Научная статья на тему 'Социально-культурное становление будущих учителей в процессе педагогического образования'

Социально-культурное становление будущих учителей в процессе педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL CULTURE / ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЯ / CULTURE AND EDUCATION VALUES / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VALUABLE AND SEMANTIC RELATION TO PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопаткин Евгений Васильевич

В данной статье рассматриваются вопросы социально-культурного развития будущих учителей в условиях педагогического вуза. Показаны задачи и технологии формирования жизненных и профессиональных ценностей и качеств будущих педагогов, развития их педагогической культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of socio-cultural development of future teachers in the conditions of pedagogical higher education institution are considered in this article. Are shown the tasks and technologies of formation of life and professional values and qualities of future teachers, developments of their pedagogical culture

Текст научной работы на тему «Социально-культурное становление будущих учителей в процессе педагогического образования»

Важную роль в профессиональной подготовке играет самостоятельная работа студентов, позволяющая им приблизиться к реальным условиям профессиональной деятельности, в которой проблемы учебно-воспитательного процесса должны решаться эффективно и в минимальные сроки. Кроме того, это дает им возможность мысленно ставить себя в конкретные профессиональные ситуации, приобретать навыки их анализа и определять благоприятные условия для позитивного результата.

Организация подготовки осуществляется при активном использовании мультимедийных ресурсов, компьютерных технологий сохранения, обработки, систематизации, передачи информации, создания баз педагогических задач, презентаций результатов практической и познавательной деятельности.

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя в ходе решения профессиональных задач происходит благодаря приобретению и систематизации знаний о сущности педагогической деятельности, освоению техник эффективного межличностного, группового и коллективного взаимодействия, организации и управлению монологической и диалогической формами речи, овладению основами аргументации, спецификой вербальных и невербальных средств общения, преодолению барьеров общения и приобретению уверенности в себе и способности к самовыражению в коммуникации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Болотов, В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.

2. Введение в педагогическую культуру: учеб. пособие / под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов н/Д., 1995.

3. Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя / С. Б. Елканов. - М., 1986.

4. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. - М., 2007.

5. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. - 2-е изд., испр. - М., 2008.

6. Теплов, Б. Т. Проблемы индивидуальных различий / Б. Т. Теплов. - М., 1961.

ББК 74.489.4

УДК 378

Е. В. Лопаткин

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы социально-культурного развития будущих учителей в условиях педагогического вуза. Показаны задачи и технологии формирования жизненных и профессиональных ценностей и качеств будущих педагогов, развития их педагогической культуры.

Ключевые слова: педагогическая культура, ценности культуры и воспитания, социально-культурное развитие, ценностно-смысловое отношение к педагогической деятельности.

E. V. Lopatkin

SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS IN THE COURSE OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Abstract. The questions of socio-cultural development of future teachers in the conditions of pedagogical higher education institution are considered in this article. Are shown the tasks and technologies of formation of life and professional values and qualities of future teachers, developments of their pedagogical culture.

Key words: pedagogical culture, culture and education values, socio-cultural development, valuable and semantic relation to pedagogical activity.

Учитель сегодня является центральной фигурой общественных преобразований. От его образа, социальной позиции, ценностно-целевых установок зависит эффективность и динамичность функционирования и развития российской системы образования.

В условиях модернизации педагогического образования в системе подготовки будущих педагогов в вузе происходят значительные изменения: ориентация на личностно ориентированную

модель образования, переход к педагогике развития и сотрудничества, усиление гуманистических аспектов воспитания.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, гражданских, нравственных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Социально-культурная и нравственная позиция педагога вырастает из системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, выступающих регуляторами его жизни и деятельности.

Поэтому в системе педагогического образования особое место занимают социально-нравственные ценности, имеющие личностный смысл и выступающие ориентирами поведения и формирования жизненных и профессиональных установок будущих педагогов.

В связи с этим представляется важным усилить воспитательные функции педагогического образования и обогатить содержание профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в педагогическом вузе ценностями и смыслами педагогической культуры. Поэтому мы рассматриваем сферу социально-культурного развития будущих педагогов в процессе педагогического образования в качестве приоритетной. Возникает необходимость интеграции социально -культурного и профессионально-личностного становления будущих учителей в вузе.

В исследованиях, связанных с поиском гуманистических, духовных оснований воспитания, утверждается мысль о том, что воспитание призвано актуализировать свои гуманитарные функции, отвечать на сущностные вопросы жизни - о ее смысле и цели, быть питательной средой духовного и нравственного развития личности. Воспитание должно стать средством возрождения национальной культуры, помогать изменению социального характера людей в направлении самоорганизации и личной ответственности, быть гарантом гражданского мира, восстановления нравственности, социальной защиты и охраны детства, показывать путь становления открытого, демократического общества [1].

Задача воспитания и культурного образования заключается не только в том, чтобы обогатить человека разнообразными сведениями о культурах, но и помочь ему обрести себя в культуре, сформировать свой собственный культурный облик и образ. В связи с этим центральным компонентом в воспитании личности становится развитие «Я-идентичности» - элемента самосознания, создающего у субъекта чувство ценности, устойчивости, целостности своего «Я». В качестве главных механизмов освоения, «присвоения» ценностей культуры выступают процессы интерио-ризации, происходит актуализация личностных смыслов, развивается пристрастность индивидуального сознания, его особая субъективность. Когда ценность интериоризована, она вступает в качестве момента внутреннего существования, приобретает силу мотива деятельности [3].

В этой связи возникает необходимость выделить ценности культуры духовной, нравственной, гражданской, эстетической и др.) в качестве объектов для познания, переживания, «присвоения» личностью. В качестве таких ценностей выделяются общечеловеческие ценности: Человек, Земля, Семья, Мир, Отечество, Знания, Труд, Природа, Творчество, Любовь, Добро, Совесть, Милосердие, Свобода, Духовность, Красота и др. В этих ценностях представлен исторический опыт человечества во взаимосвязи с современностью. Ценностные ориентации, разворачиваясь в идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, являются образованием мировоззренческого целевого плана, свое проявление они находят в убеждениях и реальном поведении людей.

Система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от индивида. О социально-политической позиции, о духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития.

Ценности воспитания студентов определяются на основе ценностей культуры [2], которые ориентируют личность в социальном мире, истории, деятельности:

- ценности нравственной культуры (Жизнь, Человек, Личность, Семья, Любовь, Добро, Милосердие);

- ценности гражданской культуры (Мир, Отечество, Свобода, Патриотизм, Права человека);

- ценности интеллектуальной культуры (Познание, Эрудиция, Творчество, Интересы, Способности);

- ценности духовной культуры (Истина, Добро, Совесть, Счастье, Самосознание, Мировоззрение, Духовность);

- ценности эстетической культуры (Красота, Добро, Творчество, Любовь);

- ценности экологической культуры (Здоровье, Природа, Здоровый образ жизни, Единение Человека и природы) [2].

Специальные исследования показали, что динамика социально-культурного становления будущих педагогов зависит от многих факторов, но в числе определяющих является освоение педагогических ценностей, как части гуманитарной культуры и общечеловеческих ценностей и формирование педагогического мировоззрения и педагогической культуры.

В качестве ценностей педагогической культуры определяются следующие: позитивное восприятие себя как педагога, положительное отношение к педагогической деятельности, гуманистическая позиция по отношения к детям, духовно-нравственные потребности (поиск смысла жизни, милосердие, способность помогать людям), ценностное отношение к себе и другому как самоценности, потребность в личностной и профессиональной самореализации, потребность в индивидуально-творческом саморазвитии, владение способами профессионально-личностного становления, способность к самоизучению, личностной оценке собственного жизненного опыта, способность корректировать условия и обстоятельства профессионально-личностного саморазвития, эмоциональная саморегуляция, умение работать в диалогических формах, обеспечение сотрудничества и др.

Содержание педагогической подготовки будущих учителей обогащается направленностью на развитие ценностных ориентаций и потребностей студентов через освоение педагогических идей, как части гуманитарной культуры и общечеловеческих ценностей, педагогического мировоззрения, социально-нравственной позиции.

В связи с этим, мы рассматриваем сферу мотивационно-ценностных отношений в процессе педагогического образования в качестве приоритетной. Формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности должно быть основано на создании условий и ситуаций, побуждающих обучаемых к активности в учебе; организации обучения, базирующегося на личностно и ценностно-значимой учебной деятельности, ориентированной на профессию учителя; решении задач поисково-исследовательского характера. Возникает необходимость смещения акцентов в мотивационной сфере студентов в сторону понимания важности качественной профессиональной подготовки, позволяя включить механизмы самоорганизации, учитывая при этом, что процесс личностно-профессионального становления определяется переходом с одного смыслового уровня на другой.

В процессе изучения педагогических дисциплин в вузе мы совместно со студентами осуществили выделение ценностно-смысловых, мировоззренческих аспектов педагогических курсов на основе идей гуманистической педагогики, которые являются «строительным» материалом, определяющим развитие социально-культурной и нравственной позиции будущих педагогов.

Социально-культурное воспитание будущих учителей осуществляется в нашем опыте через решение конкретных задач:

- развитие ценностно-смыслового отношения к профессии педагога и актуализация потребности сотворить себя как педагога и как личность;

- введение в педагогику как в область поисков, глубокого и всестороннего осмысления педагогической теории и практики в контексте гуманистических идей прошлого, настоящего и будущего, опыта отечественного и зарубежного;

- активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания себя как будущего педагога на ценностях гуманитарной культуры;

- развитие творческого потенциала личности, ориентированного на саморазвитие творческой индивидуальности в педагогической деятельности.

Наша задача заключалась в том, чтобы организовать совместную деятельность и сотрудничество студентов в различных формах (деловые, ролевые игры, дискуссии, ситуации выбора, творческое проектирование, решение проблемных задач), включить студента в создание среды, помогающей ему в развитии ценностно-смыслового отношения к профессии педагога и актуализации потребности сотворить себя как педагога и как личность.

В процессе педагогического образования мы широко использовали активные методы и технологии изучения педагогических дисциплин. Значительное место мы отводим анализу конкретных педагогических ситуаций, что требует определения проблемы, ее коллективного обсуждения, разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи. Педагогические ситуации ориентированы на актуализацию субъектной позиции студентов в решении задач своего профессионально -личностного роста. Деятельность студента в педагогических ситуациях направлена на усвоение ценностно-смысловых функций педагогической деятельности; освоение знаний о ценностях образования, о своей роли в социальном мире и профессии; освоение опыта самообразования, самовоспитания, самосозидания себя как педагога; оценку собственного жизненного и педагогического опыта; развитие готовности действовать самостоятельно и ответственно в решении социально-личностных и педагогических проблем.

Учебные педагогические ситуации содержали реальные жизненные случаи, в которых описываются события в сфере педагогической деятельности. Задача студента состоит в том, чтобы определить особенности, стиль деятельности учителя, выявить возможные ошибки и проанализировать их, используя концепции и идеи изучаемого курса. Мы стремились наполнить педагогические ситуации профессионально-ориентированным содержанием, требующим от студентов его самостоятельного и творческого применения, актуализировать потребность в профессиональном и личностном самоопределении, самореализации, рефлексии, самооценке, самоконтроле, обращая особое внимание на их социально-культурное и профессиональное становление.

На семинарах, проводимых в форме дискуссий, включались элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения социально-педагогических проблем.

Студенты включаются в работу над проектами, связанными с реальной педагогической практикой, что позволяет «приблизить» их к решению проблем образования и обеспечить развитие социально-нравственного и творческого потенциала.

В процессе такой деятельности будущие педагоги ставятся в ситуации поиска средств «перевода» своих возможностей в жизненную и профессиональную реальность, в ситуации овладения и личностным принятием ценностей и содержания педагогической деятельности, с освоением социально-культурного опыта и развитием профессионально-личностных качеств.

Мы акцентировали внимание студентов на психолого-педагогической самодиагностике их социально-нравственного и профессионально-личностного становления как гражданина, человека культуры и нравственности. Студентам была предложена карта-схема, в которой представлены ценности и качества человека культуры как личности свободной, гуманной, духовной и творческой [1]. Данные самооценки отражены в таблице 1.

Таблица 1

Самооценка студентами уровня своего социально -культурного развития (в баллах 0-5)

№ Показатели социально-культурного развития Ср. балл

1 Ценности и качества гражданской культуры личности

Потребность в познании истории и культуры своего Отечества 4,0

Чувство ответственности за судьбу своей страны 4,3

Патриотизм, готовность защищать интересы России 3,8

Самостоятельность в выборе гражданских прав и обязанностей 4,4

2 Ценности и качества свободного человека, свободной личности

Чувство собственного достоинства и самоуважения 4,8

Свободный выбор содержания жизнедеятельности 4,4

Уважение и признание достоинства других людей 4,4

Самодисциплина 3,5

Ценности и качества нравственной культуры личности

Понимание ценности человеческой жизни 4,5

Стремление к миру, согласию 3,8

Способность к состраданию, сопереживанию 4,3

Культура общения, тактичность 3,5

3 Ценности и качества духовной культуры личности

Развитые духовные потребности (поиск идеалов, смысла жизни) 4,5

Потребность в самооценке, самоопределении, самообразовании 4,0

Самостоятельность в выборе способов индивидуального развития 3,9

Потребность в сохранении и приумножении культуры 4,0

4 Ценности и качества познавательно-творческой культуры

Образованность (знания, умения) 4,0

Развитые способности 4,3

Интерес к научно-творческой деятельности 3,9

Компьютерная грамотность 4,0

5 Ценности и качества эколого-эстетической культуры

Здоровый образ жизни, способность сохранять здоровье 3,5

Способность сохранять природу и среду обитания 4,0

Эстетические вкусы, стремление к прекрасному в жизни 4,5

Способность противостоять вредным привычкам 3,8

Будущие педагоги достаточно высоко оценивают уровень развития своего социально -культурного опыта, который выражается в чувстве собственного достоинства и самоуважения (4,8), признании ценности человеческой жизни (4,5), развитых духовных потребностях (поиск идеалов, смысла жизни) (4.5), свободном выборе содержания жизнедеятельности (4,4) и т.д.

Самоанализ студентами некоторых показателей своего становления как педагога представлен в таблице 2.

Студенты показали в процессе самоанализа и самооценки своего становления как педагога свое положительное отношение к педагогической профессии, оценив большинство показателей баллами выше среднего уровня (4,5), признавая тот факт, что еще недостаточно владеют способами профессионально-личностного саморазвития (3,7).

Таблица 2

№ Показатели педагогической культуры Ср. балл

1 Положительное отношение к педагогической деятельности 4,5

2 Позитивное восприятие себя как педагога 4,4

3 Гуманистическая позиция по отношения к детям 4,8

4 Духовно-нравственные потребности (поиск смысла жизни, милосердие, способность помогать людям) 4,2

5 Ценностное отношение к себе и другому как самоценности 4,3

6 Потребность в личностной и профессиональной самореализации, в индивидуально-творческом саморазвитии 4,0

7 Владение способами профессионально-личностного становления 3,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Умение работать в диалогических формах, обеспечение сотрудничества 3,6

9 Способность корректировать условия и обстоятельства профессионально-личностного саморазвития 3,7

В заключение подчеркнем, что мы рассматриваем социально-культурное становление будущих педагогов как субъективный процесс «вхождения» в педагогическую культуру, как процесс культурной деятельности, связанный с освоением ценностей и смыслов педагогической деятельности, освоения профессии, как процесс обретения профессионально-культурных качеств, что проявляется в осознанном, ответственном, гуманистическом, профессионально-нравственном отношении к познавательно-профессиональной деятельности. Актуализация социально-культурного потенциала студента как будущего педагога рассматривается нами как основа его профессионально-личностного становления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. -Ростов н/Д., 2000.

2. Богомолова, Г. П. Развитие ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов // Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения: сб. науч. тр. - Таганрог, 2005.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1997.

УДК 371 ББК 74.2

Л. И. Лысенко

ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ - АКТУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматривается проблема наркотизации современной молодежи и пути организации антинаркотической профилактики в школе.

Ключевые слова: наркомания, наркозависимость, антинаркотическая профилактика, гипер-трофированность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.