Научная статья на тему 'Формирование морального духа военнослужащих в условиях информационного противоборства'

Формирование морального духа военнослужащих в условиях информационного противоборства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
663
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЙ ДУХ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / INFORMATIONAL CONFRONTATION / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / MILITARY SECURITY OF THE STATE / MORAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковылов О.В., Пряхин А.М.

В статье рассмотрены особенности формирования морального духа военнослужащих в условиях информационного противоборства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE MORALE OF SERVICEMEN IN THE CONDITIONS INFORMATION CONFRONTATION

The article deals with peculiarities of morale of servicemen in the conditions of an information antagonism.

Текст научной работы на тему «Формирование морального духа военнослужащих в условиях информационного противоборства»

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

УДК 130.1

О.В. Ковылов, А.М. Пряхин

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНОГО ДУХА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

В статье рассмотрены особенности формирования морального духа военнослужащих в условиях информационного противоборства.

Ключевые слова: моральный дух; информационное противоборство; военная безопасность государства.

O. Kovylov, A. Pryahin

THE FORMATION OF THE MORALE OF SERVICEMEN IN THE CONDITIONS

INFORMATION CONFRONTATION

The article deals with peculiarities of morale of servicemen in the conditions of an information antagonism.

Key words: moral; informational confrontation; military security of the state.

В предыдущих статьях «Моральный дух военнослужащих как важнейшая составляющая потенциала силовых структур Российской Федерации» и «Воздействие информационного противоборства на моральный дух военнослужащих» («Научные и образовательные проблемы гражданской защиты» №№ 2013'4 (19), 2014' 1 (20)) в основу рассмотрения морального духа как социального явления, были положены основные принципы методологии целостного подхода: целостности, методологического плюрализма, дополнительности; общедиалектические принципы исследования; диалектического сочетания общечеловеческих, национальных и классовых интересов, историзма. Раскрыты сущность и содержание понятия морального духа военнослужащих, уточнено понятие информационного противоборства, его сущность и цели.

В настоящей статье будут исследованы особенности формирования морального духа военнослужащих в условиях информационного противоборства.

Решение проблемы формирования морального духа военнослужащих на уровне общества сводится к определению органами государственной власти реальных военных и информационных опасностей и угроз жизненно важным национальным интересам, оценке реального состояния системы военной и информационной безопасности государства и её укрепления посредством активизации духовного фактора и информационной безопасности.

Формирование морального духа военнослужащих в условиях информационного противоборства осуществляется в результате воздействия различного рода объективных и субъективных факторов, условий и средств. Используя методологию целостного исследования, к основным объективным факторам формирования морального духа армии можно отнести: во-первых, совокупность материально-экономических отношений; во-вторых, социальную сферу - социальные и национальные отношения; в-третьих, политику, политические отношения; в-четвёртых, культуру (прежде всего духовную) как одну из самостоятельных детерминант развития общества.

Под субъективным фактором обычно понимается степень осознания человеком, коллективом, классом, нацией, партиями, обществом, органами государственной власти существующих

общественных отношений, связей, процессов и сознательная деятельность, направленная либо на их изменение, либо на сохранение и закрепление. Все процессы общественной жизни происходят не сами по себе, а в результате активной деятельности людей. Поэтому на формирование морального духа военнослужащих силовых структур Российской Федерации как объекта информационного противоборства огромное влияние оказывают субъективные факторы: деятельность органов государственной власти, классов, наций, отдельных личностей, система идеологического воспитания в обществе, уровень управления процессом образования и воспитания россиян, наконец, сам человек, его ценностные ориентации, самовоспитание, стремление к идеалу.

Следует отметить, что руководство страны принимает меры по социальной защите военнослужащих и членов их семей, обеспечению их правовых гарантий в социально-экономической сфере жизнедеятельности. Однако преодоление трудностей и противоречий в решении социальных проблем, их духовных последствий для деятельности военнослужащих должно быть связано, в первую очередь, с проведением в жизнь эффективной социальной политики, основанной на традиционных для России ценностях и, прежде всего, принципе социальной справедливости, гарантирующей реализацию прав и свобод человека, разумно сочетающей личные и общественные интересы.

Важным фактором, формирующим моральный дух военнослужащих выступает политика, политические отношения. Военная политика государства может позитивно влиять на процесс формирования морального духа военнослужащих, если она базируется на общенациональных ценностях и интересах, чётко формулирует свои цели и задачи, соизмеряет их со средствами их реализации и достигает результатов, сочетающих военно-политическую целесообразность и духовную, нравственную ценность для общества.

Если усилиями политического руководства в структуре военной безопасности государства и воинской деятельности не обеспечивается соответствие целей, средств и результатов, то процесс формирования морального духа военнослужащих оказывается разбалансированным.

В современных условиях в культуре, духовной сфере жизни российского общества происходят крупные, серьёзные преобразования. Обновление общества во многом раскрепостило творческую энергию, дало мощный импульс самосознанию, развитию всех элементов духовной культуры общества, в том числе и формированию духовного фактора военной безопасности государства. Но влияние этих преобразований далеко не однозначно.

Можно выделить группу проблем, связанных с духовной сферой и влияющих на формирование морального духа военнослужащих в условиях информационного противоборства: это противоречие между сохраняющимися военными опасностями и угрозами Российской Федерации и попыткой отдельных СМИ приуменьшить их; противоречие между высокой значимостью выполнения воинского долга по защите Отечества, закреплённого в Конституции России и Военной присяге, и абстрактным пацифизмом, проповедуемым порой средствами массовой информации, отдельными организациями, политиками и общественным деятелями; противоречие между патриотизмом, любовью к Родине и попытками очернения её истории, особенно советского периода, показом на страницах ряда изданий, в теле- и радиопередачах только его негативных моментов.

С целью повышения роли духовного фактора в системе военной безопасности государство должно использовать возможности своего духовного потенциала для формирования морального духа военнослужащих. Формирование морального духа военнослужащих в условиях информационного противоборства должно заключаться в корректировке духовной сферы жизни общества через деятельность субъектов государственной власти и духовные отношения в обществе для необходимых изменений в общественном сознании вообще и моральном духе военнослужащих в частности.

В самом общем виде социальный механизм корректировки общественного сознания включает в себя внесение в государственную идеологию, систему образования и воспитания определённых ценностей, идеалов, идей и теорий, программ и лозунгов, а также их пропаганду и агитацию [1].

Остановимся на этой проблеме более подробно. В основе национальных интересов лежат общенациональные ценности государства [2]. В самом общем виде ценности представляют собой материальные и духовные явления, предметы, а также их свойства и стороны, которые необходимы людям исторически определённого общества и могут удовлетворять их потребности и интересы в процессе жизнедеятельности в качестве действительности, цели и идеала.

Отражаясь и осмысливаясь в сознании, ценности определяют ориентацию субъектов на поддержание и развитие одних, отрицание и сдерживание других ценностей. В обществе большое значение всегда имели в ценностной ориентации социальных субъектов общенациональные ценности. Следует учитывать, что не все ценности общества попадают в «поле зрения» индивида, не всё он может знать и освоить в полном объёме. Часть ценностей человек не считает таковыми для себя в силу невысокого уровня своего общего развития, стечения неблагоприятных условий при их восприятии или реализации в жизни и по другим причинам [3].

Ценность предмета, идеи определяются с помощью нравственных категорий - добра или зла, правды или лжи, хорошо или плохо и т. п. - независимо от того, к какой сфере деятельности относится ценность. Более того, моральная оценка является итоговой и в критериальном смысле. Нравственное поведение, моральные поступки являются конечными, наиболее достоверным показателем того, каким ценностям привержен субъект, какими средствами и методами он их создаёт и усваивает.

Представляется, что для успешного формирования высокого морального духа военнослужащих силовых структур в условиях информационного противоборства необходимо целенаправленно внедрять в общественное сознание традиционные духовные общенациональные ценности, присущие отечественному культурно-историческому типу и, в первую очередь, такие как патриотизм, любовь к Родине; осознание необходимости государственного единства, территориальной целостности и суверенитета; самоотверженность в защите Отечества и др.

Ценности тесно связаны с идеалами. Идеал - это образец, нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное, совершенный, гармоничный образ, к достижению которого стремится социальный субъект, общество [4]. Он определяет способ мышления и деятельности человека, социальной группы, классов и наций, всего народа. Идеалы в общественном сознании выражают теоретически осмысленные представления социальных субъектов о совершенном, означающем цель их стремлений и деятельности.

Общенациональный идеал как цель и содержание стремлений и деятельности российского общества, каждого гражданина, в гносеологическом плане должен выступать как истина в единстве её объективного содержания и субъективной формы выражения и достижения. Идеал представляет собой отдалённую цель, но существует в субъектах сейчас, сегодня, это не что-то абстрактно-неуловимое, а реально действующие потребности и интересы личности и общества. Идеал побуждает к действию в силу того, что обладает ценностной характеристикой, формируется для деятельности и выражает осознаваемую субъектом перспективу поступательного развития общества и личности. Идеал, который теоретически обоснован и сформулирован, может быть вполне достигаем.

Задача и заключается в том, чтобы внести в общественное сознание идеалы, выражающие общенациональные ценности России, которые должны содействовать возрождению страны [1]. А для успешного формирования морального духа военнослужащих российского государства необходимо сформировать в общественном сознании обобщённый образ российского воина, мужественно и самоотверженно защищавшего Родину в трудные для неё времена, преданного национальным интересам, делу возрождения Великой России, ответственно выполняющего воинский долг,

являющегося основным идеалом всех граждан страны и, в первую очередь, личного состава российских силовых структур.

Таким образом, формирование общенациональных идеалов предполагает не только их теоретическое обоснование, но и доказательство их реальности, конкретности и достижимости в научных идеях и теориях.

Научная идея в общественном сознании выступает исходной формой отражения и познания действительности как обобщенное и краткое теоретическое объяснение того или иного социального явления, предмета или процесса. Идея, являясь абстрактно-логическим фактом, в одном случае может выступать исходным пунктом создания концепций и теорий, а в другом - итогом, выводом из них. Объективный характер смысла и сущности идей, их значимость обусловлены отражением в них законов общественной жизни и потребности социальной практики. Вне связи с жизнью социальных субъектов идея приобретает умозрительный характер.

Значение идей, связанных с военной безопасностью государства для формирования морального духа военнослужащих России в условиях информационного противоборства, трудно переоценить.

Во-первых, знание военнослужащими основополагающих идей общенациональной идеологии составляет остов их мировоззрения, позволяет сжато, чётко и глубоко понять суть: законов развития общества, особенности эпохи, специфику современного этапа в жизни России, роль субъективного фактора.

Особое значение при этом имеют идеи национальной и военной безопасности государства. Главный смысл идеи военной безопасности России в современных условиях выражается в осознании необходимости обеспечении защиты её жизненно важных национальных интересов, базирующихся на отечественных национальных ценностях.

Во-вторых, внесение в общественное сознание и усвоение военнослужащими общенациональной идеи и положений о военной безопасности России означает исходную ступень теоретического единения социальной сущности воина и его индивидуальности. Овладение идеями обеспечения военной безопасности России в единстве с изменяющейся жизнью, с практикой воинской службы является важным моментом в разрешении противоречия между социальной сущностью личности и конкретной личностью.

В-третьих, надо учитывать, что на человека, социальные группы, слои и общество в целом воздействуют разные идеи. Они возникают у личности под воздействием реалий современной жизни и процесса интеллектуального развития и самосовершенствования. Поэтому, при организации «внесения» в общественное сознание идей из духовного потенциала России о её военной безопасности и формирования высокого морального духа военнослужащих в условиях информационного противоборства, их необходимо соотносить с национальными ценностями и интересами, общенациональной идеологией, чтобы они могли успешно противостоять чуждым, а порой и враждебным российскому культурно-историческому типу ценностям, идеалам и идеям. Идеи, выражающие общенациональные ценности и интересы российских граждан по возрождению своей страны и обеспечения её военной безопасности должны воспроизводить диалектику объективного развития, служить ориентирами их духовной зрелости и закалки [5].

Теории выступают основной формой систематизированного развернутого абстрактно-логического знания о мировой истории, крупном социальном процессе, о развитии цивилизаций и государств, общества. Теории играют большую роль в формировании духовного фактора военной безопасности государства путём внесения в общественное сознание из духовного потенциала России отечественных национальных ценностей, знаний об особенностях развития российской цивилизации. Целесообразно обратить особое внимание на культурно-историческое наследие, связанное с обеспечением военной безопасности Российского государства в разные периоды его истории. Немаловажное значение для формирования морального духа военнослужащих в условиях

информационного противоборства имеет внесение в общественное сознание знаний о национальной и военной безопасности государства, проблемах мира, войны и армии. Всё это должно раскрывать понимание данных явлений, военной практики государств, роли армии в осуществлении вооружённого насилия.

Внедрение таких знаний должно помочь военнослужащим понять специфику и сущность военно-профессиональной деятельности, уяснить предназначение силовых структур по надёжной защите жизненно важных национальных интересов России, по сохранению мира на планете.

Все эти теории должны выступать одним из методологических оснований военной науки и практики управления войсками, обучения и воспитания личного состава, формирования и защиты морального духа военнослужащих силовых структур России. Но, чтобы это произошло, данные теории должны быть внесены в общественное сознание, мировоззренчески осмыслены обществом, гражданами страны, военнослужащими.

Определённое значение для формирования морального духа военнослужащих силовых структур как объекта информационного противоборства имеют государственные идеологические программы, концепции, доктрины. В них должно отражаться главное содержание деятельности государства и его субъектов по обеспечению военной безопасности страны, изложение основных направлений формирования морального духа на базе основных национальных ценностей. Идеологические программы могут формироваться также классами, социальными группами, общественными организациями и партиями. В них, как правило, отражается содержание их деятельности на определённом этапе развития общества, и формулируются перспективы его развития.

Представляется, что государство должно использовать в интересах формирования и защиты морального духа армии деятельность этих партий и общественных организаций по реализации их программ, если они не противоречат национальным интересам и ценностям, а направлены на их реализацию.

Таким образом, рассмотренные основные факторы и направления формирования морального духа военнослужащих показывают не только его содержание, но и логику этого формирования через внесение в общественное сознание определённых ценностей, идеалов, идей, теорий, программ и лозунгов. Их усвоение гражданами России, осознание их ценностного смысла послужит важным и необходимым условием формирования высокого морального духа военнослужащих.

Можно констатировать, что формирование морального духа военнослужащих в условиях информационного противоборства представляет собой сложный комплекс политических, экономических, социальных и собственно духовных составляющих, направленных на развитие у российских граждан таких общесоциальных ценностей и качеств, как любовь к Родине и глубокое чувство патриотизма, необходимости защиты государственного единства России, её территориальной целостности и суверенитета, жизненно важных национальных интересов Российской Федерации.

Литература

1. Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина.- М., 1988. С. 69-85.

2. Пряхин А.М. Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства (социально-философский анализ). - М: ВУ, 2009. С. 67-82.

3. Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армии. - М., 2001. С. 25.

4. Современный философский словарь /Под ред. Кемерова В.Е. - Бишкек, 1996. С. 195.

5. Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). - Монино, 1998. С. 24-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.