мации, позволяющей оценить основные параметры деятельности, а также выявить критические связи и точки затрат.
Библиографический список
1. Могилевич, В. М. Основы организации дорожно-строительных работ: учебн. пособие для вузов / Г. М. Заболотная. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Высш. школа, 1998. — 228 с.
2. Панина, Т. Дороги без дураков [Текст] / Татьяна Панина, Татьяна Шадрина // Российская газета. — 2009. — Федеральный выпуск № 4867. — 13 марта.
3. Батушанский, А. В. Кризис как предчувствие [Текст] / Александр Батушанский // Промышленно-строительное обозрение. — 2008. - № 114 (декабрь). - С. 9.
4. Лунгина, К. Дорожный путь из кризиса [Текст] / Ксения Лунгина // Российская газета. — 2009. — Спецвыпуск «Экономика: Автомобильные дороги» № 216 (5040). — 18 ноября.
5. Вершинина, Т. Дорожные перспективы [Текст] / Татьяна Вершинина // Российская газета. — 2009. — Спецвыпуск «Экономика: Автомобильные дороги» № 216 (5040). — 18 ноября.
6. Савченко, В. Е. Современное предпринимательство: экономические и организационные основы, проблемы формирования и регулирования / В. Е. Савченко. — М. : Экономика, 2004. — 367 с.
СОЛОХА Марина Алексеевна, аспирантка кафедры менеджмента.
Адрес для переписки: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.
Статья поступила в редакцию 19.11.2009 г.
© М. А. Солоха
УДК 316356 М. В. УДАЛЬЦОВА
Н. С. НОСОВА
Новосибирский государственный университет экономики и управления
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ____________________________________
В статье рассматриваются вопросы направленной социальной политики по отношению к молодым семьям, обосновываются основные её направления в условиях современного российского общества.
Ключевые слова: семья, молодежь, семейная политика, устойчивая молодая семья, благополучная молодая семья.
Семья, как известно, — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего «большого» человеческого общества. Она стоит у истоков становления личности, её физического и нравственного здоровья, является не только институтом первичной социализации, но и единственным (если не считать возможного клонирования!) источником воспроизводства жизни. При этом важно, чтобы воспроизводство жизни новых поколений сопровождалось воспроизведением всего богатства социальных отношений и духовных ценностей общества. Семья способна одновременно обеспечить своим членам чувство безопасности, принадлежности к социуму, эмоциональные связи, возможность самоутверждения. Именно в семье человек обретает культуру и навыки, которые позволяют ему нормально существовать в обществе и через которые ценности и опыт этого общества передаются от поколения к поколению.
В то же время семья очень чувствительна ко всему, что происходит в обществе в целом. В ещё большей степени это утверждение относится к молодой семье, члены которой практические ещё не в полной мере прошли все виды основной социализации. Кроме того, ценности, традиции, нравственные устои лишь косвенно поддаются влиянию социума, а в основном требуют старательного взращивания с повышенным вниманием и уважением к культуре. Учитывая это,
молодые семьи, по сути, и должны быть объектом социальной политики, направленность которой в значительной мере определяется состоянием и уровнем развития общества.
Что понимается под «молодой семьей»? Специ-сГИСТЫ СЧИТсЮ", что молодая семья — это семья, в которой стаж совместной жизни не превышает трех лет, оба супруга состоят в первом браке, их возраст — до 30 лет. К числу её особенностей относят: динамизм; многоплановость ценностных ориентаций; специфику оценки значимости материального и духовного богатства, обычаев, традиций; специфику моделей взаимоотношений; более высокое значение имеет реализация потенциала личности.
Перечисленные выше особенности молодой семьи уже позволяют заметить, что устойчивая молодая семья является основой любого общества, тем более современного российского общества, наиболее общей социально-структурной характеристикой которого является его транзитивность. В России на долю молодых семей приходится 2/3 рождённых детей, но одновременно и 65 процентов всех разводов [1 ]; она наиболее уязвима и практически слабо защищена государством: остро испытывает действие таких внешних дестабилизирующих факторов, как: плохие жилищные условия, ограниченные материальные возможности, зависимость от родителей (нет свободы выбора), проблемы трудоустройства (также нет сво-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
Составление доли затрат в ВВП (в процентах) и числа детей на 1 женщину
Страны Доля затрат в ВВП, % Число детей на 1 женщину
1981 — 1990 гг. 1991 — 2001 гг. 1981 — 1990 гг. 1991 — 2001гг.
Швеция 4,2 3,8 1,8 1,8
Норвегия 2,5 3,3 1,8 2,0
Великобритания 2,3 2,3 1,8 1,8
Германия 1,9 2,0 1,5 1,5
США 0,5 0,4 1,8 2,0
Япония 0,4 0,5 1,8 1,4
Источник: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации.2008 — М.: ЗАО ПриПресИнтернэшнл, 2009, с. 41.
боды выбора), проблемы профессионального самоопределения.
Исследования показывают, что доходы молодых семей в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране; только 20,6 процента молодых семей живут отдельно в собственной квартире или доме [2]. Хотя молодежь сегодня более образованна, но качество образования не соответствует уровню современных требований, что ограничивает возможности социального и профессионального продвижения молодых людей. В молодых семьях сильнее роль домашнего труда в самообеспечении семьи, особенно в семьях с детьми, которые, по сути, и являются самой проблемной группой по уровню доходов [2]. Более того, уже отмечалось, что молодые семьи находятся на стадии выработки индивидуальных жизненных стратегий, сами ещё нуждаются в воспитании, что, с одной стороны, порождает сложность и противоречивость их жизнедеятельности, а с другой — повышенную ответственность общества (в форме его социальных институтов) за их благополучие, материальное и нравственное. Последнее должно выражаться в определенном содержании социальной политики.
Социальная политика в широком, смысле имеет целью интеграцию общества, поддержку разнообразных форм вхождения социальных групп в общественные структуры. В более узком, смысле основной целью государственной социальной политики по отношению к молодой семье является организация соответствующих условий для создания, сохранения, развития благополучной молодой семьи в качестве субъекта социальной структуры российского общества. Для её достижения необходимо решение следующих социальных и социокультурных задач:
— обеспечение рационального (и с позиции семьи, и с позиции общества) совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;
— стимулирование роста материальных доходов семьи;
— дальнейшее развитие системы основных социальных гарантий;
— поддержка благоприятного психологического климата в семье;
— обеспечение полноценного воспитания и социализации детей.
Конечно, и сама цель государственной социальной политики, и основные её задачи по отношению к молодой семье, общеизвестны. Но динамизм общественной жизни, динамизм требований, предъявляемых к самой молодой российской семье, выдвигают свои
приоритеты в данном направлении социальной политики. В современном российском обществе ослаблена социально-нормативная регуляции семейности, трансформированы культурные символы и образцы, снижены ценности брака, семьи с детьми; снижены ценности единства поколений, что, по существу, составляет социокультурные параметры кризиса семьи, молодой семьи в частности, и в определенной степени связано с наложением двух социокультурных процессов, происходящих в современном российском обществе: развитием его рыночно-индустриальных отношений и транзитивностью. На этом фоне создалось впечатление ускорения негативных процессов в семейном поведении. Тем не менее семья по-прежнему обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями различных социальных ролей, что обусловливает ещё большую ответственность государства и общества за обеспечение её благополучия.
К числу основных направлений социальной политики по отношению к молодой семье сегодня в России должны быть отнесены:
— формирование активной жизненной позиции;
— содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи;
— организация здорового образа жизни молодых людей;
— укрепление института молодой семьи;
— информационное обеспечение молодежи.
В целом в социальной политике по отношению к молодым семьям (и молодежи в целом!) должна быть чётко выделена поддержка формирования и реализации индивидуальной и социальной субъектности, что позволит «полнее охарактеризовать их способности к воспроизводству и совершенствованию своей жизни индивидуально-личностными и социальноорганизационными средствами, причём в различных сферах жизнедеятельности» [3]. Последнее особенно важно, так как осуществляемая сегодня в России социальная политика слабо это учитывает. В основном она направлена на обеспечение социальными пособиями, к числу которых относится и «материнский капитал». Как показывают зарубежные исследования, такие пособия улучшают социальный климат в обществе, но слабо связаны с той же рождаемостью (табл. 1) [4, с. 41].
Изменения рождаемости слабо зависят и от изменений в брачности. С середины 1990-х годов и мужчины, и женщины стали вступать в браки в более позднем возрасте — около 29 лет (до этого периода —
Рост числа внебрачных детей в России (в процентах к числу родившихся)
Возраст матери 1990 г. 2000 г. 2006 г.
15 — 19 лет (+ до 15 лет) 20,2 41,0 47,2
20 — 24 года 11,0 25,6 28,2
25 — 29 лет 11,8 24,7 24,6
30 — 34 года 17,3 26,4 26,4
35 — 39 лет 25,5 31,2 29,9
40 — 44 года 34,8 34,9 34,2
45 — 49 лет 36,5 36,8 34,1
Источник: Доклад о развитии человеческого потенциала. 2008. — М.: ЗАО ПриПресИнтернэшнл, 2009, с. 47
до 25 лет). Выросли незарегистрированные браки (за этот же период в 2 раза!), но возросло и число внебрачных детей (табл. 2) [4, с. 43, 47].
Следовательно, социальные пособия могут в определённой мере выравнивать стартовые возможности для детей, смягчать различия на уровне жизни семей с детьми из разных социальных слоёв, но этого недостаточно: нужна ещё государственная поддержка образования, здравоохранения и других социальных институтов, так как сегодня происходит рост массовых потребительских стандартов, в том числе увеличивающих трудовую активность не только мужчин, но и женщин. Их индивидуальные жизненные стратегии реализуются, как правило, в двух направлениях:
— создать успешную профессиональную карьеру;
— создать успешную семью, т.е. стать успешными родителями.
Совмещение данных стратегий с одинаковой вероятностью успеха в каждой из них весьма проблематично. В связи с этим совершенствование семейной политики должно идти по пути разрешения данного противоречия. Государство при реализации политики по отношению к молодым семьям должно учитывать всё многообразие индивидуальных жизненных стратегий. В практическом плане это предполагает более точное определение всех социальных слоёв российского общества и более адекватный учет их интересов. Речь не должна идти только об интересах инвалидов, пенсионеров, матерей-одиночек (хотя это, безусловно, необходимо!), но в обязательном порядке и об интересах молодой семьи. Кроме того, нужна более эффективная (чем просто финансовая) политика свободы выбора для обоих родителей, т.е. нужно обеспечивать гендерное равноправие, а не следовать гендерному стереотипу в распределении ролей в семейной и внесемейной сферах жизнедеятельности. В этом смысле фраза «возродить семейные ценности» имеет и негативный смысл, т.е. возрождение гендерного неравенства. Именно сохранением данного стереотипа в социальной политике можно объяснить результаты опроса, проведенного в 2007 году Независи-
мым институтом социальной политики по поводу мнения молодых семей о семейно-ориентированной демографической политике [4, с. 38]. В качестве важных мер такой политики 50 процентов опрошенных назвали: введение «материнского капитала»; расширение сети детских дошкольных учреждений, а менее важными оказались такие меры ,как неполный рабочий день для женщин, гибкий график, развитие услуг няни (30 — 40 % опрошенных). И даже при условии обеспечения всех этих мер только 9 процентов опрошенных будут положительно реагировать на политику стимулирования рождаемости. При этом будет сдвигаться только «календарь» рождения, но не будет планов на увеличение числа детей.
Библиографический список
1. Руднева, М. Я. Влияние основных проблем на функционирование молодых семей / М. Я. Руднева // Теоретические и прикладные проблемы социологии, педагогики, психологии и социальной работы : сб. науч. тр. / под общ. ред. П. Д. Павленко. — М. : МГУС, 2006. - Вып. 2. - С. 94.
2. Опыт реализации молодежной семейной политики в субъектах РФ. — Министерство образования РФ, Департамент по молодежной политике. — М., 2004. — С. 6.
3. С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Усова. Социальная работа с молодежью. — М. : Гайдарики, 2006. — С. 65.
4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2008. — М. : ЗАО ПриПресИнтернэшнл, 2009. — С. 38, 41, 43, 47.
УДАЛЬЦОВА Мария Васильевна, доктор экономических наук, профессор кафедры социальных коммуникаций и социологии управления, заслуженный деятель науки РФ.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] НОСОВА Наталья Сергеевна, доктор социологических наук, профессор кафедры информатики.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2009 г.
© М. В. Удальцова, Н. С. Носова
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ