Научная статья на тему 'Мониторинг развития УУД как основополагающий элемент организации методической службы образовательного учреждения'

Мониторинг развития УУД как основополагающий элемент организации методической службы образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1364
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) / МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УУД / КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ / СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безрукова Елена Ивановна

Автор представляет опыт работы по организации мониторинга УУД у учащихся начальных классов в условиях введения ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безрукова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг развития УУД как основополагающий элемент организации методической службы образовательного учреждения»

Безрукова Елена Ивановна

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 43 г.Нижний Новгород E-mail: slavena2007@yandex.ru

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ УУД КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. Автор представляет опыт работы по организации мониторинга УУД у учащихся начальных классов в условиях введения ФГОС.

Ключевые слова: универсальные учебные действия (УУД), мониторинг формирования УУД, карта достижений учащихся, стратегия помощи учащимся, определение успешности работы педагога.

Одной из задач, стоящих перед педагогическими коллективами школ в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверка на практике в реальных условиях теоретически построенных новых моделей образовательной системы [7,10].

Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы [8,14]. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования.

Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих знани-евые, метапредметные и личностные достижения ребенка [6,8,13,15]. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие универсальных учебных действий. С УУД, их формированием и оценкой, теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы. Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности занимает ведущее место.

В «Программе формирования УУД» результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения. Кроме того, метапредметные образовательные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обучения в начальной школе. Для этого требуется специальная диагностическая процедура - мониторинг метапредметных УУД [1,2].

Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Задачи мониторинга

1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД учащихся на разных этапах обучения начальной школе.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса и подбор педагогических и управленческих средств их достижения [8,9].

Данные мониторинга дают заместителю директора возможность управления качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных показателей.

Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных УД и учителям, и администраторам необходимо иметь полное представление о месте, роле, особенностях и функциях данного мониторинга.

В этой связи возникли следующие проблемы:

> проблема наличия и качества диагностического инструментария;

> проблема масштаба и технологий предполагаемых измерений;

> проблема наличия и квалификации кадров для организации и проведения мониторинга, а также психолого-педагогического сопровождения становления и развития универсальных учебных действий;

> проблема преодоления разрыва между диагностикой УУД и дальнейшей работой психологов и учителей на основе полученных данных [3].

Нам нужен был такой интегративный (комплексный) диагностический инструментарий, показатели которого способны отражать в себе меру развития сразу нескольких взаимосвязанных характеристик компонентов УУД [4]. Примером такого инструментария для нас стали диагностические материалы, разработанные методистами Нижегородского Центра Непрерывного Образования (НЦНО) при активном участии наших учителей и психолога.

Специфика диагностического материала, его возможности, механизм отслеживания результатов позволил нам построить систему мониторинга УУД. Сотрудничая в этом ключе с НЦНО, мы начали решать проблему кадров, и проблему преодоления разрыва между диагностикой УУД и дальнейшей работой психологов и учителей на основе полученных данных.

Определим основные моменты диагностических исследований:

❖ Механизм проведения исследования.

> Параметры (какие умения диагностируются на определенном этапе)

> Показатели, критерии оценивания (четко прописана критериальная база)

> КТО проводит исследование (учитель), КТО ассистирует (психолог)

❖ Форма проведения:

> Тест;

> Наблюдение (уровень самостоятельности, кол-во вопросов по содержанию или процедуре проведения и т.д.) (психолог-ассистент)

❖ Схема анализа

❖ «Карта достижений»

В результате анализа могут быть выявлены умения, которые «западают» у отдельных учащихся, и умения, «западающие» у большинства в классе.

В связи с этим возникает необходимость простроить работу в двух направлениях - по «вертикали» и «горизонтали».

По горизонтали: Стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД (схема 1).

Выявлены учащиеся, имеющие низкий уровень развития того или иного умения, что обусловлено развитием индивидуальных особенностей. Необходима индивидуальная коррекционная работа. Она включает в себя совместную с психологом деятельность:

> углубленную индивидуальную диагностику;

> занятия с использованием материалов мониторинга другого варианта для тренировочных упражнений или повторной диагностики;

План мониторинговых исследований на 4 года:

Умения 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

1.Учебно-информационные умения (познавательные)

1.1 Умение определять тему и главную мысль в тексте

1.2 Умение структурировать текст

1.3 Умение осуществлять перевод текста в различные таблицы, схемы, модели

1.4 Умение формулировать вопросы к тексту

2. Учебно-коммуникативные умения (коммуникативные)

2.1. Умение строить монологическое высказывание

2.2 Умение взаимодействовать в парах, группах

2.3 Умение аргументировать свою позицию

3. Учебно - организационные умения (регулятивные)

3.1 Умение составлять план и последовательность действий

3.2 Умение осуществлять контроль и самоконтроль

3.3 Умение оценивать свои действия на основе критериев

Учебно - логические умения (познавательные)

4.1 Анализ, синтез

4.2 Умение сравнивать

4.3 Умение обобщать

4.4 Классификация по заданным критериям, установление аналогий

4.5 Установление причинно - следственных связей

Карта достижений учащихся 1 А класса МБОУ СОШ № 43 (учебно-информационные, учебно-логические умения)

№ Ф.И. Учебно-логические умения Учебно-информационное умения

Умение сравнивать Умение обобщать Умение структурировать информацию

1 пол. 2 пол. 1 пол. 2 пол. 1 пол. 2 пол.

в с н в с о в с н о с н в с н в с н

е Аидре° Б.

ч у1алияС.

3 Алексей В.

4 Дмитрий О.

и Дарья М.

д Ольга У.

Схема 1

Стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности а формировании УУД

Проводит углубленную индивидуальную диагностику

Организует занятия в группе с учащимися по программе _«Я - школьник»_

Организует занятия с использованием тетради _«Мои успехи»_

ч^ С

Дает рекомендации учителю

Проводит индивидуальные консультации с родителями

> занятия в группе с учащимися по программе «Я -школьник»;

В индивидулльные конслльтации психолога с родителями данеых уелщихсд; рекомлидаци и психолога уеиеелю по органезации учебнооднаивидуальной деятельности с такими учащимися.

Если онределенное умедие «запало» и бельшин-ства уоыщюсдвю^и^е, то рабооу стлиитсяв ддугои неправлетти.

По вертинали: Опдезеныеин успешноиут еаботы1 педагонтлд фдрмироаиуию неттпен-мнанын УУД учт щыхся (пеима2).

Успешность работы педагога по формированию метапрадметных-УУД учащихся

з

3

В первую очередь необходим глубокий анализ деятельности учителя (выход на урок, серию уроков с определенной целью: оценить деятельность учителя по организации работы по формированию того или иного УД, получить ответ на вопросы) [12]. Основные направления анализа:

Деятельность учителя

Анализ потенциала УМК

Повышение квалификации, самообразование, участие в ЭД

Программы внеурочной деятельности

Владение учителем технологиями, способствующими формированию у учащихся УУД;

> Способность в предложенных автором УМК выявить и оценить задания, направленные на формирование УД;

> Владение методикой определения уровня сформированное™ УУД младших школьников;

> Наличие у учителя дополнительных заданий, направленных на формирование УУД у учащихся.

енчукловен, нлмичие дополнительных заданий с четкой направленностью на формирование УУД могло бы помочь учителю при планировании работы с учащдмисм е тДеспечить формирование универсальности учебных действий учащихся на необходи-доммровне;Нтлдучима в этом плане и организация внедиы)чное делтеньдосеи.

Если проблема в недостаточном уровне компе-иенции мннмеии, ведбходоап повышение его квалификации через курсовую переподготовку, самообра-зииынит. вкеютиыид унснеля в экспериментальную аоятииьнониь. Схема 2

В качестве итога представлю модель методической службы взаимодействия по формированию УУД (султа 3).

Заместитель директора - учитель / психолог:

- анализ деятельности учителя / психолога

- анализ результатов исследования -оргаеизлиия повь 1шения квалификации (ПК)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заместитель директора - родитель: и привеыейиеуодительских собраний

- индивидуальные встречи

- индивидуальные рекомендации

Схема 3

Модель взаимодействия по формированию УУД

ЗАМ.ДИРЕКТОРА

УЧЕНИК

РОДИТЕЛЬ

ПСИХОЛОГ

Психолог - учитель:

- совместное проведение и анализ исследований

- рекомендации при организации учебной деятельности учащегося

- совместное ПК

Учитель - родитель:

- индивидуальные рекомендации

- проведение родительских собраний

Психолог - родитель:

- индивидуальные консультации

- родительские собрания

Литература

Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011. 382 с.

Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе).// Образование и наука. 2013. № 8.С.3-15

Битянова М. Р. Какой линейкой мерить УУД // Начальная школа.- 2012.- № 3

Варламова А. И. Учет индивидуальных особенностей школьника в системе непрерывного образования. // Му-

ниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 32-34.

5. Васильева М. В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 3. С. 29-36.

6. Вербицкий А. А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании //. 2012. № 6.С. 5-14.

7. Давыдова Н. Н., Смирных О. В., Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. 2012. № 1. С. 167-175

8. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования. //Образование и наука. 2011. № 8. с. 3-12

9. Казачихина М. В. Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов // Образование и наука.

ерю. боа. е. 42-49

10. Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. 2009. № 12

11. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С. 41-45.

12. Соколова Н. В. Сценарий урока «повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном «слово о русской земле» 3 класс. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1. С. 26-29.

13. Терентьева С. Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 6. С. 24-26.

14. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения //Образование и наука. 2011 № 10. С. 3-12

15. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников//Образование и наука. 2010. № 6. С. 76-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.