Научная статья на тему 'Могут ли объекты культуры стать объектами бизнеса?'

Могут ли объекты культуры стать объектами бизнеса? Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Левченко Ирина Ивановна

Нами была поставлена задача исследования возможностей использования преимуществ, которыми обладает бизнес, в развитии института культуры, и механизма его проникновения в данную среду с целью формирования условий для перехода предприятий культуры в область творческих индустрий. Установлено, что это возможно в случае, когда объекты культуры приобретают характер бизнес-структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Могут ли объекты культуры стать объектами бизнеса?»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Левченко И.И.1

1 Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Могут ли объекты культуры стать объектами бизнеса?

АННОТАЦИЯ:

Нами была поставлена задача исследования возможностей использования преимуществ, которыми обладает бизнес, в развитии института культуры, и механизма его проникновения в данную среду с целью формирования условий для перехода предприятий культуры в область творческих индустрий. Установлено, что это возможно в случае, когда объекты культуры приобретают характер бизнес-структур.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: творческие индустрии, объекты культуры

JEL: L20, M19, Z11

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Левченко, И.И. (2014). Могут ли объекты культуры стать объектами бизнеса?. Лидерство и менеджмент, 1(1), 37-46. doi: 10.18334/lim.l.l.537

Левченко Ирина Ивановна, старший преподаватель Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (irina.generous@mail.ru )

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 01.11.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 15.12.2014 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/lim.1.1.537 (с) Левченко И.И. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit http://dx.doi.org/10.18334/lim.1.1.537

Культура - это определение, которое характеризует ценностные ориентации общества, основанные на его традициях. Возникает культура в период становления «homo sapiens» - в момент зарождения древнейших форм ценностной ориентации - и является древнейшей формой социального взаимодействия людей. Основной фундамент культуры - это духовные ценности.

Бизнес - динамичная область деятельности, возникшая в условиях индустриального общества, главная его цель - прибыль. Бизнес имеет глубокие корни в производительной деятельности человека.

Отметим функциональные особенности сферы культуры и тех услуг, которые она осуществляет. Они обусловлены как особенностями самого процесса, так и получением конечного результата такой деятельности, имеющего, как правило, не овеществленный характер. Те продукты, которые производятся и распространяются в социально-культурной сфере - это интеллектуальные продукты, соответственно, услуги будут также формироваться при помощи интеллектуального труда работников.

Социально-культурная сфера напрямую оказывает воздействие на духовные ресурсы и косвенно - на материальные. На сегодняшний день она становится ведущей сферой малого и среднего предпринимательства (Кононов, 2011). Социально-культурные услуги востребованы обществом, что оправдывает возникновение новых видов организаций, которые должны своевременно удовлетворять такого рода запросы и потребности. Следовательно, социально-культурная сфера представляет собой совокупность отраслей общественного производства, создающих интеллектуальные продукты и услуги. Следует отметить, что данное объединение выполняет универсальные для всех отраслей общественного производства экономические функции, а именно:

- трудоустройство людей;

- производственную функцию;

- доходную функцию;

- обеспечивающую функцию;

- вносит вклад в совокупный общественный продукт;

- формирует национальный доход.

Представив сущность понятий культура и бизнес, можно обозначить различия и противоположности данных направлений. Но если более детально проанализировать природу этих явлений, то можно обнаружить моменты их сходства. Рассмотрим основные характеристики:

1) культура, как и бизнес, является результатом формирования, развития и удовлетворения человеческих потребностей;

2) оба направления имеют социальную природу;

3) способность двух направлений к воспроизводству. Попробуем выделить бизнес-процессы и провести их проекцию на

сферу культуры.

Представим подход Будагьянец Н.А., чьи исследования, на наш взгляд, представляют наиболее приемлемую дифференциацию. Итак, в бизнесе выделяют ряд основных принципов.

Принцип наличия входов/выходов бизнес-процессов

Рисунок 1. Система бизнес-процессов Источник Будагьянец, 2010

Теперь сформируем проекцию данных принципов и процессов в сфере культуры.

Таблица

Проекция бизнес-принципов на сферу культуры

№ Бизнес-принципы Анализ № Бизнес-принципы в сфере культуры

1 Принцип наличия входов (ресурсов)/ выходов (продуктов) бизнес- процессов Таким образом, бизнес - это любой вид деятельности в сфере (материального/ нематериального) производства, приносящий доход. Итак, предметом оборота на рынке культуры являются культурные услуги (культурный сервис) и культурный продукт, сочетающий в себе признаки товара и услуги. 1 Входы (ресурсы): финансы, материально-техническая база, информационное и организационное обеспечение, кадры. Выходы (продукты): культурные блага, которые можно купить. (Пример: первичные - мероприятие; вторичные - фото-услуги, видео-услуги и т.д.)

2 Принцип наличия поставщика бизнес-процесса 2 Поставщики: дома культуры, центры культуры.

3 Принцип наличия клиента бизнес-процесса 3 Клиенты: ВНЕШНИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ: Индивидуальные потребители - жители города; организации (учреждения) города, района, области и других областей: а) Коммерческие и производственные структуры; б) Учреждения города сфер образования, здравоохранения, социального обеспечения, коммунального хозяйства; городская, областная или районная администрация и др. ВНУТРЕННИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ: работники учреждений культуры, испытывающие потребность в обеспечиваемых услугах (пошив костюмов, изготовление декораций и т.д.)

4 Принцип наличия границ бизнес-процессов 4 Границы: сохранение основополагающих духовных ценностей культуры.

5 Принцип взаимодействия и взаимосвязи бизнес-процессов 5 Взаимосвязи: все бизнес-процессы в сфере культуры должны быть взаимосвязанными и взаимодополняющими (к примеру, полученную прибыль от реализации одного культурного продукта можно направить на усовершенствование другого, являющегося составляющим третьего).

6 Принцип измеряемости и управляемости бизнес-процесса 6 Измеряемость: бизнес-процессы в культурной сфере должны иметь параметры, отражающие их целесообразность, востребованность, адекватность и целевое назначение. Параметры процессов должны быть измеряемыми, т.е. иметь

количественные и качественные характеристики. Качественные параметры культурного процесса должны отражать качество деятельности организации (результативность, эффективность, адаптируемость). К количественным относят производительность, продолжительность и стоимость культурного продукта или услуги.

Действительно, предметом оборота на рынке культуры являются предметы (товары), услуги (культурный сервис) и культурный продукт, сочетающий в себе признаки товара и услуги. Все приведенные элементы являются предметным полем различных форм предпринимательства.

Одним из наиболее распространенных в последнее время способов такого взаимодействия культуры и бизнеса является рассмотрение культуры в качестве одной из сфер бизнеса (Суминова, 2012; Матецкая, 2011).

Как известно, золотое правило бизнеса базируется на пяти китах:

- единоличное владение бизнесом;

- предоплата;

- порядок в документах;

- высокий уровень порядочности;

- наличие новой творческой и полезной идеи.

Так вот, три последних положения дают возможность сделать вывод, что сфера предпринимательства также имеет латентную встроенность и зависимость от сферы культуры.

Рассмотрим взаимодействие бизнеса и культуры более детально (см. рис. 2).

Исходя из того, что оба направления ориентированы на массового розничного потребителя, можем заключить, что и сфера культуры также нацелена на получение прибыли (Зеленцова, Мельвиль, 2011; Хакимова, 2011). Это утверждение главным образом определяет основные видовые направления развития культуры (тиражирование печатной, музыкальной, видеопродукции, шоу-бизнес, театр, кинематограф, телевидение) (Кузеванова, 2007а).

Иной подход представляет собой инвестирование в произведения искусства. Приобретение таких объектов используется бизнесом для извлечения прибыли при продаже ранее приобретенных объектов культуры через некоторое время, когда объект будет предоставлять наибольшую ценность.

Аукционный бизнес - обособленное экономическое направление. Такого рода бизнес не производит предметов искусства, он создает благоприятную площадку с возможностью для реализации следующих бизнес-операций над объектами культуры: производства, инвестирования и пр.

Рисунок 2. Взаимодействие бизнеса и культуры Источник: Кузеванова, 2007а

Еще одним вариантом взаимодействия бизнеса и культуры является коллекционирование. Здесь бизнесмен приобретает предмет искусства не с целью извлечения прибыли в будущем, а потому, что испытывает к нему эстетический коллекционный азарт.

Меценатство отличается от коллекционирования тем, что бизнесмен, обладающий денежными ресурсами, не преследует

меркантильную цель - стать владельцем уже созданного артефакта, он своими действиями пытается развить, укрепить или сохранить то или иное направление культуры либо культурный объект, культурный артефакт (Кузеванова, 2007Ь).

Следующим способом взаимодействия культуры и бизнеса является использование факта культурной активности в целях информационного повода для повышения известности собственной организации и улучшения ее имиджа, а также для пиара отдельных личностей, для которых реклама - это важнейшее средство для приобретения доверия и/или получения дохода.

Приведем пример: бизнесмен выделяет средства для проведения ежегодного международного фестиваля или акции с массовым привлечением местного населения; в обоих случаях - как на местном уровне, так и на международном - он расширяет свое влияние посредством личного участия или выступления, выпуска комментариев в средствах массовой информации, громких лозунгов и максимальной активности.

Теперь перейдем к бизнес-монополиям. Это еще один вид взаимодействия сферы культуры и бизнеса. Учреждения культуры могут привлекать предпринимателей на договорной основе в целях осуществления услуги. Например, частное лицо за умеренную аренду может организовывать в учреждении культуры определенные праздники, проводить танцевальные вечера или организовать кинопросмотры и т.д. В результате реализации данных мероприятий бизнесмен получает прибыль, часть которой (процентная ставка определяется в договоре) он выплачивает учреждению.

Наряду с общими моментами в культуре и бизнесе есть и важные различия. Ключевым различием между бизнес-предпринимательством и культурой является целеполагание. Цели этих областей ориентированы на разные потребности и ценности: бизнес-предпринимательство - на прагматические, материальные; культура и искусство - на духовные.

Тем не менее, исследовав указанные понятия, мы пришли к выводу, что они, действительно, могут взаимодействовать друг с другом, а различия в целеполагании, наоборот, смогут усовершенствовать оба направления и поставить их на новый уровень развития.

К концу 20 века пришло понимание того, что бизнес способствует улучшению жизни общества; и это дает нам возможность в 21 веке сформулировать мысль о том, что сфера культуры все же открыта для бизнеса, который является своеобразным «геном цивилизации» и

посредством своей культурных функций оказывает существенное влияние на все стороны жизни общества (Рябова, 2006).

Таким образом, можно сделать заключение, что культура и бизнес могут взаимодействовать по принципу дополняемости. Общее и особенное в культуре и бизнесе являются объективным основанием для их эффективного взаимодействия. И важно найти продуктивные пути взаимодействия. Сфера культуры и бизнес имеют общие связи, вовлекающие их в совместные экономические процессы и проекты. Тем не менее, способствовать эффективному взаимодействию бизнеса и культуры в первую очередь должно государство.

ИСТОЧНИКИ:

Бизнес и культура - нужны ли мы друг другу. (2006). Режим доступа: http://ekb.dk.ru/news/biznes-i-kultura-nuzhny-li-my-drug-drugu-236610891

Бокова, А.В. (2014). Креативные индустрии: административный и научный подходы к

определению понятия. Вестник Томского государственного университета, 389, 98-101.

Будагьянец, Н.А. (2010). Принципы формирования бизнес-процессов. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2010/10/04/principy_biznes_processov.html

Зеленцова, Е.В., Мельвиль, Е.Х. (2011). К вопросу об оценке экономической

эффективности культурной деятельности. Научные труды Северо-Западного института управления, 2(2), 206-216.

Кононов, О.И. (2010). Некоторые подходы к развитию креативной экономики в сфере культуры. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 6, 131-134.

Кузеванова, А.Л. (2007a). К характеристике взаимодействия бизнеса и культуры. Вестник Челябинского государственного университета, 16, 82-87.

Кузеванова, А.Л. (2007b). Культура и бизнес: типология и механизмы взаимодействия. Обсерватория культуры, 5, 123-125.

Матецкая, М. (2011). Творческие индустрии: перспективы социально- экономической трансформации. Вестник Института экономики РАН, 3, 195- 206.

Мельвиль, Е.Х. (2011). Экономика культуры: государственный патернализм или свободный рынок?. Управленческое консультирование, 2, 166-176.

Суминова, Т.Н. (2014). Профессиональная подготовка арт-менеджеров в вузах культуры и искусств. Культура и образование, 3, 47-52.

Суминова, Т.Н. (2012). Творческие/креативные индустрии как вариант модернизации сферы культуры и искусства. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 3, 30-36.

Хакимова, Е.Р. (2011). Креативные индустрии как сектор новой экономики. Креативная экономика и социальные инновации, 1, 20-24.

Хангельдиева, И.Г., Оганов, А.А. (2008). Мировой опыт многоканального финансирования культуры. Режим доступа: http://artpragmatica.ru/projects/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.