Научная статья на тему 'Моральный дух военнослужащих как важнейшая составляющая потенциала силовых структур российской Федерации'

Моральный дух военнослужащих как важнейшая составляющая потенциала силовых структур российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
767
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЙ ДУХ / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ВОИНСКИЙ ДОЛГ / MILITARY DUTY / MORAL SPIRIT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ковылов Олег Викторович, Пряхин Александр Михайлович

В статье рассмотрены роль, основы, содержание, сущностные черты, системообразующие элементы морального духа военнослужащих, выполняющих задачи в экстремальных условиях обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ковылов Олег Викторович, Пряхин Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL SPIRIT OF THE MILITARY PERSONNEL AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF CAPACITY OF POWER STRUCTURES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the role, bases, the contents, intrinsic lines, backbone elements of moral spirit of the military personnel who is carrying out tasks in extreme conditions of a situation are considered.

Текст научной работы на тему «Моральный дух военнослужащих как важнейшая составляющая потенциала силовых структур российской Федерации»

УДК 130.1

О.В. Ковылов, А.М. Пряхин

МОРАЛЬНЫЙ ДУХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОТЕНЦИАЛА СИЛОВЫХ СТРУКТУР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены роль, основы, содержание, сущностные черты, системообразующие элементы морального духа военнослужащих, выполняющих задачи в экстремальных условиях обстановки.

Ключевые слова: моральный дух, духовность, патриотизм, воинский долг.

O. V. Kovylov, A.M. Pryakhin

MORAL SPIRIT OF THE MILITARY PERSONNEL AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF CAPACITY OF POWER STRUCTURES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the role, bases, the contents, intrinsic lines, backbone elements of moral spirit of the military personnel who is carrying out tasks in extreme conditions of a situation are considered.

Keywords: moral spirit, spirituality, patriotism, military duty..

История существования человеческой цивилизации свидетельствует о том, что проблема поддержания национальной и военной безопасности государства и роли в ней духовного фактора по-разному встает на тех или иных этапах её развития.

Современная эпоха требует концептуального пересмотра и обновления взглядов на фундаментальные и глобальные проблемы, стоящие перед человечеством. Радикальные изменения в мире, российском обществе со всей остротой поставили проблемы реорганизации всех структур государственной власти, корректировки внутренних и внешнеполитических задач, государственной политики и военного строительства. Глубокие перемены в материальных и духовных условиях жизни людей с необходимостью требуют современного осмысления роли и значения морального духа, поскольку успех любого дела в решающей мере определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нём массы.

Огромную роль моральный дух играет в обеспечении устойчивого и надёжного функционирования силовых структур Российской Федерации, в укреплении их потенциала, активно воздействуя на все его элементы - техническую оснащённость, профессиональное и воинское мастерство, переводит духовные силы воинов в реальные поступки и поведение, качества, обеспечивающие способность и готовность частей и подразделений к выполнению поставленных задач. Вместе с тем этот процесс сопровождается трудностями и противоречиями, возникающими в силу объективных и субъективных условий и факторов различного уровня и порядка, разрешение которых способствует повышению эффективности влияния морального духа на укрепление мощи российского государства.

Проблема сущности морального духа, специфика и механизм его формирования в современных условиях имеет комплексный, междисциплинарный характер и исследуется представителями различных общественных наук - философии, психологии, педагогики, социологии, политологии, этики.

Сегодня в философской литературе проблема духовности, духовного фактора, морального духа получает всё более самостоятельное звучание и выходит на первый план (в силу её реального состояния в обществе и различных его институтах, растущего осознания необходимости её решения руководством страны, командирами и начальниками всех уровней, а также гражданскими и военными исследователями).

Приступая к написанию ряда статей о моральном духе, необходимо оговориться, что под военнослужащими, в дальнейшем, будут пониматься граждане, состоящие на службе в МЧС России, Вооружённых Силах, МВД, спасательных воинских формированиях, а также студенты факультетов военного обучения высших учебных заведений России.

Совершенно очевидно, что моральный дух представляет собой сложное социальное явление, обусловленное закономерностями разного уровня и природы. Каждый «срез» его анализа подчиняется своим специфическим законам. Идя в исследовании морального духа от абстрактного к конкретному, необходимо базироваться на основах методологии целостного исследования общественных явлений, которые обстоятельно разработаны В.М. Чугуновым [1].

В основе рассмотрения морального духа как социального явления, лежат основные принципы методологии целостного подхода: целостности; методологического плюрализма; дополнительности; общедиалектические принципы исследования; диалектического сочетания общечеловеческих, национальных и классовых интересов; историзма.

В основу рассмотрения морального духа положены такие базовые категории как «дух» и «духовность». В узком смысле слова под духовностью понимаются только те знания, идеалы и ценности, которые создают смыслобразующую, смысложизненную составляющую бытия индивида, социальной группы, слоя, класса, нации, народа.

В сущностном плане духовность - это высшая форма социального отражения действительности, в которой создаются и формируются смыслообразующие, смысложизненные знания, ценности, идеалы (прежде всего в познавательной, нравственной и эстетической сферах) бытия индивида, социальной группы, слоя, класса, нации, народа, а также способы и формы их создания, выражающие основные, глубинные, национальные ценности культурно-исторического типа, цивилизации [2].

При анализе морального духа военнослужащих требуется исходить и из основных общенациональных ценностей и интересов российского государства, которые лежат в его основе, что предполагает учёт особенностей цивилизационного развития России. Для этого необходимо использовать социокультурный подход, поскольку именно он позволяет определить особенности развития российского государства.

Он предполагает рассмотрение исторического развития с точки зрения смены культурно -исторических типов (цивилизаций) или этапов в их развитии. Социокультурный подход констатирует, что духовные ценности являются системообразующим фактором и выступают решающими в развитии общества. Именно духовный фактор придаёт цивилизации определённость и законченность. Социокультурный подход позволяет через учёт, прежде всего духовного фактора: ценностей, идеалов, идей, теорий, настроений, чувств, традиций и т. п. определить внутреннюю логику развития духовности народа, раскрыть тенденции и перспективы его духовной эволюции, понять специфику его поведения в те или иные исторические периоды развития.

При анализе сущности и содержания морального духа важным является учёт основных этапов развития российской цивилизации, который позволяет констатировать, что духовный облик военного в Древней Руси, Московского царства, Императорской и Советской России существенно отличается друг от друга. Более того, каждый из этапов развития российской цивилизации как бы отрицал предыдущий. Вместе с тем, находясь на позициях диалектического отрицания, нельзя не видеть определённой преемственности в развитии российского общества, его духовных ценностей и морального духа в том числе. Эта преемственность в исследовании будет проявляться в учёте общенациональных ценностей России, которые на разных этапах могут принимать различные формы (например, общин-ность, соборность, коллективизм).

При анализе содержания морального духа военнослужащих, важно исходить из общенациональных российских ценностей:

уникальное по своим количественным и качественным параметрам материальное и духовное достояние российской цивилизации и геополитическое положение;

идея государственности как важной смыслообразующей ценности в разных её формах (княжеская власть, самодержавие, диктатура пролетариата, общенародное государство); государственное единство, территориальная целостность и суверенитет;

многонациональная культура народов России, сформированная тысячелетней историей страны; умеренно-авторитарный идеал власти и авторитарно-государственный тип мышления; община и коллектив как способ организации жизни и существования, а также общинный, соборный, коллективистский характер общественного сознания; глубокое чувство патриотизма, любовь к Родине;

мессинианская идея об особой роли России в создании справедливого общественного мироустройства;

национальная и религиозная терпимость в рамках многонационального государства; трудолюбие российского народа;

особый тип духовности и русский национальный характер с присущими им традиционализмом и определённым фатализмом, доминированием в сознании большинства населения интуитивизма, а не рационализма, приверженностью идеалам справедливости и добра;

семья и её своеобразная роль в передаче культурных традиций и т. п.

Указанные ценности могут являться основанием новой общенациональной идеи, которая должна лежать в основе формирования высокого морального духа военнослужащих в современных условиях. Она может также аккумулировать достижения современного мирового развития - идеалы прав и свобод человека, демократии, рыночной экономики, гражданского общества.

В самом общем виде, рассматривая моральный дух военнослужащих как явление, можно отметить, что он выражает возможности, заложенные в духовной жизни российского общества и его силовых структур, которые могут быть использованы в ходе решения возникающих перед страной задач по обеспечению её безопасности.

Сущностные черты морального духа проявляются в следующем:

Во-первых, в сущности морального духа военнослужащих фиксируются не все, а, прежде всего смыслообразующие, смысложизненные ценности человека, воинского коллектива, армии в целом.

Во-вторых, опираясь на анализ категорий «дух» и «духовность», можно выделить несколько основных сфер духовной деятельности, созидающих научное знание и философию, нравственность и искусство, которым, в свою очередь, соответствуют высшие духовные ценности: истина, добро и красота. В силу этого можно выделить философию, науку, мораль и искусство как основные формы общественного сознания и соответствующие им виды духовной деятельности, где формируются главные смыслообразующие, смысложизненные ценности.

В-третьих, главными системообразующими элементами морального духа военнослужащих являются философские и научные, нравственные, эстетические ценности и духовные традиции общества и армии, передаваемые из поколения в поколение, начиная от княжеских дружин и народного ополчения Древней Руси и заканчивая российской армией XXI века.

В-четвёртых, представляется, что сущность морального духа военнослужащих в современных условиях связана с гуманистическими ценностями, главной из которых является человек. В этом смысле в моральном духе военнослужащих выражается самосознание не только нации, социальной группы, народа, но и каждой личности.

Важно подчеркнуть, что в условиях идеологического плюрализма в моральном духе может существовать одна или несколько смыслообразующих, смысложизненных составляющих: служение науке, поиск истины, вера в Бога, в человека, стремление сделать карьеру. Но главными компонентами, которые будут объединять людей с их отдельными ценностными ориентациями и идеалами в единое целое, должны выступать: на уровне общества - идея патриотизма, гражданственности, служения Отечеству; на уровнях воинских формирований и саморегуляции - осознание индивидом воинского долга по защите жизненно важных национальных интересов государства.

Рассмотренные выше положения будут использованы в последующих статьях для дальнейшего анализа морального духа военнослужащих в системе информационного противоборства.

Литература

1. Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). - Монино, 1998.

2. Пряхин А.М. Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства (социально-философский анализ). - М: ВУ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.