Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования у студентов направления подготовки «Туризм» профессиональных компетенций на основе реализации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности'

Педагогическая технология формирования у студентов направления подготовки «Туризм» профессиональных компетенций на основе реализации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL-SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина А.Н.

В статье рассматривается структура и содержание педагогической технологии формирования у студентов направления подготовки «Туризм» профессиональных компетенций на основе реализации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности. Проведено определение готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в условиях вузовского образования. Результаты анкетного опроса свидетельствуют о разном уровне готовности студентов-выпускников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Подобные исследования актуализируют проблему поиска условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности выпускников к своей профессиональной деятельности через повышение значимостивнеучебной физкультурно-спортивной деятельности в условиях вузовского образования. Структура педагогической технологии включает в себя цель, задачи, принципы, а также такие разделы, как организационный, нормативный, содержательный, диагностический. В статье также представлен календарный план организационно-методических и физкультурно-спортивных мероприятий. В рамках представленной педагогической технологии раскрывается роль и значение физкультурно-спортивной деятельности в общей системе профессиональной подготовки студентов, направленной на гармоничное развитие и самореализацию личности, благоприятную социально-педагогическую адаптацию.Интеграция физкультурно-спортивной деятельности студентов с другими видами деятельности способствует повышению эффективности формирования следующих компонентов: когнитивного (формирование знаний о человеке, средствах и методах укрепления здоровья, развития рефлексивных способностейсамоанализа, самопознания и самооценки); ценностно-мотивационного, включающего формирование личностных мотивов физкультурно-спортивной деятельности; деятельностно-практического, включающего в себя развитие способностей, освоение умений и навыков, позволяющих самостоятельно заботиться о сохранении и укреплении как своего здоровья, так и здоровья других, умение планировать свою деятельность; диагностического,включающего в себя умение диагностировать свое состояние и состояния других. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетный опрос, изучение рабочей документации, педагогический эксперимент. Материалы. В статье представлены материалы экспериментального исследования отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности как основы формирования личностных качеств будущих специалистов в области туристической деятельности. Результаты. Раскрыты структура и содержание педагогической технологии формирования у студентов направления подготовки «Туризм» профессиональных компетенций на основе реализации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.Разработан календарный план мероприятий в рамках педагогической технологии.Проведенный анкетный опрос студентов позволил выявить необходимость интеграции физкультурно-спортивной деятельности студентов в образовательный процесс как важный фактор, способствующий повышению эффективности формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Заключение. Разработанная педагогическая технология формирования у студентов направления подготовки «Туризм» профессиональных компетенций на основе реализации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности способствует совершенствованию саморазвития и самореализации студентов в период обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калимуллина А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION AMONG STUDENTS OF “TOURISM” COURSE OF TRAINING ON THE BASIS OF EXTRACURRICULAR PHYSICAL-SPORTS ACTIVITY REALIZATION

The article is about the structure and content of a pedagogical technology of professional competencies formation among students of “Tourism” course of training on the basis of extracurricular physical-sports activity realization. The students’ readiness is revealed to independent physical-sports activity in terms of higher education. The results of the questionnaire survey show a different level of students-graduates readiness to independent physical -sports activity. Such kind of research works actualize the problem of the search for the conditions, which provide an effective formation of graduates’ readiness to fulfill professional activity through the importance increase of extracurricular physical-sports activity in terms of higher education. The structure of pedagogical technology includes the aim, objectives, principles and the following units: organizational, normative, content, diagnostics. The article also presents a time schedule of organizational-methodological and physical-sports events. In terms of the presented pedagogical technology the role and importance of physical-sports activity in a general system of students’ professional training are revealed. This physical-sports activity is directed at personality harmonious development and self-realization, a favorable social-pedagogical adaptation. Physical-sports activity integration of students with other kinds of activity provides the effectiveness increase of the following components formation: cognitive (knowledge formation of a person, means and methods of health improvement, reflexive abilities development self-analysis,self-actualization, self-appraisal); axiological-motivational, which includes personal motives formation of physical-sports activity; activity-oriented-practical, which includes the abilities development, skills mastering, which help to protect and improve own and other peoples’ health independently, the ability to plan own activity; diagnostic, which includes the ability to diagnose one’s state and the state of other people. Research methods: scientific-methodical literature analysis, questionnaire survey, documents study, pedagogical experiment. Materials. The article presents the materials of an experimental study of students’ attitude to physical-sports activity as the base for personal qualities formation of the future specialists in the sphere of touristic activity. Results.The structure and content of pedagogical technology of professional competencies formation among students of “Tourism” course of training on the basis of extracurricular physical-sports activity realization are revealed.A time schedule of events in terms of the pedagogical technology is created.A questionnaire survey among students helped to reveal the necessity of studentsphysical-sports activity integration into educational process as an important factor, which provides the effectiveness increase of professional competencies formation among students studying in “Tourism”. Conclusion. The created pedagogical technology of professional competencies formation among students of “Tourism” course of training on the basis of extracurricular physical-sports activity realization provides self-development and self-realization improvement of students during the studies at a higher educational establishment.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования у студентов направления подготовки «Туризм» профессиональных компетенций на основе реализации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности»

УДК 378.18 DOI 10.14526/01_1111_89

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ» ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Калимуллина А.Н. — аспирант Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 420138, РТ, г. Казань, Деревня Универсиады, д. 35

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION AMONG STUDENTS OF "TOURISM" COURSE OF TRAINING ON THE BASIS OF EXTRACURRICULAR PHYSICAL-SPORTS ACTIVITY REALIZATION

Kalimullina A.N. — post-graduate Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education «Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism», 20138, Republic of Tatarstan, Kazan, Universiade Village, 35

e-mail: kalimullina-89@mail. ru

Аннотация. В статье рассматривается структура и содержание педагогической технологии формирования у студентов направления подготовки «Туризм» профессиональных компетенций на основе реализации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности. Проведено определение готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности в условиях вузовского образования. Результаты анкетного опроса свидетельствуют о разном уровне готовности студентов-выпускников к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Подобные исследования актуализируют проблему поиска условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности выпускников к своей профессиональной деятельности через повышение значимостивнеучебной физкультурно-спортивной деятельности в условиях вузовского образования. Структура педагогической технологии включает в себя цель, задачи, принципы, а также такие разделы, как организационный, нормативный, содержательный, диагностический. В статье также представлен календарный план организационно-методических и физкультурно-спортивных мероприятий. В рамках представленной педагогической технологии раскрывается роль и значение физкультурно-спортивной деятельности в общей системе профессиональной подготовки студентов, направленной на гармоничное развитие и самореализацию личности, благоприятную социально-педагогическую адаптацию.Интеграция физкультурно-спортивной деятельности студентов с другими видами деятельности способствует повышению эффективности формирования следующих компонентов: когнитивного (формирование знаний о человеке, средствах и методах укрепления здоровья, развития рефлексивных способностей-самоанализа, самопознания и самооценки); ценностно-мотивационного, включающего формирование личностных мотивов физкультурно-спортивной деятельности;

деятельностно-практического, включающего в себя развитие способностей, освоение умений и навыков, позволяющих самостоятельно заботиться о сохранении и укреплении как своего здоровья, так и здоровья других, умение планировать свою деятельность; диагностического,включающего в себя умение диагностировать свое состояние и состояния других. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетный опрос, изучение рабочей документации, педагогический эксперимент. Материалы. В статье представлены материалы экспериментального исследования отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности как основы формирования личностных качеств будущих специалистов в области туристической деятельности. Результаты. Раскрыты структура и содержание педагогической технологии формирования у студентов направления подготовки «Туризм» профессиональных компетенций на основе реализации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.Разработан календарный план мероприятий в рамках педагогической технологии.Проведенный анкетный опрос студентов позволил выявить необходимость интеграции физкультурно-спортивной деятельности студентов в образовательный процесс как важный фактор, способствующий повышению эффективности формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Заключение. Разработанная педагогическая технология формирования у студентов направления подготовки «Туризм» профессиональных компетенций на основе реализации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности способствует совершенствованию саморазвития и самореализации студентов в период обучения в вузе.

Ключевые слова: педагогическая технология, студенты, компетенции, физкультурно-спортивная деятельность.

Annotation. The article is about the structure and content of a pedagogical technology of professional competencies formation among students of "Tourism " course of training on the basis of extracurricular physical-sports activity realization. The students' readiness is revealed to independent physical-sports activity in terms of higher education. The results of the questionnaire survey show a different level of students-graduates readiness to independent physical -sports activity. Such kind of research works actualize the problem of the search for the conditions, which provide an effective formation of graduates' readiness to fulfill professional activity through the importance increase of extracurricular physical-sports activity in terms of higher education. The structure of pedagogical technology includes the aim, objectives, principles and the following units: organizational, normative, content, diagnostics. The article also presents a time schedule of organizational-methodological and physical-sports events. In terms of the presented pedagogical technology the role and importance of physical-sports activity in a general system of students' professional training are revealed. This physical-sports activity is directed at personality harmonious development and self-realization, a favorable social-pedagogical adaptation. Physical-sports activity integration of students with other kinds of activity provides the effectiveness increase of the following components formation: cognitive (knowledge formation of a person, means and methods of health improvement, reflexive abilities development - self-analysis,self-actualization, self-appraisal); axiological-motivational, which includes personal motives formation of physical-sports activity; activity-oriented-practical, which includes the abilities development, skills mastering, which help to protect and improve own and other peoples' health independently, the ability to plan own activity; diagnostic, which includes the ability to diagnose one's state and the state of other people. Research methods: scientific-methodical literature analysis, questionnaire survey, documents study, pedagogical experiment. Materials. The article presents the materials of an experimental study of students' attitude to physical-sports activity as the base for personal qualities formation of the future specialists in the sphere of touristic activity. Results.The structure and content of pedagogical technology of professional competencies formation among students of "Tourism" course of training on the basis of extracurricular physical-sports activity realization are revealedA time schedule of events in terms of the pedagogical technology is createdA questionnaire survey among students helped to reveal the necessity of students' physical-sports

activity integration into educational process as an important factor, which provides the effectiveness increase of professional competencies formation among students studying in "Tourism". Conclusion. The created pedagogical technology of professional competencies formation among students of "Tourism" course of training on the basis of extracurricular physical-sports activity realization provides self-development and self-realization improvement of students during the studies at a higher educational establishment.

Keywords: pedagogical technology, students, competencies, physical-sports activity.

Введение. В программе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших учебных заведений отмечено, чтофизическое воспитание студентов должно быть нацелено на «формирование физическойкультуры личности и способностей, направленных на использование разнообразных средств физической культуры,спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и

самоподготовки к будущей

профессиональной деятельности» [6] .На наш взгляд,формирование физической культуры личности будущего бакалавра в рамках учебных занятий, выделяемых учебным планом, представляется возможным в малой степени.

В концепции развития физической культуры и спорта РФв период до 2020 года отмечено, что «в физическое совершенствование студенческой

молодежи должна включаться и внеучебная физкультурно-спортивная деятельность», в частности:

самостоятельные занятия различными видами физических упражнений, занятия в спортивных секциях, клубах, внеурочная деятельность по спортивно-

воспитательному направлению[1,3].Тем не менееанализработ по теории и практикевысшего профессионального образования показал, чтовопрос формирования готовности будущих выпускников к физкультурно-спортивной деятельности остается недостаточно исследованным [2,4,5].

Систематическое изучение

отношения и мотивации студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе становлениябудущего

специалиста является важнейшим условием формирования профессионально компетентного специалиста в своей

области. Пока не будут созданы условия для реализацииинтересов, направленных на совершенствование физического состояния как основы успешной профессиональной деятельности, у человека не будет основы здорового образа жизни,основы высокой физической работоспособности.

В настоящее время

формированиесамостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов стало одним из важных направлений. Это связано со снижением уровня здоровья работающей молодежи, а также ухудшением психофизического состояния и слабой физической подготовленностью. В результате подготовка студентов в рамках интеграции физкультурно-спортивной деятельностив образовательный процесс должна приводить к результатам,

характеризующимся определенным

уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, представляющих собой качественное системное динамичное состояние будущих специалистов [4,5].

Все выше представленное позволило разработать педагогическую технологию формирования у студентов направления подготовки «Туризм» профессиональных компетенций в рамках реализации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения в вузе.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы,

анкетный опрос,изучение рабочей документации.

Организация исследования.

Опытно-экспериментальная работа

проводилась на базеФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия

как основы формирования

профессиональной компетентности

студентов: инициативности,

любознательности, доброжелательности, стремления к сотрудничеству, чувства нового, толерантностикак чертличности. Организационно-методический раздел включает в себя задачи, методические положения, нормативный раздел -примерный план физкультурно-спортивных и физкультурно-

оздоровительных мероприятий,

направленных на формирование профессиональных компетенций.

Диагностический раздел включает в себя выявление исходного уровня общей физической подготовленности,

функциональной подготовленности и физической работоспособности,

определение сформированности

компетенций.

Методический раздел включает примерный план мероприятий, план-схему распределения мероприятий по неделям, месяцам; содержательный раздел -примерную программу и схему реализации мероприятий.

В планировании внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студентовмы руководствовались

следующими принципами: целевой направленности подготовки;привлечения ведущих факторов, способствующих развитию; совершенствования физической подготовленности;повышения здоровья и формирования здорового образа жизни. Реализация указанных принципов позволяет учитывать возможности всех студентов. Физкультурно-спортивная

деятельность студента рассматривается как целостная динамическая система, где на каждом курсе решаются специфические задачи. Из курса в курс повышается физическая и специальная физическая подготовленность студентов как фундамент самосовершенствования и самореализации личности.

Процесс реализации физкультурно-спортивной деятельности студентов осуществляется на основе следующих методических положений:

преемственности задач, средств и методов;

физической культуры, спорта и туризма». В эксперименте приняли участие студентов 1-4-го курсов, обучающиеся по направлению «Туризм». Исследование проводилось в периодс 2012 по 2014 гг. в г. Набережные Челны.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу формирования профессиональной

компетентности бакалавров направления подготовки «Туризм» в рамках реализации внеучебных мероприятий по

физкультурно-спортивной деятельности и педагогических условий её реализации.

Результаты. На первом этапе наших исследований был проведён анкетный опрос студентовФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» по направлению подготовки «Туризм». В исследовании приняли участие 100 студентов. Все испытуемые по состоянию здоровья относятся к основной медицинской группе. Опрос проводили с помощью разработанной нами анкеты, включающей вопросы, направленные на выявление всех сторон готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности, и несколько вариантов ответа, с целью выявления состояния здоровья студентов и их отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

Цель методики - повышение эффективности физкультурно-спортивной деятельности, направленной на

формирование профессиональной

компетентности студентов путем реализации дополнительных ресурсов.

Задачи методики: гармоничная разносторонняя физическая подготовка; укрепление и сохранение здоровья студентов; выявление особенностей применения новых средств, методов, объема и интенсивности нагрузки в рамках реализации внеурочной физкультурно-спортивной деятельности студентов; диагностика состояния здоровья студентов: диагностика физической подготовленности студентов, диагностика функциональной подготовленности

студентов,диагностика результативности физкультурно-спортивной деятельности

постепенного роста требований к физкультурно-спортивной деятельности; непрерывного совершенствования

профессионального мастерства студентов; правильного планирования мероприятий; строгого соблюдения принципов реализации всех компетенций.

Педагогическая технология

организации и проведения внеучебных мероприятий по физкультурно-спортивной деятельности студентов разрабатывалась на основе нормативных документов и с учетом результатов педагогического эксперимента, проведенного на базе НФ «Поволжская ГАФКСиТ» города Набережные Челны.

Технология также включает в себядиагностикууровня физической,специальной физической

подготовленности студентов.Для

проведения диагностики общей

физической подготовленности нами использованыследующие тесты: бег на 100 м; прыжок в длинус места; бегна 1000и на 500 м; подтягивание на высокой перекладине,сгибание и разгибание рук в упоре лежа, тест Купера.

Методика в рамках представленной педагогической технологии раскрывает роль и значение физкультурно-спортивной деятельности в общей системе профессиональной подготовки студентов и направлена на гармоничное развитие и самореализацию личности, благоприятную социально-педагогическую адаптацию.Такая интеграция

физкультурно-спортивной деятельности студентов в другие виды деятельности способствует повышению эффективности формирования следующих компонентов: когнитивного (формирование знаний о человеке, средствах и методах укрепления

здоровья, развития

рефлексивныхспособностей-самоанализа, самопознания и самооценки); ценностно-мотивационного, включающего в себяформирование личностных мотивов физкультурно-спортивной деятельности; деятельностно-практического, включающего в себя развитие способностей, освоение умений и навыков, позволяющих самостоятельно заботиться о сохранении и укреплении как своего здоровья, так и здоровья других, умение планировать свою деятельность; диагностического, включающего в себя умение диагностировать свое состояние и состояние других.

Календарный план внеучебных мероприятий в рамках физкультурно-спортивной деятельности студентов предусматривает формирование

потребности студентов к физическому самосовершенствованию, умение

самостоятельно заниматься физической культурой и спортом, самостоятельно применять физические упражнения в целях отдыха и для тренировки организма с целью повышения общей физической работоспособности и укрепления физического, психологического состояния как основы здоровья. Развитие двигательных способностейпозволяет совершенствовать двигательные умения и навыки, которые могут выступать как основа формирования профессиональных компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

В таблице 1 представлен календарный план организационно-методических мероприятий, включающий в себя мероприятия, направленные на планированиеи организацию диагностики проводимых мероприятий.

Таблица 1 - календарный план организационно-методических мероприятий

Наименование мероприятий Результативность мероприятий Срок Ответственн ый за исполнение

Планирование работы. «Философствуем, спорим, ищем» (форма проведения - «философский стол») Повышение организационно-методической деятельности, совершенствование организации учебного процесса Август Студ совет

Использование современных Создание электронных учебно-методических пособий по Октябрь Заведующие

образовательных технологий и

формирование ключевых компетенций студентов при обучении

общепрофессиональным и специальным дисциплинам

дисциплинам учебного плана, необходимого для

качественного освоения

программ обучения

кафедрами

Исследование процесса усвоения знаний студентов в учебном процессе через призму физкультурно-спортивной деятельности (форма проведения -«круглый стол»)

Создание учебно-методического комплекса по дисциплинам учебного плана, необходимого для качественного освоения программ обучения и многолетнего периода подготовки в избранном виде спорта_

Декабрь

Студ. совет

«Воспитательная деятельность образовательного учреждения - социально открытая педагогическая система»

Создание концепции

гражданского образования и воспитания, ориентированной на формирование ключевых компетенций, предложенных в новых стандартах содержания образования для подготовки специалистов

Февраль

отв. за воспитатель ную работу

Формирование у студентов ответственного отношения к здоровому образу жизни. Педагогические условия укрепленияи сохранения здоровья учащихся_

Создание организационной, методической, материальной базы для научно-

исследовательской работы преподавателей, тренеров, студентов

Апрель

Студ. совет

Анализ деятельности педагогического коллектива кафедры СЭДСиТ по результатам итоговой аттестации студентов_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение организационно-методической деятельности, совершенствование организации учебного процесса

Июнь

Зав.

кафедрой

Планёрки

Повышение организационно-методической деятельности, совершенствование организации учебно-воспитательного процесса_

Еженедельно

Зав.

кафедрой

Заседания кафедры

Повышение организационно-методической деятельности, совершенствование организации учебного процесса

(пятница)

Зав.

кафедрой

Заседания кафедры

Повышение организационно-методической деятельности, совершенствование организации учебного процесса

Первый вторник каждого месяца

Совещания кураторов

Повышение организационно-

Понедельник

групп методической деятельности, совершенствование организации учебного процесса

Проведение кураторских часов Совершенствование у студентов учебных умений и возможностей саморазвития Еженедельно (1 раз в месяц)

Посещение студенческого общежития Повышение организации и эффективности деятельности студентов 1 раз в неделю кураторы

Введение в педагогическую практику современных инновационных технологий: дистанционного обучения, создания электронных учебно-методических комплексов по учебным предметам Оптимизация и повышение качества подготовки специалиста; взаимообусловленный характер воспитания и обучения студентов, предоставление молодым спортсменам возможности освоения образовательной программы без отрыва от тренировочного процесса. Постоянно

Организация методического объединения по учебной и спортивной работе Координация педагогической деятельности Постоянно Декан

Воспитательная работа со студентами включала в себя развитие студенческого самоуправления.

Организационные мероприятия

направлены на формирование у студентов коллективизма и лидерства. Расширяется связь студенческой молодежи с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам молодежной политики, со студенческим активами вузов города и РФ. Проведение совещаний, семинаров, коллегий руководителей и специалистов органов по работе с молодёжью и общественных организаций, а также участие в них студентов были направлены на реализацию государственной молодёжной политики. Кроме того, воспитательная работа включала работу комиссии по защите прав студентов и профилактике правонарушений среди студентов; развитие студенческого самоуправления, углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания; повышение эффективности деятельности молодёжных

объединений;привлечение их к реализации программ и проектов, направленных на позитивную социализацию студентов.

В рамках экспериментальной методики были запланированы

тематические круглые столы, конкурсы: Круглый стол «Развитие культуры здорового образа жизни в студенческой среде», направленный на повышение социальной активности студентов, формирование конкурентоспособного, физически здорового успешного специалиста и гражданина; Круглый стол «Политика глазами молодежи» с участием лидеров политических партий и движений с целью привлечения их к реализации программ и проектов, направленных на позитивную социализацию студентов; Круглый стол с участием врачей медицинского центра репродукции и планирования семьи, представителей ведомств, студенчества, направленный на повышение социальной активности учащейся молодежи, формирование конкурентоспособного, физически

здорового, успешного специалиста и

гражданина. Межвузовскаяакция

«Разумный выбор», включающая лекции студентов-медиков и врачей-ординаторов по проблемам наркомании, профилактике венерических заболеваний и СПИДа.

Мероприятия по развитию гражданственности ипатриотизма

студентов направлены на формирование гражданской позиции и ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. В рамках этого запланировано участие студентовв молодежных программах, направленных на развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания. Участие впраздничных мероприятиях, таких как «День защитника отечества», «День Победы» способствует патриотическому воспитанию студентов, сохранению памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне. Участие в конкурсе «Татар егете» направлено на воспитание гражданственных чувств студентов, напропаганду национальных традиций. Участие в лично-командном первенстве по военно-прикладному многоборью,

посвящённому Дню защитника Отечества, позволяет повысить интересстудентов к военно-прикладным видам спорта иразвитию волевых и физических качеств. Проведение патриотической акции «Память» способствовало проявлению заботы и внимания, оказанию моральной поддержки ветеранам Великой

Отечественной войны. Оформление и пополнение материалов и экспозиций музея истории КамГАФКСиТ

способствовали развитию системы патриотического и гражданственного воспитания студентов на основе объективной и всесторонней информации; шефство над детским домом - воспитанию гражданственных чувств;участие в декаде инвалидов - сбор средств и сладких подарков, участие в концерте -воспитанию гражданственных чувств, проявлению заботы и внимания. Участие в показательных выступлениях,

посвященных 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. способствовало развитию системы

патриотического и гражданственного воспитания студентов.

Психолого-педагогическая деятельность и организация работы по социально-психологической адаптации студентов предусматривали анкетирование первокурсников с применением метода незаконченных предложений,

социометрии, рисуночных тестов. Проведение и обработка результатов теста «Мотивация в обучении» приводит к снижению уровня психологического напряжения на занятиях и росту уровня учебной и познавательной мотивации студентов. Организация тренингов с учащимися групп 1 -го курса («Тренинг успешного общения». «Спортивно-игровой тренинг») способствовала улучшению адаптации к обучению, повышению активности и

коммуникабельности студентов.

Мастерская профессионального

консультирования направлена на формирование у студентов готовности к жизненному самоопределению, умению анализировать и прогнозировать ситуацию

Организация культурно-массовых мероприятий, духовно-интеллектуальное развитие предусматривали также поддержку и развитие движения КВН, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, олимпиадах, проводимых Академией, городским управлением молодёжи, создание условий для организации научной итворческой деятельности студентов.

Студенты принимали участие в таких мероприятиях, как Фестиваль НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» -Творческий дебют; Вокальное исполнение (соло); Оригинальный жанр; Сценическое мастерство; День первокурсника; День Учителя; Всемирный день студента; Новогодний бал студентов «В ожидании чуда»; День Святого Валентина «Половинка моя!», Месячник военно-патриотического воспитания, праздничный концерт к Дню защитников Отечества, поэтическо-художественный конкурс, посвящённый Международному женскому дню 8 Марта «Всё от женщины на свете!», праздничный концерт кДню смеха,

конкурс стенгазет, «День смеха», «День иностранных языков», «Студенческая весна».

Организация научной деятельности студентовнаправлена на поддержку талантливых и одарённых студентов, их участие во всероссийских, международных и вузовских научно-практических конференциях, семинарах, слётах, конкурсах. Разработка, организация и проведение конференции-конкурса

«Группа, в которой хочется учиться» направленына формирование потребности в решении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества

студенческой молодежи. Развитие международного и межвузовского сотрудничества - создание при студенческом совете «Клуба дружбы студентов» - направлено наутверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости. Выездной

семинармолодых учёных, контроль и организация учебной и научной деятельности.

Профилактика наркотизации,

табакокурения, преступности и других негативных явлений в студенческой среде также востребованы сегодняшним состоянием вопроса. В рамках данного

раздела запланированоучастие в мероприятиях по профилактике наркомании в студенческой среде, борьба с другими негативными мероприятиямис целью утвержденияздорового морально-психологического климата студенчества, укрепления нравственных основ; участие в городском выездном семинаре для волонтёров по программе "Академия мира" по профилактике наркомании в студенческой среде; мероприятия по организации системы профилактической работы, препятствующей

распространению ВИЧ/ИППП,

наркомании; поддержка проектов, направленных на социальную адаптацию молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Одним из важных направлений деятельности вуза является реализация мероприятий по социальной реабилитации молодёжи с ограниченными

возможностями здоровья, содействие социальной адаптации молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

В таблице 2 представленкалендарь основных мероприятий, направленных на реализацию физкультурно-спортивной деятельности студентов в рамках экспериментальной педагогической

технологии.

Таблица 2 — календарь основных мероприятий, направленных на реализацию физкультурно-спортивной деятельности

Наименование мероприятий Направленность мероприятий сроки Ответствен ные

Реализация молодёжных спортивных мероприятий Поддержка и развитие всех форм и методов воспитания у молодых людей потребности к физической культуре, спорту, пропаганде здорового образа жизни. Постоян но Студ. совет

Работа спортивного клуба Поддержка и развитие всех форм и методов воспитания у молодых людей потребности к физической культуре, спорту, пропаганде здорового образа жизни. Постоян но Председ. студсовета

Участие во Всероссийском дне бега «Кросс Наций" Привлечение студентов к повседневным занятиям физической культурой и спортом. сентябрь Куратор

Участие в осеннем легкоатлетическом кроссе, посвящённом Дню учителя Привлечение студентов к повседневным занятиям физической культурой и спортом, воспитание молодёжи на примерах ветеранов труда и спорта. сентябрь Спортивн. отдел группы

Открытое первенство филиала по видам спорта Привлечение студентов к повседневным занятиям физической культурой и спортом, воспитание молодёжи на примерах ветеранов труда и спорта В течение года Спортивн. отдел группы

Участие в соревнованиях по ИВС: Привлечение студентов к повседневным занятиям физической культурой и спортом, воспитание молодёжи на примерах ветеранов труда и спорта В течение года

Участие в соревнованиях по ИВС среди вузов города Привлечение студентов к повседневным занятиям физической культурой и спортом. Создание условий, которые позволяют решать задачи подготовки педагогов по физической культуре и спортсменов высокой квалификации в ситуациях высоких физических нагрузок, девушек и юношей сравнительно юного возраста, различного уровня физического развития и физической подготовленности. февраль Куратор

Организация праздников и участие в них студентов: «Зимние забавы», «Масленица», «Мокрые старты» Привлечение студентов к повседневным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни февраль - март Куратор, спорт отдел

Создание и активная работа туристического клуба (туристические походы, сплавы) Привлечение студентов к повседневным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни сентябрь - июнь Руководите ль турклуба

Подготовка и участие команды для выступления в традиционной городской легкоатлетической эстафете Привлечение студентов к повседневным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни май Куратор, спортивны й отдел группы

День семьи -спортивный праздник: «От здоровья каждого к здоровью нации» Привлечение студентов и их родителей к повседневным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни май Спортивны й отдел группы

Подготовка и участие команды для выступления на Всероссийских массовых соревнованиях по спортивному ориентированию "Российский Азимут - Привлечение студентов к повседневным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни май Спорт отдел

Подготовка и участие команды для выступления в легкоатлетическом кроссе, посвящённом памяти первого ректора КамГАФКСиТ, профессора. Заслуженного работника физической культуры РФ и РТ, Заслуженного тренера РТ Цыганова Г.В. Привлечение студентов к повседневным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни май Студ. совет

Создание и активная работа студенческого спортивно-педагогического отряда «Смена» на базе студенческого совета Повышение уровня профессиональной подготовки по воспитательной, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. Увеличение числа студентов, желающих проявить творческие и организаторские способности в области физической культуры и спорта. Нахождение наилучших форм и методов организации и проведения спортивно-массовых мероприятий. сентябрь -май

Методика формирования

профессиональныхкомпетенций бакалавров, обучающихся по направлению «Туризм», в рамках реализации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности также включает в себяорганизацию и проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий, посвящённых Универсиаде 2013. В рамках этого проведены следующие мероприятия: создание группы волонтёров для участия в Универсиаде 2013; проведение курсов английского языка для подготовки волонтёров в Универсиаде 2013; встреча с легендарными спортсменами: Геннадием Муратовым - победителем Кубка Президента России по тяжёлой атлетике,

Дмитрием Обуховым - чемпионом России 2006 г., первым обладателем Кубка КХЛ им. Ю. Гагарина в 2009 г., Андреем Ларьковым - мастером спорта по лыжным гонкам, участником Кубка Мира в Канаде, олимпийской чемпионкой Гульнарой Самитовой-Галкиной; круглый стол на тему «Чемпион». Участие в легкоатлетической эстафете по

установлению рекорда Гиннеса и в ежегодном легкоатлетическом кроссе, посвящённом «Дню

физкультурника»,явилось результатом привлечения студентов к повседневным занятиям физической культурой и спортом, привития здорового образа жизни. Развитие программы

спортивногонаследия Универсиад и Олимпиад было направлено на совершенствование практики работы в сфере спортивного профессионального образования через систему организации и развития научной деятельности в вузе, внедрения в образовательный процесс современных инновационных технологий. Создание и активная работа студенческих строительных отрядов на базе студенческого совета «Универсиаде -ДА!!!» проводились с целью повышения эффективности деятельности молодёжных объединений. Участие в строительстве объектов в г. Казань в период 2010-2013гг. осуществлялось в рамкахподдержки и развития всех форм и методов воспитания у молодых людей потребности к физической культуре, спорту, пропаганде здорового образа жизни.Также организация и проведение олимпиады среди учащихся школ, студентов«Что мы знаем об Универсиаде 2013» позволилисовершенствовать практическуюработу студентов в сфере спортивного профессионального

образования через систему организации и развития научной деятельности в вузе. Диагностика успешности студентов включалав себя своевременное

определение эффективности и успешности физкультурно-спортивной деятельности. Рейтинг-контроль физкультурно-

спортивной деятельности направлен на повышение эффективности физического воспитания студентов на основе комплексной целевой программы физкультурно-спортивной деятельности, для развитияих профессиональных качеств. Мониторинг физических качеств студентов подразумевает оценку состояния здоровья, физического развития, функционального состояния,

функциональной подготовленности и рейтинг контроляобщей физической подготовки.

Психолого-педагогическая работа сродителями студентов

включалапроведение родительских

собраний на тему «Особенности организации учебного труда

студентов,роль родителей в этом

процессе»; «Проблема адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе».Данные мероприятия способствуют совершенствованию у студентов учебных умений и возможностей, саморазвитию посредствомактивизации.

Профессиональная подготовка студентоввключает в себя встречу с выпускниками Академии, оказание поддержки в становлении и развитии профессиональных качеств студентов в условиях прохождения ознакомительной практики.

Выводы. Таким образом, проведенный анкетный опрос позволил выявить необходимость интеграции физкультурно-спортивной деятельности студентов в образовательный процесскак важный фактор, способствующий повышению эффективности формирования профессиональных компетенций

студентов, обучающихся по направлению «Туризм». В рамках этого разработана педагогическая технология формирования у студентов направления подготовки «Туризм» профессиональных компетенций на основе реализации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.

Литература

1. Железняк, Ю.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования / Ю. Д. Железняк // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №5. - С. 47-52.

2. Кузнецова, З.М. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / З.М. Кузнецова, О.Е. Афтимичук // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №2(35). - С. 28-38. DOI: 10.14526/01_1111_04. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25373060.

3. Кубасов, В. И. Главные направления для программы по физическому воспитанию [Электронный ресурс] / В. И. Кубасов, В. М. Лабскир, А. И. Любиев. - Режим доступа :http://users.kpi.kharkov.ua/sport/metod.html. (Дата обращения 01.01.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева.-М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120с.

5. Оплетин, А. А. Формирование компетенций саморазвития личности студентов средствами физической культуры / А. А. Оплетин// Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 13-17.

6. Оплетин, А. А. Футбол в процессе

формирования компетенции саморазвития личности студента [Электронный ресурс] / А. А. Оплетин, В. Д. Паначев, А. В. Филатов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 3(36). - С. 114-122. DOI:

10.14526/01_1111_37 Режим доступа:

http://elibrary.ru/item.asp?id=25373020

7. Рекомендации по

организации внеучебной работы со студентами. Письмо Министерства образования РФ от 20 марта 2002 года № 30-55-181 (Д): http://sovet.fizteh.ru/materials/minobrinauki/.

Referance

1. Zheleznyak Y. D. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2002, No.5, pp. 47-52.

2. Kuznetsova Z.M., Aftimichuc O.E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2(35), pp. 28-38. DOI: 10.14526/01_1111_04. http://elibrary.ru/item.asp?id=25373060.

3. Kubasov V. I., LabskirV.M.,

LybievA.I. Glavnye napravleniya dlya programmy po fizicheskomu vospitaniyu [The main directions for the program of physical upbringing] [Electronic recourse] Access mode

:http://users.kpi.kharkov.ua/sport/metod.html. (Date of access 01.01.2015).

4. Lubysheva L. I. Kontseptsiya formirovaniya fizicheskoi kul'tury cheloveka [The conception of a person's physical culture formation], Moscow : Russian State University of Physical Culture and Sport, 1992, 120 p.

5. Opletin A. A. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2013, No. 10, pp. 13-17.

6. Opletin A. A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 3(36), pp. 114122. DOI: 10.14526/01_1111_37. http://elibrary.ru/item.asp?id=25373020

7. Recommendations on extracurricular work with students' organization. The letter of the Ministry of education of the Russian Federation, March, 20, 2002 No. 30-55-181 (d): http://sovet.fizteh.ru/materials/minobrinauki/.

Статья поступила в редакцию: 15.03.2016 г.

Калимуллина Айгуль Назибулловна — аспирант Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 420138, РТ, г. Казань, Деревня Универсиады, д. 35 e-mail: kalimullina-89@,mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.