Научная статья на тему 'Формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школына уроках информатики и ИКТ посредством проектного обучения'

Формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школына уроках информатики и ИКТ посредством проектного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2695
1278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухарева Оксана Геннадьевна

В статье представлены подходы к разработке модели формированиея ключевых компетенций у учащихся старшей школы на уроках информатики и ИКТ посредством проектного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школына уроках информатики и ИКТ посредством проектного обучения»

ФГОС второго поколения

УДК

J

\

О. Г. Глухарева

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье представлены подходы к разработке модели формированиея ключевых компетенций у учащихся старшей школы на уроках информатики и ИКТ посредством проектного обучения

Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, модель.

Abstract. The paper presents approaches to the development of a model формированиея key competences of the students of high school at the lessons of Informatics and ICT through project training

Key words: competence-based approach, key competences, model.

Проблема перехода от традиционной школы, ориентированной на получение учеником определенной суммы знаний, к системе образования, в рамках которой готовят будущего активного участника общественной и трудовой жизни, нацеленного на личный и профессиональный рост в условиях стремительно меняющегося мира, является особенно актуальной на сегодняшний день. Трансформации в образовании вызваны интенсификацией жизни, развитием научно-технического прогресса, усилением процессов обмена информацией и информатизацией общества в целом. Ответом на запросы общественного развития является формирование ключевых компетенций, ставших, по замечанию И. А. Зимней, «новой парадигмой образовательных результатов», достижение которых является достаточно сложным и неразработанным процессом в современной школе [8]. Ряд проблем обозначился и в преподавании информатики, причем с достаточной остротой, чему способствует специфика предмета, а также интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий. Ответы на поставленные вопросы необходимы в ближайшей перспективе, поскольку недочеты и отставание в сфере образования с неизбежностью проявятся в виде отставаний в экономике и научно-технической сфере.

Анализ научной, методической и учебной литературы [2,7, 9,10,14,17,19,20], позволил выделить противоречие между требованиями общества, развивающегося в условиях модернизации и информатизации, к подготовке выпускников школы, которые должны владеть знаниями, умениями, навыками и способами деятельности, необходимыми для успешного обучения в течение всей жизни, а также эффективного выбора и обновления своего профессионального пути

и реальным уровнем подготовки старших школьников, недостаточной сформированностью у них ключевых компетенций.

Учитывая, что ключевые компетенции не формируются сами по себе, а требуют специально организованной деятельности, в ходе работы ФЭП АПК и ППРО (г. Москва) в числе ряда других, была выдвинута задача изучения возможностей формирования ключевых компетенций школьников в процессе проектного обучения [3.4,5,6,13,15]. Педагогами МАОУ СОШ № 34 г. Каменск-Уральского предпринята попытка построения модели данного процесса при обучении информатике и ИКТ.

При ее разработке учитывался тот факт, что научная модель представляет собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления. В процессе исследования степень подобия модели реальной действительности была соотнесена с целью исследования и определен тип проектируемой модели как модели структурно-содержательного типа, ориентированную на конкретную цель - формирование ключевые компетенции у учащихся старшей школы на уроках информатики и ИКТ посредством проектного обучения.

В соответствии с предложенной моделью в деятельности учителя выделены основные этапы формирования ключевых компетенций учащихся: анализ нормативных документов, проведение комплексной педагогической диагностики, конструирование содержания учебного материала, формирование ключевых компетенций в процессе реализации метода проектов, комплексная оценка уровня сформированности у школьников ключевых компетенций и корректировка образовательного процесса.

56

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3

ФГОС второго поколения

Подготовительный этап. Анализ нормативных документов по предмету:

«Информатика и ИКТ»

Государственный Примерные программы основного Определение коэффициентов,

образовательный общего и среднего (полного) характеризующих

стандарт по общего образования, учебные сформированность структурных

«Информатике и программы по предмету компонентов ключевых

ИКТ» «Информатика и ИКТ» компетенций

й

о

о

иг

о

а

а

о

1-4

о

К

Л

S

й

и

о

ш

а

ю

о

«

К

иг

и

а

а

о

«

Первый этап. Комплексная педагогическая диагностика

Выявление Выявление у школьников Степень Изучение состояния

образовательных структурных компонентов возможности образовательной

потребностей компетенций: внедрения среды:

учащихся: - Знаний метода - Школы (наличие

- Познавательные - Умений проектов оборудования и др.)

интересы; - Ценностных ориентаций - Дома (наличие

- Предпочтительные - Опыта деятельности компьютера, выхода в

виды деятельности Интернет и др.)

__________________________SZ_________________________

Второй этап. Конструирование содержания учебного материала

Представленность Конструирование Содержание учебного

ключевых содержания материала, материала, включающего

компетенций учащихся ► включающего ► элементы проектной

в Примерных элементы проектной деятельности

программах деятельности

Третий этап. Формирование ключевых компетенций у учащихся в процессе реализации метода проектов

Система проектов (тематика проектов, этапы выполнения проектов, требования Выполнение проекта

к проектам)

Четвертый этап. Проверка сформированности ключевых компетенций у

учащ Количественные характеристики ихс я Качественные характеристики

Уровни сформированности ключевых компетенций Степень удовлетворенности применением метода проектов

Рис.1. Модель формирования ключевых компетенций в условиях МБОУ СОШ № 34

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3

57

ФГОС второго поколения

Подготовительный этап. Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами [11,16,17,18,19,20]. На основе федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы среднего (полного) общего образования, было разработано календарно-тематическое планирование в соответствии с учебно-методическом комплексом Н. Д. Угриновича, направленное на формирование ключевых компетенций через проектное обучение.

Первый этап. Проведение комплексной педагогической диагностики, ориентированной на выявление образовательных потребностей учащихся, уровня сформированности структурных компонентов компетенций (знаний, умений, опыта деятельности и ценностных ориентаций), ресурсов образовательной среды (семьи, ближайшей среды вне школы, методической и технической оснащенности школы в целом и кабинета информатики в частности) [12,13].

Для выявления образовательных потребностей школьников целесообразно проводить наблюдения за учащимися, анкетирования, тестирования. Для получения достоверных результатов к диагностике следует привлекать одноклассников, классных руководителей, проводить беседы с родителями учащихся. В ходе проведения диагностики заполняется матрица образовательных потребностей учащихся, отражающая познавательные интересы каждого ученика.

Для выявления у учащихся структурных компонентов компетенции учитель проводит анкетирование и беседы. Повысить достоверность результатов диагностирования позволяет использование листов самодиагностики школьника. Ученик совместно с родителями заполняет листы самодиагностики, отмечая наличие или отсутствие у себя соответствующих ключевым компетенциям знаний, умений, ценностных ориентаций, опыта практической деятельности.

По результатам диагностики знаний, умений, ценностных ориентаций, опыта практической деятельности, составляющих ключевые компетенции школьника, учитель заполняет матрицу, отражающую достижения школьников. Матрицы целесообразно заполнять в редакторе электронных таблиц (например, в MS Excel), поскольку диагностирование имеет мониторинговый характер и постоянные дополнения и изменения, а также расчет уровня сформированности ключевых компетенций удобнее фиксировать на компьютере.

Важным элементом педагогической диагностики является изучение состояния образовательной среды. С этой целью учитель проводит опрос учеников и их родителей, выясняя наличие у школьника домаш-

ней библиотеки, компьютера, возможности выхода в Интернет; а также изучает ресурсы школы (наличие компьютерных классов, оснащенных необходимыми средствами для проведения проектов) и города (компьютерный центр) и на основании этого делает вывод о возможностях использования образовательной среды для формирования ключевых компетенций учащихся..

Второй этап. Конструирование содержания учебного материала.

Содержание: образовательный стандарт и примерная программа по информатике и ИКТ для базового обучения.

Формы учебной работы: классно-урочная, внеурочная (элективные курсы), очная, дистанционная, индивидуальная, групповая.

Основной метод: проектный, который основан на развитии умения осваивать окружающий мир на принципах научной методологии. Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода:

• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения;

• обсуждение методов исследования, возможных путей решения проблемы;

• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

• анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

• выводы, выдвижение новых проблем исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инструментально-программные средства для реализации проектов:

• операционная система Windows ХР

• антивирусная программа

• программа-архиватор WinRar

• мультимедиа проигрыватель

• система оптического распознавания текста АВВYY FineReader

• электронные таблицы;

• редакторы (текстовый, графический);

• системы управления базами данных;

• системы разработки мультимедиа приложений;

• гипертекстовые системы.

Третий этап. Формирование ключевых компетенций у учащихся в процессе реализации проектного обучения на уроках информатики и ИКТ. Для реализации данного этапа была разработана система уроков-проектов для учащихся 10-11 классов, согласно образовательным линиям примерной Программы основного (полного) общего образования по информатике и ИКТ, которая представлена в табл. 1.

Ключевые компетенции включают в себя разнообразные знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности,

58

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3

ФГОС второго поколения

Таблица 1

Соотношение образовательных линий и система уроков-проектов

Образовательная линия Ведущая деятельность в проекте направлена на: Тема проекта

Информация и информационные процессы - владение навыками анализа и критической оценки получаемой информации с позиций ее свойств, достоверности, практической и личной значимости; - умение анализировать и сопоставлять источники информации; - готовность использовать презентационные инструменты при подготовке и проведении докладов, презентаций, усовершенствование навыков, полученных в основной школе Новости мира. Философия и информатика.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов - знание основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства Собери фразу. Буклет «Устройство компьютера». Стенд из неработающих деталей ПК «Устройство компьютера».

Технология обработки графической и мультимедийной информации - умение использовать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности; - умение использовать текстовые редакторы для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.) Кабинет информатики будущего. Создание коллажа. Создание мультимедийной презентации на интересующую тему.

Кодирование и обработка текстовой информации - умение использовать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности; - умение создавать и редактировать рисунки, чертежи, анимации, фотографии, аудио- и видео- записи, цепочки слайдов (презентации) Я хочу вам рассказать. Школьная газета.

Кодирование и обработка числовой информации Кроссворд. Социологический опрос. Мое предприятие.

Коммуникационные технологии - получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи; - овладение навыками осуществления передачи информации по электронной почте и др. Создание веб-сайта на интересующую тему.

Моделирование и формализация Биоритмы. Биологические модели. Экономические модели. Моделирование физических процессов. Статистические исследования.

Технология хранения, поиска и сортировки информации Создание групповых проектов «База данных».

владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Применение методики обучения информатике и ИКТ, направленной на формирование ключевых компетенций школьников, целесообразно осуществлять на основе комплексного использования урочных и внеурочных форм обучения, расширения субъектов обучающего взаимодействия. В процессе обучения целесообразно использовать формы и методы, имеющие проблемно-исследовательский характер, ориентированные на развитие самостоятельности школьников, соответствующие познавательным потребностям учащихся и условиям образовательной среды.

В табл. 2 представлены предпочтительные виды деятельности для формирования каждой ключевой компетенции при обучении информатике и ИКТ

в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34» г. Каменска-Уральского.

Четвертый этап. Проверка сформированно-сти ключевых компетенций у учащихся. Комплексная оценка уровня сформированности ключевых компетенций в ходе обучения информатике и ИКТ в нашей школе осуществляется на основе сочетания качественных методов диагностики. Для проверки знаний и умений учащихся учитель проводит контрольные работы, фронтальный опрос, тестирование, анкетирование, осуществляет анализ практических работ, предлагает школьникам листы самодиагностики; ценностные ориентации школьников выявляются в ходе наблюдения за их деятельностью, проведения анкетирования и бесед; для оценки опыта практического применения знаний

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3

59

ФГОС второго поколения

Таблица 2

Соотношение деятельности учащихся и учителя с формируемой компетенцией

Компетенция Характеристика компетенции Формирование компетенции

учителем учеником

Коммуникативная Владение основными видами публичных выступлений, следование эстетическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях. Презентация результатов познавательной и практической деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. Руководство во время практических занятиях Распределение обязанностей в группах и бригадах, оценка друг друга и самооценка

Владение навыками автоматизации коммуникационной деятельности Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях. Применение средств ИКТ в повседневной жизни при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.

Общекультурная Умение осознанно обосновывать суждения, давать определение, приводить доказательства (том числе от противного) Применение на практике и в жизни ЗУНов. Профориентационная работа. Обучение основам ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами. Контроль и помощь во время практических занятий. Понимание назначений и функций используемых информационных и коммуникационных технологий. Отработка полученных навыков на практических занятиях.

Ценностно-ориен- тационная Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность. Помощь при выборе темы проекта и при его создании Поиск и передача информации по телекоммуникационным каналам. Исследовательская деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах

Информационная Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности. Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира. Выработка навыков работы со справочной литературой и различными источниками информации, в том числе электронными. Выработка навыков работы с информационными устройствами. Создание информационных объектов, в том числе: структурированного текста; различных форм представления информации; графического представления реального объекта; баз данных; презентации на основе шаблона. Умение пользоваться компьютерными технологиями, умение работать со справочной литературой - поиск информации для подготовки сообщений проектов. Использование навыков эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании

Социально-трудо- вые Соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией. Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов. Использование краевого компонента в преподавании Изучение нормативных документов. Поисковая деятельность, исследовательская деятельность при создании проектов.

60

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3

ФГОС второго поколения

продолжение табл. 2

Компетенция Характеристика Формирование компетенции

компетенции учителем учеником

Учебно-познава- тельная Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Межпредметная связь: биология -в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением); черчение, математика - при расчетах и построении чертежей; русский язык, литература - оформление сообщений и творческих проектов. Теоретические занятия. Использование демонстрационного материла Умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих проектов, исследовательская работа по выбору. Проведение компьютерного эксперимента.

Личного самосовершенствования соблюдение правил техники безопасности и гигиенических рекомендаций при использовании средств ИКТ, владение способами оказания первой медицинской помощи. Инструктаж по технике безопасности, санитарной гигиене, обучение методам оказания первой медицинской помощи Соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности при работе в компьютерном классе и с техническими устройствами. Оказание первой медицинской помощи.

и умении используются листы самодиагностики, проводится анализ продуктов учебной деятельности школьников. В процессе оценивания активное участие принимают сами ученики, осуществляя рефлечсию твоей деятельности (устное тбсуждение, письмонное анкетирование, заполнение листов самодиагностими) и взки-мооценку.

По результатам диагностики учитель совместно с учащимся планируют корректирующие мероприятия и дальнейшие п°ти развития образовательных потребностей ученика для повышения эффективности формировония у него ключевых коопчкенций.

С целью мкоеерки разработанной мчдели проведено изучетее уровнеТ познавательной активности учащихся, результаты которого представлены на рис. 2. Из диаграммы видно, что увеличилось количество учащихся с высокой познаватмльной аьтивностг и уменьшилось со средней и низкой. Посксльку у учащихся увеличивается интерес к умоку, то, ьак следствие, происходит и повышение качества образования.

Проследить динамику сформированное™ клю-

чевых компетенций учащихся в ходе эксперимента мсжнокз данных, представленных на ркс. 3.

В идн о, что навыке сбора, стстематизации, классификации, анализа информация, умения представить инфмрмтцмю в доступном, эстетиктмм виде, умение кыражать свои мысли, доказыватк свои идеи, умение рабочать в группе , г командм, умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение имеют устойчекую те нденцию к росту..

Таким образом, применение компетентностного подхода позволяетзктлизо вакь дидпкзчческий потенциал предмета «Икформкти ка и ИКТ» по формированкю у старшеклассников ккределенного объема ксех бло ктв ключевых компетенций (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствовноия), предетавлетных в нормативных докумезках, опркдекяющих содемжани е указанного зкедмеза. Ядром модкли формиротания ключевых компе-тгнцкм у учащихся зтарших классов в про цкссе обучения информатике и ИКТ является проектное обучение.

60

50

40

30

20

10

0

54

40,5

49,5

21

10

окт.12

мар.13

Высокая познавательная активность

окт.12

мар.13

Средняя познавательная активность

окт.12

мар.13

Низкая познавательная активность

Рис. 2 Уровни познавательной активности учащихся

Инновационные п°мекты и программы г образование т01 3/3

61

ФГОС второго поколения

1,8

1,6

1,4

1,2

1

0,8

0,6

0,4

0,2

0

J* JP

<я лГ &

гР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж

/ А

J?

* Ж Ж # / /

Ж

4-°

&

J? jf Л?

ж

Рис 3. И змен ениеуровня сформированное ти ключевых компетенций в ходе эксперимента.

2

Литература

1. Аскерко Ю. И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки. автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2007.

2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педа гогика.-№ 10.- 2003.- С.26.

3. Давыдова Н.Н., Федоров В. А. Упраеление развитие образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана.- 2012.- № 4.-С.15-23.

4. Давыдова Н.Н. Сетевое изаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование,- 2012.- № 1 . - С.88-94.

5. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития ие гионалоного образования // Образование и наука.- 2010 - № 8 (76).- С.32-41.

6. Давыдова Н. Н. Управление процессаеи самоорганизации ОУ //Образование и наука.- 201К- № 11 .-С.23-32.

7. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновациоиного образован ия // Образование и натка,- 2011.- № 8.-С.3-12.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос».- 2006. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm (Дата обращения: 1.06.2013).

9. Мерзлякова О.П. Формирование ключевых компетентностей учащихся при реализации вариативной части государственноео нбразовател ьного стандарта е процее-се обучения физико в школе // Образоеание и наука.-2007.- № 6.- С.96-102.

10. Ракитина Е. А. Теоретические основы построения кон-

цепции непрерывного курса информатики. М.: Информатика и образование, 2012.

11. Сафонова О. Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики // Интернет-журекл «Эйдос». 2011 , №11. [Электронный ресурс]. PRL: http:// www.eidos.ru/joumal/2011/1130-09.htm (Дата обращения: 1.06.2013).

12. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука.- № 1 (90).- 2012.- С.56-65.

13. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и иннвва-ци и в школе.- Т008.- № 1.

14. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС юо вою поколекия // Образованию и наука.- 2012.- № 8.-С.5-14.

15. Смирных О. В., Давыдова Н. Н. Универсальные учебные дейстпия: управление формиро/анием // Народное образование.-2012.- № 1.-С.167-/75.

16. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука.- 2012.- № 9.-С.57-64.

17. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: про-блесы, противоречия, путп их разрешенюя // Образование и нрука.- 2011.- № 10.-С.3-12.

18. Чарыкова С. В. Реализация метода проектов в процессе обучения информатике // Информатика и образование.-2011.- № 11.- С.36-41.

19. Черных Н. П. Формирование ключевых компетенций по предмету «Информационные технологии». [Электронный ресурс] // Вопросы Интернет образования. URL: http://vio. uchim.info/Vio_38/cd_site/articles/art_3_5.htm (Дата обра-щезия:-.06.2013).

20. Хуторской А. В. Технология прокцтированип влюче-вых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос».- 2005. URL: http://eidos.ru/ journal/2005/1212.htm (Дата обращения: 1.06.2013).

62

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.