Научная статья на тему 'К вопросу о назначении комментариев на устав ордена (Regula Bullata) английских миноритов XIII в'

К вопросу о назначении комментариев на устав ордена (Regula Bullata) английских миноритов XIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРДЕН МИНОРИТОВ / REGULA BULLATA / ИОАНН ПЕКХЕМ / ИОАНН УЭЛЬСКИЙ / БОНАВЕНТУРА / КОММЕНТАРИИ НА УСТАВ ОРДЕРА МИНОРИТОВ / НОВИЦИАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Силина О.С.

Статья посвящена анализу комментариев английских миноритов XIII в. на устав ордена. В рассматриваемый период на нищенствующий образ жизни миноритов обрушилась критика со стороны секулярного духовенства, внутри ордена также разгорелись споры относительно соблюдения заветов Св. Франциска. Следствием этого стало появление большого количества комментариев на Regula Bullata. Однако автор статьи предполагает, что ряд комментариев не был связан с этой полемикой. Анализ руководств для новициев и комментариев на устав ордена показывает, что последние могли быть предназначены, главным образом, для учебных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the commentaries of the English Minorities on the Regula Bullata in the 13th century. At that time, the mendicant way of life of the Minorites was criticized by the secular clergy and in the Order there were disputes concerning the observance of the rules of St. Francis. This paved the way for interpretations of the Regula Bullata. However, the author of the article assumes that some commentaries were not connected with this polemic. The analysis of the manuals for novices and commentaries on the Regula Bullata shows that commentaries could be conceived by friars engaged in the training of novices, for providing these beginning friars with a guide to a proper understanding of the rules.

Текст научной работы на тему «К вопросу о назначении комментариев на устав ордена (Regula Bullata) английских миноритов XIII в»

О.С. Силина

К вопросу о назначении комментариев на устав ордена (Regula Bullata) английских миноритов XIII в.

Статья посвящена анализу комментариев английских миноритов XIII в. на устав ордена. В рассматриваемый период на нищенствующий образ жизни миноритов обрушилась критика со стороны секулярного духовенства, внутри ордена также разгорелись споры относительно соблюдения заветов Св. Франциска. Следствием этого стало появление большого количества комментариев на Regula Bullata. Однако автор статьи предполагает, что ряд комментариев не был связан с этой полемикой. Анализ руководств для новициев и комментариев на устав ордена показывает, что последние могли быть предназначены, главным образом, для учебных целей.

Ключевые слова: орден миноритов, Regula Bullata, Иоанн Пекхем, Иоанн Уэльский, Бонавентура, комментарии на устав ордера миноритов, новициат.

Правило Франциска Ассизского для ордена миноритов было утверждено папой Гонорием III буллой «Solet annuere» в 1223 г. [3, р. 394-397]. Утвержденное буллой правило получило название Regula Bullata [1, с. 69-78] и стало их уставом, заложив основы для дальнейшего институционального оформления ордена францисканцев.

Институциональное становление ордена миноритов в Англии берет свое начало в 1224 г., когда группа из девяти братьев-миноритов прибыла в Дувр. В данном регионе на протяжении первой половины XIII в. происходил стремительный рост числа монастырей ордена. В 1256 г., как отмечает английский хронист XIII в. Фома Экклестон, в Англии насчитывалось уже 49 конвентов миноритов [17, р. 221]. В условиях увеличения числа монастырей миноритов, перехода от ранних монашеских общин к разветвленной сети конвентов, общие положения Правила 1223 г. не давали ответов на все вопросы, с которыми сталкивались братья ордена. Возникла необходимость в создании инструкций, более детально регулирующих монашескую жизнь. Прежде всего, такими инструкциями стали конституции ордена. Среди них особое значение имели Нарбонские конституции, принятые в 1260 г. [2; 10]. Они содержали пояснения к Правилу 1223 г., а также расширяли круг вопросов, касающихся повседневной религиозной жизни миноритов.

о" -п "t

m ^ oi

I- и Z

и з ^Sr-C

3 и ^

VO О

О -о ^N - О.

И

^ ж

о * >

о

fx

о. Помимо конституций ордена, со второй половины XIII в. распро-t странение получили комментарии на Regula Bullata. К комментариям, œ вышедшим из-под пера английских миноритов, принадлежат труды ^ Иоанна Пекхема и Иоанна Уэльского. Пекхем написал два комментария ю на Правило 1223 г. Один из них является самостоятельным произведе-го нием - «Толкование на Правило братьев меньших» («Expositio super Regulam Fratrum Minorum») [6], написанным им в университетской среде, другой - встроен в трактат «О бедности» («De Paupertate», гл. X) [10, p. 27-55]. Комментарий, составленный Иоанном Уэльским - «Пояснение на Правило» («Declaratio super Regulam») [8].

Данные труды не были единственными комментариями английских миноритов XIII в. на Правило Св. Франциска. К более ранним работам относятся многочисленные интерпретации Правила в трудах Бонавен-туры [5, p. 331-336, 337-374, 438-448]1. Известность также получило сочинение «Толкование четырех магистров на Правило братьев меньших» («Expositio Quatuor Magistrorum super Regulam Fratrum Minorum») [7]. Этот комментарий, где основное внимание уделено проблеме бедности, был подготовлен с одобрения генерала ордена четырьмя парижскими богословами.

Причины появления в XIII в. большого количества комментариев на Regula Bullata исследователи склонны видеть преимущественно в реакции интеллектуалов на споры в ордене относительно соблюдения обета бедности. Кроме того, в том, что комментарии были ответом миноритов на критику со стороны светских и духовных лиц, которые осуждали их нищенствующий образ жизни. Данной позиции придерживаются такие специалисты, как А.Г. Литтл, Ч.Л. Кингсфорд, Д. Флуд [9; 10, p. 6-13].

Не исключая этого назначения комментариев, следует отметить, что они, наряду с конституциями, в первую очередь, представляли собой разъяснения положений Regula Bullata для внутреннего использования. Главным образом, это относится к трудам Пекхема и Иоанна Уэльского. Их комментарии отличаются от других подобных работ, например, от трудов Бонавентуры и Комментария четырех мастеров. Интерпретации Правила 1223 г., составленные Пекхемом и Иоанном Уэльским, охватывают не отдельные вопросы устава ордена, которые вызывали дискуссии, а весь текст Regula Bullata.

1 К числу работ Бонавентуры, включающих в себя интерпретации Правила 1223 г., относятся: «Determinationes Quaestionum circa Regulam Fratrum Minorum», «Sermo super Regulam Fratrum Minorum», «Epístola de Tribus Quaestionibus ad magistrum Innominatum seu Declaratio quorundam Articulorum Regulae Fratrum Minorum». Латинский текст этих трудов представлен в собрании сочинений Бонавентуры [5, p. 331-336, 337-374, 438-448].

■о

Включение в комментарии всего комментируемого текста свидетель- ™ 5 ê

г- и

ствует о том, что главной целью их авторов была подготовка руководств ^ s г-с для верного понимания всех фундаментальных принципов жизни брать- 'о з ° ев ордена, заложенных в Правиле 1223 г. Такие руководства могли быть ^ ^ использованы для подготовки послушников, выбравших монашескую i ^ жизнь [15, p. 253; 16, p. 130]2. ^ *

В конституциях ордена было установлено, что для вступления в нови- о циат необходимо достижение восемнадцати лет. Молодых людей, ^ не достигших этого возраста, принимали в исключительных случаях. В числе требований к вступающим в новициат было и наличие предварительной религиозной подготовки, что должно было облегчить их обучение. Однако с середины XIII в. все чаще в орден принимали послушников, не достигших требуемого возраста, которым были необходимы значительные разъяснения в духовных вопросах. Об этом свидетельствует появление около 1240 г. сразу нескольких наставников новициев: novice master, magister iuvenum и magister studentium [15, p. 243]. На них возлагалась ответственность за обучение молодых братьев ордена. К середине XIII в. возникла и практика выбора нескольких монастырей от кустодии, которые занимались приемом новициев и заботой о них.

Кроме возникновения должности наставника новициев, иллюстрацией изменившегося социального состава послушников ордена является появление специальных руководств для наставлений и проповедей даже среди детей. Например, работы Роберта Гроссетеста и Адама Марша [12, p. 250, 295]. Дети становились главными героями в сюжетах о чудесном исцелении и спасении посредством заступничества Св. Франциска и молитв миноритов [14, p. 162-163]. Многочисленные примеры этого можно встретить в трудах Бонавентуры («Легенда Св. Франциска» («Legenda S. Francisa») [5, p. 504-564]) или Фомы Челанского («Св. Франциск Ассизский: жизнь и чудеса» («S. Francisa Assisiensis: vita et miracula») [4]). Рассказы о чудесах Св. Франциска и необычайной силе детских молитв свидетельствуют не только об исцелении святым ходатайством детей и юношей, но также о вхождении их в орден.

Бонавентура в своем собрании легенд о Св. Франциске рассказывает историю, произошедшую с восьмилетним мальчиком Бартоло-мео. Мощный порыв ветра ударил с такой силой по его дому, что сбил тяжелую дверь, которая упала на мальчика. Люди поспешили к месту

2 Предположение о назначении комментариев Пекхема и Иоанна Уэльского как руководств для подготовки новициев ордена высказал нидерландский профессор Берт Рост. Однако дальнейшей разработки эта версия в его трудах не получила. Подробнее см. [15, р. 253; 16, р. 130].

fz

о. трагедии, но пострадавшего Бартоломео не было видно из-под двери. t Тогда отец мальчика стал молиться о заступничестве Св. Франциску. к Когда же тяжелая дверь была поднята, мальчик вышел невредимым и ^ в возрасте четырнадцати лет вступил в орден. В последующие годы он ю стал ученым человеком и известным проповедником [5, р. 554-555]. ^а Таким образом, можно сделать вывод о том, что проповедниче-

ская деятельность миноритов была ориентирована на молодых людей, не достигших возраста, установленного для вступления в новициат. В связи с этим получили широкое распространение дидактические трактаты и руководства, к которым можно отнести и комментарии на Правило ордена.

Одним из наиболее известных текстов для первоначальной подготовки миноритов до и после того, как их принимали в новициат, была работа Бонавентуры «Regula Novitiorum», подготовленная им в 1259/1260 гг. [13].

Комментарии Пекхема и Иоанна Уэльского имеют сходство с этим учебным руководством в структурном построении, общности поднимаемого круга вопросов. Впрочем, тематическое единство объясняется наличием общего главного источника для этих трудов - Regula Bullata.

Для средневековых монастырских нарративов было характерно обильное использование цитат из Священного Писания и сочинений церковных авторитетов (Св. Августина, Григория Великого, Ансельма Кен-терберийского, Бернарда Клервоского и др.). Важно отметить, что как в комментариях Пекхема, Иоанна Уэльского, так и в «Regula Novitiorum» Бонавентуры, цитируемая фраза приводится преимущественно с указанием имени ее автора, названия работы и даже номера главы. Подобное оформление ссылки на цитируемый источник скорее следует рассматривать как исключение из правила, чем норму. Вероятно, авторы таким образом стремились реализовать одну из дидактических задач - направить читателя к самостоятельному изучению этих трудов.

Относительно самого процесса обучения грамоте комментаторы переосмысливают слова Франциска. В комментариях Пекхема и Иоанна Уэльского практически не уделено внимание завету основателя ордена: «...и неграмотные пусть не стараются учиться грамоте, а помнят, что превыше всего следует желать духа Господня и Его святого милосердия, молиться всегда с чистым сердцем, иметь смиренное терпение в болезни и в гонении и любить тех, кто нас гонит, осуждает и обвиняет» (Regula Bullata, гл. X) [1, c. 77]. Обучение, к которому стремились монахи, казалось Франциску бесполезным и даже опасным занятием. Ученость, по мнению Франциска, рождает самолюбие, несовместимое с любовью к Богу.

о" -n ^

В точности следуя за комментируемым текстом, Пекхем интерпрети- ¡2 5 ^ рует эти слова Св. Франциска следующим образом: «Там, где словом г-с

любопытство смиряется, но не пресекается, почему бы не следует самим 'о з ° постигать грамоту, если только на это было дозволение» [6, p. 433].

О

Иоанн Уэльский еще более сдержанно комментирует запрет Франциска ^ е^ на обучение грамоте для братьев ордена: «Ибо молитва суть восхожде- > ние ума к Богу» [8, p. 128].

Немногословность комментаторов относительно данного тезиса Франциска была обусловлена созданием внутри ордена уже весьма разветвленной сети школ. На протяжении второй половины XIII в. минориты прочно заняли кафедры европейских университетов. Отношение к грамоте изменилось. Комментаторы, ставя своей целью подготовку руководств для обучения новициев, не могли игнорировать современные им реалии.

Комментарии Пекхема и Иоанна Уэльского объединяет с учебными руководствами использование различных примеров и аналогий, в частности, уподобление учителя, наставника Христу или Апостолам. Последние также выступают и в качестве учеников.

Пекхем в комментарии на гл. IV Правила Св. Франциска говорит о необходимости обучения словами Апостола Павла: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец, твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр., 5: 13-14) [6, p. 416]. Далее Пекхем отмечает, что учитель (magister) должен постоянно укреплять дух ученика (discipulus).

Иоанн Уэльский использует более художественные образы, например, сравнивая наставника (professor) c художником (artifex), само же Правило - со зданием (aedificium) [8, p. 99]. Тем самым отмечая, что духовная профессия требует тщательной подготовки, подобно профессии художника или ремесленника.

Присутствие большого количества сравнений и образов было характерной чертой для средневековой литературы многих жанров, в т.ч. и для комментариев. При анализе исторического источника на предмет истинных, достоверных событий, присутствующих в нем, аллегоричность затрудняет его объективное прочтение. Однако в случае рассмотрения дидактических текстов, к которым можно отнести комментарии Пекхема и Иоанна Уэльского, типовые образы, примеры являются методом формирования мировосприятия читателя.

Наконец, интерес представляет используемая авторами терминология. В комментариях Пекхема и Иоанна Уэльского для обозначения наставника молодых братьев ордена используются понятия magister,

fx

о. master и наиболее распространенное - professor. В комментариях ни разу t не упоминается о наставнике новициев, будь то novice master, magister œ iuvenum или же magister studentium. Примечательно, что и в руководстве ^ для новициев, написанном Бонавентурой, также ничего не говорится

о существовании особой должности наставника новициев. ^а Отсутствие в текстах терминологии, обозначающей специальную

должность, уже существовавшую в структуре ордена ко времени написания этих трудов, можно объяснить влиянием интеллектуальной среды, в которой создавали свои работы авторы. Использование понятий magister, master и professor, вместо novice master, magister iuvenum или же magister studentium, имеющих аналогичные функции наставника, вероятно, было обусловлено вхождением миноритов в университеты.

Безусловно, практика использования терминов magister, master и professor для обозначения статуса наставника и ученого человека возникла задолго до появления самих университетов. Но со временем наделение этими статусами стало прерогативой университетов, все более расширяющих свое влияние.

Итак, анализ комментариев Пекхема и Иоанна Уэльского на Regula Bullata, сравнение этих трудов с одним из наиболее распространенных учебных руководств для послушников - «Regula Novitiorum» Бонавен-туры - позволяет сделать следующие выводы.

Пекхем и Иоанн Уэльский при написании комментариев на Regula Bullata не ставили перед собой первоочередной задачи дать ответ на критику нищенствующего образа жизни миноритов, возникшую со стороны белого духовенства. В первую очередь, они стремились объяснить заветы Св. Франциска для молодых братьев ордена. Об этом свидетельствует то, что в общем корпусе рассматриваемых текстов в равной степени уделено внимание всем вопросам Правила.

Данное положение также подтверждается использованием в комментариях Пекхема и Иоанна Уэльского разнообразных дидактических методов: скрупулезное оформление ссылок на цитируемый источник, обращение к образам и аналогиям для иллюстрации роли наставника.

Наконец, в данных трудах заметно влияние интеллектуальной среды европейских университетских центров второй половины XIII в., универсализма, присущего богословской мысли, и тенденции в развитии ордена. Это нашло наибольшее отражение в лаконичном комментировании запрета Св. Франциска на обучение грамоте, использовании университетской терминологии для обозначения наставников новици-ев. Следовательно, комментарии на устав ордена, составленные Пекхе-мом и Иоанном Уэльским, были адаптированы к учебной подготовке

о" -О

молодых братьев ордена. Благодаря этому послушники в период нови- &

о

1. Истоки францисканства. Святой Франциск Ассизский: писания и биогра- ^ фии. Святая Клара Ассизская: писания и биография / Под ред. А. Вичини,

Я. Ан; Вступ. ст. С. Аверинцев. М., 1996.

2. Bonaventura di Bagnoregio, Determinationes Quaestionum Circa Regulam Fra-trum Minorum // Doctoris seraphici S. Bonaventurae, S.R.E. Episcopi Cardinalis Opera Omnia. VIII / Ed. P.P. Collegii a S. Bonaventura. Florence, 1898. Рр. 449-467.

3. Bullarium diplomatum et priviligioriim sanctorum romanorum pontificum. T. III. Augustae Taurinorum, 1858.

4. Celano T.S. Francisci Assisiensis: vita et miracula. Romae, 1906.

5. Doctoris seraphici S. Bonaventurae, S.R.E. Episcopi Cardinalis Opera Omnia. VIII / Ed. P.P. Collegii a S. Bonaventura. Florence, 1898.

6. Expositio super Regulam Fratrum Minorum // Doctoris seraphici S. Bonaventurae, S.R.E. Episcopi Cardinalis Opera Omnia. VIII / Ed. P.P. Collegii a S. Bonaventura. Florence, 1898. Гр. 391-437.

7. Expositio quatuor magistrorum super Regulam Fratrum Minorum (1241-1242). Roma, 1950.

8. Flood D. John of Wales' commentary on the Franciscan Rule // Franciscan Studies. 2002. Vol. 60. Бр. 93-138.

9. Flood D. Early Commentaries on the Rule ofthe Friars Minor: 1242 Commentary, Hugh of Digne, David of Augsburg, John of Wales. St. Bonaventure, N.-Y., 2014.

10. Fr. Johannis de Peckham. Tractatus tres de paupertate / Ed. A.G. Little. Aberdeen, 1910.

11. Little A.G. Definitiones Capitulorum Generalium Ordinis Fratrum Minorum 1260 ad 1282 // Archivum Franciscanum Historicum. 1914. VII. ?р. 676-682.

12. Rosemann P. Tabula // Opera Roberti Grosseteste Lincolniensis / Ed. J. Mcevoy. Turnhout, 1995.

13. Regula Novitiorum // Doctoris seraphici S. Bonaventurae, S.R.E. Episcopi Cardinalis Opera Omnia. VIII / Ed. P.P. Collegii a S. Bonaventura. Florence, 1898. ?р. 475-490.

14. Robson M. Franciscans, children and the cloister // Generations in the Cloister. Youth and Age in Medieval Religious Life / Eds. S. von Heusinger, A. Kehnel. Berlin, 2008. ?р. 157-183.

15. Roest B. A History of Franciscan Education (c. 1220-1517). Leiden, 2000.

16. Roest B. Franciscan Literature of Religious Instruction before the Council of Trent. Leiden, 2004.

17. Thomae de Eccleston. Liber de Adventu Fratrum Minorum in Angliam // Ana-lecta franciscana sive Chronica aliaque varia Documenta ad historiam Fratrum Minorum spectantia edita a Patribus Collegii S. Bonaventurae. Vol. I. Italy, 1885. ?р. 218-256.

циата могли подготовить себя к соблюдению правил религиозной жизни миноритов, содержащихся в Regula Bullata.

О -a rN

- О.

Библиографический список

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.