Научная статья на тему 'Модернизация лабораторного практикума «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления»'

Модернизация лабораторного практикума «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ / ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самедов Магамед Насиб Оглы

Статья посвящена проблеме обеспечения качественной подготовки специалистов с инженерным и техническим образованием в сфере энергосбережения, электроснабжения и электропотребления. Описан и проанализирован опыт модернизации лабораторного практикума «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления» на основе использования современного оборудования. Рассмотрены также другие виды учебной работы, направленные на решение проблем и задач энергосбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самедов Магамед Насиб Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация лабораторного практикума «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

баллов; публикация научных статей по результатам исследовательской работы оценивается в 5 баллов за одну публикацию; отсутствие оценок «2» и «3»за устные ответы на занятиях и контрольные работы дополнительно оценивается в 12 баллов. Независимо от показателя рейтинга студенты допускаются к экзамену только при отсутствии задолженностей.

По итогам педагогического эксперимента оказалось, что при изучении физиологии абсолютная успеваемость у студентов первого курса на экспериментальном потоке составила 93,0%, а на контрольном -85,0%, то есть возросла на 8%.У студентов третьего курса при изучении патологии абсолютная успеваемость повысилась на 3% по сравнению с контрольной группой, составив92,0% до использования рейтинговой системы и95,0% с началом ее применения.

Средний балл на экспериментальных курсах был на 0,3 балла выше, чем на контрольных при изучении обоих предметов.

Особое внимание обращают на себя результаты подсчета качественных показателей успеваемости. По окончании изучения курса физиологии студентами экспериментального потока оценки «отлично» и «хорошо» в среднем стали получать 50% обучающихся, в то время как до начала эксперимента это количество составляло лишь 42,0%. У студентов третьего курса изучавших патологию качественный показатель достиг 72,5%, увеличившись на 24,0%.

Таким образом, использование балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов играет стимулирующую роль, заставляет регулярно готовиться к занятиям, дает возможность прогнозировать конечный результат и снижает субъективизм преподавателя при выставлении экзаменационной оценки.

Список использованной литературы:

1. КружалинВ. К.Рейтинги и качество образования / В.И Кружалин, К.А. Артюшина // Аккредитация в образовании. - 2008. - № 4. - С. 26-29.

2. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008.- 100 с.

3. Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся в ПГФА. -Пермь: ПГФА, 2012. - 21 с.

© Рудакова И.П., Чащина С.В., Старкова А.В., 2016

УДК 378:620.9

Самедов Магамед Насиб оглы

старший преподаватель ЕИ КПФУ г. Елабуга, РФ E-mail: magacam@mail.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ И ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ»

Аннотация

Статья посвящена проблеме обеспечения качественной подготовки специалистов с инженерным и техническим образованием в сфере энергосбережения, электроснабжения и электропотребления. Описан и проанализирован опыт модернизации лабораторного практикума «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления» на основе использования современного оборудования. Рассмотрены также другие виды учебной работы, направленные на решение проблем и задач энергосбережения.

Ключевые слова

Лабораторный практикум, модернизация, энергосбережение, электроснабжение, электропотребление.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Проблема энергетического сбережения в системе электроснабжения и электропотребления для Российской Федерации в последние годы приобрела особую значимость. Вызвано, это в первую очередь тем общеизвестным фактом, что на единицу выпускаемой продукции в нашей стране расходуется в 3 раза больше энергоносителей, чем в большинстве развитых стран мира. Этот факт позволяет вскрыть ряд причин низкой конкурентной способности экономики России не только на мировом, но и на внутреннем рынке [1].

Для решения этой проблемы, на наш взгляд, необходимо поставить и решить ряд следующих задач. Во-первых, уже в ближайшее время осуществить поиск экономических стимулов осуществления энергосбережения, реализуемой на всех уровнях власти, управленческих структур общества и широких масс населения по обеспечению рационального использования и экономного расходования топлива и энергии.

Во-вторых, важно осуществлять работу по повышению уровня оснащенности техническими средствами учета и контроля энергоресурсов, реализовать выпуск современного энергосберегающего технологического оборудования и их новейших разработок.

В-третьих, обеспечить более качественную подготовку специалистов с инженерным и техническим образованием, в том числе, в сфере энергосбережения, электроснабжения и электропотребления.

Для решения последней из задач весомая роль отводится системе основного, начального, среднего и высшего профессионального образования. Целенаправленная работа в данном направлении проводится нами, в частности, в рамках модернизации проведения лабораторно-практических занятий по курсу «Энергосбережение на промышленных предприятиях», реализуемой при подготовке студентов-бакалавров на физико-математическом и инженерно-технологическом факультете ЕИ КПФУ.

Опыт показывает, что наилучших результатов в этой работе можно добиться, если осуществить проведение базовых и экспериментальных занятий с использованием технического оборудования и аппаратуры серии «ЭССЭСП.001 РБЭ» [2] и его новейших модификаций. Основными достоинствами этого оборудования является:

- компактность его размещения на лабораторном столе, использование электропитания от сети переменного тока с рабочим нулевым и защитным проводниками напряжения 220±22 В;

- потребляемая мощность, не более 200 ВА, класс защиты от поражения электрическим током I; одновременное участие в работе (на стендовом) оборудовании не более двух человек и другие характеристики.

При относительно небольшой массе комплекта технического оборудования, например, «ЭССЭП.001 РБЭ» весом всего 50 кг, он включает в себя достаточно богатую комплектную и модульную составляющую, которая включает в себя:

1. Электромашинный агрегат (с машинкой постоянного тока, асинхронным двигателем и преобразователем углового перемещения);

2. Однофазный источник питания, преобразователь частоты, модель линии электропередач, регулируемый автотрансформатор, силовой трансформатор, переключатели;

3. Блок мультметров (другой измерительной аппаратуры), люксметр, лампы накаливания, светодиодные, энергосберегающие лампы и др.

Кроме того, комплект типового лабораторного оборудования включает в себя техническую документацию, подробное описание, указания по проведению измерений, организации экспериментальных работ: электрические схемы соединений действий трансформатора; асинхронного двигателя; определения удельного энергопотребления ламп электрического освещения разного типа и систем электроснабжения, других устройств, а также правил по технике безопасности [3].

Как показывает наш опыт, выполнение базовых лабораторных работ и экспериментов, которые выполняются на вышеназванном комплекте типового оборудования, позволяет выявить отдельные показатели энергосбережения. К ним можно отнести определение коэффициентов полезного действия трансформатора и асинхронного двигателя, удельных потерь активной мощности в линии электропередач, удельного энергопотребления ламп электрического освещения различного типа и др.

Модернизация занятий лабораторного практикума позволяет выявить и изучать несколько

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

направлений использования технических и организационных направлений энергосбережения. К ним относятся:

- уменьшение потерь в распределительной электрической сети с односторонним (двусторонним) питанием путем компенсации реактивной мощности нагрузки или регулирования напряжения;

- уменьшение потерь активной мощности в распределительной электрической сети с двусторонним питанием на основе выполнения в ней разреза, а также повышение КПД малонагруженного трансформатора, при отключении параллельно работающего с ним трансформатора;

- обеспечение высоких коэффициентов полезного действия и коэффициента мощности малонагруженного асинхронного двигателя способом переключения его обмоток со схемы «треугольник» на схему «звезда»;

- уменьшение электрической мощности, потребляемой асинхронным двигателем насосной или вентиляционной системы методом замены дроссельного способа расхода рабочей среды частотным;

- уменьшение удельного энергопотребления системы электрического освещения способом замены ламп накаливания люминесцентной или светодиодной лампой, а также с помощью регулирования интенсивности освещенности или зонального отключения освещения [4].

Возможность модернизация занятий лабораторного практикума обеспечивается также модульной конструкцией комплектов лабораторного оборудования, которая обеспечивает возможность для каждого из студентов самостоятельной сборки электрической цепи требуемой конфигурации, необходимыми параметрами её элементов и измерения параметров режима этой цепи. Существенным элементом такой модернизации выступает применение автоматических датчиков движения и присутствия людей для экономии электроэнергии и охранных функций [5].

Важно заметить, что устройство и принцип работы каждого из элементов комплекта приведены в специализированных сборниках и руководствах. Это позволяет успешно использовать их для изучения курсов «Светотехника и энергосбережение», «Электроэнергетика», «Электроэнергетические системы и сети», для выполнения курсовых и дипломных проектов, изучения профессионального и разработки игрового диагностического оборудования [6] и ряда других целей.

Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности систем электроснабжения и электропотребления, зачастую связана с недостатками в системе её учета. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, потребность в экономном расходовании электрической энергии в стране или отдельно взятом регионе, доме, учебном заведении должна стать делом каждого человека. Например, простая замена ламп накаливания на энергоэффективные позволяет получить, в среднем, следующие показатели экономии электрической энергии: светодиодные - до 80%, натриевые высокого давления - до 68%, металлогалогенные - до 66%, люминесцентные до 55%, в чем и убеждаются в своих расчетах наши студенты.

В последние годы при проведении занятий лабораторного практикума «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления» и других курсов все шире используются возможности научно-технических лабораторий, успешно функционирующих при ЕИ КФУ, а также компьютерной техники, Интернет - технологий и элементов дистанционного обучения [7].

Более того, в рамках модернизации занятий лабораторного практикума «Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления», других курсов, в работе со студентами решается множество и так называемых «житейских» вопросов. Например, в частности мы неоднократно организовывали студенческие дискуссии на темы: «реально ли подзарядить ноутбук, планшет, сотовый телефон от солнечных батарей», «можно ли использовать рельсы железнодорожного транспорта для подзарядки автомобильных аккумуляторов или электрических фонариков»; «как организовать бесплатный телефон в оздоровительном лагере, используя энергию земли». Главное же на подобных дискуссиях - не только открытый обмен мнениями по техническому решению той или иной конкретной задачи, но разговор о том, как экономически и энергетически выгоднее всего этого добиться.

Таким образом, для обеспечения качественной подготовки специалистов с инженерным и техническим образованием в сфере энергосбережения, электроснабжения и электропотребления организация учебной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

работы должна строиться в различных формах на основе современного лабораторного оборудования и новейших информационно-коммуникационных технологий. Список использованной литературы:

1. Бахмутская В.В., Елкин В.Д. Основы энергосбережения.- /Практическое пособие. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2006. - 32 с.

2. Стенды по энергосбережению. URL: http://www.denar-prof.ru/brands/22 (дата обращения 08.12.2015).

3. Сенигов П.Н. Энергосбережение в системах электроснабжения и электропотребления // Руководство по выполнению базовых экспериментов ЭССЭСП.001 РБЭ (961). - Челябинск: «Учебная техника», 2008. - 62 с.

4. Якимов А.В. Энергосбережение и энергоаудит. - Пермь: ПГТУ, 2005. URL: http://www.Studfiles.ru/preview/2653122/ (дата обращения 15.11.2015).

5. Датчик движения для освещения. URL: http://zametkielectrika.ru/datchik-dvizheniya-dlya-osveshheniya/(дата обращения 28.01.2016).

6. Samedov M.N., Aikashev G.S., Shurygin V.Y., Deryagin A.V., Sahabiev I.A. A Study of Socialization of Children and Student-age Youth by the Express Diagnostics Methods // Biosciences Biotechnology Research Asia.

- 2014. -Vol.12, №3. - Р. 2711-2722.

7. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. - 2015.

- № 8. - С. 125-139.

© Самедов М.Н., 2016

УДК 796.0

Сафонова Оксана Александровна

Старший преподаватель, СПБГАСУ, г. Санкт-Петербург, РФ E- mail: safonov812@yandex.ru Березина Вера Алексеевна Студентка 3 курса архитектурного факультета, СПБГАСУ,

г. Санкт-Петербург, РФ

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У

СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация

В данной работе приводится и раскрывается определение интервального метода тренировки. На основе базовых принципов определяются преимущества метода, которые являются важными факторами развития физических качеств человека. Для анализа эффективности метода был осуществлен опрос студентов архитектурного профиля СПбГАСУ. Проведены замеры результатов упражнений и их сравнение в начале и конце курса тренировок со студентами с применением интервального метода. Подведены итоги анализа, представлены выводы по проделанной работе.

Ключевые слова Физическая культура, интервальный метод, двигательные качества.

Введение. Интервальная тренировка является одним из самых эффективных методов предстартовой подготовки спортсменов, где основополагающее воздействие на физические возможности тренирующегося оказывает многократно повторяемые "серии" комплекса специальных упражнений с максимальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.