Научная статья на тему 'Мониторинг инновационных технологий в системе общего образования'

Мониторинг инновационных технологий в системе общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1443
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг инновационных технологий в системе общего образования»

Е. Л. Лебединец

Мониторинг инновационных технологий в системе общего образования

Процесс информатизации образования, начавшийся в школе с точечного использования информационно-компьютерной техники на уроках, выглядит сегодня как основа новой информационно-образовательной среды развивающейся и совершенствующейся системы образования [1]. Значительная роль в этой среде принадлежит инновационным технологиям в обучении. Под инновационными технологиями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата [4].

Что же такое «инновация»? В философском словаре Генриха Шмидта термин определяется следующим образом: (Innovation; французское слово с XIII в.; то же, что «нововведение») - обозначает, в противоположность традиционной учёбе и обращению с известными, обиходными предметами и законами природы, способность ориентироваться даже в новых ситуациях. Это происходит благодаря обновлению и расширению мышления, благодаря специфическому пониманию новых проблем, которые действительно осознаются и решаются по меньшей мере частично. Частое попадание в такого рода ситуации и их преодоление приводит к появлению инновационной учёбы, вследствие которой активизируются творческие возможности: создаются и применяются новые структуры мышления, совершенствуются новые специфические способности для понимания причин и взаимосвязей и для овладения ими.

В общественных науках понятие «инновация» употребляется в различных значениях. В философии инновацией называют способность, вырвавшись за рамки сложившегося проблемного философского мышления, увидеть новые проблемы и найти их решение. Поощрение инновации рассматривается сегодня как предпосылка выживания целых сообществ и всего человечества, так как только с её помощью можно бороться с военными катастрофами и противостоять новым обострениям в военно-политической жизни народов [5].

Определение Шмидта не только разъясняет суть понятия, но и перекликается с формулировкой главной цели общего образования, сформулированной ещё на Всероссийском совещании работников образования в 2000 году. В концепции структуры и содержания общего среднего образования, главная цель общего образования

сформулирована следующим образом: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально - экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений и т. д.) Дальнейшие формулировки цели образования не уходят от идеи личностной реализации в меняющемся мире.

Реализация творческого потенциала в динамических социально-экономических условиях возможна лишь при активизации творческих возможностей и способности ориентироваться в новых ситуациях. Иначе говоря, достижение главной цели общего образования возможно при условии использования инновационных технологий в образовании. Сфера образования в наше время, обязана обращаться к инновациям, в том числе, педагогическим.

Понятие педагогической инновации включает в себя три направления: [2]

1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Они классифицируются:

- по видам деятельности - педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие;

- по характеру вносимых изменений - радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы);

- по масштабу вносимых изменений - локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И. п.), системные (полная реконструкция системы как целого);

- по масштабу использования - единичные и диффузные; по источнику возникновения - внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы);

2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.);

3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Инновационный прогностический характер управления образовательным учреждением - введение в управленческий цикл таких изменений, которые направлены на определение перспектив развития образовательной системы и ее радикальное обновление: диагностика состояния проблемы и выявление проблемных полей,

построение концепции преобразования и проектирования, программирование деятельности, моделирование и коррекция модели, ее адаптация и тиражирование результатов. Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

В практике школы педагогические инновации начинаются с процесса, эксперимента. Далее можно говорить о поиске методик и программ, внедрении в образовательный процесс. И, наконец, о целенаправленном изменении образовательной среды.

Так эксперимент, проводимый в отдельно взятой школе или классе (в данном случае не идет речь о источнике начала эксперимента), становится достоянием педагогической общественности школы, района, области. Обобщается на уровне методики или программы, и, при актуальности его результатов, внедряется в образовательную среду. Путь от начала эксперимента до внедрения инновации занимает часто продолжительное время, что при динамике современного общества, не всегда оправдано. Наиболее серьезные потери времени происходят на стадии обработки результатов эксперимента и последующего принятия управленческих решений.

Для своевременной подготовки результатов эксперимента и принятия управленческих решений в сфере применения инновационных технологий нужна объективная и всесторонняя информация, которую во многих случаях можно получить только путем организации мониторинга.

Мониторинг в образовании в педагогическом словаре определяется как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям [2].

Сегодня в разных странах построены и реализованы полноценные системы мониторинга в образовании. Единство подходов в различных странах дает основание утверждать, что мониторинг в образовании является объективной потребностью развития любой системы образования.

В отечественной педагогике исследования проблемы мониторинга появились в 90х годах ХХ века в работах В.И. Андреева, В.П. Беспалько, В.В. Кальней, А.Н. Майорова, С.Е. Шишова.

Мониторинг в образовании не имеет ещё устоявшейся и четкой организации. Педагогический мониторинг должен представлять собой некоторую целостную систему отслеживания происходящих в образовании перемен на основе исследования и анализа конкретных данных. Основная цель педагогического мониторинга - обеспечить потребителя достоверной, своевременной, достаточно полной информацией, способствующей принятию управленческих решений. Адресный характер информации предполагает ориентацию на кон-

кретного потребителя, что предопределяет как содержание, так и форму предоставления информации. В частности, предоставление информации специалисту предполагает в первую очередь полноту исходных данных, удобство последующей обработки. Предоставление данных руководителю должно основываться на максимальном обобщении и на удобстве визуального восприятия. В таком случае логика педагогического мониторинга выглядит так:

обработка, анализ, интерпретация

сбор дэнныл

N

обеспечение информацией

\

практика

_¿1

У

управленческие решения

Рис. 1. Логика педагогического мониторинга

Мы имеем цикличный процесс, обеспечивающий постоянную обратную связь, который, в зависимости от целей мониторинга может проходить по различным маршрутам. При этом постоянный мониторинг инновационных технологий обеспечивает возможность обработки результатов в процессе эксперимента и оперативного принятия управленческих решений на любой стадии эксперимента. На основании чего, в стадии обработки, анализа, интерпретации, можно говорить и о прогнозировании.

Мониторинг позволяет решать многие повседневные задачи диагностического характера, в том числе внедрение инноваций. Данные, накапливаемые в педагогическом мониторинге, помогают выявить систематические трудности в усвоении отдельных разделов дисциплин, оценить эффективность инновационных методов работы учителей, диагностировать причины неудач отдельных учащихся, обоснованно связав их с предметными, социально-экономическими или другими факторами. В целом система педагогического мониторинга обеспечивает обратную связь, позволяющую судить о сильных и слабых аспектах инноваций [3]. На основании таких суждений педагогические инновации от процесса освоения новшества переходят к процессу внедрения в педагогическую среду на фоне поиска методик, программ и их творческого переосмысления.

Среди современных инновационных педагогических технологий актуальное место занимают педагогические технологии на основе дистанционных образовательных технологий. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) уже достаточно широко применяются в системе образования, в том числе и общего. Для определения эффективности, результативности, целесообразности использования ДОТ необходимо обладать данными мониторинга проводимого на уровне опытного эксперимента в масштабах класса, школы, района, региона.

Освоение и использование ДОТ в МБОУ «Гатчинская СОШ № 1» началось с 2011-2012 учебного года, когда была создана творческая группа педагогов, применяющих данную технологию в различных педагогических ситуациях. Дистанционное обучение здесь строится на основе использования Интернет-технологий - образовательной системы специального программного и аппаратного обеспечения, обеспечивающей целостность учебного процесса, преемственность всех этапов обучения расположенной на серверах ЛГУ им. А.С. Пушкина на платформе BlackBoard.

В процессе освоения инновационной технологии производилось определение основных показателей эффективности процесса обучения с использованием ДОТ, сбор данных - мониторинг по предварительно определенным показателям. С 2013 - 2014 года экспериментальная деятельность была расширена на уровень Гатчинского муниципального района. Организация работы проходила в режиме сетевого взаимодействия с МБОУ «Гатчинская СОШ №1» -базовой школой центром дистанционного обучения (БШЦДО), где осуществлялась методическая поддержка процесса. БШЦДО через ЛГУ им. А.С. Пушкина и при поддержке КО ГМР организовывала и контролировала процесс использования ДОТ оценивая динамику по трем направлениям:

1. Динамика качества образования.

2. Осознанность выбора предметов ДО - индивидуализация учебного маршрута. От выбора общеобразовательных курсов к выбору профильных дисциплин.

3. Обнаружение проблемных зон в обеспечении учебного процесса школ-партнёров и потребность в проведении работы по их нейтрализации школой - ресурсным центром.

Методы получения информации (мониторинга) по указанным направлениям и показатели эффективности использования ДОТ приведены в таблице:

Методы сбора информации Субъекты сбора информации Показатели эффективности использования ДОТ

Анализ электронных заявок на обучение в БШЦДО от ОУ Ответственные за ДОТ в ОУ Востребованность курсов ДО

Педагогические ситуации применения ДО

Возраст обучающихся использующих ДОТ

Анализ диагностических, срезовых, рубежных работ и итогов аттестации обучающихся* Обучающиеся Успеваемость, степень обученно-сти учащихся использующих ДОТ и не использующих ДОТ (в том числе в динамике)

Тестирование обучающихся в среде ДО* Обучающиеся Успеваемость, степень обученно-сти учащихся использующих ДОТ

Наблюдение Обучающиеся, тьюторы, кураторы Способы общения в системе ДО и необходимые для этого условия

Анкетирование Обучающиеся Источник информации о ДО

Желание использовать в обучении возможности ДО и далее

Ожидания, связанные с ДО оправдываются

Реальная помощь от тьюторов в изучении предмета

Большая уверенность в предмете, который выбран для дистанционного обучения

Объективность школьной отметки (оценки, всегда или периодически совпадающие со школьными)

Наиболее распространённые сложности учащихся

Экспертный опрос Тьюторы, кураторы Качество учебных программ

Собеседование Ответственные за ДОТ в ОУ Комплексно, в зависимости от потребности в информации

Достоинством этих видов диагностик является то, что для проведения исследований не надо использовать никакие дополнительные диагностические материалы.

Каждый из приведенных в таблице показателей эффективности использования ДОТ, безусловно, нуждается в отдельной детализации, исследовании и разработке, чему и будут посвящены дальнейшие публикации.

Список литературы

1. Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. - 2004. - № 3. - С. 78.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2005. -176 с.

3. Самолюк Г. Современные средства оценивания результатов обучения» электронное издание ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет».

4. Сумнительный К. Инновации в образовании. Вектор развития и основная реальная практика. - М., 2008. [Электрон. ресурс]. - URL: http://www.mos-cons.ru/file.php/1/innov_v_obrazov/innov_v_obrazov.htm (дата обращения: 11.03.2017 г.).

5. Шмидт Г. Философский словарь (Philosophisches Worterbuch) - М.: Республика, 2003. - 575 с.

Н. С. Майкова, В. С. Федотова

Педагогические возможности использования MS Excel в профессиональной подготовке студентов направления «Землеустройство и кадастры» к решению задач по оценке объектов недвижимости

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Землеустройство и кадастры» [4] обучающийся должен быть подготовлен в составе производственно-технологической деятельности к решению задач по проведению оценки земель и иных объектов недвижимости, использованию информационных технологий, моделирования и современной техники в землеустройстве и кадастрах.

Сегодня современная высокотехнологичная информационно-образовательная среда университета позволяет осуществлять подготовку будущих специалистов в области землеустройства к эффективной реализации ставших уже традиционными методов оценки объектов недвижимости в новом формате - средствами информационных технологий.

Как известно, «расчет стоимости объекта недвижимости представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс установления в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определённый период времени в условиях конкретного рынка» [3, с. 486]. При оценке земельного участка традиционно ориентируются на выбор одного из трех существующих в теории оценки недвижимости подходов (сравнительного, затратного и доходного), на базе каждого из которых в последующем строят конкретные методы оценки недвижимости [1]. В частности, сравнительный подход основан на сравнении объекта оценки с его аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними, затратный подход базируется на определении затрат, необходимых для восстановления

262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.