Научная статья на тему 'Молодежная политика в Республике Саха (Якутия): формирование законодательной базы'

Молодежная политика в Республике Саха (Якутия): формирование законодательной базы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
118
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Егоров П. М.

В данной статье рассматривается процесс формирования нормативно-правовой базы государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия). Анализ законодательства, касающегося молодежной политики на региональном уровне. На основе исследования автором предлагаются рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика в Республике Саха (Якутия): формирование законодательной базы»

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ): ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ

© Егоров П.М.*

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск

В данной статье рассматривается процесс формирования нормативно-правовой базы государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия). Анализ законодательства, касающегося молодежной политики на региональном уровне. На основе исследования автором предлагаются рекомендации.

Ключевые слова Республика Саха (Якутия), государственная молодежная политика, нормативно-правовая база.

Согласно данным Всемирного отчета о положении молодежи за 2007 [7] посвященного прогрессу и проблемам в переходном периоде у подростков, четко написано, что, несмотря на тот факт, что молодежь сталкивается с проблемами и вызовами, они настроены на успех и используют все возможные подходы, чтобы обеспечить «выживание». Молодежь не пассивная группа, которая ждет ресурсов и возможностей. Во всем мире молодежь стремится к лучшей жизни. Но недостаток адекватного инвестирования в молодежь, проблемы, относящиеся к глобализации, и другие изменения во всемирной экономике, а также социальные и экономические аспекты часто объединяют для создания неблагоприятного контекста для молодежного развития и участия.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2006 г., дано определение государственной молодежной политики как системы формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности [6]. Продолжительное время полномочия федеральных орга-

* Младший научный сотрудник сектора этносоциологии, кандидат политических наук.

нов государственной власти в этой сфере не были четко и системно определены, при этом полномочия органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области молодежной политики сформулированы законодателем более конкретно, чем полномочия федеральных органов власти, что ведет к возникновению правовой неопределенности в вопросах отнесения их к полномочиям тех или иных государственных органов, органов местного самоуправления, вынуждает прибегать при решении этих вопросов к процедуре сравнительного анализа и сопоставления правовых норм, содержащихся в целом ряде федеральных законов, норм Конституции Российской Федерации;

Становление государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) осуществлялось в условиях медленных темпов разработки стратегического курса государства, формирования современной нормативной базы в области молодежной политики в стране, затягивания принятия Федерального закона об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации. В условиях возникшей правовой неопределенности Республика Саха (Якутия) взяла на себя инициативу по развитию законодательного и нормативного обеспечения государственной молодежной политики на общих для России принципах государственной молодежной политики [2, с. 195-199].

В 1995 году была утверждена Правительством РС (Я) Государственная программа молодежной политики РС (Я) на 1995-1997 и на период до 2000 года. В рамках реализации данной программы Указом Президента РС (Я) М.Е. Николаева 1996 год был объявлен Годом молодежи в РС (Я), что является свидетельством особого внимания высшего руководства республики к решению проблем молодежи [1, с. 278-281].

В 1998 году был принят Закон РС (Я) «О государственной молодежной политике в РС (Я)»[3], который явился первым и наиболее значимым шагом в создании правовых, организационных и экономических основ государственной молодежной политики в республике. Закон определил содержание работы с молодежью и приоритетные направления реализации государственной молодежной политики: вопросы занятости и трудоустройства молодежи, профилактика асоциальных явлений, пропаганда здорового образа жизни, содействие развитию молодежного предпринимательства и молодежной жилищной политики, поддержка молодежных общественных организаций и инициатив, патриотическое воспитание и развитие социальных служб для молодежи.

По аналогии с федеральной схемой финансирования был закреплен программно-целевой подход к практическому решению проблем молодежи, что позволило разрабатывать и реализовывать программу «Молодежь Республики Саха (Якутия)».

В последующие годы был принят ряд отраслевых целевых программ, таких как «Молодежь Республики Саха (Якутия)» на 2000-2001 годы; в свя-

зи с объявлением в 2001 году пятилетия молодого поколения «Молодежь Республики - 21 веку» на 2001-2005 годы; в 2003 году в связи со сменой политического курса республики, реорганизацией органов государственной власти принята с изменениями новая редакция программы «Молодежь Республики - 21 веку» на 2003-2005 годы. По своей направленности и структуре программы близки соответствующей программе федерального уровня «Молодежь России», что является важным свидетельством координации действий в решении социальных проблем молодежи.

Принятие постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2002 года № 132 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Саха (Якутия)» [5] позволило приступить в рамках программы к формированию системы активного взаимодействия с молодежными организациями, развивать молодежные инициативы, стимулировать создание новых молодежных структур.

Концепция государственной молодежной политики Республики Саха (Якутия), утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 января 2004 года № 1402, определила приоритетные направления и систему мер по развитию государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) [4].

В 2004 году был принят Закон РС (Я) «О внесении изменений и дополнений в Закон РС (Я) «О государственной молодежной политике в РС (Я)» в котором отражены те моменты, отражающие особенности перехода на местное самоуправление, также была утверждена Республиканская целевая программа «Молодежь РС (Я) на 2005-2010 годы». Кроме того, приняты постановления Правительства РС (Я) «Об организации деятельности молодежных студенческих строительных отрядов в РС (Я)», «О государственном учреждении «Центр социально-психологической поддержки молодежи РС (Я)», распоряжения Правительства РС (Я) «О порядке участия молодых семей в строительстве и приобретении жилья» и ряд других нормативно-правовых актов в области государственной молодежной политики.

Довольно сложная ситуация с нормативно--правовым обеспечением и реализацией молодежной политики в возникла в республике связи с переходом на местное самоуправление на поселенческом уровне и вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В Федеральном законе вопросы реализации молодежной политики напрямую не отнесены ни к поселениям, ни к муниципальным районам, ни к городским округам.

В возникших условиях, в Республике Саха (Якутия) были предприняты меры по устранению вышеуказанных правовых неопределенностей, влекущих за собой фактическое устранение государства от управления молодежной политикой на муниципальном уровне на правовом, финансово-организационном направлениях.

Принятием Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)», Указа Президента Республики Саха (Якутия) «О Концепции государственной молодежной политики Республики Саха (Якутия)» добиться того, чтобы государственная молодежная политика на муниципальном уровне присутствовала.

Кроме того, в республике действует широкая нормативно-правовая база, на основе которой реализуется молодежная политика:

- Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «О мерах по государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 21 марта 2002 г. № 132;

- Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2006 г. № 444 «Об учреждении грантов Правительства Республики Саха (Якутия) в области государственной молодежной политики»;

- Постановление Правительства РС (Я) от 26 января 2007 г. № 39 «О ежегодном конкурсе среди муниципальных районов, городских округов Республики Саха (Якутия) по предоставлению субсидий на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи»;

- Постановление Правительства РС (Я) от 17 июля 2008 г. № 294 «О мерах по развитию системы социальной работы с молодежью в Республике Саха (Якутия)»;

- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2009 г. № 1309 «О грантах Президента Республики Саха (Якутия) на лучший молодежный проект социально-экономического развития городских и сельских поселений Республики Саха (Якутия).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 208.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», в целях совершенствования и повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.03.2009 № 1355 утверждены дополнительные показатели деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы, такие как создание молодежных и детских патриотических объединений, клубов, центров; число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии; количественный и качественный рост молодежных общественных организаций; число молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью жилищных субсидий.

Целью государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) является содействие молодым гражданам в реализации ими своих прав и свобод, создание и ресурсное обеспечение условий для самоопределения и самореализации молодого человека, содействие социальному становлению, культурному, духовному и физическому развитию молодежи. В связи с

чем, одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) является реализация государственной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Республики Саха (Якутия) на 2011-2015 годы» и ведомственной целевой программы «Молодежь Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы».

Представляется целесообразным при принятии Федерального закона о молодежной политике решение, в том числе, вопроса о разграничении полномочий в сфере молодежной политики между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления.

Список литературы:

1. Егоров П.М. Становление института президентства в Республике Саха (Якутия) // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. -№ 14.

2. Окорокова М.П. Молодежная политика Республики Саха (Якутия): состояние и перспективы развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 12 (33).

3. О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия) Закон Республики Саха (Якутия) З № 49-II от 3 декабря 1998 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.// http://sakha.gov.ru/node/4155 (дата обращения: 20.10.2013).

4. О концепции государственной молодежной политики Республики Саха (Якутия). Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 января 2004 года № 1402 // Сборник законов РС (Я). - 2004.

5. Положение о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Саха (Якутия). Постановление Правительства РС (Я) от 21 марта 2002 г. № 132 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.// http://sakha.gov.ru/node/4158 (дата обращения: 20.10.2013).

6. Стратегия государственной молодежной политики в РФ: Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р // Собрание законодательства РФ. - 2006. - С. 10-24.

7. Highlights of the World Youth Report 2007 [Электронный ресурс]. -2008, January. - Vol. 5. - No. 1. - Режим доступа: http://www.un.org/esa/socdev/ unyin/wyr07.htm (дата обращения: 20.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.