УДК 351.713
А.Х. Евстафьева*
МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
В статье рассматривается модернизация налоговых органов как процесс совершенствования средств сбора, обработки, хранения и распространения информации, повышения интеллектуального потенциала кадрового состава налоговой службы путем внедрения информационных коммуникационных технологий. Обозначены задачи модернизации налоговых органов, направленные на повышение как собираемости налогов, так и эффективности работы налоговых органов при имеющихся ресурсах. Представлен процесс модернизации и информатизации налоговых органов с момента становления налоговой системы.
Ключевые слова: налоговый орган, модернизация, налоговое администрирование, модернизация архитектуры, единый системный каталог, программный продукт.
Модернизация налоговых органов и их деятельности является одним из основных направлений совершенствования налогового администрирования в РФ и ее регионах и направлена на проведение структурных и функциональных преобразований.
В России налоговое администрирование проводится с помощью методов силового (административного) принуждения — угроз применения штрафов, ареста банковских счетов, другого имущества налогоплательщика, ограничения его свободы передвижения и т. д. Все проводимые в нашей стране реформы — от И. Грозного и Петра I до наших дней — базировались на силе правителя или воле государства. В современных условиях положительный эффект модернизации экономики находится в прямой зависимости от модернизации процессов налогообложения [3, с. 41].
На начальном этапе формирования налоговой системы методология начисления и взимания налогов и формы налоговых документов были полностью ориентированы на традиционную ручную обработку информации. Первоначальная организационная структура и сложившаяся система работы налоговых органов по многим параметрам исчерпали потенциал повышения эффективности их работы уже во второй половине 90-х годов XX века [4, с. 204].
В связи с утратой Государственной налоговой службой России эффективных рычагов управления территориальными налоговыми органами к концу 1993 года возникла потребность в модернизации налоговых органов. Так, среди объективных факторов, вызвавших необходимость ее про-
ведения, Поляков Н.Ф выделяет: непрерывное усложнение налоговой системы; возрастание объемов нагрузки на инспекторов территориальных налоговых органов; ограничения на объемы финансирования налоговых органов [4, с. 205].
Централизованное проведение модернизации налоговых органов в 1993 году не было обеспечено, а было начато лишь в 1997 году с разработки программных продуктов, которые должны были систематизировать работу налоговых органов, а также сформировать по каждому налогоплательщику досье.
Проект модернизации налоговой службы явился уникальной возможностью для Госналогслужбы, с одной стороны, обеспечить управляемое и плановое развитие территориальных налоговых органов, с другой — активно использовать накопленный на местах опыт в этой области и творческий потенциал специалистов. В частности, это касается разработчиков «ноу-хау» в области информационных технологий.
В 1994 году вопрос о предоставлении займа Правительству РФ со стороны Международного банка реконструкции и развития на модернизацию налоговой службы был решен положительно. Поэтому в 1995 году руководство Госналогслужбы России приняло решение разработать специальный документ проекта «Концепцию», который позволил бы определить содержание и основные идеи проекта, его рамки и перспективу развития. Документ разработан специалистами Госналогслужбы России, налоговых органов Волгоградской и Нижегородской областей и экспертами МВФ в 1995 году. По результатам обсужде-
* © Евстафьева А.Х., 2013
Евстафьева Алсу Хусайновна (evalsu@yandex.ru), кафедра экономики и предпринимательства в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 420043, Российская Федерация, г. Казань, ул. Зеленая, 1
ния проекта этого документа на совещаниях в Госналогслужбе России с участием представителей налоговых органов по субъектам Российской Федерации в 1995 году он был доработан и представлен для рассмотрения на коллегию Госналогслужбы России. В феврале 1996 года Концепция была утверждена руководителем Госналогслужбы России и таким образом приобрела статус документа, обязательного для исполнения всеми участниками проектам [4, с. 205—206].
Приказом Федеральной налоговой службы от 24.11.2004 г. утверждено Положение об Управлении по модернизации налоговых органов ФНС, согласно которому перед Управлением стоят задачи по организации разработки и реализации проектов и программ по совершенствованию налогового администрирования; работы структурных подразделений налоговых органов по реализации проекта «Модернизация налоговой службы», финансируемого за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития; работы по завершению осуществления федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов (2002— 2004 годы)»; разработки рекомендаций по организации типовых рабочих мест налоговых органов, технологий и процедур налогового администрирования, включая технологию централизованной обработки данных. Также к компетенции данного Управления отнесен контроль за территориальными органами налоговой службы в области внедрения технологий и процедур налогового администрирования и организации работы в соответствии с инструкциями на рабочие места [6, с. 113].
Так, Федеральная целевая программа «Развитие налоговых органов (2002—2004 годы)» прошла в три этапа: 2002 год, 2003 год, 2004 год и была продлена. Реализация Программы предполагала решение следующих основных задач [5]:
1) совершенствования механизмов обеспечения поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
2) развития системы учета налогоплательщиков, обеспечивающей оперативный контроль за деятельностью всех субъектов налогообложения;
3) повышения правовой грамотности, информированности налогоплательщиков и, как следствие, уровня добровольного соблюдения ими законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
4) создания, внедрения и организации эффективного использования единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов с учетом обеспечения безопасности информации;
5) внедрения прогрессивных форм организации и администрирования налоговых органов;
6) повышения профессионального уровня работников налоговых органов, обеспечение соблюдения ими профессиональной этики, справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику.
Проект «Модернизация архитектуры АИС “Налог”» начался в 2006 году, а результатом дальнейшей работы явилось подтверждение технической возможности реализации новой архитектуры в 2007 году в соответствии с заданными проектными решениями.
Одним из ключевых направлений в процессе модернизации и информатизации деятельности налоговых органов явилось создание единого системного каталога (ЕСК). Так, в 2007 году был разработан порядок работы налоговых органов при изменении местонахождения налогоплательщиков. Информация, поступающая в налоговые органы, подлежит дальнейшей передаче не только в бумажном, но и электронном виде. Отдел информационного обеспечения является ответственным структурным подразделением территориального органа за своевременную выгрузку и передачу данных (базы-контейнера) в новый налоговый орган. Выделим основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться налоговым органам: регулярное нарушение сроков направления сведений; несвоевременную обработку сформированных и направленных сведений, направление данных, содержащих неполную информацию. Для их решения необходимо создать информационный ресурс федерального уровня, который обеспечил бы регулярный контроль за соблюдением установленных сроков передачи документов, а также усилить контроль нижестоящих налоговых инспекций за правильным приемом файлов выгрузки.
Несмотря на то что введение ЕСК позволит автоматически распространять актуальные версии системного программного обеспечения, собирать данные по инвентаризации программного обеспечения и самого оборудования, аппаратных ресурсов, формировать обобщенную информацию состояния объектов и иметь на всех объектах единые настройки, возникают и проблемы. Эти проблемы связаны не только с доступностью оборудования, расположенного в сетях других налоговых органов, но и с перечнем прав на администрирование.
Необходимо напомнить и о внедрении в 2008 году модернизируемой архитектуры, информационной системы ФНС России, разработке первых прикладных подсистем технических проектов инфраструктуры Федерального вычислительного центра.
Следующим, не менее важным направлением в процессе модернизации и информатизации был
переход банков в 2008 году на представления в налоговые органы сведений об открытии и закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде. Особое внимание было также уделено взаимодействию налоговых органов с подразделениями ГИБДД. В частности, был издан совместный приказ, определяющий основные правила и регулирующий порядок взаимодействия ГИБДД и Управлений ФНС России по субъектам при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, в соответствии со ст. 85 и 362 НК РФ. Его реализация позволит обеспечить представление сведений в электронном виде в единых утвержденных форматах с централизованным использованием справочника. Это повысит качество и достоверность передаваемой информации, следовательно, увеличит налоговые поступления в региональный бюджет по транспортному налогу.
Важно и информационное взаимодействие налоговых органов с Федеральной службой судебных приставов. С целью повышения эффективности взыскания имеющейся налоговой задолженности было разработано программное обеспечение взаимодействия налоговых органов с судебными приставами на федеральном уровне.
К актуальным направлениям повышения качества ввода информации в АИС «Налог» относится обеспечение электронного обмена информацией между налоговыми органами и отделениями Сбербанка России о платежах физических лиц. В частности, было заключено соглашение о взаимодействии ФНС и Сбербанка России путем внедрения электронного документооборота по налоговым платежам физических лиц с использованием биллинговой технологии. Практика показала, что данные технологии введены более чем в 50 регионах РФ.
Активная разработка ведется Правительством РФ с Минэкономразвития и Минсвязи по проекту перечня массовых общественно значимых государственных услуг, предлагаемых для оказания с использованием ИТ-технологий. Данный проект позволит предоставлять услуги по государственной регистрации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям дистанционно через интернет-портал.
В системе налогового администрирования проводится модернизация организационных структур налоговых органов на уровне центрального аппарата ФНС России и уровне региональных и местных органов или инспекций налогового администрирования. Однако при реализации подачи заявлений с направлением электронных документов, получении уведомлений в результате рассмотрения и получения итогового документа могут возникнуть следующие проблемы:
— определение условий подтверждения уплаты государственной пошлины в режиме online;
— использование электронно-цифровых подписей (ЭЦП) как заявителей, так и, самое главное, нотариусов, удостоверяющих заявление о государственной регистрации;
— определение статуса и формы электронного документа;
— возможность применения выписок из ЕГРЮЛ и ИП.
Развитие информационно-технической инфраструктуры (региональных сетей телекоммуникаций) является еще одним из основных направлений модернизации налоговых органов в РФ.
Разработка и внедрение программных продуктов по сегодняшний день является ключевым моментом в модернизации. С одной стороны, программные продукты должны систематизировать работу налоговых органов, а с другой — сформировать полное досье налогоплательщика. При внедрении современных технологий необходимо соблюдать также права налогоплательщиков.
Так, 5 ноября 2008 года был издан приказ ФНС России № 574 «О внедрении в промышленную эксплуатацию программного средства ИГОИС», внедрение которого было организовано в четыре этапа. Если на первом этапе внедрение осуществлялось в 4 организациях, осуществляющих производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, то на втором этапе — уже в 10 организациях, на третьем этапе — в 50 организациях, а на четвертом этапе — в около 1250 организациях.
Нельзя не согласиться, что основными целями проекта модернизации налоговых органов на современном этапе являются [1, с. 126] следующие.
1. Оптимизация и снижение трудоемкости и ресурсоемкости выполнения бизнес-процессов (нагрузки на рядовых сотрудников ИФНС) за счет повышения уровня автоматизации деловых процессов и создания подразделений по отдельным процедурам обработки и подготовки информации.
2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам.
3. Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации.
4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов — соблюдения регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством.
Модернизация налоговых органов заключается в:
— предании ведущей роли в налоговых отношениях налогоплательщику;
— государственном менеджменте налогового учета использования природных ресурсов;
— стандартизации и регламентации работы налоговых органов, разработке и внедрении стан-
дартов налоговых услуг, предоставляемых налоговыми службами, а также на внедрении административных налоговых регламентов на всех этапах и уровнях налогообложения;
— оптимизации функций налоговых органов и противодействии коррупции, налоговому рэкету и налоговому террору;
— совершенствовании структуры деятельности инспекции налоговых органов;
— повышении эффективности взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков;
— совершенствовании форм и методов налогового контроля;
— модернизации налоговых органов и систем информационного обеспечения, в том числе налоговой безопасности;
— формировании необходимо организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения, совершенствовании механизмов распространения успешного опыта налогового администрирования;
— обеспечении налогового планирования и прогнозирования;
— обеспечении налоговой безопасности [3, с. 48].
В настоящее время на территории РФ работает электронная обработка данных (ЭОД).
Основными задачами, стоящими перед Управлением информатизации ФНС России, на ближайшую перспективу остаются продолжающиеся работы по модернизации архитектуры АИС «Налог», в частности:
Таблица
Направления модернизации налоговых органов в РФ [1, с. 126—128])
№ п/п Направления Характеристика
1. Максимальное разделение информационной системы на два блока функций: автоматической обработки информации (налоговый автомат) и интерактивной работы пользователей Функции налогового автомата будут реализованы в центре обработки данных (ЦОД) и должны включать формирование начислений и платежей, расчет пеней и подготовку документов для направления налогоплательщику. В ЦОД будут перенесены функции оперативного перевода данных от внешних источников (Федеральное казначейство, Центральный банк, Сбербанк, Росреестр, ЗАГС, ФМС России и др.)
2. Создание централизованной системы ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ, включая единую базу данных сведений о налогоплательщиках На базе данной системы должен быть построен сервис автоматической выдачи сведений из указанных реестров по запросам государственных органов и органов местного самоуправления в электронном виде
3. Глобальная перестройка сервиса «Личный кабинет» Данный сервис должен стать местом доступа налогоплательщиков к информации, содержащейся в интернет-ресурсах ФНС России, а также к сервисам по взаимодействию налогоплательщиков и налоговых органов бесконтактным способом. «Личный кабинет» будет включать проведение регистрации, перерегистрации, сверки расчетов, запросов документов, осуществление зачетов и возвратов налогов
4. Формирование единой системы мониторинга и управления деятельностью налоговой службы Данное направление включает контроль соблюдения процедур и сроков, формирование сигнальной информации об организационнотехнологическом состоянии налогового органа, блок поддержки принятия управленческих решений
5. Модернизация инфраструктуры ФНС России Необходимо ослабить строго функциональную систему управления, что потребует более широкой инициативы персонала
— автоматизация процессов информационного обмена с другими ведомствами и структурами;
— развитие информационно-технологической структуры ФНС;
— автоматизация процесса истребования документов;
— внедрение единого системного каталога (ЕСК);
— внедрение системы управления и мониторинга (СУ и М);
— совершенствование программного комплекса визуального анализа информации (ПК ВАИ);
— автоматизация архивного хранения информации [2, с. 345].
С 2012 года ФНС России начало осуществлять модернизацию налоговых органов, проведение которой планируется до 2014 года. Основные направления модернизации налоговых органов в Российской Федерации представлены в таблице, из которой следует, что информатизация является одним из ведущих факторов перспективного развития деятельности налоговых органов и способствует изменению характера труда специалистов в сторону его интеллектуализации.
В процессе модернизации и информатизации деятельности налоговых органов помимо положительных тенденций еще остается ряд нерешенных проблем, которые негативно влияют на качество налогового администрирования. В частности, к основным проблемам, не позволяющим повысить качество налогового администрирования, относятся [7]:
— несовершенство налогового законодательства, допускающее неоднозначные трактовки, охватывающие не в полной мере все возникающие ситуации;
— недостаточная численность, нестабильный кадровый состав, не всегда достаточная квалификация работников налоговых органов;
— не в полной мере решены вопросы информационного и правового взаимодействия с другими государственными органами, которое осуществляется при проведении мероприятий налогового контроля.
Таким образом, процесс модернизации налоговых органов и их деятельности является ключевым направлением в развитии налогового администрирования.
Библиографический список
1. Ефремова Т.А., Ефремова Л.И. Роль информационных технологий в практике работы налоговых органов региона в условиях инновационной экономики // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 126—128.
2. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 519 с.
3. Пономарев А.И. Модернизация налогового администрирования в современной России // Налоги и налогообложение. 2011. № 12 (90). С. 41—49.
4. Поляков Н.Ф. Проект модернизации территориальных налоговых органов // Вестник Нижегородского университета. 2002. № 1. С. 204—209.
5. Постановление Правительства от 21 декабря 2001 г.№888 «О Федеральной целевой программе «Развитие налоговых органов (2002—2004 годы)». ИЯЬ: http://base.garant.ru/12125222.
6. Калашникова И.Н. Налоговое администрирование в России: организация и развитие: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2009. 175 с.
7. Смирнова Е.Е. О совершенствовании контрольной работы налоговых органов (по материалам опроса работников налоговых органов) // Налоговый вестник. 2008. № 2. С. 4.
A.H. Evstafieva*
MODERNIZATION OF TAXING AUTHORITIES AND THEIR ACTIVITY AS KEY
DIRECTION OF DEVELOPMENT OF TAX ADMINISTRATION
Modernization of tax authorities is a process of improvement of means of collecting, processing, storage and distribution of information, increase of intellectual potential of personnel structure of tax service by introduction of information communication technologies. Problems of modernization of tax authorities are directed as on increase of collecting of taxes, and overall performance of tax authorities at available resources. In the article the process of modernization and informatization of tax authorities is considered from the moment of formation of tax system.
Key words: tax authority, modernization, tax administration, architecture modernization, uniform system catalog, software product.
* Evstafieva Alsu Husainovna (evalsu@yandex.ru), the Dept. of Economics and Business in Construction, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, 420043, Russian Federation.