Научная статья на тему 'Модернизация информационной системы налоговых органов Российской Федерации'

Модернизация информационной системы налоговых органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1601
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Management
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / DIGITAL ECONOMY / INFORMATION TECHNOLOGY / PUBLIC ADMINISTRATION / FEDERAL TAX SERVICE / TAX ADMINISTRATION / MODERNIZATION OF THE TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косарин С. П., Лебедева Ю. А., Милькина И. В.

В статье приведен анализ автоматизированной информационной системы «Налог», которая применяется налоговыми органами для решения задач, связанных с функциями и полномочиями Федеральной налоговой службы России. Автоматизация процессов, осуществляемых налоговыми органами, направлена на: повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет: быстродействия и принятия более качественных решений; оперативность работы налоговых инспекторов и рост производительности их труда; обеспечение налоговых служб всех уровней полной и актуальной информацией о всех изменениях, происходящих в налоговом законодательстве; предоставление достоверных данных об эффективности системы контроля за соблюдением норм налогового законодательства, а также информации по учету налогоплательщиков; повышение качества и оперативности бухгалтерского учета; своевременное получение данных о поступлении налоговых и других платежей в федеральный, региональные и местные бюджеты; возможность анализа и прогнозирования динамики поступления налоговых платежей и сокращения объема документооборота в бумажном виде. Однако существующая архитектура автоматизированной информационной системы «Налог» была сформирована более 10 лет назад и за период своего существования претерпела только незначительные изменения. Развитие информационных технологий, в том числе в сфере государственного управления, а также значительные изменения в системе налогового администрирования, обусловливают актуальность модернизации существующей информационной системы налоговых органов. В статье предложены направления и принципы модернизации автоматизированной информационной системы «Налог», раскрыты основные направления построения новой автоматизированной системы и предложены параметры контроля уровня достижения целей в результате модернизации существующей системы по следующим направлениям: централизация обработки и хранения информации налоговых органов; развитие электронного взаимодействия органов государственного управления с налогоплательщиками, развитие информационных средств взаимодействия с внешними пользователями; создание операционных и обеспечивающих систем и подсистем налогового администрирования; результаты формирования и развития информационно-аналитической системы в деятельности налоговых органов; автоматизация административно-хозяйственной деятельности налоговых органов; социальные критерии эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косарин С. П., Лебедева Ю. А., Милькина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of informational system of tax authorities of the Russian Federation

The article analyzes the automated information system “Nalog”, which is used by the tax authorities to tackle various problems related to the functions of the Federal tax service. Automation of the processes, carried out by the tax authorities allows to improve the efficiency of the tax system by improving the efficiency and quality of decisions; to improve the efficiency and productivity of tax inspectors; to provide tax inspections at all levels with complete and timely information on changes in tax legislation; to provide reliable data on the counting of taxpayers and on the effectiveness of control over compliance with tax legislation; to improve the quality and efficiency of accounting; to obtain data on the receipt of taxes and other payments to the budget; to analyze the dynamics of the receipt of tax amounts and the possibility of forecasting this dynamics; to reduce the volume of document circulation in paper form. However, the existing architecture of the automated information system “Nalog” was formed more than 10 years ago and during its existence underwent only minor changes. The development of information technologies, including in the field of public administration, as well as significant changes in the system of tax administration determines the relevance of the development of approaches to the modernization of the existing information system of tax authorities. The article proposes the directions and principles of modernization of the automated information system “Nalog”, reveals the main directions of construction of a new automated system and the parameters to control the level of achievement of goals as a result of modernization of the existing system in the following areas: centralization of processing and storage of information of tax authorities; the development of electronic interaction of public administration with taxpayers, the development of information means of interaction with external users; creation of operational and support systems and subsystems of tax administration; results of formation and development of information and analytical system in the activities of tax authorities; automation of administrative and economic activities of tax authorities; social performance criteria.

Текст научной работы на тему «Модернизация информационной системы налоговых органов Российской Федерации»

SMART-CITY: ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ЭЛЕКТРОННЫЕ МУНИЦИПАЛИТЕТЫ

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ органов Российской Федерации

Получено: 15.02.2019; одобрено: 13.03.2019; опубликовано: 19.04.2019 УДК 004.891.2 JEL L86, Z18 DOI 10.26425/2658-3445-2019-1-42-51

Косарин Сергей Петрович

Канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Российская Федерация ORCID ID: 0000-0002-7727-5841; e-mail: kosarin.sp@gmaii.com

Лебедева Юлия Аркадьевна

Канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Российская Федерация e-mail: vuchko72@rambler.ru

Милькина Ирина Владимировна

Канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Российская Федерация ORCID ID: 0000-0002-254-6326; e-mail: Irina_milkina@bk.ru

АННОТАЦИЯ

В статье приведен анализ автоматизированной информационной системы «Налог», которая применяется налоговыми органами для решения задач, связанных с функциями и полномочиями Федеральной налоговой службы России. Автоматизация процессов, осуществляемых налоговыми органами, направлена на: повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет: быстродействия и принятия более качественных решений; оперативность работы налоговых инспекторов и рост производительности их труда; обеспечение налоговых служб всех уровней полной и актуальной информацией о всех изменениях, происходящих в налоговом законодательстве; предоставление достоверных данных об эффективности системы контроля за соблюдением норм налогового законодательства, а также информации по учету налогоплательщиков; повышение качества и оперативности бухгалтерского учета; своевременное получение данных о поступлении налоговых и других платежей в федеральный, региональные и местные бюджеты; возможность анализа и прогнозирования динамики поступления налоговых платежей и сокращения объема документооборота в бумажном виде. Однако существующая архитектура автоматизированной информационной системы «Налог» была сформирована более 10 лет назад и за период своего существования претерпела только незначительные изменения. Развитие информационных технологий, в том числе в сфере государственного управления, а также значительные изменения в системе налогового администрирования, обусловливают актуальность модернизации существующей информационной системы налоговых органов.

В статье предложены направления и принципы модернизации автоматизированной информационной системы «Налог», раскрыты основные направления построения новой автоматизированной системы и предложены параметры контроля уровня достижения целей в результате модернизации существующей системы по следующим направлениям: централизация обработки и хранения информации налоговых органов; развитие электронного взаимодействия органов государственного управления с налогоплательщиками, развитие информационных средств взаимодействия с внешними пользователями; создание операционных и обеспечивающих систем и подсистем налогового администрирования; результаты формирования и развития информационно-аналитической системы в деятельности налоговых органов; автоматизация административно-хозяйственной деятельности налоговых органов; социальные критерии эффективности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Цифровая экономика, информационные технологии, государственное управление, Федеральная налоговая служба, налоговое администрирование, модернизация налоговой системы.

ЦИТИРОВАНИЕ

Косарин С.П., Лебедева Ю.А., Милькина И.В. Модернизация информационной системы налоговых органов Российской Федерации/E-Management. 2019. № 1. С. 42-51.

© Косарин С.П., Лебедева Ю.А., Милькина И.В.. ная. (http://creativecommons. org/licenses/by/4.0/)

2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемир-

SMART-CITY: URBAN INFRASTRUCTURE, ELECTRONIC

MUNICIPALITIES

Modernization of informational system of tax authorities of the Russian Federation

Received: 15.02.2019; approved: 13.03.2019; published: 19.04.2019 JEL classification L86, Z18 DOI 10.26425/2658-3445-2019-1-42-51

Kosarin Sergei

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, State University of Management, Moscow, Russia ORCID ID: 0000-0002-7727-5841; e-mail: kosarin.sp@gmaii.com

Lebedeva Yulia

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: vuchko72@rambler.ru

Mil'kina Irina

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, State University of Management, Moscow, Russia ORCID ID: 0000-0002-254-6326; e-mail: Irina_milkina@bk.ru

ABSTRACT

The article analyzes the automated information system "Nalog", which is used by the tax authorities to tackle various problems related to the functions of the Federal tax service. Automation of the processes, carried out by the tax authorities allows to improve the efficiency of the tax system by improving the efficiency and quality of decisions; to improve the efficiency and productivity of tax inspectors; to provide tax inspections at all levels with complete and timely information on changes in tax legislation; to provide reliable data on the counting of taxpayers and on the effectiveness of control over compliance with tax legislation; to improve the quality and efficiency of accounting; to obtain data on the receipt of taxes and other payments to the budget; to analyze the dynamics of the receipt of tax amounts and the possibility of forecasting this dynamics; to reduce the volume of document circulation in paper form.

However, the existing architecture of the automated information system "Nalog" was formed more than 10 years ago and during its existence underwent only minor changes. The development of information technologies, including in the field of public administration, as well as significant changes in the system of tax administration determines the relevance of the development of approaches to the modernization of the existing information system of tax authorities.

The article proposes the directions and principles of modernization of the automated information system "Nalog", reveals the main directions of construction of a new automated system and the parameters to control the level of achievement of goals as a result of modernization of the existing system in the following areas: centralization of processing and storage of information of tax authorities; the development of electronic interaction of public administration with taxpayers, the development of information means of interaction with external users; creation of operational and support systems and subsystems of tax administration; results of formation and development of information and analytical system in the activities of tax authorities; automation of administrative and economic activities of tax authorities; social performance criteria.

KEYWORDS

Digital economy, information technology, public administration, Federal tax service, tax administration, modernization of the tax system. FOR CITATION

Kosarin S.P., Lebedeva Yu.A., Mil'kina I.V. Modernization of informational system of tax authorities of the Russian Federation (2019) E-Management, 2 (1), pp. 42-51. doi: 10.26425/2658-3445-2019-1-42-51

© The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Н

А .Ха всех этапах развития государства от налоговой системы требуется решение проблем обеспечения своевременного поступления налоговых доходов в бюджеты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, сбалансированности бюджетов по доходам и расходам, сокращения дефицита, внешнего и внутреннего долга. При этом повышение эффективности и уровня собираемости налоговых платежей и обеспечение налоговых поступлений во все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - РФ) является одной из приоритетных задач для налоговых органов. В свою очередь, с развитием и внедрением информационных и цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности, возникла необходимость автоматизации деятельности и органов государственного и муниципального управления, в том числе, налоговых органов.

При рассмотрении вопросов разработки, применения и модернизации информационных технологий (далее - ИТ) в налоговой системе, необходимо определиться с предметной областью налогообложения. Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) России — федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору за: соблюдением законодательства о налогах и сборах; правильностью исчисления; полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, страховых взносов, иных обязательных платежей; производством и оборотом табачной продукции; применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Федеральная налоговая служба России также является уполномоченным федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; обеспечивающим от лица РФ представление в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам1.

Применение информационных технологий, включая создание автоматизированных систем и баз данных для эффективного функционирования налоговых органов, является одной из приоритетных задач ФНС России.

Автоматизированная информационная система налогообложения (далее — АИСН) является формой организационного управления налоговыми органами с использованием современных информационных технологий и новыми возможностями обработки данных. В процессе использования АИСН повышается своевременность и обоснованность принимаемых решений, появляется возможность расширить перечень актуальных задач, снизить трудоемкость сбора и обработки данных, оптимизировать процессы налогового администрирования путем упорядочения информационных потоков, применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи2 [Абхалимова, Шарафутдинов, 2014].

Основными целями АИСН являются:

- повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет своевременности и оперативности принимаемых решений;

- повышение оперативности и производительности труда сотрудников налоговых органов;

- обеспечение налоговых органов и налогоплательщиков своевременной информацией обо всех изменениях налогового законодательства;

- предоставление достоверных данных об учете налогоплательщиков;

- повешение эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;

- сбор данных для анализа и прогнозирования динамики поступления налоговых доходов и других платежей в бюджеты всех уровней;

- сокращение объема бумажного документооборота.

От эффективности функционирования АИСН зависит эффективность деятельности всей налоговой системы РФ.

С появлением налоговой службы 21 ноября 1990 г. практически сразу возникла необходимость в средствах информатизации, обеспечивающих выполнение задач по администрированию налогов и сборов. Эти функции связаны с обработкой больших объемов информации, хотя вначале они использовались как вспомогательные инструменты. Довольно быстро появились и первые специализированные программы.

1 Официальные данные о ФНС России//Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/about_ fts/fts^ffidal_data/ (дата обращения: 01.02.2019).

2 Цифровая трансформация международной налоговой системы Режим доступа: http://worldtaxes.ru/tsifrovaya-transformatsiya-mezhdunarodnoj-nalogovoj-sistemy (дата обращения: 09.02.2019).

Программы написаны местными программистами, работающими в отдельных инспекциях и распространялись через внутреннюю сеть между инспекциями. Такие программы были предназначены для определенной задачи направления деятельности, писались разными людьми с разным качеством и часто на безвозмездной основе. Также широко использовался пакет офисных программ компании Microsoft, например Excel. Набор программ в каждой инспекции был свой и настроены и работали они также по-своему. В 1998 г. компанией «Авионт» разработана «ИС НИСТ» и «Кольцо» с использованием технологий Delphi и FoxPro. В 2002 г. разработана и внедрена «АИС2-Налог» (Москва), в остальных регионах использова-ли«ЕГАИС». С 2004 г. начали внедрять ПК «СЭОД» (в тестовом режиме).

Архитектура современной АИС ФНС России была разработана более 10 лет назад, и в течение этого времени ее функционирование базировалось на реализации основных положений того времени. В 2006 г. началась реализация проекта «Модернизации архитектуры информационной системы ФНС России». За 3 года (2006-2009 г.) разработаны прикладные подсистемы АИС ФНС России, проведены работ по их тестированию и апробации, при этом также применялись и ранее введенные в эксплуатацию программные информационные комплексы. Таким образом, в деятельности ФНС России использовались технологии как 15-летней давности, так и современные - от системы управления базами данных Acsess до J2EE, что привело к усложнению автоматизации процессов налогового администрирования, а также к трудности сопровождения и технической поддержки, необходимости ИТ-специалистов широкого профиля в структуре налоговых органов всех уровней налоговой системы. Кроме того, не было определено целевое назначение существующей архитектуры, этапов создания и внедрения ее компонентов. Не были рассмотрены альтернативные варианты построения архитектуры налоговой системы.

Необходимо отдельно отметить, что с 2006 г. произошли существенные изменения в налоговых нормативных правовых актах в отношении требований к защите информации - в первую очередь это касалось персональных данных налогоплательщиков и сотрудников налоговых органов - стремительное развитие системы предоставления государственных услуг в электронном виде, а также приняты нормативные акты, в соответствии с которыми необходим пересмотр концептуальных положений развития процессов налогового администрирования:

1. Федеральный закон 17 декабря 2009 г. № 318-Ф33 вносит существенные изменения в процессы налогового администрирования в части:

- особенностей налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления;

- алгоритмов обработки счетов-фактур;

- права на применение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость [Лебедева, 2017].

2. Федеральный закон 27 декабря 2009 г. № 352-Ф34 и Приказ Минфина России от 05 ноября 2009 г. № 114н5 вносят существенные изменения в процессы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в процессы постановки на учет налогоплательщиков;

3. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ6, расширяющий возможности взаимодействия с налогоплательщиком в электронном виде (в частности, организация совместной сверки расчетов по налогам и сборам, штрафам и пени).

3 Федеральный закон от 17.12.2009 г. № 318-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость»//СПС «КонсультантПлюс», Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 01.02.2019).

4 Федеральный закон от 27.12.2009 г. № 352-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций»//СПС «КонсультантПлюс», режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 01.02.2019).

5 Приказ Минфина России от 05.11.2009 № 114н «Об утверждении порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента»//СПС «КонсультантПлюс», режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 01.02.2019).

6 Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования»//СПС «КонсультантПлюс», режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/ (дата обращения: 01.02.2019).

Основой создания современной АИСН, в которой учитывались все важнейшие процедуры налогового администрирования, послужили Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 1 555-Р7, а также отнесение АИС ФНС России к классу критически важных объектов и к системе, выполняющей обработку персональных данных в соответствии с «Системой признаков критически важных объектов и критериев отнесения функционирующих в их составе информационно-телекоммуникационных систем к числу защищаемых от деструктивных информационных воздействий» (утверждена 08 ноября 2005 Секретарем Совета безопасности РФ).

Значительные изменения в существующей нормативной базе и процессах налогового администрирования, активное развитие информационных и цифровых технологий, привели к необходимости кардинального пересмотра структуры существующей архитектуры и проектирования новой архитектуры, отвечающей современным требованиям. Начиная с 2010 г., была разработана концепция новой автоматизированной системы с использованием системы управленческих решений АИС «Налог».

АИС «Налог» - автоматизированная информационная система, призванная облегчить работу налоговых органов и повысить ее эффективность в части осуществления учетно-аналитических функций, а также вопросов взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков. Использование современных информационных технологий в этой сфере имеет большое количество преимуществ. Так, например, в случае обслуживания через АИС «Налог» налогоплательщик может не посещать налоговую инспекцию для предоставления налоговой декларации, а передать файлы с отчетными данными через интернет. Также отсутствует необходимость предоставлять данные в бумажном виде. Кроме того, при подаче налоговой отчетности через АИС «Налог» при осуществлении входного контроля значительно сокращается количество ошибок. При этом защите передаваемых данных уделяется очень большое внимание, и она осуществляется в строгом соответствии со всеми законодательно установленными требованиями и правилами.

Процесс автоматизации налоговых органов осуществляются достаточно активно и связан с решением целого комплекса взаимосвязанных задач. Сюда входят задачи автоматизации сбора, подготовки, хранения и распределения информации различного назначения, автоматизации бизнес-процессов, создания информационных ресурсов, помогающих налоговым органам в осуществлении их ежедневной деятельности.

Основными направлениями автоматизации налоговых органов являются следующие:

- совершенствование информационной системы налоговой службы;

- разработка и внедрение современных и эффективных информационных технологий;

- совершенствование телекоммуникационной сети, в рамках которой происходит обмен данными между подразделениями налоговой службы, а также информационное взаимодействие с внешними контрагентами;

- подготовка квалифицированных кадров для работы с информационными системами. Основные достоинства и недостатки АИС «Налог» представлены на рисунке 1.

Для эффективной работы по администрированию налогов, проведению результативных проверок и обеспечению поступлений в бюджет ФНС выполняет обработку очень больших объемов информации. Для удовлетворения потребности в обработке все возрастающих объемов данных возможно использование новейшего программного обеспечения АИС «Налог-new», которое разрабатывается в рамках модернизации ФНС и ее территориальных органов.

АИС «Налог-new» представляет собой единую информационную систему, которая подразумевает комплексную перестройку организационной структуры ФНС, выстраивание новых бизнес-процессов. Она создает механизмы интеграции баз данных федерального и регионального уровня и таким образом может использовать всю накопленную в налоговой службе информацию.

Создание АИС «Налог-new» должно привести к следующим результатам:

1. Значительный рост автоматизации рутинных операций за счет внедрения технологии «Налоговый автомат». Налоговый автомат - технология, которая позволяет обеспечить своевременную обработку поступающих документов и автоматизацию формализованных процедур налогового администрирования. В рамках этой технологии предполагается автоматизация процессов начисления, проводки платежей, взыскания недоимок и др. Внедрение технологии «Налоговый автомат» позволит передать целый ряд рутинных функций и принятия формализованных решений из инспекций в информационные системы более высокого уровня.

7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 №1555-Р (ред. от 20.05.2014) «О переходе на предоставление государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти»//СПС «КонсультантПлюс», режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 01.02.2019).

Источник: составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Достоинства и недостатки автоматизированной информационной системы «Налог» Figure 1. Advantages and disadvantages of the automated informational system "Tax"

2. Развитие сервиса «Личный кабинет», который даст возможность вывести на новый уровень процессы взаимодействия налогоплательщиков и налоговой службы. Новая парадигма информационных систем предполагает, что налогоплательщики станут не просто пользователями информационной системы, а партнерами, а фискальный орган будет выполнять в том числе сервисные функции. В связи с этим важной задачей становится широкое предоставление информационных сервисов как внешним (налогоплательщики, органы власти), так и внутренним пользователям информационной системы.

3. Повышение эффективности деятельности налоговых органов путем использования более прогрессивной системы оценки их работы. Это станет возможно благодаря максимальной автоматизации процессов, консолидации внутренней и внешней информации о деятельности налоговой службы на федеральном уровне, что позволит оценить те аспекты деятельности налоговых органов, которые на сегодняшний день оценить крайне затруднительно.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что внедрение новых принципов автоматизации работы налоговых органов предоставит всем заинтересованным сторонам неоспоримые преимущества, которые положительно скажутся в целом на качестве налогового администрирования.

Основные задачи проекта модернизации налоговых органов АИС «Налог» представлены на рисунке 2.

Можно выделить два основных направления построения АИС «Налог-пе\¥»: архитектурные решения, общесистемные решения.

1. Архитектурные решения.

Разделение автоматизируемых функций АИС «Налог-пе\¥»:

- требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой (выполняются непосредственно на уровне налоговых органов, например, налоговых инспеций);

- не требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой (данные функции могут быть перенесены в Центры обработки данных ФНС России).

Для совершенствования контроля в процессе налогового администрирования налоговыми органами необходима организация автоматизированной проверки актуальных данных о налогоплательщике по федеральным, региональным и местным информационным ресурсам, и немедленное уведомление налогового инспектора о возможных нарушениях законодательства. Соответственно, необходим онлайн-доступ пользовательских приложений к централизованным информационным ресурсам.

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 2. Задачи модернизации автоматизированной информационной системы «Налог» Figure 2. Tasks of modernization of the automated informational system "Tax"

В центрах обработки данных выполняются работы по массовому вводу, обработке и хранению налоговой информации; осуществляется межведомственное взаимодействие по обмену данными в электронном виде; сканирование, распознавание и ввод в электронную базу документов, поступающих в бумажном виде от других ведомств (Госавтоинспекции (ГИБДД), Управление внутренних дел, Федеральная миграционная служба, Бюро технической инвентаризации, Федеральная таможенная служба и др.); ввод и обработка документов налоговой отчетности, поступающих в электронном виде от налогоплательщиков и специальных операторов, ведение в Центрах обработки данных централизованного архива электронных документов.

Необходима интеграция сведений о налогоплательщике из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра недвижимости и других информационных ресурсов в единой базе данных с целью формирования актуальной информации о налогоплательщике.

Обеспечение регистрации текущих процессов налогового администрирования, мониторинг деятельности ФНС России и исполнения сроков налоговой проверки, установленных законодательством.

Создание централизованных аналитических инструментов, позволяющих осуществлять оперативный мониторинг ключевых показателей эффективности (далее - KPI) ФНС России, а также анализ и прогнозирование поступлений в бюджет.

2. Общесистемные решения.

Обеспечение высокого уровня информационной безопасности для всех участников электронного взаимодействия в рамках процедур межведомственного взаимодействия и налогового администрирования, соответствующего требованиям, содержащимся в руководящих документах Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной службы безопасности для соответствующего класса автоматизированной системы, и требованиям о защите персональных данных.

Масштабируемость системы — возможность наращивания объемов хранения информации, расширения количества пользователей (в первую очередь, пользователей внешних сервисов) и функциональных возможностей системы как по числу решаемых задач, так и по числу информационных систем, с которыми осуществляется взаимодействие [Хмеляк, 2014].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокая готовность, доступность и, как следствие, - надежность.

Высокая управляемость компонентов ИТ-инфраструктуры и прикладных компонентов системы.

Соответствие российским и международным стандартам.

Максимальное использование уже разработанного и готового к применению общесистемного и прикладного программного обеспечения для комплексной реализации задач модернизированной АИС «Налог».

Также уделяется внимание приоритетности использования отечественных разработок и свободно лицензируемого программного обеспечения.

При модернизации архитектуры АИС «Налог» следует учитывать следующие основные принципы:

- централизация и интеграция данных и приложений;

- обеспечение полноты реализации процессов налогового администрирования;

- типизация архитектур прикладной инфраструктуры, аналитической инфраструктуры, системной инфраструктуры, информационно-технологической и инженерной инфраструктур;

- стандартизация и унификация компонентов и программных средств системы;

- оптимизация эксплуатационных расходов и экономически эффективное использование вычислительных средств и телекоммуникационного оборудования, за счет централизации вычислительных ресурсов.

Реализация мероприятий модернизации АИС «Налог-new», технологических, программно-технических и инфраструктурных решений [Милькина и др., 2016] в целом позволит обеспечить достижение следующих положительных эффектов:

1) повышение качества обслуживания налогоплательщиков;

2) повышение производительности подразделений ФНС России, переключение должностных лиц с учетно-регистрационной на контрольно-аналитическую деятельность;

3) повышение эффективности контроля повседневной деятельности Службы;

4) снижение текущих затрат на эксплуатацию и модернизацию АИС «Налог-new» и ИТ-инфраструктуры ФНС России.

Ожидаемые эффекты, по которым должен выполняться контроль уровня достижения целей создания и развития АИС «Налог-new» ФНС России, целесообразно распределить по следующим направлениям.

1. Централизация обработки и хранения информации налоговых органов:

- обеспечение централизованного хранения электронных документов;

- повышение степени консолидированности получаемых данных; актуальности, достоверности и качества предоставляемой информации;

- оптимизация применяемых вычислительных и информационных ресурсов;

- снижение расходов на формирование и содержание ИТ-инфраструктуры, хранение информационных ресурсов;

- снижение сроков разработки и внедрения новых информационных систем для ФНС России;

- оптимизация состава имущества, используемого для хранения архивов налоговых органов.

2. Развитие электронного взаимодействия органов государственного управления с налогоплательщиками:

- обеспечение открытости и прозрачности налоговых органов;

- формирование и оптимизация личного кабинета налогоплательщика;

- снижение сроков оформления и получения налоговых документов;

- обеспечение оперативного контроля налогоплательщиками за состоянием своих налоговых обязательств и отношений с налоговыми органами;

- снижение нагрузки сотрудников налоговых органов в процессе взаимодействия с налогоплательщиками;

- повышение степени контроля за состоянием налоговой отчетности;

- развитие информационных средств взаимодействия с внешними пользователями.

3. Создание операционных и обеспечивающих систем и подсистем налогового администрирования:

- автоматический контроль - повышение уровня контроля налоговой отчетности и деятельности налоговых органов путем автоматизации процессов контроля;

- автоматическое выявление - автоматизация выявления налоговых нарушений, формирование базы данных, характеризующих признаки уклонения от налогообложения;

- снижение нагрузки сотрудников налоговых органов за счет автоматизации их функций;

- обеспечение на всех уровнях налоговой системы актуальной и достоверной информацией о налогоплательщиках; формирование налоговой истории о налогоплательщиках;

- оптимизация процесса делопроизводства в налоговой системе;

- сокращение времени на поиск, анализ, согласование, движение документов, актуализацию налоговой информации;

- повышение уровня достоверности, актуальности и качества налоговой информации;

- формирование единой системы управления, включая все уровни налоговой системы РФ;

- повышение эффективности затрат на информационную систему ФНС России (включая затраты на сборку, отладку, тестирование ИТ-оборудования и содержание обеспечивающих подсистем: управления ИТ-бюджетом, портфелем ИТ-проектов, поставщиками ИТ-оборудования и услуг; управления ИКТ).

4. Формирование и развитие информационно-аналитической системы в деятельности налоговых органов:

- повышение достоверности и обоснованности оценки состояния ФНС на основе KPI;

- обеспечение оперативности решений, принимаемых должностными лицами ФНС России;

- повышение качества налогового администрирования и прогнозирования экономического состояния Российской Федерации за счет внедрения современных информационно-аналитических технологий в деятельность налоговых органов.

5. Автоматизация административно-хозяйственной деятельности налоговых органов в части управления кадрами, финансами, материально-технического обеспечения, учета, управления имуществом):

- сокращение трудозатрат в процессе управления кадрами;

- совершенствование системы обучения, мотивации и отбора кадров;

- повышение качества управления ведомственными программами и проектами;

- оптимизация процессов управления имуществом, находящимся в ведении налоговых органов;

- снижение трудоемкости административно-хозяйственной деятельности.

6. Социальные критерии эффективности:

- обеспечение открытости и прозрачности деятельности налоговых органов;

- снижение коррупционности в процессах налогового администрирования и непосредственной деятельности налоговых органов на всех уровнях управления;

- снижение уровня налоговых нарушений и РФ.

Таким образом, задача модернизации и увеличения эффективности функционирования АИС «Налог» является актуальной и необходимой и ведёт к повышению уровня централизации, консолидации и интеграции налоговой информации, развитию системы анализа и прогнозирования и обеспечению оперативности принятия решений [Милькина и др., 2016; Милькина, Косарин, 2017] налоговыми органами, оптимизации процесса электронного взаимодействия с налогоплательщиками, повышению эффективности контрольной работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абхалимова Р.С., Шарафутдинов А.Г. (2014). Информационные технологии XXI века//Экономика и социум. № 2-5 (11). С. 234-236.

Лебедева Ю.А. (2017). Роль потребительских бюджетов в стратегии развития Российской Федерации//Государственное и муниципальное управление в Российской Федерации: современные проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры государственного и муниципального управления. Москва. С. 35-41.

Милькина И.В., Косарин С.П. (2017). Искусственный интеллект в системе управления городом//Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. С. 258-264.

Милькина И.В., Косарин С.П., Ходанова Н.А. (2016). Построение информационно-аналитической системы управления жилищно-коммунальным комплексом//Вестник Университета. № 20. С. 80.

Хмеляк А.С. (2014). Информационные технологии как метод совершенствования работы налоговых органов//Наука и современность. № 30. С. 199-203.

KocapuH C.n., ^e6egeBa K.A., Mhhbkhhe KB., c. 42-51

E-Management | T. 2, № 1 | 2019 |

REFERENCES

Abhalimova R.S. and Sharafutdinov A.G. (2014), Information technologies of the XXI century [Informatsionnye tekhnologii XXI veka], Economy and socium [Ekonomika i sotsium], no. 2-5 (11), pp. 234-236.

Lebedeva Yu.A. (2017), "The role of consumer budgets in the development strategy of the Russian Federation" ["Rol' po-trebitel'skih udzhetov v strategii razvitia Rossiiskoi Federatsii"], In colllection of the scientific works of teachers, graduate students and students of the Department ofpublic administration: "State and municipal management in the Russian Federation: modern problems and prospects" [Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie v Rossiiskoi Federatsii: sovremennye problemy i perspektivy razvitiya. Sbornik nauchnykh trudov prepodavatelei, aspirantov i studentov kafedry gosudarstvennogo i munit-sipal'nogo upravleniya], Moscow, pp. 35-41.

Mil'kina I.V. and Kosarin S.P. (2017), "Artificial intelligence in the city management system" ["Iskusstvennyi intellekt v sisteme upravleniya gorodom"], Proceedings of the 1st International scientific-practical conference: "A Step into the future: artificial intelligence and digital economy" [Materialy I Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Shag v budushchee: iskusstvennyi intellekt i tsifrovaya ekonomika"], State University of Management, pp. 258-264. [In Russian].

Mil'kina I.V., Kosarin S.P. and Khodanova N.A. (2016), "The construction of information-analytical system of management of housing and communal complex" ["Postroenie informatsionno-analiticheskoi sistemy upravlenia zhilishchno-kommunalnym kompleksom"], University Bulletin [Vestnik Universiteta], no. 20, 80 p.

Khmeliak A.S. (2014), "Information technologies as a method of improving the work of the tax authorities" ["Informatsionnye tehnologii kak metod sovershenstvovania nalogovykh organov"], Science and modernity [Nauka i sovremennost'], no. 30, pp. 199-203.

TRANSLATION OF FRONT REFERENCES

1 Official data on the Federal tax service of Russia, Official website of the Federal tax service of Russia, available at: https:// www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/official_data/ (accessed 01.02.2019).

2 Digital transformation of the international tax system,, available at: http://worldtaxes.ru/tsifrovaya-transformatsiya-mezhdunarodnoj-nalogovoj-sistemy (accessed 09.02.2019).

3 Federal Law dated on December 17, 2009, no. 318-FL (edited dated on 23.07.2013) "On Amendments to Part One and Two of the Tax Code of the Russian Federation in Connection with the Introduction of the Application Procedure for Reimbursement of Value Added Tax", Reference legal system "ConsultantPlus", available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 01.02.2019).

4 Federal Law dated on December 27, 2009, no. 352-FL (edited dated on 18.07.2011) "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation regarding the revision of restrictions for business entities in the formation of authorized capital, revision of ways to protect the rights of creditors in the reduction of authorized capital, changes in requirements for business companies in the event of non-compliance of the authorized capital of the value of net assets, revision of restrictions related to the implementation of business companies bond issue", Reference legal system "ConsultantPlus", available at: http://www. consultant.ru/cons/ (accessed 01.02.2019).

5 Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated on November 5, no. 114n "On the statement of the order of registration, deregistration in tax authorities of the Russian organizations in the location of their separate divisions belonging to them real estate and (or) vehicles, physical persons - citizens of the Russian Federation, and also the individual entrepreneurs applying the simplified system of the taxation on the basis of the patent", Reference legal system "ConsultantPlus", available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 01.02.2019).

6 Federal Law dated on July 27, 2010, no. 229-FL (edited dated on 03.07.2016) "On amendments to part one and part two of the tax code of the Russian Federation and some other legislative acts of the Russian Federation, as well as on the invalidation of certain legislative acts (provisions of legislative acts) of the Russian Federation in connection with the settlement of arrears in the payment of taxes, fees, penalties and fines and some other issues of tax administration", Reference legal system "ConsultantPlus", available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 01.02.2019).

7 Order of the Government of the Russian Federation dated on October 17, 2009, no. 1555-R (edited dated on 20.05.2014) "About transition to providing the state services and execution of the state functions in electronic form by Federal Executive Authorities", Reference legal system "ConsultantPlus", available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 01.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.