Научная статья на тему 'Монастыри миноритов в городском пространстве: на материале городов Англии XIII в'

Монастыри миноритов в городском пространстве: на материале городов Англии XIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
157
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДЕН МИНОРИТОВ / АНГЛИЯ / МОНАСТЫРИ / КОРОЛЕВСКИЕ УКАЗЫ / ГОРОДСКАЯ ПЕРИФЕРИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / THE ORDER OF FRIARS MINOR / ENGLAND / MONASTERIES / ROYAL ROLLS / URBAN PERIPHERY / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Силина Ольга Сергеевна

Становление и развитие в городах Англии монастырей миноритов, представителей одного из крупнейших нищенствующих орденов Западной Европы, способствовало укреплению позиций ордена в данном регионе. Особенности расположения монастырей в городском пространстве, их взаимосвязь с постоянными структурами города (городскими стенами, воротами, улицами) являются ярким примером слияния принципов монастырского строительства с духовными идеалами братьев-миноритов. Воплощение духовных идеалов в повседневной жизни монахов оказало заметное влияние на институциональное становление ордена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The minorities convents in the urban space. A case study of English towns in the 13th century

The establishment of the Minorite convents (representing one of major mendicant orders in Western Europe) in English towns contributed to the strengthening the positions of the order in that region. Features of the convents located in urban space, their interrelation with permanent structures of the towns (walls, gates, streets) are an example of a combination of the principles of the monastic construction with the spiritual ideals of the Minorities. The embodiment of spiritual ideals in the daily life of the brethren had a profound impact on the institutionalization of the order.

Текст научной работы на тему «Монастыри миноритов в городском пространстве: на материале городов Англии XIII в»

О.С. Силина

Монастыри миноритов в городском пространстве: на материале городов Англии XIII в.

Становление и развитие в городах Англии монастырей миноритов, представителей одного из крупнейших нищенствующих орденов Западной Европы, способствовало укреплению позиций ордена в данном регионе. Особенности расположения монастырей в городском пространстве, их взаимосвязь с постоянными структурами города (городскими стенами, воротами, улицами) являются ярким примером слияния принципов монастырского строительства с духовными идеалами братьев-миноритов. Воплощение духовных идеалов в повседневной жизни монахов оказало заметное влияние на институциональное становление ордена.

Ключевые слова: орден миноритов, Англия, монастыри, королевские указы, городская периферия, идентификация.

Институциональное становление ордена миноритов1 неразрывно связано с процессом создания монастырей. Стремительный рост числа монастырей требовал организации разветвленной системы управления орденом, использования различных средств для поддержания единообразия духовной жизни монахов. Идеалы духовной жизни миноритов находили выражение как в правилах, уставах ордена, так и в повседневной деятельности монахов, практике монастырского строительства.

Вопрос институционализации ордена поднимается в работах А.Г. Литтла2, Ж.Р. Мурмана3, К.Л. Кингсфорда4. Исследователи концентрируют свое внимание преимущественно на уставах ордена, взаимоотношениях миноритов с папской курией, иначе говоря, на внутренних и юридических факторах, которые оказали влияние на распространение ордена в Англии.

© Силина О.С., 2016

Целью же данной статьи является рассмотрение институционального становления ордена и идентификации его членов сквозь призму процесса создания монастырей и их интеграцию в городское пространство. Такая постановка проблемы позволяет выявить влияние внешних, репрезентативных и естественных факторов -монастырского строительства и городской среды на организационное становление ордена в Англии XIII в.

В Англии история ордена миноритов берет свое начало в 1224 г., когда группа из девяти монахов прибыла в Дувр. В этом же году были основаны первые монастыри «серых братьев»5 в Кентербери, Корнхилле и Оксфорде, соответственно в религиозном, политическом и университетском центрах Англии. В 1230 г. на первом провинциальном капитуле6 в Лондоне было принято решение разделить английскую провинцию7 ордена на семь кустодий8: Лондон, Оксфорд, Кембридж, Бристоль, Вустер, Йорк и Ньюкасл. Деление на административные округа было вызвано быстрым ростом числа монастырей в городах Англии. В данный период существовало уже шестнадцать конвентов9. В ближайшее десятилетие было создано еще около двадцати монастырей. В 1256 г., как отмечает английский хронист XIII в. Фома Экклстон, в Англии насчитывалось сорок девять монастырей ордена10.

В хронике Экклстона подробно описан ранний период истории ордена миноритов в Англии. Хронист сообщает, что первые поселения миноритов были расположены в бедных и малопригодных для жилья городских районах. В Норвиче и Шрусбери жилище «серых братьев» располагалось на территории городских окраин, в болотистой и подверженной наводнениям местности11. В Ньюгейте, расположенном близ Лондона, минориты поселились на Стинкинг Лейн (Stinking Lane), «зловонном квартале»12. В Кембридже - разместились в здании старой синагоги, принадлежащей еврею Бенджамину. Часть этого здания была отведена под городскую тюрьму13.

Временные жилища монахов вскоре были заменены постоянными с более благоприятными условиями для жизни. В 1238 г. минориты Кембриджа получили королевское пожалование на аренду всего здания бывшей синагоги14. Однако в результате увеличения числа монахов в Кембридже к середине XIII в. вновь остро встал вопрос о размещении миноритов в городе. Новый участок, отведенный под монастырь, минориты получили только в 1267 г.

Королевские свитки, содержащие записи о пожаловании земельных участков монахам, выделении городских зданий для их конвентов, древесины и камня для строительства монастырей, свидетельствуют о постепенном улучшении их положения. Процесс

интеграции монастырей ордена в городское пространство, переход от временных мест расселения монахов к постоянным имел характерные черты и особенности.

Монастыри ордена миноритов создавались в городах по инициативе короля или горожан. Поскольку миноритам согласно правилам ордена св. Франциска и уставам запрещалось иметь какую-либо собственность, то состоятельные горожане или городская коммуна сохраняли за собой права собственности на выделенные под монастыри территории. Монахи же могли только пользоваться предоставленными участками земли. С развитием ордена и превращением его в многочисленную религиозную организацию условное владение собственностью претерпевает изменения. На протяжении первой половины XIII в. папскими буллами вводится должность нунция, опекуна, имевшего право получать деньги и распоряжаться ими от имени монахов15, и должность протектора16. Протектор ордена мог распоряжаться имуществом миноритов, которое, в свою очередь, было признано собственностью апостольского престола. Это позволило сохранить приверженность идеалу бедности и нищеты.

Также духовные идеалы ордена братья-минориты стремились выразить посредством монастырского строительства. Изначально монахи создавали свои дома, церкви и часовни преимущественно из дерева и глины. Это подтверждается многочисленными королевскими указами о предоставлении миноритам древесины. В 1231 г. Генрих III издает указ о пожаловании дерева для строительства монастыря «серых братьев» в Глостере17, позже в Ноттингеме18, Стэм-форде19 и др.

Используемый нищенствующими монахами строительный материал, простота зданий их первых конвентов служили доказательством соблюдения принципов бедности. Это объясняет случай, произошедший в 1236 г. в Саутгемптоне. По инициативе горожан обитель миноритов была построена из камня, но провинциальный министр ордена Альберт из Пизы, опасаясь отхода от идеала совершенной бедности, приказал разобрать каменные здания20.

Подобный прецедент имел место и в конвенте миноритов Шрусбери. Экклстон сообщает, что в этом городе на выделенной монахам территории была воздвигнута каменная церковь и служебные здания, необходимые для ведения монастырского хозяйства. По просьбе монахов они были заменены глиняными21.

Впрочем, со второго десятилетия своего пребывания в Англии минориты стали использовать камень в качестве основного строительного материала для монастырей. В большом количестве

сохранились королевские указы XIII в., направленные на предоставление камня для конвентов в Линкольне22, Честере23, а также -предоставление права на добычу камня в королевских карьерах. В 1256 г. Генрих III дает такое право миноритам Ноттингема. Данные примеры свидетельствуют об отступлении монахов от идеала бедности. Дальнейшее развитие этой тенденции нашло отражение в официальных документах ордена. В 1260 г. в Нарбонне генерал ордена св. Бонавентура провел генеральный капитул24, на котором были приняты «Нарбоннские конституции», осуждавшие чрезмерное увлечение бедностью.

Важно отметить, что минориты часто сами выбирали места для своих монастырей. Подтверждение этого дают королевские указы горожанам Лондона25, Эксетера26, Винчестера27, в которых предписывалось предоставить монахам те земельные участки, которые они пожелали. Использование подобной привилегии свидетельствует не только о расположении к монахам со стороны короля и горожан, но также о рациональном подходе миноритов к выбору территорий для своих монастырей. Монастырские участки были расположены на городской окраине, благодаря чему они имели достаточное пространство для создания больших конвентов и их дальнейшего расширения.

Обширные территории позволяли выделять значительные земли под монастырские кладбища. Данный фактор имел особое значение. Социальная и религиозная практика миноритов способствовала росту числа покровителей ордена среди жителей городов. Горожане, движимые благочестивыми побуждениями, желали быть погребенными на кладбищах «серых братьев». В благодарность за выполнение своей воли они делали щедрые пожертвования конвентам миноритов. Таким образом, монастырское строительство было вписано в систему социальных отношений.

Монастыри ордена также были расположены на территории, находящейся за пределами городских стен. В Эксетере минориты основали свой монастырь с внешней стороны южных ворот горо-да28. Монахи Оксфорда отказались от тесных улиц в центре города, выбрав открытую местность в пригороде. Однако вне зависимости от того, размещались ли конвенты ордена в городе или пригороде, они были расположены вблизи городских стен.

Расширение монастырской территории в городах Англии часто приводило к тому, что часть городских стен входила в состав стен монастыря. В Линкольне монастырские владения ордена были увеличены в направлении городской стены29. В Оксфорде «серые братья» основали свой монастырь в непосредственной близости от

городской стены. Король Генрих III разрешил передать миноритам Оксфорда землю, расположенную между монастырем и городом. В итоге стена с бойницами стала частью монастырского владения. В Саутгемптоне восточная сторона монастыря примыкала к городской стене, в результате чего монахи имели свободный доступ к пригороду.

Предпочтение отдавалось также районам, находившимся вблизи городских ворот. В Честере монастырь миноритов был расположен около Уотергейт (Watergate)30. В Глостере - недалеко от южных ворот города. В этом городе монастырь «серых братьев» изначально не примыкал к городской стене или воротам. В течение XIII в. его территория была увеличена до южной и восточной городской стены, после чего даже одна башня стены вошла в состав территории конвента.

Кроме того, минориты получали право иметь отдельные ворота для прохода через городские стены. Этим правом воспользовались монахи в Вустере, Шрусбери31. В 1259 г. горожане Винчестера получили королевский указ на создание отдельного прохода через городскую стену возле конвента миноритов так, чтобы монахи имели под стеной пассаж по направлению к колодцу св. Эгидия32. В Шропшире (Salop) в 1267 г. ворота через городскую стену были расширены для использования их миноритами33.

Расположение монастырей у стен и ворот города давало монахам определенную свободу передвижения и безопасность. В то же время вхождение части городской стены и ворот в состав монастырских владений налагало на обитателей монастырей обязанности обороны города в военное время.

Другой заметной чертой монастырей ордена в городах Англии было сочетание частной и публичной собственности в составе монастырских территорий. Выделенные миноритам территории для создания монастырей часто расширялись за счет добавления к ним переулков и улиц, лежащих вдоль монастыря, иными словами, публичной собственности. В Линкольне в 1258 г. к монастырю «серых братьев» был присоединен городской переулок34, ранее, в 1245 г., то же было сделано в Оксфорде35. Занимая старое публичное пространство в городе, монахи одновременно создавали новое. Безусловно, монастырское пространство неэквивалентно в правовом отношении публичной территории, но оно способствовало социальному взаимодействию горожан и находилось в общем пользовании.

Наконец, монастыри ордена располагались вблизи рек. Река Уз в Йорке, р. Стаур в Кентербери, р. Северн в Шрусбери, Шропшире

и Бриджнорте. В тех случаях, когда монастырь располагался вдали от рек, монахи стремились приобрести участки с подземными водными потоками или близ мельниц. В Линне конвент миноритов был основан рядом с городской мельницей36. В Бристоле монастырь «серых братьев» имел участок земли, почва которого была богата аллювиальными отложениями37. Такие природные преимущества территории позволяли монахам, используя дренажные системы, осуществлять подачу воды в любую часть своего монастыря.

В Кембридже монастырь миноритов был расположен на территории с уже созданным водоснабжением. Через середину их монастырского участка проходил Королевский Ров, открытый водосток, который был создан около 1200 г. или в более ранний период. В 1268 г., через год после создания монастыря миноритов на этой территории, по указу Генриха III ров был расширен и углублен38.

В процессе интеграции монастырей миноритов в городское пространство Англии XIII в. сформировались основные принципы монастырского строительства ордена. Создание монастырей по идентичным нормам, отражающим духовные идеалы монахов, единообразие архитектурно-пространственных форм монастырей способствовало однородности и идентификации миноритов, необходимой на этапе организационного становления ордена.

Типичность монастырского строения не в последнюю очередь зависела от естественного фактора влияния - городского пространства. Города средневековой Англии представляли собой тесное пространство с узкими улицами и кварталами, переполненными людьми самых разных социальных групп. Территориальная ограниченность и замкнутость городов способствовали размещению монастырей ордена в периферийных районах. Таким образом, различия между практической организацией жизни и деятельности братьев ордена нивелировались в условиях городской среды.

Выбирая город сферой своей деятельности и местом для создания монастырей, минориты не удалялись от мира, напротив, активно вступали с ним в контакт. Это на первый взгляд существенно отличало конвенты миноритов от монастырей традиционного монашества. Однако, находясь в пределах городского пространства, монастыри ордена были расположены на территории городских окраин, представляли собой религиозную общину с высокой степенью хозяйственной самостоятельности. Все это приближало их к традиционному типу монашества. Следовательно, соединив старые и новые принципы монастырской организации, минориты создали благоприятную основу для распространения ордена.

Примечания

1 Минориты - название представителей монашеского ордена братьев меньших (Ordo fratrum minorum), основанного Франциском Ассизским (1182-1226 гг.). Данное понятие было введено св. Франциском и использовалось в официальных документах XIII в.

2 Подробнее см.: Little A.G. The Grey Friars in Oxford. Oxford: Oxford Historical Society, 1892; Idem. Franciscan papers, lists and documents. Manchester: Manchester Univ. Press, 1943; Idem. Studies in English Franciscan History. Manchester: Manchester Univer. Press, 1917.

3 Moorman J.R.H. A History of the Franciscan Order. Oxford: Clarendon, 1968; Idem. The Foreign Element among the English Franciscans // English History Review. 1947. P. 289-303; Idem. The Grey Friars in Cambridge: 1225-1538. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1952.

4 Kingsford C.L. The Grey Friars of London. Aberdeen: Aberdeen Univ. Press, 1915.

5 В Англии минориты из-за цвета их одеяния получили название «серые братья» (Greyfriars).

6 Провинциальный капитул - собрание руководящих лиц провинции ордена, которое проводилось один раз в год.

7 Провинции - административно-территориальные единицы ордена, во главе которых находились назначенные генералом ордена провинциалы.

8 Кустодии - административные единицы, на которые делились провинции ордена. Согласно уставу ордена 1223 г. вводилась должность кустода, возглавлявшего кустодию ордена.

9 Понятие «конвент» (от лат. conventus - собрание) в римско-католической традиции означает монастырь и обитающую в нем общину монахов. Подробнее о количестве конвентов в Англии XIII в. см.: Little A.G. Studies in English Franciscan History... P. 25.

10 Thomae de Eccleston. Liber de Adventu Fratrum Minorum in Angliam // Analecta franciscana sive Chronica aliaque varia Documenta ad historiam Fratrum Minorum spectantia edita a Patribus Collegii S. Bonaventurae. Italy: Quaracchi, 1885. Vol. 1. P. 221.

11 Ibid. P. 219.

12 Ibid. P. 225-226.

13 Ibid. P. 226.

14 Calendar of Close Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III. A. D. 1237-1242 / Ed. H.B. Lee. Nendeln, Liechtenstein: Kraus Reprint, 1970. P. 61.

15 Должность нунция была введена в 1230 г. буллой папы Григория IX «Quo elongati».

16 Должность протектора появилась в 1246 г. согласно булле папы Иннокентия IV «Quanto studiosus».

17 Calendar of Close Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III. A. D. 12271231 / Eds. H.C. Maxwell Lyte, A.E. Stamp. L.: H.M. Stationery Office, 1902. P. 480.

18 В 1230 г. см.: Calendar of Close Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III. A. D. 1227-1231 / Eds. H.C. Maxwell Lyte, A.E. Stamp. L.: H.M. Stationery Office,

1902. P. 305; в 1232 г. см.: Calendar of Close Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III. A. D. 1231-1234 / Ed. H.B. Lee. Nendeln, Liechtenstein: Kraus Reprint, 1970. P. 115; в 1247 г. см.: Calendar of Close Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III. A. D. 1242-1247 / Eds. H.C. Maxwell Lyte, A.E. Stamp. L.: H.M. Stationery Office, 1916. P. 508, 529; в 1261 г. см.: Calendar of Close Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III. A. D. 1259-1261 / Ed. H.B. Lee. Nendeln, Liechtenstein: Kraus Reprint, 1970. P. 358-359.

19 Calendar of Close Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III. A. D. 12341237 / Eds. H.C. Maxwell Lyte, A.E. Stamp. L.: H.M. Stationery Office, 1908. P. 138.

20 A history of Southampton / Eds. J. Davies, J. Speed. Southampton: The Gilbert Company, 1883. P. 443.

21 Thomae de Eccleston. Op. cit. P. 226-227.

22 Calendar of Close Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III. A. D. 12341237 / Eds. H.C. Maxwell Lyte, A.E. Stamp. L.: H.M. Stationery Office, 1908. P. 500.

23 Calendar of Close Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III. A. D. 12421247 / Eds. H.C. Maxwell Lyte, A.E. Stamp. L.: H.M. Stationery Office, 1916. P. 339.

24 Генеральный капитул - собрание генерала ордена и министров провинций, проводимое один раз в три года в целях решения вопросов организации ордена и регулирования жизни монахов.

25 Calendar of the Patent Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III. A. D. 1232-1247 / Ed. H.B. Lee. Nendeln, Liechtenstein: Kraus Reprint, 1971. P. 152.

26 A short history of the ancient diocese of Exeter / Ed. H.E. Reynolds. Exeter: Printed by H. Besley and son, 1895. P. 159.

27 Calendar of the Patent Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III. A. D. 1232-1247 / Ed. H.B. Lee. Nendeln, Liechtenstein: Kraus Reprint, 1971. P. 180.

28 A short history of the ancient diocese of Exeter. P. 159.

29 Calendar of the Patent Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III. A. D. 1247-1258 / Ed. H.B. Lee. Nendeln, Liechtenstein: Kraus Reprint, 1971. P. 652.

30 Hutton E. The Franciscans in England: 1224-1538. L.: Constable and Company, 1926. P. 90.

31 Calendar of the Patent Rolls preserved in the Public Record Office: Henry III. A. D. 1266-1272 / Ed. H.B. Lee. Nendeln, Liechtenstein: Kraus Reprint, 1971. P. 113.

32 Ibid. P. 39.

33 Ibid. P. 113.

34 Ibid. P. 652.

35 Little A.G. The Grey Friars in Oxford... P. 14.

36 The History of Lynn / Ed. W. Richards. Lynn: W.G. Whittingham, 1812. P. 499.

37 A Collectanea Relating to the Bristol Friars Minors (Gray Friars) and Their Convent: together with a Concise History of the Dissolution of the Houses of the Four Orders of Mendicant Friars in Bristol / Ed. G.E. Weare. Bristol: W. Bennett, 1893. P. 31.

38 Moorman J.R.H. The Grey Friars in Cambridge. P. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.