Научная статья на тему 'Бизнес и культура: механизм латентной «Встроенности»'

Бизнес и культура: механизм латентной «Встроенности» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
857
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА КУЛЬТУРЫ / CULTURAL SPHERE / БИЗНЕС / BUSINESS / КУЛЬТУРНЫЙ ПРОДУКТ / CULTURE PRODUCT / СФЕРА УСЛУГ / SERVICES / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ПРОИЗВОДСТВО В КУЛЬТУРЕ / PRODUCTION IN CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Левченко Ирина Ивановна

Интеграция бизнеса и культуры всегда вызывает множество споров и носит сложную структуру взаимодействия. Их часто противопоставляют друг другу. Тем не менее, процессы сферы культуры, проникая и интегрируясь с бизнес-процессами, формируют некое «экономическое измерение», которое может быть выражено в денежном эквиваленте. Приобретая стоимость, культурные феномены обретают экономическую значимость, становятся объектами сферы бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business and culture: the mechanism of latent «integratedness»

The question of the integration of business and culture has always been a disputable one. The structure of culture-business interaction is very complicated. Business and culture are often deemed as oppositional to each other. Nevertheless, cultural processes penetrate and integrate into the business processes, forming a sort of an «economical dimension» that can be expressed in money terms. Having been “priced”, cultural phenomena become economically significant, they become the objects of the business sphere.

Текст научной работы на тему «Бизнес и культура: механизм латентной «Встроенности»»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Левченко И.И.

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Смоленский филиал

Бизнес и культура: механизм латентной «встроенности»

АННОТАЦИЯ:

Интеграция бизнеса и культуры всегда вызывает множество споров и носит сложную структуру взаимодействия. Их часто противопоставляют друг другу. Тем не менее, процессы сферы культуры, проникая и интегрируясь с бизнес-процессами, формируют некое «экономическое измерение», которое может быть выражено в денежном эквиваленте. Приобретая стоимость, культурные феномены обретают экономическую значимость, становятся объектами сферы бизнеса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сфера культуры, бизнес, культурный продукт, сфера услуг, предпринимательство, производство в культуре

JEL: М19

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Левченко И.И. Бизнес и культура: механизм латентной «встроенности» // Российское предпринимательство. — 2015. — № 1 (271). — с. 175-182. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/36/

Левченко Ирина Ивановна, старший преподаватель Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (irina.generous@mail.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 01.08.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.01.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://www.creativeconomv.ru/iournals/index.php/rp/article/view/36/ (с) Левченко И.И. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/bv-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit

http://en.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/rp/article/view/36/

Культура - это определение, которое характеризует ценностные ориентации общества, основанные на его традициях. Возникает культура в период становления «homo sapiens», в момент зарождения древнейших форм ценностной ориентации и является древнейшей формой социального взаимодействия людей. Основной фундамент культуры -это духовные ценности.

Бизнес - динамичная область деятельности, возникшая в условиях индустриального общества, главная цель - прибыль. Имеет глубокие корни в производительной деятельности человека.

Отметим, функциональные особенности сферы культуры и тех услуг, которые она осуществляет. Они обусловлены как особенностями самого процесса, так и получением конечного результата такой деятельности, имеющего, как правило, не овеществленный характер. Те продукты, которые производятся и распространяются в социально-культурной сфере - это интеллектуальные продукты, соответственно, услуги будут также формироваться про помощи интеллектуального труда работников.

Социально-культурная сфера напрямую оказывает воздействие на духовные ресурсы и косвенно на материальные. На сегодняшний день она становится ведущей сферой малого и среднего предпринимательства. Социально-культурные услуги востребованы обществом, что оправдывает возникновение новых видов организаций, которые должны своевременно удовлетворять такого рода запросы и потребности. Следовательно, социально-культурная сфера представляет собой совокупность отраслей общественного производства, создающих интеллектуальные продукты и услуги. Следует отметить, что данное объединение выполняет универсальные для всех отраслей общественного производства экономические функции, а именно:

- трудоустройство людей;

- производственную функцию;

- доходную функцию;

- обеспечивающую функцию;

- вносит вклад в совокупный общественный продукт;

- формирует национальный доход.

Представив сущность понятия культура и бизнес, можно обозначить различия и противоположности данных направлений. Но если более детально проанализировать природу этих явлений, то можно

обнаружить моменты их сходства. Рассмотрим основные характеристики:

1) культура, как и бизнес, является результатом формирования, развития и удовлетворения человеческих потребностей;

2) оба направления имеют социальную природу;

3) способность двух направлений к воспроизводству. Попробуем выделить бизнес-процессы и провести их проекцию

на сферу культуры.

Представим подход Будагьянец Н.А., чьи исследования, на наш взгляд, представляют наиболее приемлемую дифференциацию. Итак, в бизнесе выделяют ряд основных принципов.

Рисунок 1. Система бизнес-процессов (источник - [1])

Теперь сформируем проекцию данных принципов и процессов в сфере культуры.

Таким образом, бизнес - это любой вид деятельности в сфере (материального/ нематериального) производства, приносящий доход. Итак, предметом оборота на рынке культуры являются культурные услуги (культурный сервис) и культурный продукт, сочетающий в себе признаки товара и услуги.

а

13 §

Я)

ы К

" ш

о\ §

к л

Я Я)

а

13

о £

о о

М I—I

ш н-1

к к

а я

о\ к

к

П>

о

Я 13 о к

о о о м

о\ а

к ^

ш У

4

Я Я К

о\ а

к ^

ш У

я

П>

о

Я 13 О

к

о\ а

к ^

ш У

Я ^

Я 13 О К

Я о н о м

яГ 13 о

о м

я я ^ 13 Й о

н 13 рЗ п>

Н О

^ 3

я

о я

со ы о н я

н

П> Й № я о

я

о к

я я

II] Л)

я я

-ы Н

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Й А в й

2 й » %

я

п> ш 13 В

Й I

I—I (и

п> п> Я

П>

н 13

Я 13 о К

о о о ы

а я

П>

П> ш о й

о В

о н о\ 13

13 V

и

я о

о

ш >6*

-в* о К 13

I п

Й П>

и1 >13

Й н я Р

А й й *

>6*

П>

о>

Н О

Р Л

н 13

п> о\ о м

8 я о о

^ К Э к§ & а

1 1 I ^

Я

V

Я

■й О

п> 2

3

Я н 13 и1

ЙГ

ч

№ £

£

Я чз о

П>

я а

й о\

ы

Я

П>

о

а

а а а а а о и

а

оэ о -в-п> 43

н

43

К

\1 00

- =1 ь

д тз л>

а ш

. . £

=1 (В

тз I

х *

I о

СП

01 н 0) ь сг

ч -

го л> О п

3 < 1 N1

о 0"

С н

-<

о' с 1 тз ш

=3 3

ю 0)

1Л X ш I

5"

о. ш

а> 3

><

Ь ь

=3" и 1 о ш н 0)

X

а

I

ш СП о

—5 г+

о" 00 й

п> < м 1 го о тз

Л)" о

$ 0)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

со I

СП о

■"■"■о о

о

Действительно, предметом оборота на рынке культуры являются предметы (товары), услуги (культурный сервис) и культурный продукт, сочетающий в себе признаки товара и услуги. Все приведенные элементы являются предметным полем различных форм предпринимательства.

Одним из наиболее распространенных в последнее время способов такого взаимодействия культуры и бизнеса является рассмотрение культуры в качестве одной из сфер бизнеса.

Как известно, золотое правило бизнеса базируется на пяти китах:

- единоличное владение бизнесом;

- предоплата;

- порядок в документах;

- высокий уровень порядочности;

- наличие новой творческой и полезной идеи.

Так вот последних три положения дают возможность сделать вывод, что сфера предпринимательства также имеет латентную встроенность и зависимость от сферы культуры.

Рассмотрим взаимодействие бизнеса и культуры более детально (см. рис. 2).

Исходя из того, что оба направления ориентированы на массового розничного потребителя, можем заключить, что и сфера культуры также нацелена на получение прибыли. Это утверждение главным образом определяет основные видовые направления развития культуры (тиражирование печатной, музыкальной, видеопродукции, шоу-бизнес, театр, кинематограф, телевидение) [2].

Иной подход представляет собой инвестирование в произведения искусства. Приобретение таких объектов используется бизнесом для извлечения прибыли при продаже ранее приобретенных объектов культуры через некоторое время, когда объект будет предоставлять наибольшую ценность.

Аукционный бизнес - обособленное экономическое направление. Такого рода бизнес не производит предметов искусства, он создает благоприятную площадку с возможностью для реализации следующих бизнес-операций над объектами культуры: производства, инвестирования и пр.

Рисунок 2. Взаимодействие бизнеса и культуры (источник - [2])

Еще одним вариантом взаимодействия бизнеса и культуры является коллекционирование. Здесь бизнесмен приобретает предмет искусства не с целью извлечения прибыли в будущем, а потому, что испытывает к нему эстетический коллекционный азарт.

Меценатство отличается от коллекционирования тем, что бизнесмен, обладающий денежными ресурсами, не преследует меркантильную цель - стать владельцем уже созданного артефакта, он своими действиями пытается развить, укрепить или сохранить то или

иное направление культуры либо культурный объект, культурный артефакт [3].

Следующим способом взаимодействия культуры и бизнеса является использование факта культурной активности в целях информационного повода для повышения известности собственной организации и улучшения ее имиджа, а также для пиара отдельных личностей, для которых реклама - это важнейшее средство для приобретения доверия и/ или получения дохода.

Приведем пример: бизнесмен выделяет средства для проведения ежегодного международного фестиваля или акции с массовым привлечением местного населения; в обоих случаях он расширяет свое влияние, как на местном уровне, так и на международном, посредством личного участия или выступления, выпуска комментариев в средствах массовой информации, громких лозунгов и максимальной активности.

Теперь перейдем к бизнес-монополиям. Это еще один вид взаимодействия сферы культуры и бизнеса. Учреждения культуры могут привлекать предпринимателей на договорной основе в целях осуществления услуги. Например, частное лицо может организовывать в учреждении культуры за умеренную аренду определенные праздники, проводить танцевальные вечера или организовать кинопросмотры и т.д. В результате реализации данных мероприятий бизнесмен получает прибыль, часть которой (процентная ставка определяется в договоре) он выплачивает учреждению.

Наряду с общими моментами в культуре и бизнесе есть и важные различия. Ключевым различием является целеполагание в бизнес-предпринимательстве и культуре. Цели этих областей ориентированы на разные потребности и ценности: бизнес-предпринимательство - на прагматические, материальные; культура и искусство - на духовные.

Тем не менее, исследовав указанные понятия, мы пришли к выводу, что они, действительно, могут взаимодействовать друг с другом, а различия в целеполагании, наоборот, смогут усовершенствовать оба направления и поставить их на новый уровень развития.

К концу 20 века пришло понимание того, что бизнес способствует улучшению жизни общества, и это дает нам возможность в 21 веке сформулировать мысль о том, что сфера культуры все же открыта для бизнеса, который является своеобразным «геном цивилизации» и посредством своей культурных функций оказывает существенное влияние на все стороны жизни общества [5].

Таким образом, можно сделать заключение, что культура и бизнес могут взаимодействовать по принципу дополняемости. Общее и особенное в культуре и бизнесе являются объективным основанием для их эффективного взаимодействия. Важно найти продуктивные пути взаимодействия. Сфера культуры и бизнес имеют общие связи, вовлекающие их в совместные экономические процессы и проекты. Тем не менее, способствовать эффективному взаимодействию бизнеса и культуры в первую очередь должно государство.

ИСТОЧНИКИ:

1. Будагьянец Н.А. Принципы формирования бизнес-процессов // Элитариум

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.elitarium.ru/2010/10/04/principy_biznes_processov.html [29.06.2014].

2. Кузеванова А.Л. К характеристике взаимодействия культуры и бизнеса // Вестник

Челябинского государственного университета. - 2007. - №16. - С. 82-87.

3. Кузеванова А.Л. Культура и бизнес: типология и механизмы взаимодействия //

Обсерватория культуры. - 2008. - №5. - С. 123-125.

4. Оганов А.А. Мировой опыт многоканального финансирования культуры [Электронный

ресурс] // Прагматика культуры. - Режим доступа: http://artpragmatica.ru/projects/ [01.07.2014].

5. Рябова О. Бизнес и культура - нужны ли мы друг другу // Деловой квартал. - 2006. - С.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.