Научная статья на тему 'Московский пушно-меховой институт'

Московский пушно-меховой институт Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
353
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW FUR INSTITUTE

Data on the activity of Moscow Fur Institute, its lecturers and students, their role in the formation of hunting affair and fur farming in the country are given. Factors that favoured an outstanding success of that unique specialized educational and scientific center.

Текст научной работы на тему «Московский пушно-меховой институт»

Si

(S.

$

£*

a

J

1

с

£

I

1 і § s

§.

t

2

§.

2

к

iS

S'

£

МОСКОВСКИЙ ПУШНО-МЕХОВОЙ ИНСТИТУТ

С.А.Корытин

ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова РАСХН, г. Киров, e-mail: vniioz@mail.ru, www.vniioz.kirov.ru

Московский пушно-меховой институт (МПМИ) был единственным в нашей стране и в мире уникальным учебным заведением и научным центром, сыгравшим огромную роль в становлении отрасли. Он готовил кадры био-логов-охотоведов, звероводов, товаро-ведов-пушников, каракулеводов и ве-теринаров-знатоков болезней диких и клеточных животных. За четверть века (с 1930-го по 1954 год) подготовил 3500 специалистов, из которых 951 имели дипломы биолога-охотоведа. Институту удалось достичь высокого уровня подготовки своих питомцев. Многие из них, в том числе и охотоведы, получили научные степени. Как видно из приведенной ниже таблицы, доля «остепененных» биологов-охотоведов из МПМИ составила 14%. Этот же показатель для выпускников иных мест подготовки данных специалистов в 3-10 раз ниже.

Количество выпускников биологов-охотоведов разных мест подготовки, получивших ученые степени за 26 лет (взято из работы В.К.Мельникова «Справочник биологов-охотоведов выпускников МПМИ, ИСХИ, ВСХИЗО, КСХИ», (2001).

Высокий уровень подготовки был достигнут благодаря ряду факторов. Остановимся на них. В короткий срок институт создал великолепную учебную базу и благоприятные условия эффективного учебного процесса. Он получил и построил учебные и научно-опытные охотничьи, звероводческие, животноводческие хозяйства, ботанический сад, мичуринский питомник. Просторные помещения Голицынской усадьбы, в которой размещался МПМИ, позволили создать и приумножить богатейшие учебные и научные коллекции, учебные пособия, фонды библиотеки. В МПМИ общебиологические и специальные дисциплины преподавались учеными, сделавшими свои диссертации на диких животных или животных, содержавшихся в неволе. Они знали их не понаслышке. Такие педагоги максимально приближали свой предмет к задачам, стоящим перед охотоведами

и звероводами, повышалась усвояемость предметов и уровень биологической подготовки. Состав преподавателей включал известных ученых, первопроходцев в исследованиях, ставших научным фундаментом отрасли. Такие профессора, как П.А.Мантейфель, Б.А. Кузнецов, Е.Д.Ильина. П.А.Петряев, Е.А. Соколов, А.Г.Томилин и ряд других, являлись уникальными специалистами. Имена ученых, трудившихся в МПМИ, А.Н.Формозова, С.П.Наумова, Н.П.Нау-мова, Н.А.Бобринского, В.ГСтахровского, А.М.Колосова, Н.П.Лаврова говорят сами за себя. Подобные ученые имелись не только на звероводно-охотовед-ческом, но и других факультетах МПМИ. Силен был и средний преподавательский состав: к 1954 г. кроме 26 докторов-профессоров в институте работали 78 доцентов и кандидатов наук, большинство которых относились к числу редких знатоков своего дела. В Московском пушно-меховом институте все факультеты были органически связаны между собой и являлись учебно-научным комплексом, трудившимся для достижения единых целей. Разработка научной идеи могла вестись многопланово. Студентов учили думать широко, не замыкаясь в рамках отдельных дисциплин.

Загородное положение и близость столицы давали много преимуществ. Облегчался подбор квалифицированных преподавателей. Этому содействовало наличие своего жилого фонда. Статус столичного вуза усиливал приток абитуриентов. Создающийся конкурс обеспечивал подбор наиболее подготовленных, уверенных в себе молодых людей. Жизнь в студенческом городке рядом с институтом экономила время, энергию педагогов и студентов, избавляла от суеты белокаменной. Свежий воздух, близость леса, тишина способствовали сохранению здоровья и сосредоточенному размышлению. Студенты и педагоги имели возможность общаться не только на занятиях, но и в свободное время, в неформальной обстановке, что сближало их.

Студенты могли вести наблюдения за фауной и флорой в окружающих институт угодьях. В Москве и ближайшем Подмосковье находились лучшие зверосовхозы страны (Пушкинский и Салтыковский), крупнейший зоопарк, база «Зооцентра», Зоологический музей, ВДНХ и другие учреждения, где студенты МПМИ проходили учебные практики, бывали на экскурсиях, получали знания, набирались ума-разума. Близость Москвы с ее библиотеками, музеями, театрами, картинными галереями расширяла культурный кругозор студентов.

МПМИ воплотил в жизнь мечту подготовки для отрасли специалистов высшей квалификации. Идя непроторенной тропой, он разработал структуру учебных планов, практик, сформулировал названия специальностей и решил множество других вопросов, стоящих на пути вуза-первопроходца. Эти задачи он выполнил мудро и дальновидно: учебные планы спустя три четверти века остались почти прежними, не изменились принципиально и названия профессий. Московский пушно-меховой институт являлся микроцивилизацией, образовавшей свою культуру, профессиональный мировоззренческий пласт, комплекс идей и взглядов, свои традиции. Отказываться при распределении выпускников от предложенного места где-то на краю света считалось постыдным, противоречащим профессиональной чести. Многие роднились с суровой природой, с бытом окраин и оставались в глубинке на всю жизнь. Биолог-охотовед Валентина Ивановна Белык около 70 лет жила в Якутии. Н.А.Свири-дов пожалован званием «Почетный гражданин Таймыра», а П.Ф.Грибков является «Почетным гражданином Камчатки». И.И.Зайцев - «Почетным гражданином Магадана».

Самоотверженным трудом выпускников института было создано охотничье хозяйство и звероводство России и прилежащих территорий. Почти во

МПМИ ИСХИ ВСХИЗО КСХИ

Годы выборки 1930-1956 1955-1981 1966-1992 1970-1996

число выпускников 951 2355 1029 1687

кандидатов наук человек 106 86 13 21

% 11,1 3,6 1,2 1,2

докторов наук человек 28 12 4 3

% 2,9 0,5 0,3 0,17

всего с научными степенями человек 134 98 17 24

% 14,0 4,1 1,6 1,4

всех имевшихся зверохозяйствах, оле-несовхозах, ПОХах, ПОСах, коопзвероп-ромхозах, госхозах, в хозяйствах Ондатровой конторы работали выпускники МПМИ, нередко руководившие ими. Ведущие специалисты госохотинспек-ций, охотничьих обществ, заготовительных систем как в столице, так и на периферии с начала 30-х по 90-е годы ХХ века имели большей частью дипломы МПМИ. Врата союзной и российской заповедной систем были широко открыты для биологов-охотоведов института. Сергей Михайлович Сокольский трудится научным сотрудником в Пе-чоро-Илычском заповеднике вот уже 49 лет. В немалом количестве охотоведы Пушмеха работали в противочумной сети, в учреждениях дератизации. ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства, его периферийные отделения долгие годы почти целиком были укомплектованы выпускниками МПМИ. Они имелись и в НИИ пушного звероводства и кролиководства. Этот институт носит имя доктора наук охотоведа-зве-ровода марки МПМИ Виталия Аристарховича Афанасьева, долгие годы руководившего Главным управлением звероводческих и кролиководческих хозяйств страны. Немало питомцев

МПМИ трудилось в ТИНРО, в научных учреждениях Академий наук страны и союзных республик, а также на ниве просвещения. Ряд выпускников удостоен высоких правительственных наград и почетных званий. Биологи-охотоведы, например, Л.А.Волянский, А.А.Слудский и В.Н.Варфоломеев за успехи в он-датроводстве получили Сталинскую премию.

Московский пушно-меховой институт вписал золотую, неповторимую страницу в подготовку отечественных специалистов пушного дела, в историю российского охотоведения. Подобно князю Долгорукому, объединившему разрозненные княжества в единое целое, МПМИ свел воедино усилия отдельных факультетов ряда учебных заведений Ленинграда, Москвы и Иркутска, начавших подготовку охотоведов, в единый комплекс, в единый специализированный вуз со всеми его преимуществами. Проблема кадров всегда была ключевой, особенно остра она была в первой половине ХХ века. И Московский пушно-меховой решил эту проблему блестяще.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Боголюбский С. 1949. Пушно-меховой институт / Вечерняя Москва. 28 ноября.

Корытин С. 1977. Московский пушно-меховой // Охота и охотничье хозяйство. № 9. С.8-9

Корытин С.А., Игнатьев В.А. 2006. Храм Дианы на Пехре. К истории охотоведения в России - Киров. 551 с.

Ларин С. 1982. Московская школа охотоведения // Охота и охотничье хозяйство. № 7. С. 18-19.

Мантейфель П.А. 1941. Наш путь /За большевистские кадры: Московский зоотехнический институт. 29 марта.

Медведев И.М. 1941. Десятилетие Московского зоотехнического института // Кролиководство и звероводство. №4. С. 28-31.

Щесь Г.Г. 2003. Воспоминания о Московском пушно-меховом институте -М.: Изд-во РГАЗУ 60 с.

Международная научно-практическая конференция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.