Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257). Управление. Вып. 7. С. 89-91.
УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ
Е. В. Иванова
МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ
В статье обозначены проблемы взаимодействия молодежного рынка труда и рынка образовательных услуг, которые затрудняют эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, а также предложен ряд мероприятий, способствующий их решению. Также приводятся статистические данные по профессионально-квалификационному составу безработных и вакансий, предоставляемых работодателями в службы занятости по Челябинской области, которые подтверждают значимость и необходимость достижения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, в том числе и молодежном.
Ключевые слова: молодежь, спрос и предложение на рынке труда, профессиональные предпочтения, рынок труда.
Основополагающими элементами инновационной экономики должны стать рынки труда и образовательных услуг, гармонии между которыми достичь, к сожалению, пока не удалось.
Образование, в том числе и высшее, до сих пор остается преимущественно замкнутой системой, слабо взаимодействующей с рынком труда, что проявляется в снижении показателей трудоустройства выпускников вузов по полученным специальностям, а также в несоответствии их номенклатуры потребностям экономики.
Проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг остро стоит и перед Челябинской областью. Согласование деятельности учреждений профессионального образования с потребностями региональной экономики остается одной из актуальных проблем. Дисбаланс между отраслями, связанными с производством знаний, и отраслями, осуществляющими перераспределение результатов знаний (как готового продукта), сказывается на структуре рынка труда (в том числе и молодежного) Челябинской области и системе профессионального образования.
В связи с этим особое внимание нужно уделить молодежному рынку труда, который имеет свои особенности. К тому же ни для кого не секрет, что для большинства молодых специалистов по окончании профессионального учебного заведения самой главной проблемой становится проблема трудоустройства по полученной специальности [3].
К молодежи в нашей стране принято относить лиц в возрасте 16-29 лет. В конце 90-х, начале 2000-х гг. доля населения в данном воз-
расте возросла вследствие вступления в трудоспособный возраст поколений с высокой рождаемостью и выхода из него малочисленных поколений военных и послевоенных лет.
В настоящее время в общей численности населения Челябинской области молодежь составляет порядка 23-25 %. Количественное положение с предложением рабочей силы в регионе на данный момент вполне благоприятное. Но в наступающем десятилетии положение молодежи на региональном рынке труда усложнится тем, что будут накладываться демографические трудности. Ведь на рынок труда выйдут малочисленные поколения, родившиеся в годы демографического спада [3].
По оценкам сокращение численности трудоспособного населения до 2020 г. в целом по стране составит порядка 16 млн человек. На Южном Урале резкое сокращение численности трудоспособного населения началось уже с 2010 г., и к 2020 г. превысит 90 тыс. человек. Кроме того, следует учитывать, что в числе ныне работающих свыше 60 тыс. человек достигли пенсионного возраста, и часть из них уже сейчас готовы оставить свои рабочие места [3].
Все это повышает значимость и необходимость достижения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, в том числе и молодежном.
Серьезное влияние на состояние молодежного рынка труда в регионе оказывает несоответствие структуры рынка образовательных услуг потребностям региональной экономике. Как уже отмечалось, эти рынки существуют и развиваются независимо друг от друга. В ре-
Рейтинг востребованных профессий на 14 сентября 2011 г. по Челябинской области
№ п/п Наименование профессии Количество вакансий Количество состоящих на учете человек, всего
1 2 3 4
Рабочие профессии
1 Уборщик производственных, служебных помещений и др. 1304 908
2 Электрогазосварщик, газорезчик 882 540
3 Дворник, уборщик территорий 766 188
4 Монтажник 597 179
5 Грузчик, загрузчик 509 238
6 Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 299 159
7 Токарь 286 135
8 Плотник 269 182
9 Маляр 261 106
10 Каменщик 258 125
11 Бетонщик 216 34
12 Мойщик в разных сферах 175 32
13 Облицовщик 141 24
14 Кровельщик 122 24
15 Фрезеровщик 100 32
Профессии служащих
1 Воспитатель 661 265
2 Менеджер, агент и торговый представитель в разных отраслях 529 1649
3 Инженер 446 1111
4 Специалист в разных сферах 319 828
5 Охранник 263 616
6 Руководитель 149 555
8 Бухгалтер 134 2157
9 Секретарь, делопроизводитель, машинистка 119 556
10 Инспектор 100 305
11 Юрист 82 799
12 Техник в разных отраслях 76 473
13 Механик 35 245
14 Администратор 31 487
15 Экономист 26 832
зультате молодые люди изначально получают профессии отдаются в пользу гуманитарного и
неверные ориентиры при выборе будущей про- экономического профиля, т. е. это экономист,
фессии, а, следовательно, и при выборе места юрист, бухгалтер, менеджер. Кроме этого,
учебы. предпочтения отдаются преимущественно ву-
Нетрудно заметить, что примерно с 2000- зовской форме обучения, так как в большин-
х гг. предпочтения молодежи в выборе будущей стве случаев в выборе будущей профессии ле-
жат не сегодняшние требования рынка труда, а традиционно высокая ценность вузовского образования в глазах родителей и молодежи [3].
А между тем потребности регионального рынка труда совсем иные. Челябинская область относится к числу промышленных регионов, где главная роль принадлежит предприятиям металлургии, машиностроения и металлообработки. Поэтому на рынке труда повышенным спросом пользуются рабочие профессии, а не юристы, экономисты, психологи и т. д. В результате, около 40 % выпускников профессиональных учебных заведений вынуждены устраиваться на работу не по специальности, а около 10-15 % вообще регистрируются в качестве безработных. При этом большую часть выпускников учебных заведений профессионального образования, состоящих на учете в центрах занятости, составляют специалисты экономического, юридического и социальногуманитарного профиля.
Анализ профессионально-квалификационного состава безработных и вакансий, предоставляемых работодателями в службы занятости по Челябинской области, показывает, что на одно место бухгалтера претендует 16 человек, экономиста - 32, менеджера - 3, юриста - 10. Вместе с тем, по данным Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области на 14 сентября 2011 г., требуется 597 монтажников, 258 каменщиков, 882 электрогазосварщика и т. д. Также в регионе ощущается серьезная нехватка врачей, инженеров, рабочих кадров. Такая разбалансированность рынка труда говорит и о неправильной профориентационной политике в регионе.
Таким образом, эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования сдерживается вследствие:
• отсутствия взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг;
• незаинтересованности учреждений системы профессионального образования в ор-
ганизации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, а также в изучении изменений в востребованности работников с точки зрения конкретных профессий и специальностей, уровня квалификации;
• кадровой политики большинства организаций, стратегия которых направлена в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;
• отсутствия у значительного количества выпускников учреждений профессионального образования необходимых навыков поведения на рынке труда, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства и карьерного роста.
Помочь решению назревших проблем могли бы следующие меры:
во-первых, необходимо перестроить систему профориентационной работы в школе, нужно воспитывать уважительное отношение к профессии рабочего;
во-вторых, необходимо привлечение работодателей к разработке госстандартов, учебных планов и непосредственно к участию в подготовке кадров;
в-третьих, необходимо сделать гласными показатели востребованности выпускников на рынке труда, публиковать рейтинги учебных заведений по уровню востребованности их выпускников на региональном рынке труда [3].
Список литературы
1. Занятость и безработица в Челябинской области : экспресс-информация // Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области. 2011. № 9, сент.
2. Кутейницина, Т. Профессиональное образование и рынок труда : эффективность взаимодействия // Человек и труд. 2009. № 6. С. 53-56.
3. Осанкин, В. Челябинская область : молодежь на региональном рынке труда // Человек и труд. 2010. № 11. С. 16-17.