Научная статья на тему 'Мотив сна в произведениях Н. С. Лескова: функции сновидений'

Мотив сна в произведениях Н. С. Лескова: функции сновидений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
593
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / СОН / СНОВИДЕНИЕ / ФУНКЦИИ СНОВИДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шумейко Юлия Александровна

в данной статье проанализированы функции, которые выполняют сновидения в прозе Н.С. Лескова (на примере произведений «Житие одной бабы», «Воительница», «Леди Макбет Мценского уезда», «Неразменный рубль»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотив сна в произведениях Н. С. Лескова: функции сновидений»

Мотив сна в произведениях Н.С. Лескова: функции сновидений

Шумейко Ю.А.

Шумейко Юлия Александровна /Shumeyko Yuliya Aleksandrovna - студент, факультет филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в данной статье проанализированы функции, которые выполняют сновидения в прозе Н.С. Лескова (на примере произведений «Житие одной бабы», «Воительница», «Леди Макбет Мценского уезда», «Неразменный рубль»).

Abstract: this article analyzes the functions that perform dreaming in prose N.S. Leskov (for example, works of «Zhitie odnoj baby», «Voitel'nica», «Ledi MakbetMcenskogo uezda», «Nerazmennyj rubl'»).

Ключевые слова: мотив, сон, сновидение, функции сновидений. Keywords: motive, sleep, dreaming, dreaming functions.

Литературные сновидения в произведениях Н.С. Лескова полифункциональны. Они выполняют роль универсального медиатора между искусством и действительностью.

Мы можем выделить следующие функции, которые выполняют сновидения:

• философско-эстетическая;

• сюжетно-композиционная;

• мифологическая;

• информативная.

Философско-эстетическая функция сновидения в контексте произведений Н.С. Лескова состоит в том, что сон способен воздействовать в реальной жизни на взгляды людей, менять их. Эту функцию выполняет, например, сон Миколаши в «Неразменном рубле». Именно во сне мальчик понял, что такое для него настоящее счастье. Об этом он, проснувшись, сообщил своей бабушке.

Сюжетно-композиционная функция представляет собой так называемый «узел», на котором «завязан» сюжет произведения. Данную функцию выполняют сновидения Катерины Львовны в «Леди Макбет Мценского уезда». В данной повести так сновидения являются сюжгтообразующим звеном.

Мифологическая функция проявляется в использовании всеобщих символических форм, образов, схем, сюжетов и жизненных сценариев во сне. Это содержание того самого всеобщего, архетипического материала, накопленного человечеством вообще, и конкретной культурной исторической традицией в частности. Архетипическое проявление материала сновидений - более глобально, чем просто символическое выражение. Оно относится к функции судьбы, жизненному пути сновидца и функции личного мифа, который отражает основные, переломные этапы жизни. Эту функцию выполняет сон Маши в повести «Житие одной бабы». В этом сне девочка видит, как гуляет по райскому лугу с женщиной, образ которой можно соотнести с образом Богородицы, а Настю, оставшуюся внизу, рвут на части волки.

Также эту функцию выполняют сны Катерины Львовны: первый раз кот является после убийства ею свекра, а во второй раз кот с лицом убитого Бориса Тимофеевича появляется перед новым убийством.

Информативная функция сновидения состоит в том, что во сне происходит обработка различных сигналов и информации, которые получил человек в реальности от окружающей среды, тела, всего прочитанного, увиденного, услышанного и пережитого в прошедший день. Эту функцию выполняет первый сон Домны Платоновны. Пока Леканида рассказывала о себе, о своей жизни, о своем прошлом, Домна заснула, и услышанное спроецировалось в сновидческую реальность.

Сновидения используются в качестве игрового литературного приема, идет «игра в сны» и «игра со снами», сами тексты подчас строятся по законам сновидения. Сны служат в качестве мотивировки поступков персонажей, участвуют в создании ирреального плана повествования [2, с. 7].

Область сновидения является «пространством промежутка», подверженным влиянию противоположных сил, отношения между разными категориями в ней взаимообратимы [2, с. 8].

Предметный мир сновидений Н.С. Лескова «населен» всевозможными сновидческими существами, от существ, более-менее сходных с персонажами традиционных мифологий и демонологии (кот во снах Катерины Львовны) до непонятных существ («человек, так маленький, росту не больше как с петуха будет; личико крошечное; в синеньком кафтанчике, а на головке зеленый картузик держит» [1, с. 210] во сне Домны Платоновны из «Воительницы»). Он подвержен трансформациям, сопоставимым с фольклорно-мифологическими превращениями.

Персонажи-сновидцы Н.С. Лескова воплощают авторские представления о связи сна и смерти, сна и жизни, о возможности получения во сне тайного знания о мире и о преобразовании личности, но не всегда пользуются этими знаниями.

Литература

1. Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. - Т. 1. - М., 1956-1958. - 494 с.

2. Нагорная Н.А. Онейросфера в русской прозе XX века: модернизм, постмодернизм // Поэтика прозы. Тезисы доклада научной региональной конференции. - Смоленск, 2003. - С. 3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.