to increase the interest in the exercises, which ultimately contributes to the formation of their interest in sports activities.

Keywords: technology, motivations, activities, physical culture, education.

Интерес к проблеме внедрения гуманитарных технологий в педагогическую деятельность профессионального совершенствования специалистов обусловлен тем, что низкая мотивация педагогической деятельности до сих пор остается одной из актуальных

проблем высшего профессионального образования. В то же время и гуманитарные технологии обучения, которые радикально преобразуют характер взаимодействия преподавателя и студента, ставят студента в позицию активного субъекта учебной деятельности.

Нам представляется, что процесс совершенствования образования также может успешно осуществляться, если он будет основываться на мотивационно-потребностном подходе к физическому воспитанию и создании для его реализации необходимых психолого-педагогических условий. В области выполняемого исследования имеются работы, отражающие данные по повышению мотивации студентов вузов к занятиям физической культурой на основе реализации кинезиологического подхода [4], валеопедагогического подхода в управлении системой физического воспитания студентов [7], личностно-ориентированного подхода [13], спортивно-видового подхода [2] и др.

Во многих работах показана взаимосвязь недостаточной двигательной активности студентов с низким уровнем мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности

[9].

В исследовании Е.Н. Селюжицкой обоснована методика повышения физического состояния студенток на основе прогнозных моделей формирования мотивов физкультурной деятельности и развития физических качеств. В качестве прогнозируемых мотивов автором предлагаются следующее: мотив эмоционального удовольствия, мотив социального самоутверждения, мотив физического самоутверждения, мотив достижения успеха в спорте, мотив подготовки к профессиональной деятельности. Эффективность разработанной методики подтвердилась величиной различий между прогнозируемыми и достигнутыми результатами в процессе эксперимента по сформированности указанных мотивов и по развитию физических качеств [10].

С.А. Дорошенко теоретически разработал и экспериментально подтвердил необходимость реализации спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов вуза по годам обучения. Обоснованы функциональные этапы организационно-педагогической структуры и содержания спортивно-видового подхода, направленные на выявление у студенческой молодежи индивидуальных двигательных способностей и мотивации (1-й этап), на овладение студентами базовыми, теоретическими и методическими знаниями по виду спорта, формирование спортивной культуры и пр. (2-й этап), на повышение уровня спортивной культуры, выполнение массовых спортивных разрядов (3-й этап). По мнению автора наиболее важным является 1-й этап, на котором происходит формирование мотивации студентов для реализации в дальнейшем индивидуальных двигательных способностей [3].

Теоретический и практический интерес представляет исследования Е.В. Попова, в которых автор рассматривают особенности влияния мотивации достижения успеха или избегания неудач на двигательную активность студентов [6]. Авторы в результате исследования сделали заключение о том, что студенты с мотивацией достижения успеха, по сравнению со студентами с мотивацией избегания неудач, наиболее значимыми для себя выделяют следующие мотивы: подготовки к профессиональной деятельности, физического самоутверждения, эмоционального удовольствия и рационально-волевой. Была предложена и экспериментально подтверждена эффективность технологии регулирования двигательной активности студентов в зависимости от мотивации достижения успеха или избегания неудач на основе использования дифференцированного подхода.

В.А. Рашина, Ю.А. Кобзева акцентируют внимание на том, что нередко интерес студентов к физической культуре снижается из-за особенностей проведения занятий преподавателем [8].

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить наиболее типичные ошибки, приводящие к снижению интереса студентов к занятию [14].

1. Преподаватель перечисляет упражнения, которые будут выполнять студенты на паре, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена.

2. Задача, которая ставится преподавателем перед студентами, является значимой для него, а не для них. Например, преподаватель сообщает студентам: «Сегодня у нас совершенствование техники плавания брасом с помощью ног» или «Сегодня у нас отработка зачетных упражнений».

3. Преподаватель ставит неконкретную задачу: научиться нырять. Такую задачу студенты плохо понимают, что приводит к формированию неконкретного представления об упражнении. Поэтому часто студенты не знают, что же конкретно они должны делать, что должны развивать, чего достичь.

4. Преподаватель ставит непривлекательные для студентов задачи. И конкретная постановка задач может не привести к желаемому результату, если она не привлекает студента, не связана с какими-то его потребностями. Нужно, чтобы задача была включена в значимую для студента деятельность и вела к достижению желаемой студентом цели.

5. Преподаватель ставит перед студентами задачу, недостижимую в пределах од-ного-двух занятий. В этом случае у студентов создается впечатление, что затрачиваемые им усилия напрасны.

Для устойчивой, высокоэффективной деятельности преподавателя физической культуры необходимы: во-первых - развитость мотивов данной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное к ней отношение; во-вторых - достаточность их силы; в-третьих - отсутствие ограничений; в-четвертых - определенная структура мотивации; в-пятых - устойчивость; в-шестых - определенная иерархия мотивов [11].

Существующая система школьного и вузовского физического воспитания является обязательной, следовательно, в ней отчетливо прослеживается принудительный мотив. Принуждение касается как самого факта занятий, так и возможностей свободного выбора интересующей формы, направленности, объема и интенсивности физических нагрузок, времени занятий и оптимального расписания

Развитие современной образовательной системы в условиях трансформации общества актуализирует проблему мотивационных основ преподавательской деятельности. Мотивация профессионально-педагогической деятельности преподавателей вуза достаточно разнородна и может характеризоваться приоритетом одного из компонентов: познавательного, профессионального, социально-нравственного и утилитарного [10].

Проведенный анализ научно-методической литературы позволил выявить основные пути возможного повышения эффективности работы по привлечению студентов к занятиям физическими упражнениями, как в системе вузовского обучения, так и в свободное время.

1. Формирование положительного отношения студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями должно осуществляться на базе их глубокой теоретической подготовки по дисциплине «Физическая культура».

2. Конструктивное взаимодействие педагога и студента. В.Н. Никеев считает, что педагогическое взаимодействие в процессе физического воспитания студентов предполагает использование средств, форм, методов обучения с учетом их индивидуально-типологических и личностных особенностей и представляет собой такой вид познавательной и двигательной активности, в процессе которой студенты не только усваивают определенный объем теоретических знаний и практических умений, но и раскрывают механизмы самоактуализации «личности студента» [5]. По мнению Л.В. Фроловой, модернизация учебного процесса требует сегодня от специалиста более высокой инициативы, гибкости, творчества, управленческих навыков, широких полномочий принимать решения по многим вопросам, новых принципов организации и проведения занятий.

Принцип полезности, предполагающий использование всего того, что помогает организовать повседневную жизнь: оздоровительные, координационные, психофизиче-

ские практики. Не только фиксация обладания теми или иными ресурсами, но и выявление характера их использования.

Принцип установки на успех - освободить человека от условностей повседневной жизни и получить представление о другом поведении, способе жизни, опыте, задавая своеобразное пространство для человека, в котором он может формировать навыки, не доступные ему в реальной жизни. Преодолеть существующие у них барьеры, преграды. Роль преподавателя состоит в том, чтобы поддерживать студентов и гарантировать, что требуемый студенту уровень будет достигнут.

Принцип дискурсивной организации - преподаватель демонстрирует активную толерантность, уважение прав студентов, социальную ответственность.

Принцип обратной связи - регулярный опрос студентов по вопросам учебной программы, учебной нагрузки, качества преподавания, имеющихся в распоряжении студентов помещений и оборудования [15].

3. Создание физкультурно-спортивных клубов. Физкультурно-спортивные клубы создаются при спортивном клубе вуза и решают следующие задачи: вовлечение студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, а также членов их семей в регулярные, преимущественно самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом; утверждение в коллективе вуза здорового образа жизни и на этой основе укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня их общей работоспособности [16].

4. Коррекция профессиональных мотивов студентов средствами физического воспитания. Т.Д. Булавкина, Е.Д. Никитина, рассматривая проблему формирования и коррекции мотивов овладения физической культурой в русле профессиональной подготовки студентов технических вузов, считают, что можно повысить личностную значимость физической культуры для будущих специалистов с высшим образованием путем адекватной коррекции мотивационной сферы. Это могло бы выразиться в актуализации личностных смыслов занятий физической культурой и определении путей взаимного опосредования физкультурно-спортивных мотивов и мотивов учебных, профессиональных, культурных.

Актуальность этого направления подтверждается полученными авторами результатами исследования: актуализация мотивов физкультурно-спортивной деятельности в период вузовской подготовки студента не возникает без дополнительных педагогических усилий. Уже ко 2-му курсу происходит значительное снижение числа мотивов (на 2030%) физкультурно-спортивной деятельности. К тому же эти мотивы не находят отражения в профессиональных мотивах [1].

5. Использование гуманитарных технологий. Современное общество испытывает острую потребность в конкурентоспособных специалистах, способных поддерживать равные или более высокие, чем у конкурентов профессиональные стандарты в условиях динамичных рыночных отношений. По своей сущности конкурентоспособность ассоциируется с успешностью человека в профессиональной, и в такой степени личностной сферах.

В психолого-педагогических исследованиях, где конкурентоспособность определяется как комплексное свойство, имеющее свои ресурсы (возраст, внешность, способности и т.д.). Одним из основных ресурсов конкурентоспособности является здоровье [12].

С одной стороны, работодатель при прочих равных условиях отдает предпочтение сотруднику с хорошим здоровьем, так как он экономически более выгоден. С другой -хорошее здоровье позволяет специалисту оптимально адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, иметь высокую работоспособность и быструю восстанавливаемость.

Одним из возможных решений проблемы повышения интереса студентов к занятиям физическими упражнениями может быть использование преподавателем гуманитарных технологий. Сущность гуманитарных технологий заключается в мягком влиянии на поведение занимающихся за счет учета их потребностей, интересов, мотивов. Это

мягкое влияние выражается в проектировании условий и конструировании ситуаций, которые способствуют выбору занимающимся планируемого (желаемого) педагогом решения. Мягкое влияние состоит и в том, что создаваемая педагогом ситуация «высвечивает» для занимающегося положительные стороны желаемого поведения (как правило, за счет осознания возможных перспектив) и целесообразность принимаемого решения.

Гуманитарную технологию в данном случае целесообразно создавать на формировании у студентов мотивации занятий физическими упражнениями с целью повышения их профессиональной конкурентоспособности.

В вузах, в которых предъявляются повышенные требования физическим и психологическим качествам будущего специалиста, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППКП) должна базироваться на тех видах спорта, которые способны сформировать необходимые в будущей трудовой деятельности психофизическое качество, причем к каждому студенту необходимо индивидуальный подход [18].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Грамотно разработанная и реализованная гуманитарная технология будет способствовать повышению интереса студентов к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, их оздоровлению. Поэтому решение проблемы формирования мотивов к физ-культурно-спортивной деятельности у студентов кинематографических профессий требует поиска не только создания педагогических условий, но и поиска новых технологий повышения интереса к занятиям физическими упражнениями. Таким образом, создаваемая гуманитарная технология будет базироваться, в первую очередь, на принципах личностной значимости, позитивной перспективы и актуализации. Реализация этих принципов позволяет сконструировать на перспективу «ситуацию успеха», и, в определенной степени, стимулировать занимающихся на определение своего «маршрута достижений».

ЛИТЕРАТУРА

1. Булавкина, Е.Д. Использование метода репертуарных решеток в целях коррекции профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания / Е.Д. Булавкина, А. Л. Никитина // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 6. - С. 41-45.

2. Дорошенко, С.А. Организационно-педагогические условия спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов в вузе / С.А. Дорошенко // Омский научный вестник. - 2009. - № 5 (81). - С. 151-155.

3. Дорошенко, С.А. Спортивно-видовой подход в физическом воспитании студентов в вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Дорошенко Сергей Анатольевич. - Красноярск, 2010. - 170 с.

4. Ирхин, В.Н. Повышение мотивации студентов университета к занятиям физической культурой на основе кинезиологического подхода / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина, О.В. Польщиков // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 2. - С. 26-28.

5. Никеев, В.Н. Особенности организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях физической культурой в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Никеев В.Н. - Барнаул, 2006. - 24 с.

6. Попова, Е.В. К проблеме исследования мотивации достижения студенческой молодежи / Е.В. Попова // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 4 (29). - С. 29-32.

7. Пузынин, В.А. Валеопедагогический подход в управлении системой физического воспитания студентов в высших учебных заведениях / В.А. Пузынин, С.В. Казначеев // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 2. - С. 44-47.

8. Рашина, В.А. Факторы, влияющие на активность студентов в учебном процессе по физической культуре [Электронный ресурс] / В.А. Рашина, Ю.А. Кобзева // Научные труды студентов России. 2006. - Режим доступа : http://www.cs-alternativa.ru/text/2079. - Дата обращения 20.11.2014.

9. Селюжицкая, Е.Н. Методика повышения физического состояния студенток медицинского вуза, имеющих низкий уровень мотивации к физкультурной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Селюжицкая Е.Н. -Хабаровск, 2008. - 23 с.

10. Стародубцев, М.П. Выявление роли преподавателя в формировании у студентов мотивации к занятиям физической культурой и спортом / М.П. Стародубцев // Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития : материалы VI междунар. науч.-практ. конф., Москва, 17-18 октября 2014. - Москва, 2014. - С. 96-98.

11. Стародубцев, М.П. Развитие мотивации преподавателей физической культуры к совершенствованию педагогической деятельности // Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития : материалы VII междунар. науч.- практ. конф., Россия, г. Новосибирск, 14-15 ноября 2014. - Новосибирск, 2014. - C. 143-146.

12. Стародубцев, М.П. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности / М.П. Стародубцев, М.Н. Татамиров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 158. - С. 110-116.

13. Тумаров, К.Б. Содержание и организация личностно-ориентированного физического воспитания студентов на основе мини-футбола : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тумаров К.Б. -Набережные Челны, 2012. - 23 с.

14. Физическая культура : учеб. пособие / под ред. В.А. Коваленко. - М. : Изд-во АСВ, 2000. - 432 с.

15. Фролова, Л.В. Социокультурные аспекты отношения студенческой молодежи к физической культуре : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Фролова Л.В. - Саратов, 2006. - 20 с.

16. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.

REFERENCES

1. Bulavkina, E.D. and Nikitina, A. L. (1997), "The use of the repertory grid method in order correction professional motives on the part of students of technical universities by means of physical education", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 41-45.

2. Doroshenko, S.A. (2009), "Organizational-pedagogical conditions sports-species approach in physical education students in high school", Omsk scientific Bulletin, No. 5 (81), pp. 151-155

3. Doroshenko, S.A. (2010), Sports-specific approach to physical education of students in higher education, dissertation, Krasnoyarsk.

4. Irkhin, V.N., Irkhina I. V. and Polschykov O. V. (2009), "Increasing the motivation of University students to engage in physical culture based on kinesiological approach", Physical culture and health, No. 2, pp. 26-28.

5. Nikeiv. V.N. (2006), Features of the organization of pedagogical interaction between the teacher and students in physical education in the University, dissertation, Barnaul.

6. Popov, E.V. (2010), "To the problem of the study of achievement motivation of the student youth", Physical culture and health, No. 4, pp. 29-32.

7. Puzynin, V.A. and Kaznacheev, S.V. (2010), "Valeopedological approach in the management of the system of physical education of students in higher educational institutions", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 44-47

8. Raszyna, V. A. and Kobzeva, Y. A. (2006), "Factors affecting the activity of students in the learning process in physical education", Scientific works of students of Russia, available at: http://www.cs-alternativa.ru/text/2079

9. Selyuzhitskay, E.N. (2008), Methods of improving the physical condition of students of medical school with a low level of motivation for physical activity, dissertation, Khabarovsk.

10. Starodubtsev M.P. (2014), "Identification of the role of the teacher in shaping students ' motivation to engage in physical culture and sport", Psychology and pedagogy in the twenty-first century, Essays on scientific development: proceedings of the VI Intern. Conf, Moscow, October 17-18, Moscow, pp. 96-98.

11. Starodubtsev, M. P. (2014), "The development of motivation of teachers of physical culture to improve pedagogical work", Psychology and pedagogy in the twenty-first century. Essays on scientific development: proceedings of the VII Intern. Conf., Novosibirsk, November 14-15, Novosibirsk, pp. 143146

12. Starodubtsev, M.P. and Tatarinov, M. N. (2013), "Pedagogical model to ensure the physical readiness of graduates of the internal troops of the MIA of Russia for service-fighting activity", Proceed-

ings of the Russian state pedagogical University. A. I. Herzen, No. 158, pp. 110-116.

13. Tomarow K. B. (2012), Content and organization of personality oriented physical education students on the basis of mini-football, dissertation, Naberezhnye Chelny.

14. Ed. Kovalenko V.A. (2000), Physical education, publishing house "ASB", Moscow.

15. Frolova L. V. (2006), Socio-cultural aspects of student's physical culture, dissertation, Saratov.

16. Chistyakov, V. A., Kostromin O. V. and Novoseltseva O.V. (2014), "Structure of the pedagogical concept of sportitalia physical education at the technical University through a sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.

Контактная информация: pfanmp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2015.

УДК 796.011:159.9

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ 4-7 ЛЕТ

Светлана Ивановна Филимонова, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Сергеевна Гришина, аспирант, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, г. Москва,

Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент,

Воронежский государственный институт физической культуры, г. Воронеж

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья иллюстрирует особенности возрастной динамики показателей психического развития и физической подготовленности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного возраста, в период с 4 до 7 лет. Представлены результаты тестирования физической подготовленности и раскрыты основные особенности исследуемых психических процессов, как мальчиков, так и девочек. Вскрыта проблема рационального физического воспитания в дошкольном образовании детских домов и школ-интернатов - физическое воспитание проводится без учета возрастных особенностей физических и психических качеств и их комплексного развития, с целью реализации всестороннего и гармонического развития личности ребенка в условиях детского дома.

Ключевые слова: дети-сироты 4-7 лет, психические качества, физическая подготовленность, корреляция, физическое воспитание.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p245-250

AGE FEATURES OF MENTAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF ORPHAN CHILDREN AGED 4-7 YEARS

Svetlana Ivanovna Filimonova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Tatiana Sergeyevna Grishina, the post-graduate student, Teacher training institute of physical culture and sports Moscow City Teacher Training University, Moscow, Irina Aleksandrovna Sabirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture, Voronezh

Annotation

Article illustrates the features of the age dynamics of indicators of mental development and physical fitness of orphans and children left without parental care of preschool age, from 4 to 7 years. The results of the testing of physical fitness have been presented with disclosed main features of the studied mental processes, both for boys and girls. The problem of rational physical education at preschool education orphanages and boarding schools - physical education is conducted without regard to age characteristics of physical and mental qualities and their integrated development, in order to realize the full and harmonious development of the child in a children's home.

Keywords: orphaned children aged 4-7 years, mental qualities, physical preparedness, correlation, physical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.