Научная статья на тему 'Мониторинг сформированности информационной культуры'

Мониторинг сформированности информационной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг сформированности информационной культуры»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Н.А. Читалин, ст. научный сотрудник ИСПО РАО,

М.В. Марданов, ст. преподаватель кафедры математики КГФЭИ

В определении понятия информационной культуры можно выделить два основных подхода — «информологический» и «культурологический». В рамках первого

— умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.

II. Эмоционально-ценностный блок

подхода понятие трактуется как совокуп- (установки, оценки, отношения)

ность знании, умении и навыков поиска, отбора, анализа информации, т.е. всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Уточнив состав необходимых знаний, ч'ме-

1. Содержание информационных потребностей и интересов.

2. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.

3. Предпочтительность каналов полу-

ний и навыков, возможно провести обуче- чения необходимой информации.

ние потребителей информации.

4. Степень удовлетворения информа-

При использовании второго, культу- ционных потребностей, самооценка ин-

рологического, подхода к трактовке понятия «информационная культура» его содержание расширяется, что совершен- нию в Интернете.

формационной компетентности.

5. Отношение к девиантному поведе-

но закономерно, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В та-

III. Поведенческий блок (реальное и потенциальное поведение)

1. Способы поиска и каналы получе-

ком плане информационная культура ния необходимой информации.

рассматривается как способ жизнедея-

2. Интенсивность обращения к раз-

тельности человека в информационном личным источникам информации и их обществе, как составляющая процесса характеристика.

формирования культуры человечества

3. Применение полученной информа-

(способы и результаты информационной ции в различных сферах своей деятель-деятельности).

ности.

В основу разрабатываемой нами мо-

дели информационной культуры (ИК) информации.

4. Способы распространения новой

положена модель информационной куль-

5. Степень включенности в Интернет-

туры личности, разработанная лаборато- сообщество.

риеи социологических исследований в образовании Центра развития образова-

6. Формы деятельности в Интернете. Формирование ИК начинается с осво-

ния Самары. Модель ИК личности скла- ения информационной составляющей

дывается из трех составляющих.

I. Когнитивный блок (знания и умения)

1. Интернет-грамотность.

знаний. Именно они, трансформируясь далее в умения и навыки, закладывают основу когнитивного блока, которые существенно влияют на уровень ИК студен-

2. Навыки обращения с информацией: тов. Информационная культура студентов

умение организовать поиск необ- становится определяющим фактором их

ходимой информации;

умение работать с отобранной ин-

будущей трудовой деятельности.

Формирование эмоционально-ценно-формацией: структурировать, системати- стного и поведенческого блоков происхо-зировать, обобщать, представлять в виде, дит постоянно с получением знаний, опы-

понятном другим людям;

та, осмысления своей деятельности,

Н.А. Читалин. М.В. Марданов, 2002

окружающей среды. Эти блоки требуют тщательной проработки, так как непосредственно являются отражением информационной культуры студентов, их сформированность показывает уровень информационной культуры.

В качестве признаков информационного поведения, характеризующих уровень информационной культуры личности, могут быть избраны:

— содержание информационных потребностей и интересов; мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания;

— способы поиска и каналы получения необходимой информации, их предпочтительность и результативность; мнения о комфортности существующей системы информационного обслуживания;

— интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика;

— степень удовлетворения информационных потребностей; самооценка информационной компетентности;

— соотношение общественного и личного книгопользования;

— способы хранения, переработки и кумуляции информации;

— процесс усвоения и применения полученной информации в различных сферах своей деятельности;

— способы распространения новой информации; используемые каналы профессиональных коммуникаций, их интенсивность и предпочтительность.

Мониторинг информационной культуры по когнитивному блоку наиболее прост, так как сводится к стандартным методикам проверки знаний и умений (тесты, анкеты и т.д.). Поведенческий блок для диагностики сложен (требует длительного наблюдения, интервьюирования и т.п.). Наиболее реально диагностировать развитие информационной культуры по эмоционально-ценностному блоку, так как при этом можно подключить методики самооценки, тесты реального и идеального уровня сформированное™, рецензий высказываний и т.п.

Для обеспечения большей технологичности процедуры мониторинга формирования ИК оцениваемые показатели сгруппированы в два диагностируемых блока.

Обобщенные показатели информационной культуры

1. Умения и навыки поиска и получения необходимой информации в библиотеке (использование каталогов, реферативных журналов и т.п.).

2. Умения конспектировать, резюмировать и анализировать полученную информацию.

3. Умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям.

4. Умения перекодировать информацию из визуальной в словесную и наоборот, представлять в графическом, символическом и других видах.

5. Знания, умения и навыки самостоятельного перевода информации, представленной на иностранном языке.

6. Умение оформлять ссылки на библиографические источники.

7. Умение работать с учебной литературой.

Компьютерные показатели информационной культуры

1. Умения и навыки поиска и получения необходимой информации в библиотеке с использованием электронного каталога, сетевых ресурсов.

2. Знания, умения и навыки перевода информации, представленной на иностранном языке, средствами компьютера (электронные переводчики).

3. Умение оформлять ссылки на Ин-тернет-ресурсы.

4. Знания, умения и навыки по поиску и получению необходимой информации посредством Интернета (поисковые системы, специализированные сайты).

5. Умения и навыки работы с компьютером (работа в операционных системах МБ БОБ и \Y1ND0WS, хранение и передача информации, распечатка, сканирование и т.п.).

6. Умения и навыки работы с текстовыми редакторами.

7. Умения и навыки работы с табличными редакторами.

8. Умения и навыки работы с графическими редакторами.

г

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

9. Умение работать с редактором презентаций.

10. Умение программировать на одном из языков программирования.

11. Умения и навыки работы с WWW браузерами (Netscape Navigator, MS Internet Explorer и т.п.).

12. Знания, умения и навыки работы с электронной почтой.

13. Знание основ проектирования WEB-страниц и работы с ними.

14. Умения по защите информации в локальных компьютерных сетях, антивирусной защите.

15. Умение работать с электронными учебниками, обучающими и экспертными системами.

Нами было обследовано свыше 80 школьников-абитуриентов, студентов младших и старших курсов, преподавателей Казанского государственного университета, Казанского государственного финансово-экономического института в возрасте от 16 до 50 лет. «Пилотажное» исследование показало, что в современных условиях для увеличения диагностической силы необходимо отдельно рассматривать обобщенные информационные знания, умения и навыки (ЗУН) от компьютерных, так как существует значительный дисбаланс в сформированное™ обобщенных информаци-

возраст

Рис. 1. Уровень сформированности информационной культуры по обобщенным

информационным ЗУН

возраст

Рис. 2. Уровень сформированности информационной культуры по компьютерным

информационным ЗУН

нформационной

г\ X Г Т Т М ^ ^ ^ ^ А А ^ Л? Ж У л-* ^ ад а а а а чу к/ ітд м * д л А ч/ і а д д V/ л л

онных и компьютерных ЗУН у людей большинства респондентов

различных возрастов. Так, для старше- ниже среднего средний. По обобщенным классников и студентов младших курсов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наиболее характерна сформированность

блока компьютерных ЗУН, у студентов

старших курсов гуманитарных факуль- выше среднего, высокий. По компьютер-

информационной респондентов до 26 лет — ниже среднего, средний; у респондентов старше

тетов обобщенные ЗУН преобладают над компьютерными, у студентов негуманитарных факультетов — компьютерные над обобщенными, а людям старше

ной компоненте

диаметрально

воположное состояние

Таким образом, рассмотрение отдель-

информационного

40 лет (особенно гуманитариям) свой- ка и компьютерного блока ЗУН позволя-ственна сформированность обобщенных ет выявить величину этого дисбаланса и

П \ П Т ~

ЗУН, в то же время их отличает малое развитие компьютерной компоненты информационной культуры.

Результаты проведенной диагностики знаний и умений отражены на графиках (см. рис. 1, 2).

более адекватно и информативно оце нить степень сформированности инфор мационной культуры личности у респон дентов разных возрастов в условиях ста новления современного иформационно го общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.