Научная статья на тему 'Мониторинг результативности организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся'

Мониторинг результативности организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг результативности организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н. В. Осипова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

В последнее время все большую актуальность для федеральных и региональных органов власти приобретают вопросы профориентации обучающихся. Обсуждается необходимость проведения системной про-фориентационной работы с обучающимися на всех уровнях образования: от дошкольного до высшего, послевузовского и дополнительного профессионального.

С 2013 года ГБУ ДПО «КРИРПО» — федеральная экспериментальная площадка ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся». В рамках деятельности площадки была разработана организационная модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в которую включены образовательные организации разных типов, управление образованием, предприятия и другие субъекты, участвующие в профориентацион-ной деятельности на уровне региона, муниципалитета. Апробация данной модели проходила в Ленинск-Кузнецком городском округе.

С целью систематического отслеживания результатов реализации организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся разработаны критерии: планово-прогностический, организационно-дея-тельностный, результативно-обобщающий. Кри-

терии включали в себя качественные показатели (данные о профориентационной работе, отражающие содержание, процесс, взаимоотношения участников организационной модели сопровождения и результативность их деятельности) и количественные (наличие тех или иных видов деятельности, которые отражают содержание профориентационной работы).

В соответствии с критериями в мае 2015 года разработана программа и проведен мониторинг состояния сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, определен уровень результативности (низкий, средний, высокий) реализации организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся по каждой образовательной организации в отдельности и муниципалитету в целом.

Низкий уровень (0-8 баллов) — профориен-тационная работа ведется от случая к случаю, отсутствует системный подход, организация не участвует в муниципальных профориентаци-онных мероприятиях, в реализации регионального, муниципального плана по профориентацион-ной работе, отсутствует план профориентацион-ной деятельности. В организации не заключены договоры о социальном партнерстве/сотрудничестве в сфере реализации профориентацион-ных мероприятий, не назначен специалист, ответственный за профориентацию обучающихся. Организация не принимает участие в проектах и конкурсах по профориентации.

На уровне муниципалитета профориентаци-онная работа слабо организована, отсутствует взаимодействие образовательных организаций разных типов с предприятиями, реализация совместных мероприятий не осуществляется.

Не назначены специалисты, осуществляющие профориентационную деятельность.

Средний уровень (9-20 баллов) — профори-ентационная работа проводится систематически, организация принимает участие в реализации муниципального плана по профориентаци-онной работе и разрабатывает собственный план профориентационной деятельности. Заключает договоры о социальном партнерстве/сотрудничестве в сфере реализации профориентаци-онных мероприятий, активно взаимодействует с различными организациями, предприятиями. Проводит мониторинг и диагностику профессионального самоопределения обучающихся, отслеживает результативность проведенных мероприятий. В организации назначен специалист, ответственный за профориентацию обучающихся. Организация участвует в проектах по профориентации, в том числе совместно с социальными партнерами и другими образовательными организациями. На сайте есть раздел, где обучающиеся и их родители могут получить необходимую профориентационную информацию. Организация проводит различные профориентаци-онные мероприятия как на уровне муниципалитета, так и области. Участвует в профориентаци-онных конкурсах, семинарах, конференциях.

На уровне муниципалитете профориентаци-онная работа организована системно, налажено взаимодействие с разными типами образовательных организаций и предприятиями, проводятся совместные мероприятия, назначены специалисты, ответственные за профориентацию обучающихся. Проводятся муниципальные конкурсы и проекты профориентационной направленности, обучающиеся и педагоги участвуют в региональных конкурсах и проектах.

Высокий уровень (21-30 баллов) — про-фориентационная работа проводится в системе, организация участвует в профориентацион-ных мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского уровней, принимает участие в реализации регионального, муниципального плана по профориентационной работе, разработан и реализуется план профориентационной деятельности. Представитель от организации участвует в работе координационного совета по профессиональной ориентации молодежи города. Заключает договоры о социальном партнерстве/сотрудничестве в сфере реализации профориентационных мероприятий. Проводит мониторинг и диагностику профессионального самоопределения обучающихся. В организации назначен специалист, ответственный за профориентацию обучающихся и прошедший кур-

сы повышения квалификации по данному направлению деятельности. Организация участвует в грантах, проектах, экспериментальных площадках по профориентации совместно с социальными партнерами и другими образовательными организациями. На сайте есть раздел, где обучающиеся и их родители могут получить необходимую, достоверную профориентацион-ную информацию. Проводятся различные про-фориентационные мероприятия как на уровне муниципалитета, так и области. Участвует в про-фориентационных конкурсах, семинарах, конференциях (муниципального, регионального, всероссийского уровней), в разработках методических материалов, программ на разных уровнях.

На уровне муниципалитета профориента-ционная работа организована и проводится системно, разработан и осуществляется план профориентационной деятельности муниципалитета. Организации участвуют в реализации регионального и муниципального планов по профориентации. Налажено взаимодействие с разными типами образовательных организаций и предприятиями (разработан алгоритм взаимодействия, заключены договора/соглашения о сотрудничестве и т. д.), проводятся совместные мероприятия, назначены специалисты, ответственные за реализацию профориентационной работы, которые прошли курсы повышения квалификации по данному направлению. Представители муниципалитета активно участвуют в региональных и федеральных конкурсах, проектах, семинарах по профориентации. В муниципалитете созданы методические разработки и рекомендации по проведению профориентационных мероприятий, утвержденные на методическом объединении, зарегистрированные или прошедшие внешнюю экспертизу.

Согласно результатам проведенного мониторинга в Ленинск-Кузнецком городском округе высокий уровень результативности отмечается в 30 % образовательных организаций, не выявлено организаций с низким уровнем. Минимальное значение набранных баллов составило 9, максимальное — 24 балла.

Наличие системной, комплексной, целенаправленной профориентационной работы образовательных организаций, участвующих в деятельности федеральной экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО, отражено в высоких результатах мониторинга:

- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» — 24 балла;

- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 73» — 24 балла;

- ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий технологический техникум» — 23 балла;

- ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический колледж» — 23 балла;

- МБОУ ДПО «Научно-методический центр» — 22 балла;

- Отделение ГОО «Кузбасский РЦППМС» Ленинск-Кузнецкого городского округа — 21 балл.

В целом по муниципалитету получены следующие результаты: уровень результативности реализации организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Ленинск-Кузнецкого городского округа относится к среднему и составил 17,5 балла. При проведении в дальнейшем подобного мониторинга считаем необходимым внести дополнения в бланк: специалистам, которые его заполняют, важно указать не только количественные данные по участию в конкурсах, грантах, проектах, но и название, сроки, место проведения, результат, что позволит получить более полную информацию о состоянии профориентационной работы, сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

При реализации организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся специалистам, ответственным за профориентацию в образовательной организации, муниципалитете, необходимо обратить внимание на следующие рекомендации.

Образовательным организациям:

• назначить приказом руководителя специалиста, ответственного за профориентационную работу и/или совет по профориентации;

• руководствоваться в своей деятельности утвержденными департаментом образования и науки Кемеровской области нормативно-правовыми документами, регламентирующими организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся организаций общего и профессионального образования: Типовым положением об организации профильного обучения старшеклассников и профессиональной ориентации молодежи на базе ресурсных центров (№ 1167 от 27.06.2014); Положением о деятельности профконсультан-та (№ 1595 от 12.09.2014), Положением о работе по профессиональной ориентации обучающихся в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области (№ 1597 от 12.09.2014), Положением о работе по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Кемеровской области (№ 1596 от 12.09.2014);

• разработать программу и/или план профо-риентационной работы на учебный год с учетом реализации муниципального и регионального плана профориентационных мероприятий и иную документацию, необходимую специалисту, ответственному за профориентацию обучающихся, для реализации профильного обучения и проведения профессиональных проб — договор/соглашение и совместный план профориен-тационной работы общеобразовательной и профессиональной образовательной организаций;

• создать методические рекомендации, разработки, электронные ресурсы в области профессионального самоопределения, профориентации обучающихся и их родителей (законных представителей), построения карьеры, утвердив их на методическом объединении, представить на внешнюю экспертизу;

• взаимодействовать с различными организациями и предприятиями по вопросам профориентации обучающихся, используя разные механизмы (договор о социальном партнерстве/сотрудничестве, соглашение, план совместных мероприятий, проведение профессиональных проб, элективных курсов и т. д.);

• выявлять и отслеживать результативность проводимых мероприятий, используя мониторинг, диагностику, аналитические справки и отчеты и др.;

• систематически повышать квалификацию специалистам, ответственным за профориентаци-онную работу, в области профессионального самоопределения и построения карьеры обучающихся;

• создать разделы по профориентации на сайте организации, где размещать актуальную информацию о мероприятиях, справочные материалы и др.;

• участвовать профконсультантам и обучающимся образовательных организаций в про-фориентационных конкурсах, проектах, конференциях, выставках, семинарах, круглых столах и т. д. профориентационной направленности;

• анализировать, обобщать, тиражировать положительный опыт организации и проведения профориентационной работы.

Муниципальным органам управления:

• создать координационный совет по кадровой политике и профессиональной ориентации, на заседаниях которого утверждать план профориентационной работы муниципалитета, обсуждать актуальные вопросы профильного и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки рабочих кадров для предприятий города, проведения муниципальных проектов, конкурсов, грантов профориентационной направленности и т. д.;

• организовывать и координировать работу по профориентации в муниципалитете лицам, назначенным ответственными за профориен-тационную работу в городском округе, муниципальной районе;

• привлекать социальных партнеров для организации и проведения профориентационных мероприятий на уровне муниципалитета и образовательной организации;

• принимать участие специалистам, ответственным за профориентационную деятельность в муниципалитете, в областных мероприятиях, в том числе круглый столах, проводимых ГБУ ДПО «КРИРПО» совместно с ДОиН КО, на которых обсуждаются актуальные проблемы и направления профориентационной работы Кемеровской области;

• проводить городские мероприятия по профориентации совместно с предприятиями, организациями разных типов, средствами массовой информации и другими субъектами сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Выполнение данных рекомендаций позволит осуществлять сопровождение профессионального самоопределения системно, комплексно, на более высоком уровне.

В мае 2016 года планируется проведение данного мониторинга во всех муниципалитетах, что позволит выявить уровень результативности реализации организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях Кемеровской области.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н. В. Чернушкина, О. А. Роут, методисты центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Прокопьевск

Процессы профессионального становления личности в связи с их высокой социальной значимостью постоянно находятся в фокусе общественного внимания. Для многих молодых людей, поступивших в профессиональную образовательную организацию, проблема выбора профессии окончательно не решена. Некоторые из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом курсе, другие — в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи — после 3-5 лет работы по профессии. Значительная часть молодежи после окончания профессиональной школы не может найти работу по полученной профессии и пополняет ряды безработных. Значит, вопрос выбора профессии снова становится актуальным [1].

В практике организаций профессионального образования реализуются традиционные формы и методы профориентационной работы: дни открытых дверей, виртуальные экскурсии на предприятия, дни выпускника, фестивали рабочих профессий, профессиональные пробы и практики, профориентационные игры, конкурсы «Лучший по профессии» и др. В последнее время активность самоопределения и становления обучающихся снизилась, чему в определенной степени способствовали устаревшие формы

О. А. Роут

Н. В. Чернушкина

работы. В связи с этим в профессиональных образовательных организациях (ПОО) происходит поиск эффективных форм и методов содействия профессиональному становлению обучающихся. Возникает потребность в разработке качественно новых современных технологий, направленных на повышение активности обучающихся на этапе самореализации и самоутверждения в выбранной профессии.

На наш взгляд, внедрение новых профориентационных форм и методов способствует формированию активной позиции обучающегося в процессе прогнозирования и планирования своего профессионального будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.