Научная статья на тему 'Мониторинг экстремизма как фактора, ухудшающего криминогенную обстановку в Ставропольском крае'

Мониторинг экстремизма как фактора, ухудшающего криминогенную обстановку в Ставропольском крае Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КСЕНОФОБИЯ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / INTERNATIONAL CONICTS / EXTREMISM / EXTREMIST CRIME / XENOPHOBIA / EXTREMIST ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волосюк Павел Валерьевич

В настоящей статье автором рассматривается экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации и его мониторинг на территории полиэтничного, сложного региона – Ставропольского края. Исследуются факторы, способные негативно влиять на криминогенную ситуацию в регионе. Выделены факторы, способные повлечь за собой ухудшение криминогенной ситуации в крае в 2013 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF EXTREMISM, AS THE FACTOR WORSENING CRIMINOGENIC SITUATION IN STAVROPOL KRAI

In the present article the author considers extremism as threat of national security of the Russian Federation and his monitoring in the territory of the polietnichny, difcult region – Stavropol Krai. Factors capable negatively to inuence a criminogenic situation in the region are investigated. Factors capable to cause deterioration of a criminogenic situation in the region in 2013 are allocated.

Текст научной работы на тему «Мониторинг экстремизма как фактора, ухудшающего криминогенную обстановку в Ставропольском крае»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

МОНИТОРИНГ ЭКСТРЕМИЗМА КАК ФАКТОРА, УХУДШАЮЩЕГО КРИМИНОГЕННУЮ ОБСТАНОВКУ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Волосюк П. В.

В настоящей статье автором рассматривается экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации и его мониторинг на территории полиэтничного, сложного региона -Ставропольского края. Исследуются факторы, способные негативно влиять на криминогенную ситуацию в регионе. Выделены факторы, способные повлечь за собой ухудшение криминогенной ситуации в крае в 2013 году.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистские преступления, ксенофобия, экстремистские организации, межнациональные конфликты.

MONITORING OF EXTREMISM, AS THE FACTOR WORSENING CRIMINOGENIC SITUATION

IN STAVROPOL KRAI

Volosyuk P. V.

In the present article the author considers extremism as threat of national security of the Russian Federation and his monitoring in the territory of the polietnichny, difficult region - Stavropol Krai. Factors capable negatively to influence a criminogenic situation in the region are investigated. Factors capable to cause deterioration of a criminogenic situation in the region in 2013 are allocated.

Key words: extremism, extremist crime, xenophobia, extremist organizations, international conflicts.

Терроризм и экстремизм как наиболее социально-опасные криминологические явления в XXI веке прочно вошли в нашу действительность, получая свое развитие на благоприятной криминогенной почве. Отражая и воспринимая общие социально-опасные криминологические тенденции XXI столетия в мире, российский терроризм и экстремизм прочно входят в нашу действительность и развиваются в ней на весьма благоприятном криминогенном фоне. По мнению А. Б. Мельниченко, к многочисленным условиям, облегчающим доморощенным террористам реализацию их преступных замыслов, относятся следующие явления: доступность оружия и взрывчатых материалов; рост числа военных специалистов, оставшихся без работы и не имеющих возможности реализовать свои профессиональные навыки; многочисленные источники

материальных и финансовых ресурсов, связанные с иными сферами преступного бизнеса, в первую очередь, с наркоторговлей.1 Естественно, в этих условиях государство стремится сформировать систему адекватной социально-правовой защиты от террористической и экстремистской угрозы, активно расширять сотрудничество в её минимизации на национальном, региональном и международном уровнях.

В 2009 году Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым в своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации впервые было применено словосочетание «нестабильный Северный Кавказ», а ситуация на Северном Кавказе названа «... самой

1 Мельниченко А. Б. Уголовно-правовые средства обе-

спечения национальной безопасности Российской Фе-

дерации. Ростов-на-Дону, 2009. С. 247.

серьёзной внутриполитической проблемой нашей страны». Здесь же была названа основная причина такого положения в этом регионе: «Ситуация на Северном Кавказе не была бы настолько острой, если бы социальноэкономическое развитие здесь было бы по-настоящему результативным. Очевидно, что истоки многих проблем здесь, прежде всего, в экономической отсталости и отсутствии у большинства живущих в этом регионе людей нормальных жизненных перспектив. Скажем откровенно, уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках беспрецедентен».2

2010 год прошёл под знаком определения разработки и начала реализации масштабных мероприятий, суть которых нашла своё отражение в фундаментальном документе - стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа, которая была одобрена 6 сентября 2010 года на расширенном заседании Президиума Правительства РФ в г. Сочи. Начатая работа встретила ожесточённое сопротивление со стороны дестабилизирующих сил, выразившееся в активизации террористической деятельности как в Центре (подрыв Невского экспресса, теракт в Мо-сковском метро), так и на территориях, входящих в СКФО (Ингушетия, Дагестан, Ставрополье). Свидетельством этому на территории Ставропольского края стал теракт возле концертного зала «Ставрополь» в мае 2010 года, унесший жизни 8 людей, многочисленные межнациональные столкновения между представителями различных национальностей и конфессий. Определенную напряженность в обществе вызывают регулярно фиксируемые правоохранительными органами города « провоцирующие» танцы (лезгинка) со стороны «кавказской молодежи». Владимир Путин на упомянутом совещании в Сочи заявил: «Никакие теракты на Северном Кавказе не смогут помешать обустройству региона».3

Согласно статистике Управления Генеральной Прокуратуры РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, в 2012 году несколько снизилось количество преступлений террористического характера. За 11 месяцев зарегистрировано 517 таких преступлений. Несколько со-

2 Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 13 ноября 2009 г.

3 Российская газета. 7 сентября 2010 г.

кратилось и число совершенных посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Такая динамика обусловлена, прежде всего, активизацией деятельности правоохранительных органов, чья работа стала более целенаправленной.4

В этом ракурсе очевидно высокое значение приобретает прогнозирование проявлений экстремизма. Стоит отметить, что криминологический прогноз преступности давно нашел своё применение, что нельзя сказать о прогнозировании чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных конфликтами экстремистской природы. К сожалению, здесь все находится на этапе становления. На протяжении длительного времени данная проблема была вне сферы научного анализа. Криминологическое прогнозирование практически до начала 90-х годов игнорировало необходимость прогнозных оценок чрезвычайных ситуаций на почве экстремизма, что в значительной мере объяснялось их исключительной редкостью, а также политической конъюнктурой и недостатком объективной информации.5 Все это привело к тому, что при чрезвычайных обстоятельствах социального характера правоохранительные органы выполняют свои функции в основном по силовому противодействию правонарушителям и сбору доказательственной базы о противоправных действиях конфликтующих сторон, практически не оказывая влияния на устранение причин, породивших противостояние.

Правоохранительные органы Ставрополья имеют реальную возможность отслеживать процессы в районах с наибольшей социально-политической напряженностью, проводить мониторинг состояния тех процессов, последствиями которых могут стать экстремистские конфликты, способные вызвать проявления насилия. Это нужно для того, чтобы не быть застигнутыми врасплох, а также для того, чтобы информировать и попытаться воздействовать на другие органы власти, от которых это зависит, с целью

4 Интервью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ивана Сыдорука газете «Коммерсант» 12.01.2013 года // sartraccc.ru

5 Филиппов Н. М., Якушин Н. М., Жевланович И. Ф. Прогнозирование чрезвычайных криминальных ситуаций, возникших в условиях межнациональных конфликтов // Совершенствование системы экстренного реагирования ОВД на чрезвычайные ситуации: труды Академии МВД России. М., 1995. С. 238.

принятия ими решений, смягчающих напряженность, проводить криминологическую экспертизу при осуществлении тех или иных значимых с точки зрения влияния на преступность преобразований.

В Плане мероприятий по реализации миграционной политики в Ставропольском крае на 2013 год указано: «Одна из главных задач - недопущение конфликтных ситуаций в студенческой среде, мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений».6

Нельзя согласиться с тем, что невозможно предвидеть всплеск массовых противоправных действий на экстремистской почве. Это можно предсказать хотя бы примерно, а при наличии определенной информации точно установить период времени и место, когда и где социальный конфликт может перерасти в криминологически значимый. Для этого необходимо выявление факторов конфликтности чрезвычайных ситуаций в виде специфических явлений и происшествий социально-экономического и криминальнополитического характера.

При профилактике преступлений, совершенных на почве межнациональных конфликтов, как правило, на первое место ставят меры общего предупреждения (своевременность вскрытия и реагирования на очаги социальной и национально-этнической, меж-конфессиональной напряженности и т. д.). Такие меры эффективны в решении проблемы предупреждения экстремизма, но важно не забывать и то, что меры специального предупреждения играют подчиненную роль по отношению к общесоциальному предупреждению.

Меры специального предупреждения должны выполнять функцию индикаторов, указывающих на места с неблагополучной социальной ситуацией и обстановкой, складывающейся в конфликтах на почве экстремизма. Указывать на лиц или групп лиц, объединенных в формальные и неформальные организации, от которых можно ожидать действий, направленных на создание конфликтных ситуаций, тем самым корректируя деятельность государства в лице его властных органов, указывая на его политические просчеты и возможности социального управления.

Иными словами, на первое место должна выходить деятельность органов безопасности и правопорядка по мониторингу проявлений экстремизма на всей территории региона, а не в отдельных населенных пунктах.

По словам И. Сыдорука, успешное противодействие терроризму должно базироваться на трех основных составляющих: подрыв финансовых основ терроризма, пресечение каналов поставки оружия и боеприпасов и ликвидация пособнической базы боевиков.

Мониторинг (от англ. monitoring) означает «систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксировать соответствие (или несоответствие) результатов этого процесса первоначальным предположениям».7 Мониторинг экстремизма - деятельность государственных органов (при этом специально подчеркиваем: не только правоохранительных, но и исполнительных, и органов местного самоуправления) по систематическому наблюдению, отслеживанию и контролю над теми социальными процессами, которые могут свидетельствовать о появлении и развитии экстремизма.

В отечественной криминологической литературе выделяются три основные формы экстремизма: политический, национальный и религиозный. Разумеется, что подобное разделение экстремистских проявлений по политическому, национальному и религиозному признакам является условным, поскольку все факторы, влияющие на какое-либо социальное явление, находятся в тесном взаимодействии и взаимовлиянии друг на друга. Поэтому и выделенные формы экстремизма, как правило, никогда в действительности не выступают в «чистом» виде.

В настоящее время наибольшую обеспокоенность со стороны правоохранительных органов вызывает религиозный (этнорелигиозный) экстремизм, связанный с распространением квазирелигиозных учений.

Практика показывает, что религиозный экстремизм представляет собой сложное многоликое явление, состоящее как из легальной, так и нелегальной деятельности. В своей легальной части религиозный экстремизм, прикрываясь правами и свободами человека, ведет фактически подрывную деятельность против существующего порядка,

6 План мероприятий по реализации миграционной по- ___________________

литики в Ставропольском крае на 2013 год // gu- 7 Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов.

bernator.stavkray.ru М.: Изд-во «Эксмо», 2005. С. 500.

используя демагогические лозунги и приемы, порождающие недоверие у населения к местной власти, пытаясь социальное недовольство людей использовать в своих целях.

Традиционно сложилось так, что значительная часть населения Северного Кавказа исповедует ислам. Именно это обстоятельство используется экстремистами для продвижения идей радикального фундаментализма. Наряду с этим не снижается пропагандистская и вербовочная деятельность лидеров и активных сторонников бандподполья на всей территории России. Под их влияние попадает молодежь из самых разных регионов. В октябре 2011 года в СКФО было возбуждено уголовное дело в отношении участников так называемого Новосибирского джамаата, которые планировали оказывать содействие членам бандподполья, действующего на территории Ингушетии.

В ходе мониторинга проявлений религиозного экстремизма стоит обратить внимание на контроль за регистрацией и деятельностью на территории Российской Федерации международных благотворительных и религиозных организаций, российских религиозных и общественных исламских объединений. В регионах традиционного расселения мусульман в Российской Федерации наблюдается стабильный рост числа зарегистрированных религиозных объединений. Однако в последние годы эта тенденция распространяет своё влияние и на другие территории. В частности, она усматривается в регионах, граничащих с территориями традиционного расселения мусульман. Поскольку Ставропольский край опоясан мусульманскими республиками, эта задача остается весьма актуальной, несмотря на наличие представителей исламской религии на территории края.

Особенно важна эта деятельность в условиях появления ваххабистско-религиозного экстремизма, идеологи и эмиссары которого особое внимание уделяют привлечению на свою сторону молодежи. Большая роль в этом процессе отводится религиозным учебным заведениям, основное финансирование которых осуществляется за счет частных пожертвований верующих и средств, выделяемых зарубежными исламскими организациями, деятельность которых контролируется правительствами и спецслужбами

своих стран. Стоит привести один из ярких примеров: похищение ваххабитами в 2010 году сына имама г. Ростова-на-Дону, обучавшегося в исламской школе, и вовлечение его в экстремистскую деятельность. Усилиями правоохранительных органов он был вызволен из плена и возвращен к нормальной жизни. Отсюда вытекает еще одно направление мониторинга - мониторинг за деятельностью исламских учебных заведений, их обучающими программами, организацией учебного процесса и их прихожанами.8

Важной составляющей мониторинга религиозного экстремизма является также анализ борьбы с религиозно-экстремистскими организациями в прошлом. Обусловлено это тем, что запрет на деятельность группы или ликвидация объединения (организации) и даже привлечение к ответственности ее создателей, лидеров не прекращает деятельности их членов. Оставшиеся участники либо реорганизуются, либо ищут иное объединение, которое может предложить схожую доктрину, обеспечить психологические потребности в самоидентификации, причастности и т. д.

Этнические проявления экстремизма выражаются, прежде всего, в создании различных радикальных организаций, цель которых - защита интересов этнических общностей (групп). При этом декларируемые цели экстремистов могут быть мнимыми и фальшивыми, а их притязания представлять интересы этнической общности - необоснованными. Полиэтничность Ставропольского края является благоприятной средой для создания организаций крайне радикального толка, направленных на борьбу с представителями этнических групп, дискриминируемых членами таких организаций чаще всего по этнической принадлежности.

Вызывает опасение в этой связи деятельность лидеров экстремистских организаций по вовлечению молодежи в совершение преступлений экстремистского толка. Экстремизм в молодежной среде проявляется в деформациях сознания, увлеченности националистическими, неофашистскими идеологиями, нетрадиционными для Российской Федерации новыми религиозными доктри-

8 Фридинский С. Н. Борьба с экстремизмом (уголовно-

правовой и криминологический аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 160 - 175.

нами, участии в деятельности радикальных движений и групп, совершении противоправных, а иногда и преступных действий в связи со своими убеждениями.

На современном этапе приоритетным направлением мониторинга проявлений этнического экстремизма следует признать наблюдение за формальными и неформальными объединениями, особенно молодежными.

Интернет сегодня - не только достижение современности, он стал создавать новые формы и виды преступной деятельности. Интернет используется экстремистами для пропаганды своих взглядов, вербовки сообщников, сбора пожертвований, размещения руководств по организации терактов, психологического терроризма, сбора информации о предполагаемых целях и объектах шантажа, подготовки террористов, пропаганды расовой, религиозной и других форм нетерпимости.

Основным каналом, с помощью которого экстремисты привлекают новых последователей, является Интернет, где псевдорелигиоз-ные воззрения распространяются с помощью различных социальных сетей. И там же можно найти проповеди Саида Бурятского, которого сторонники радикального ислама чтили больше, чем любого религиозного деятеля. Через интернет пропагандируется и идея создания так называемого «Имарата Кавказ». Получил распространение так называемый электронный джихад или киберэкстремизм9. Под прицел киберэкстремистов в марте 2011 года попали ведущие вузы Ставропольского края. Полагаем, что главной целью киберэкстремистов была дестабилизация деятельности учебных заведений.

Это означает, что в числе приоритетных направлений мониторинга проявлений экстремизма справедливо занимает своё место правоохранительная деятельность в сфере средств массовой информации и коммуникации.

В завершении необходимо сделать вывод о том, что мониторинг проявлений экстремизма должен проводиться на постоянной основе с дифференциацией соответствую-

9 Тамаев Р. С. Уголовно-правовое и криминологическое обеспечение противодействия экстремизму: монография. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. С. 24 - 50.

щих направлений в зависимости от вида экстремистской деятельности. Это заставляет поставить немаловажный вопрос о прогнозе экстремизма в Ставропольском крае в 2013 году. Если за основу взять пессимистический вариант развития криминогенной ситуации, то основными факторами, способными повлечь за собой развитие криминогенной ситуации являются:

1. Неблагоприятные процессы в социальноэкономической сфере общества (ухудшение экономического развития региона, значительный рост цен, неадекватный изменениям денежных доходов населения, обострение проблем трудоустройства и занятости населения, миграционные потоки, например, на территорию края в прошлом году прибыло более 9000 человек, а покинуло край чуть более 6000 человек и т. п.). Об этом также может свидетельствовать неравномерное распределение денежных средств между субъектами СКФО в рамках федеральных целевых программ по развитию Кавказа10.

По словам заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в СКФО Ивана Сыдорука, «. на структуру и динамику преступности влияют различные факторы. Прежде всего, это социально-экономическое положение. А в Северо-Кавказском федеральном округе оно очень непростое. В регионе только официально зарегистрировано более 270 тыс. безработных, хотя реально их гораздо больше. А средний размер зарплаты в регионах Северного Кавказа не достигает и 16 тыс. руб., тогда как по России он составляет более 25 тыс. руб.»11.

2. Обострение социально-политической и криминальной ситуации в сопредельных субъектах округа.

3. Наращивание террористической и экстремистской деятельности в регионе.

4. Ухудшение межнациональных отношений.

5. Снижение эффективности работы органов государственной власти по локализации криминогенных причин и условий общесоциального характера.

6. Бездействие правоохранительных органов в вопросах привлечения к ответственности виновных.

10 По материалам общественно-политической газеты «Открытая» от 16 марта 2011 года № 10(451).

11 Интервью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ивана Сыдорука газате «Коммерсантъ» 12.01.2013 года // sartraccc.ru

При развитии криминогенной ситуации по данному варианту, высока вероятность негативной динамики экстремистской преступности. Наша точка зрения подтверждается прогностическими положениями «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», где отмечено: «Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма»12.

Если акцентировать внимание на оптимистическом варианте развития криминогенной ситуации, то с учетом реализации на территории края эффективных социальноэкономических мер, результативное противодействие терроризму и экстремизму, грамотное урегулирование межнациональных отношений, «незамалчивание» межнациональных конфликтов в отдельных районах края, эффективность деятельности всей правоохранительной системы может говорить о позитивных сдвигах в состоянии криминогенной обстановки.

Вместе с тем полагаем, что даже при благоприятном развитии криминогенной ситуации, значительного снижения количественных показателей преступности ожидать не приходится. Это вызвано тем, что криминогенные факторы способны намного быстрее закрепляться в механизме негативного воздействия на преступность, чем локализоваться даже при принятии действенных мер со стороны государства и общества.

Считаем важным указать, что значительную роль в сокращении межнациональных конфликтов и совершением на этой почве преступлений будет способствовать профилактическая работа.

Об автре

Волосюк Павел Валерьевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса Северо-Кавказского федерального университета, т. 9280121249; pavel_volosuk@mail. т.

12 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 19.05.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.