Научная статья на тему 'Монографии и учебные пособия, подготовленные в Псковском отделении Русского географического общества в 2006-2011 годах'

Монографии и учебные пособия, подготовленные в Псковском отделении Русского географического общества в 2006-2011 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
320
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / РЕГИОНАЛИСТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ПАЛЕОГЕОГРАФИЯ / ГЕОЭКОЛОГИЯ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / СТРАНОВЕДЕНИЕ / ТОПОНИМИКА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ЭТНОГЕНЕЗ / ЭТНОДЕМОГРАФИЯ / CULTURAL GEOGRAPHY / REGIONAL RESEARCH / PALEOGEOGRAPHY / ECONOMIC GEOGRAPHY / GEO-ECOLOGY / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / SOCIAL ECOLOGY / GEOGRAPHY OF TOURISM / CULTURAL HERITAGE / COUNTRY-SPECIFIC STUDIES / TOPONYMY / HISTORICAL GEOGRAPHY / ETHNOGENESIS / ETHNIC DEMOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Немцева Татьяна Ильинична

Представлен обзор учебной и научной литературы, опубликованной членами Псковского отделения Русского географического общества в период с 2006 по 2011 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monographs and manuals prepared by Pskov branch of the Russian Geographical Society in the years of 2006-2011

The article presents an overview of academic and scientific literature, published by members of the Pskov branch of the Russian Geographical Society in the period from 2006 to 2011.

Текст научной работы на тему «Монографии и учебные пособия, подготовленные в Псковском отделении Русского географического общества в 2006-2011 годах»

Т.И. Немцева

МОНОГРАФИИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ В ПСКОВСКОМ ОТДЕЛЕНИИ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В 2006-2011 ГОДАХ

Представлен обзор учебной и научной литературы, опубликованной членами Псковского отделения Русского географического общества в период с 2006 по 2011 гг.

The article presents an overview of academic and scientific literature, published by members of the Pskov branch of the Russian Geographical Society in the period from 2006 to 2011.

Ключевые слова: культурная география, регионалистика, экономическая география, палеогеография, геоэкология, природопользование, социальная экология, география туризма, культурное наследие, страноведение, топонимика, историческая география, этногенез, этнодемография.

Key words: cultural geography, regional research, paleogeography, economic geography, geo-ecology, environmental management, social ecology, geography of tourism, cultural heritage, country-specific studies, toponymy, historical geography, ethnogenesis, ethnic demography.

За период 2006-2011 гг. в Псковском отделении Русского географического общества были подготовлены четыре научные монографии и восемь учебных пособий, предназначенных для студентов вузов, обучающихся по географическим и экономическим специальностям, а также аспирантов, обучающихся по специальности "Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география".

Учебное пособие Манакова А.Г. "Основы культурно-географической регионалисти-ки" (2006) [6] рекомендовано студентам вузов, а также аспирантам, обучающимся по специальности "Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география". Пособие может вызвать интерес со стороны специалистов естественных и гуманитарных наук, интересующихся вопросами применения культурно-географического подхода при проведении междисциплинарных исследований. Культурно-географическая регионалистика - молодая, ещё только формирующаяся область научного и образовательного знания, представляющая собой районное (региональное) направление культурной географии. Культурногеографическая регионалистика выполняет функцию связующего звена между природоведческой и обществоведческой региональной географией, что сближает её с комплексным страноведением и регионоведением. Вместе с тем, культурно-географическая регионалисти-ка - это прикладное научное направление, ко-

торое оперирует обобщёнными, итоговыми результатами специализированных исследований, выполненных в рамках отраслевых естественных и гуманитарных дисциплин. В частности, при создании пособия автор опирался на результаты собственных исследований, проведённых преимущественно в пределах Северо-Запада России.

Учебное пособие Татарникова О.М. "Рельеф и палеогеография Псковской области" (2007) [13] предназначено для специалистов в области географии и естественных наук, краеведов, студентов вузов и учащихся средней школы. В основу пособия легли материалы многолетних научных исследований коллектива псковской геоморфологической школы, созданной в 70-80-е гг. ХХ в. профессором В.А. Исаченковым. В учебном пособии даётся характеристика макро- и мезорельефа Псковской области, рассматривается его генезис, этапы и условия формирования. Также уделяется внимание эволюции природно-климатической обстановки в поздне- и послеледниковье, особенностям использования свойств оролитоген-ной основы территории современной Псковской области в процессе освоения её человеком. Материалы книги изложены с учётом новейших представлений в области гляциальной геоморфологии и палеогеографии четвертичного периода. Подробная характеристика главных природных компонентов описываемой территории позволяет использовать данное

пособие при проведении крупномасштабных геологических съёмок, мелиоративных работ, инженерно-геологических изысканий, а также при оценке земельных ресурсов в сельскохозяйственных и рекреационных целях.

Учебное пособие Клейменова С. П. "Экономическая география России” (2007) [2] рекомендовано студентам вузов, обучающимся по географическим и экономическим специальностям, а также учителям географии. В первой главе пособия проанализирован рынок как экономическая основа современных хозяйственных отношений, раскрыта сущность конкуренции, её принципы и функции. Рассмотрены факторы размещения производства с точки зрения их влияния на уровень конкурентоспособности хозяйственных субъектов. Показана роль институциональных механизмов в создании новых и совершенствовании существующих факторов. Значительное внимание уделено новым для российской экономики формам организации производства - вертикальному интегрированию и промышленному кластеру Выявлены основные черты "постиндустриальной экономики". В последующих главах пособия даётся характеристика ведущих отраслей экономики России: машиностроения, топливно-энергетического и металлургического комплексов, химической промышленности, лесопромышленного комплекса, лёгкой промышленности и агропромышленного комплекса.

Учебное пособие Слинчака А.И. "Геоэкология и природопользование" (2007) [11] предназначено для студентов вузов, а также может быть использовано преподавателями и специалистами, занимающимися различными вопросами географии, экологии и природопользования. Геоэкология - это междисциплинарное научное направление, изучающее экосферу как взаимосвязанную систему геосфер в процессе её интеграции с обществом. В геоэкологии человек рассматривается в социальной, культурной, экономической, техногенной средах и в формируемых ими геосистемах. Это тесно связывает геоэкологию с социальной экологией, которая исследует отношения между обществом и природной средой. В пособии рассматриваются общие вопросы геоэкологии и природопользования, природные и социально-экономические факторы экосферы, геоэкологические проблемы литосферы, гидросфе-

ры, атмосферы, биосферы, проблемы глобальных изменений и др.

Учебное пособие Волкова В.Н. и Татар-никова О.М. "Минеральное нерудное сырьё Псковской области: месторождения, минера-лого-петрографический и химический состав, методы их определения, переработка и применение" (2009) [1] рекомендовано студентам вузов Псковской области, учителям географии, химии, биологии и экологии, учащимся старших классов. Содержание книги может быть полезным для организаций и предпринимателей, работающих в сфере добычи, переработки и применения местного нерудного минерального сырья. В пособии рассмотрены геологическая и геоморфологическая характеристика территории Псковской области, месторождения нерудных полезных ископаемых, приводятся методики определения и химического анализа наиболее распространённых породообразующих минералов и образцов горных пород. В учебное пособие включены материалы по технологии переработки и применению минерального нерудного сырья, рассматриваются перспективы его возможного использования.

Курс лекций Слинчака А.И. "Социальная экология (взаимодействие общества и природы). Часть 1" (2009) [12] предназначен для ознакомления студентов и аспирантов с основными положениями социальной экологии. Первая часть издания посвящена общим вопросам взаимодействия социума и природы. Наиболее полно социально-экологическое состояние рассмотрено на примере современной России. Автор показывает, что неблагоприятная экологическая ситуация в России (СССР) является результатом доминирования в хозяйстве природоёмких отраслей, преобладания ресурсо- и энергоёмких технологий в производстве, сырьевой ориентации экспорта, несовершенной природоохранной политики, и лишь обширность территории, треть которой ещё не затронута хозяйственной деятельностью, спасает сегодня российскую природу от полной деградации. Материал второй главы посвящён влиянию деятельности человека на биосферу. В ней затронуты темы: "Человек и биосфера: реалии и перспективы", "Заповедное дело и проблемы природопользования", "Глобальный экологический кризис: миф или реальность?", "Экологическая ситуация и

здоровье населения: эффект бумеранга", "Проблемы городов и поселений". Третья глава "Экологические кризисы в истории человечества" начинается с ретроспективного анализа процесса взаимодействия человека и природной среды. В конце главы рассмотрены "Концепция устойчивого развития", принятая на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), законы и гипотезы устойчивого развития по А. Бартлетту, концепция ноосферы по В.И. Вернадскому и Н.Н. Моисееву.

Учебное пособие Манакова А.Г. "Туристские регионы мира. География культурного наследия" (2011) [9] предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности "география" (специализация "страноведение и международный туризм"). В учебном пособии представлена характеристика современной географии международного туризма и перспектив его развития в постиндустриальную эпоху, рассматриваются особенности локализации объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, освещён культурно-исторический подход к туристскому районированию и даётся краткое описание объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО по туристским регионам мира. Большинство объектов культурного наследия - памятники архитектуры, поэтому в пособии особое внимание уделено истории мировой архитектуры, а также национальным особенностям народного зодчества и градостроительного искусства.

Учебное пособие Манакова А.Г. "Курс лекций по страноведению. Выпуск 2. Южная Европа" (2011) [5] рекомендовано студентам вузов, обучающимся по программам "география" (специалитет и бакалавриат). Курс лекций включает, кроме собственно географических знаний, набор сведений по истории и государственной символике, топонимике и этнонимике, архитектуре и градостроительству, позволяющих расширить кругозор студентов и создать целостные образы стран и их регионов. Первый выпуск курса лекций включал государства Западной Европы [4]. Второй выпуск посвящён странам Южной Европы, к которым относится девять государств и территорий: Греция, Мальта, Италия, Ватикан, Сан-Марино, Андорра, Испания, Португалия и Гибралтар. При характеристике регионов стран делается упор не на их подробное географи-

ческое описание, а на выявление их уникальности, т.е. своеобразие их "лиц" в культурногеографической мозаике Европы.

В двух монографиях Манакова А.Г. "Этногенез славян по данным топонимии (историко-географическое исследование)" (2007) [10] и "Топонимические свидетели этногенеза славян" (2008) [8] представлены результаты междисциплинарного исследования, посвящённого изучению становления и развития славянской этнической общности в общеиндоевропейском контексте. Новизна предложенного подхода заключается в использовании географической методики при исследовании славянской топонимии (с опорой на возникшую примерно полвека назад теорию топонимических формантов). "Формантный метод" даёт возможность не только открыть "второе дыхание" топонимики, но и позволяет по-новому взглянуть на современные достижения в смежных направлениях науки (археологии, этнологии, истории, филологии и др.) в целях решения общей исследовательской задачи - поиска ответов на пока что ещё широкий круг вопросов, касающихся этногенеза славян.

С 2010 г. при естественно-географическом факультете Псковского государственного университета действует Научно-образовательный центр (НОЦ) регионологических исследований, включающий две лаборатории: 1) демографического анализа и прогноза; 2) туристско-рекреационного проектирования [14]. В рамках работы центра в 2010-2011 гг. были подготовлены две научные монографии.

Коллективная монография Манакова А.Г., Евдокимова С.И. и Григорьевой Н.В. "Западное порубежье России: географические аспекты становления и развития Псковского региона" (2010) [3] предназначена для специ-алистов-регионологов, краеведов, преподавателей вузов и студентов, изучающих регионологические дисциплины. В книге рассмотрен ряд вопросов становления и развития одного из регионов "западного порубежья" России

- Псковской области. Представлены результаты историко-географического анализа изменения административно-территориального деления региона за более чем трёхвековой период, показано становление современных границ области, дана оценка исторической зрелости региональных границ. Прослежена взаимосвязь административно-территориаль-

ных преобразований и демографического, социально-экономического развития региона с середины XIX в., представлены прогнозные сценарии развития региона на первую треть XXI в. Затронута проблематика формирования региональной идентичности населения с опорой на итоги социологических исследований, проводимых авторами по собственной методике с 1999 г. Результаты опроса населения 2008 г., посвященного изучению представлений местных жителей о социально-экономической ситуации в стране и регионе, даны в сравнении с итогами аналогичного опроса населения самого западного региона России

- Калининградской области.

Летом 2011 г. по заказу Администрации Псковской области НОЦ регионологических исследований провёл полевое социально-демографическое исследование (экспедицию) в Печорском районе Псковской области. По результатам исследования была подготовлена научная монография Манакова А.Г. "Псковские сету: вопросы происхождения и современный этнодемографический портрет" (2011) [7]. Книга посвящена прибалтийско-финскому на-

роду сету (самоназвание - "сето"), родственному эстонцам и проживающему в Печорском районе Псковской области России и на восточных окраинах соседних уездов Эстонии, до революции 1917 г. административно подчинявшихся Псковской губернии. Область расселения сету в России и Эстонии называется Сету-маа, что переводится как "земля сету". Современный уровень исследований в Сетумаа скорее позволяет ставить вопросы, чем отвечать на них. Нерешенных задач остается много, и главной среди них является поиск ответа на вопрос о происхождении сету. Сету в течение XV-XVI вв. приняли православную веру. В православие сету были обращены сразу после язычества, благодаря чему сету сохранили древнейшие черты финно-угорской дохристианской культуры. Единая религия с местным русским населением позволила сету перенять у русских ряд элементов материальной культуры, удачно вписав их в свою собственную культуру. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2010 г. сету внесены в Единый перечень малочисленных народов страны.

Литература

1. Волков В.Н., Татарников О.М. Минеральное нерудное сырьё Псковской области: месторождения, минералого-петрографический и химический состав, методы их определения, переработка и применение. -Псков : ПГПУ, 2009. - 146 с.

2. Клейменов С.П. Экономическая география России (учебное пособие для вузов). - Псков : АНО "Логос", 2007, - 480 с.

3. Манаков А.Г., Евдокимов С.И., Григорьева Н. В. Западное порубежье России: географические аспекты становления и развития Псковского региона. - Псков : Издательство АНО "Логос", 2010. - 216 с. URL : http ://prj -pgpu.narod.ru/MONO/mono. htm

4. Манаков А.Г. Курс лекций по страноведению. Выпуск 1. Западная Европа. Псков: ПГПИ, 2001. 140 с.

5. МанаковА.Г. Курс лекций по страноведению. Выпуск 2. Южная Европа: Учебное пособие. - Псков : ПГПУ, 2011. - 140 с. URL: http://prj-pgpu.narod.ru/Ucheb/UEu.htm

6. Манаков А.Г. Основы культурно-географической регионалистики: Учебное пособие для вузов. -Псков : Изд-во ПГПИ, 2006. - 140 с.

7. Манаков А.Г. Псковские сету: вопросы происхождения и современный этнодемографический портрет. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 73 с.

8. Манаков А.Г. Топонимические свидетели этногенеза славян. - Псков : Изд-во ПГПУ, 2008. - 264 с.

9. Манаков А.Г. Туристские регионы мира. География культурного наследия: Учебное пособие. -Псков : ПГПУ, 2011. - 264 с. URL: http://prj-pgpu.narod.ru/Ucheb/Turist.htm

10. Манаков А.Г. Этногенез славян по данным топонимии (историко-географическое исследование). -Псков : АНО "Логос", 2007. - 255 с.

11. Слинчак А.И. Геоэкология и природопользование: Учеб. пособие для вузов. - Псков : ПГПУ, 2007. - 184 с.

12. Слинчак А.И. Социальная экология (взаимодействие общества и природы). Курс лекций. Часть 1. - Псков : ПГПУ, 2009. - 100 с.

13. Татарников О.М. Рельеф и палеогеография Псковской области: Учебное пособие по региональному курсу географии. - Псков : ПГПУ, 2007. - 128 с.

14. URL: http://prj-pgpu.narod.ru/ [Псковский центр регионологических исследований].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.