УДК 371.3
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Л.П. Маслюк, преподаватель, ХНАДУ
Аннотация. Рассматриваются разные пути педагогического взаимодействия по воспитанию у студентов системы ценностей. Приведены примеры системы использования разных материалов для организации учебно-познавательной деятельности.
Ключевые слова: система ценностей, культура личности, стандарты честности, самооценка, самоанализ.
Введение
Одной из актуальных проблем современного образования является поиск путей эффективного педагогического взаимодействия по воспитанию у студентов системы ценностей, отражающих общую и нравственную культуру личности. Обострилось противоречие между стремлением студентов к самостоятельной выработке системы собственного мировоззрения и отсутствием достаточных и необходимых психолого-педагогичес-ких, социальных условий для выявления и развития их потребностей, стремлений, мотивов, ценностных ориентаций.
Нравственная культура может усваиваться как через общение с людьми, выступающими ее носителями, так и посредством вовлечения обучающихся в деятельность по овладению способами воспитания нравственной культуры на основе развития способностей к рефлексии, эмпатии, самоанализу, самопознанию, самовоспитанию.
Анализ публикаций
L. Kubie в статье «Забытый человек в образовании» указал, что конечная цель образования и воспитания - помочь индивиду стать человеком в той мере, в какой он только способен. По отношению к учащимся, студентам - помочь им реально более полно, более действенно раскрыть в себе то, что они имеют потенциально [1]. В парадигме личностно-ориентированной педагогики образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложные процессы, создающие условия для саморазвития личности, которое является стержнем всех составляющих становления личности индивидуальности [2].
Образование, чтобы побуждать саморазвитие личности, должно быть эвристическим, позволяя личности самореализовываться и самоопределяться, конечной целью его являются не знания
по предметам, а личность и ее развитие, учебные же предметы представляют собой средства для достижения главной цели - саморазвития личности студентов. Такое новое понимание образованности ставит на первый план развитие способностей студентов к самоопределению в деятельности и общении, самоизменению, раскрытию природного дара человека, развитие способностей мыслить, говорить, действовать, а в итоге
- найти свое место в этом мире, самореализоваться. Людям, по-видимому, генетически присуща потребность в самореализации себя как личности, «потребность стать значительным» [3].
Цель и постановка задачи
В связи с этим представляется целесообразным включение в программу по английскому языку для студентов старших курсов темы «Человеческие ценности», которая рассматривает такие нравственные понятия, как религия, дружба, семья, честность, взаимоотношения полов и поколений и др.
Организация учебно-познавательной деятельности
При работе над развитием лексических навыков и коммуникативных способностей студентов изучаются методические исторические аспекты формирования системы ценностей на разных исторических этапах, а также их значение и различия в разных странах и культурах. Продуктивным методом организации учебно-познавательной деятельности является обращение к личному опыту студентов: обсуждение их собственного отношения к вопросам религии, морали, нравственного и безнравственного в окружающей действительности. Так, при изучении подтемы «Appearance and character», и в частности, такой черты характера как честность, рассматриваются примеры честного и нечестного поведения, различия стандартов честности в России и англоязычных странах,
причины возникновения этих различий. Анализируется отношение студентов к различным проявлениям нечестности, выстраивается шкала нечестных поступков и др.
Студентам предлагается высказать отношение, мнение, оценочное суждение по поводу неблаговидных поступков: чтение чужих писем, обман близких, присвоение чужого труда и др. При этом затрагиваются и философские вопросы смысла, цели и ценности человеческой жизни, доброты, справедливости, личностного достоинства.
Ориентация на новые ценности требует пересмотра содержания гуманистического образования, акценты переносятся с ценностей конечного продукта в виде предметных знаний и умений на ценности процесса их получения, на механизмы само-изменения и саморазвития студентов. Человеку необходимо овладеть способами деятельности, которые помогут ему ориентироваться в постоянно изменяющемся мире. Цель гуманистической морали образования, способы реализации можно представить в виде сравнительной табл. 1.
Таблица 1 Гуманистическая мораль образования
Предмет «иностранный язык», несомненно, обладает огромным развивающим потенциалом для личностного становления. Как наиболее эффективно использовать потенциал данного предмета для саморазвития студентов? Пути решения данной проблемы видятся нам в содействии формированию творческого стиля деятельности и лич-ностно значимых качеств учащихся/студентов.
Н.Ю. Посталюк относит к условиям и факторам творческого стиля деятельности проблематиза-цию содержания образования, рефлексивную по-
зицию преподавателя и студента в учебном процессе, диалог как форму осуществления субъект-субъектного межличностного взаимодействия [4].
Личностно-ориентированное обучение тяготеет к поисковому методу. Задача преподавателя иностранного языка - организовать поисковую деятельность учащихся средствами своего предмета. Важными формами организации поисковой деятельности являются постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей; дискуссионная деятельность (выявление и сопоставление точек зрения, позиций, подбор и предъявление аргументации). Такие формы деятельности на занятиях по иностранному языку характеризуются высокой личной включенностью учащихся и способствуют становлению личностных, мировоззренческих качеств личности - личности самостоятельной, инициативной, самосозидающей.
Выводы
Гуманизация образования всех уровней - важнейшая задача, стоящая перед образованием в настоящее время. Обращение к этой проблеме во многом связано с эволюцией философских воззрений в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. К сожалению, поворот сферы образования к человеку произошел у нас сначала в инновационной деятельности вузов, а уже потом его начала осмысливать педагогическая наука, которая ещё и сегодня не готова ответить на многие вопросы теории и практики гуманистического образования. Идёт совместный поиск ученых и педагогов-практиков, чтобы выявить содержание и технологии гуманистического образования. И уже сейчас можно сделать вывод, что состав технологии - не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. В целом, как показывают результаты исследований, постоянных наблюдений, применение технологического подхода к гуманизации образования позволяет определить результаты, тенденции и перспективы этого процесса.
Литература
1. Kubie L. Забытый человек в образовании. - «Man
forgo then in education». - London, Clearing house, 2000.
2. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике?
- М.: НВИ, 1999.
3. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и на-
чать жить. - Таллин, 1997.
4. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельно-
сти: педагогический аспект. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989.
Рецензент: В.А. Подминогин, профессор, к.фи-лол. н., ХГУ «НУА».
Статья поступила в редакцию 5 июля 2005 г.
Образование
традиционное гуманистическое
человек-средство человек-цель
приобщение человека к науке и производству приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе
формирование знаний, умений и навыков формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности
усвоение образца деятельности опыт творческой деятельности
ориентация на среднестатистического обучаемого учет индивидуальных особенностей
оценка результата деятельности оценка свободы личности как самоактуализации и творчества
давление на личность через коллектив. свобода личности.
фетишизация одной теории обучения психология творчества
универсальность требований индивидуализация требований