Научная статья на тему 'Моральные ценности на занятиях по английскому языку'

Моральные ценности на занятиях по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система ценностей / культура личности / стандарты честности / самооценка / самоанализ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслюк Лилия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different ways of pedagogical interaction on education of the system values at youth are considered. Examples of different materials to be used for the organization of teaching and cognitive activity are resulted

Текст научной работы на тему «Моральные ценности на занятиях по английскому языку»

УДК 371.3

МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Л.П. Маслюк, преподаватель, ХНАДУ

Аннотация. Рассматриваются разные пути педагогического взаимодействия по воспитанию у студентов системы ценностей. Приведены примеры системы использования разных материалов для организации учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова: система ценностей, культура личности, стандарты честности, самооценка, самоанализ.

Введение

Одной из актуальных проблем современного образования является поиск путей эффективного педагогического взаимодействия по воспитанию у студентов системы ценностей, отражающих общую и нравственную культуру личности. Обострилось противоречие между стремлением студентов к самостоятельной выработке системы собственного мировоззрения и отсутствием достаточных и необходимых психолого-педагогичес-ких, социальных условий для выявления и развития их потребностей, стремлений, мотивов, ценностных ориентаций.

Нравственная культура может усваиваться как через общение с людьми, выступающими ее носителями, так и посредством вовлечения обучающихся в деятельность по овладению способами воспитания нравственной культуры на основе развития способностей к рефлексии, эмпатии, самоанализу, самопознанию, самовоспитанию.

Анализ публикаций

L. Kubie в статье «Забытый человек в образовании» указал, что конечная цель образования и воспитания - помочь индивиду стать человеком в той мере, в какой он только способен. По отношению к учащимся, студентам - помочь им реально более полно, более действенно раскрыть в себе то, что они имеют потенциально [1]. В парадигме личностно-ориентированной педагогики образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложные процессы, создающие условия для саморазвития личности, которое является стержнем всех составляющих становления личности индивидуальности [2].

Образование, чтобы побуждать саморазвитие личности, должно быть эвристическим, позволяя личности самореализовываться и самоопределяться, конечной целью его являются не знания

по предметам, а личность и ее развитие, учебные же предметы представляют собой средства для достижения главной цели - саморазвития личности студентов. Такое новое понимание образованности ставит на первый план развитие способностей студентов к самоопределению в деятельности и общении, самоизменению, раскрытию природного дара человека, развитие способностей мыслить, говорить, действовать, а в итоге

- найти свое место в этом мире, самореализоваться. Людям, по-видимому, генетически присуща потребность в самореализации себя как личности, «потребность стать значительным» [3].

Цель и постановка задачи

В связи с этим представляется целесообразным включение в программу по английскому языку для студентов старших курсов темы «Человеческие ценности», которая рассматривает такие нравственные понятия, как религия, дружба, семья, честность, взаимоотношения полов и поколений и др.

Организация учебно-познавательной деятельности

При работе над развитием лексических навыков и коммуникативных способностей студентов изучаются методические исторические аспекты формирования системы ценностей на разных исторических этапах, а также их значение и различия в разных странах и культурах. Продуктивным методом организации учебно-познавательной деятельности является обращение к личному опыту студентов: обсуждение их собственного отношения к вопросам религии, морали, нравственного и безнравственного в окружающей действительности. Так, при изучении подтемы «Appearance and character», и в частности, такой черты характера как честность, рассматриваются примеры честного и нечестного поведения, различия стандартов честности в России и англоязычных странах,

причины возникновения этих различий. Анализируется отношение студентов к различным проявлениям нечестности, выстраивается шкала нечестных поступков и др.

Студентам предлагается высказать отношение, мнение, оценочное суждение по поводу неблаговидных поступков: чтение чужих писем, обман близких, присвоение чужого труда и др. При этом затрагиваются и философские вопросы смысла, цели и ценности человеческой жизни, доброты, справедливости, личностного достоинства.

Ориентация на новые ценности требует пересмотра содержания гуманистического образования, акценты переносятся с ценностей конечного продукта в виде предметных знаний и умений на ценности процесса их получения, на механизмы само-изменения и саморазвития студентов. Человеку необходимо овладеть способами деятельности, которые помогут ему ориентироваться в постоянно изменяющемся мире. Цель гуманистической морали образования, способы реализации можно представить в виде сравнительной табл. 1.

Таблица 1 Гуманистическая мораль образования

Предмет «иностранный язык», несомненно, обладает огромным развивающим потенциалом для личностного становления. Как наиболее эффективно использовать потенциал данного предмета для саморазвития студентов? Пути решения данной проблемы видятся нам в содействии формированию творческого стиля деятельности и лич-ностно значимых качеств учащихся/студентов.

Н.Ю. Посталюк относит к условиям и факторам творческого стиля деятельности проблематиза-цию содержания образования, рефлексивную по-

зицию преподавателя и студента в учебном процессе, диалог как форму осуществления субъект-субъектного межличностного взаимодействия [4].

Личностно-ориентированное обучение тяготеет к поисковому методу. Задача преподавателя иностранного языка - организовать поисковую деятельность учащихся средствами своего предмета. Важными формами организации поисковой деятельности являются постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей; дискуссионная деятельность (выявление и сопоставление точек зрения, позиций, подбор и предъявление аргументации). Такие формы деятельности на занятиях по иностранному языку характеризуются высокой личной включенностью учащихся и способствуют становлению личностных, мировоззренческих качеств личности - личности самостоятельной, инициативной, самосозидающей.

Выводы

Гуманизация образования всех уровней - важнейшая задача, стоящая перед образованием в настоящее время. Обращение к этой проблеме во многом связано с эволюцией философских воззрений в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. К сожалению, поворот сферы образования к человеку произошел у нас сначала в инновационной деятельности вузов, а уже потом его начала осмысливать педагогическая наука, которая ещё и сегодня не готова ответить на многие вопросы теории и практики гуманистического образования. Идёт совместный поиск ученых и педагогов-практиков, чтобы выявить содержание и технологии гуманистического образования. И уже сейчас можно сделать вывод, что состав технологии - не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. В целом, как показывают результаты исследований, постоянных наблюдений, применение технологического подхода к гуманизации образования позволяет определить результаты, тенденции и перспективы этого процесса.

Литература

1. Kubie L. Забытый человек в образовании. - «Man

forgo then in education». - London, Clearing house, 2000.

2. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике?

- М.: НВИ, 1999.

3. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и на-

чать жить. - Таллин, 1997.

4. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельно-

сти: педагогический аспект. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989.

Рецензент: В.А. Подминогин, профессор, к.фи-лол. н., ХГУ «НУА».

Статья поступила в редакцию 5 июля 2005 г.

Образование

традиционное гуманистическое

человек-средство человек-цель

приобщение человека к науке и производству приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе

формирование знаний, умений и навыков формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности

усвоение образца деятельности опыт творческой деятельности

ориентация на среднестатистического обучаемого учет индивидуальных особенностей

оценка результата деятельности оценка свободы личности как самоактуализации и творчества

давление на личность через коллектив. свобода личности.

фетишизация одной теории обучения психология творчества

универсальность требований индивидуализация требований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.