ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Н.А. Читалин, ст. научный сотрудник ИСПО РАО,
М.В. Марданов, ст. преподаватель кафедры математики КГФЭИ
В определении понятия информационной культуры можно выделить два основных подхода — «информологический» и «культурологический». В рамках первого
— умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.
II. Эмоционально-ценностный блок
подхода понятие трактуется как совокуп- (установки, оценки, отношения)
ность знании, умении и навыков поиска, отбора, анализа информации, т.е. всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Уточнив состав необходимых знаний, ч'ме-
1. Содержание информационных потребностей и интересов.
2. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.
3. Предпочтительность каналов полу-
ний и навыков, возможно провести обуче- чения необходимой информации.
ние потребителей информации.
4. Степень удовлетворения информа-
При использовании второго, культу- ционных потребностей, самооценка ин-
рологического, подхода к трактовке понятия «информационная культура» его содержание расширяется, что совершен- нию в Интернете.
формационной компетентности.
5. Отношение к девиантному поведе-
но закономерно, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В та-
III. Поведенческий блок (реальное и потенциальное поведение)
1. Способы поиска и каналы получе-
ком плане информационная культура ния необходимой информации.
рассматривается как способ жизнедея-
2. Интенсивность обращения к раз-
тельности человека в информационном личным источникам информации и их обществе, как составляющая процесса характеристика.
формирования культуры человечества
3. Применение полученной информа-
(способы и результаты информационной ции в различных сферах своей деятель-деятельности).
ности.
В основу разрабатываемой нами мо-
дели информационной культуры (ИК) информации.
4. Способы распространения новой
положена модель информационной куль-
5. Степень включенности в Интернет-
туры личности, разработанная лаборато- сообщество.
риеи социологических исследований в образовании Центра развития образова-
6. Формы деятельности в Интернете. Формирование ИК начинается с осво-
ния Самары. Модель ИК личности скла- ения информационной составляющей
дывается из трех составляющих.
I. Когнитивный блок (знания и умения)
1. Интернет-грамотность.
знаний. Именно они, трансформируясь далее в умения и навыки, закладывают основу когнитивного блока, которые существенно влияют на уровень ИК студен-
2. Навыки обращения с информацией: тов. Информационная культура студентов
умение организовать поиск необ- становится определяющим фактором их
ходимой информации;
умение работать с отобранной ин-
будущей трудовой деятельности.
Формирование эмоционально-ценно-формацией: структурировать, системати- стного и поведенческого блоков происхо-зировать, обобщать, представлять в виде, дит постоянно с получением знаний, опы-
понятном другим людям;
та, осмысления своей деятельности,
Н.А. Читалин. М.В. Марданов, 2002
окружающей среды. Эти блоки требуют тщательной проработки, так как непосредственно являются отражением информационной культуры студентов, их сформированность показывает уровень информационной культуры.
В качестве признаков информационного поведения, характеризующих уровень информационной культуры личности, могут быть избраны:
— содержание информационных потребностей и интересов; мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания;
— способы поиска и каналы получения необходимой информации, их предпочтительность и результативность; мнения о комфортности существующей системы информационного обслуживания;
— интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика;
— степень удовлетворения информационных потребностей; самооценка информационной компетентности;
— соотношение общественного и личного книгопользования;
— способы хранения, переработки и кумуляции информации;
— процесс усвоения и применения полученной информации в различных сферах своей деятельности;
— способы распространения новой информации; используемые каналы профессиональных коммуникаций, их интенсивность и предпочтительность.
Мониторинг информационной культуры по когнитивному блоку наиболее прост, так как сводится к стандартным методикам проверки знаний и умений (тесты, анкеты и т.д.). Поведенческий блок для диагностики сложен (требует длительного наблюдения, интервьюирования и т.п.). Наиболее реально диагностировать развитие информационной культуры по эмоционально-ценностному блоку, так как при этом можно подключить методики самооценки, тесты реального и идеального уровня сформированное™, рецензий высказываний и т.п.
Для обеспечения большей технологичности процедуры мониторинга формирования ИК оцениваемые показатели сгруппированы в два диагностируемых блока.
Обобщенные показатели информационной культуры
1. Умения и навыки поиска и получения необходимой информации в библиотеке (использование каталогов, реферативных журналов и т.п.).
2. Умения конспектировать, резюмировать и анализировать полученную информацию.
3. Умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям.
4. Умения перекодировать информацию из визуальной в словесную и наоборот, представлять в графическом, символическом и других видах.
5. Знания, умения и навыки самостоятельного перевода информации, представленной на иностранном языке.
6. Умение оформлять ссылки на библиографические источники.
7. Умение работать с учебной литературой.
Компьютерные показатели информационной культуры
1. Умения и навыки поиска и получения необходимой информации в библиотеке с использованием электронного каталога, сетевых ресурсов.
2. Знания, умения и навыки перевода информации, представленной на иностранном языке, средствами компьютера (электронные переводчики).
3. Умение оформлять ссылки на Ин-тернет-ресурсы.
4. Знания, умения и навыки по поиску и получению необходимой информации посредством Интернета (поисковые системы, специализированные сайты).
5. Умения и навыки работы с компьютером (работа в операционных системах МБ БОБ и \Y1ND0WS, хранение и передача информации, распечатка, сканирование и т.п.).
6. Умения и навыки работы с текстовыми редакторами.
7. Умения и навыки работы с табличными редакторами.
8. Умения и навыки работы с графическими редакторами.
г
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
9. Умение работать с редактором презентаций.
10. Умение программировать на одном из языков программирования.
11. Умения и навыки работы с WWW браузерами (Netscape Navigator, MS Internet Explorer и т.п.).
12. Знания, умения и навыки работы с электронной почтой.
13. Знание основ проектирования WEB-страниц и работы с ними.
14. Умения по защите информации в локальных компьютерных сетях, антивирусной защите.
15. Умение работать с электронными учебниками, обучающими и экспертными системами.
Нами было обследовано свыше 80 школьников-абитуриентов, студентов младших и старших курсов, преподавателей Казанского государственного университета, Казанского государственного финансово-экономического института в возрасте от 16 до 50 лет. «Пилотажное» исследование показало, что в современных условиях для увеличения диагностической силы необходимо отдельно рассматривать обобщенные информационные знания, умения и навыки (ЗУН) от компьютерных, так как существует значительный дисбаланс в сформированное™ обобщенных информаци-
возраст
Рис. 1. Уровень сформированности информационной культуры по обобщенным
информационным ЗУН
возраст
Рис. 2. Уровень сформированности информационной культуры по компьютерным
информационным ЗУН
нформационной
г\ X Г Т Т М ^ ^ ^ ^ А А ^ Л? Ж У л-* ^ ад а а а а чу к/ ітд м * д л А ч/ і а д д V/ л л
онных и компьютерных ЗУН у людей большинства респондентов
различных возрастов. Так, для старше- ниже среднего средний. По обобщенным классников и студентов младших курсов
наиболее характерна сформированность
блока компьютерных ЗУН, у студентов
старших курсов гуманитарных факуль- выше среднего, высокий. По компьютер-
информационной респондентов до 26 лет — ниже среднего, средний; у респондентов старше
тетов обобщенные ЗУН преобладают над компьютерными, у студентов негуманитарных факультетов — компьютерные над обобщенными, а людям старше
ной компоненте
диаметрально
воположное состояние
Таким образом, рассмотрение отдель-
информационного
40 лет (особенно гуманитариям) свой- ка и компьютерного блока ЗУН позволя-ственна сформированность обобщенных ет выявить величину этого дисбаланса и
П \ П Т ~
ЗУН, в то же время их отличает малое развитие компьютерной компоненты информационной культуры.
Результаты проведенной диагностики знаний и умений отражены на графиках (см. рис. 1, 2).
более адекватно и информативно оце нить степень сформированности инфор мационной культуры личности у респон дентов разных возрастов в условиях ста новления современного иформационно го общества.