Научная статья на тему 'Моделирование процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения'

Моделирование процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / THE PROCESS OF PEDAGOGICAL REGULATION / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ / SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION THE POPULATION / THEORETICAL MODEL / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Мария Викторовна

Статья посвящена рассмотрению теоретической модели процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения, включающей в себя целевой; организационно-содержательный; теоретико-методологический; методикотехнологический и результативно-аналитический компоненты. Особое внимание уделено вопросу формирования профессиональной компетентности субъектов педагогического регулирования социально-культурной деятельности как основополагающему условию эффективной реализации данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to examination of theoretical model of the process of pedagogical regulation of social-cultural activity in the establishments of system of social protection the population. It includes such components as target, organizationally-pithy, theoretically-methodological, methodically-technological and productively-analytical. The special attention is paid to the problem of forming professional competence of subjects of pedagogical regulation in social-cultural activity as the basic condition of effective realization of the given model.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения»

^ Социально-культурная деятельность

ОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

М. В. Мартынова

Орловский государственный институт искусств и культуры

Статья посвящена рассмотрению теоретической модели процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения, включающей в себя целевой; организационно-содержательный; теоретико-методологический; методико-технологический и результативно-аналитический компоненты. Особое внимание уделено вопросу формирования профессиональной компетентности субъектов педагогического регулирования социально-культурной деятельности как основополагающему условию эффективной реализации данной модели.

Ключевые слова: моделирование, педагогическое регулирование, социально-культурная деятельность, система социальной защиты населения.

The article is devoted to examination of theoretical model of the process of pedagogical regulation of social-cultural activity in the establishments of system of social protection the population. It includes such components as target, organizationally-pithy, theoretically-methodological, methodically-technological and productively-analytical. The special attention is paid to the problem of forming professional competence of subjects of pedagogical regulation in social-cultural activity as the basic condition of effective realization of the given model.

Key words: theoretical model, the process of pedagogical regulation, social-cultural activity, system of social protection the population,

Процесс моделирования — это «исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления или прогнозирования» (4).

Моделирование процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности является неотъемлемым элементом моделирования системы педагогических про-

грамм, содержащих социально-культурный компонент.

Моделирование педагогических программ начинается с диагностики социальных и личностных проблем людей, обратившихся в учреждение за помощью, с диагностики социально-культурных и социально-психологических ситуаций. Каждая модель педагогической программы помогает прямо или косвенно решать проблемы социальной профилактики, направлена на оказание социальной помощи в процессе социальной

139

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 139-142

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

адаптации, реабилитации, удовлетворения духовных потребностей населения. В процессе моделирования обязательно дается четкое определение целей, достигаемых в результате реализации педагогических программ, составляется перечень, содержащий информацию об ожидаемых позитивных результатах, а также набросок (размеченного во времени и по затратам) выполнения модели (2, с.188).

Сущность процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности заключается в том, что специалисту необходимо мотивировать социально-культурную деятельность: обосновать, почему в данном месте и в данное время разработана и реализована та или иная программа социально-культурной направленности.

На основе теоретических исследований мы разработали модель педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения.

Основными компонентами модели являются:

• целевой;

• организационно-содержательный;

• теоретико-методологический;

• методико-технологический;

• результативно-аналитический.

Первым компонентом модели является

целевой компонент, представленный целью и задачами, реализуемыми в определенных условиях и направленными на содействие в решении социальных проблем какой-либо категории населения с помощью вовлечения в социально-культурную деятельность. Целью педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения является создание необходимых организационно-педагогических условий для эффективной реализации задач социально-культурной деятельности.

Основополагающим условием эффективного осуществления педагогического регулирования социально-культурной деятельности

в учреждениях социальной защиты населения, на наш взгляд, является профессиональная социально-культурная компетентность реализующих ее субъектов — специалистов и сотрудников учреждений.

Данная характеристика формируется в процессе обучения и практической профессиональной деятельности и включает в себя систему специальных социально-культурных компетенций, сущность которых раскрывается в сформированном владении технологиями социально-культурной работы с различными категориями населения и сформированной мотивации как к изучению теории и методики социально-культурной деятельности, так и к применению освоенных знаний и умений в профессиональной практике.

Достижение цели педагогической регуляции осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий. Задачами педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения являются:

• управление социальными процессами (например, социальной адаптации, социализации);

• управление социальными установками и отношениями (нормализация отношений между родителями и детьми);

• управление социальными действиями и взаимодействиями (оптимизируя взаимные действия деловых партнеров или предупреждая асоциальные действия со стороны подростков);

• управление социальными (психологическими) состояниями и ситуациями (улучшение морально-психологического состояния коллектива или регулирование конфликтных ситуаций).

Вторым компонентом модели является организационно-содержательный компонент. Содержание процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения определяет совокупность формируемых отношений, ценностных

ориентаций, опыта деятельности, общения между специалистами учреждения социальной защиты и клиентами, а также между клиентами.

Процесс педагогического регулирования социально-культурной деятельности будет определяться характером и спецификой педагогической программы, содержащей социально-культурный компонент, а также ведущим подходом к формированию и развитию личности, используемым в данной программе, и особенностями категории (группы) населения, являющейся потребителем социальных услуг.

Третьим компонентом модели педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения является теоретико-методологический компонент. Содержательно данный компонент включает в себя принципы, формы, методы и средства организации и осуществления педагогического регулирования, направленного на реализацию определенной цели и задач.

Исходя из особенностей педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения, мы выделили необходимые, с нашей точки зрения, принципы: принцип системности и целостности педагогического регулирования социально-культурной деятельности, принцип единообразия, принцип определенности, принцип косвенного воздействия, принцип индивидуализации, принцип объективности и полноты информации в педагогическом регулировании социально-культурной деятельности, принцип рефлексивности, принцип гармоничности.

Процесс педагогического регулирования социально-культурной деятельности может осуществляться в различных формах, которые, в свою очередь, предполагают использование методов педагогического регулирования социально-культурной деятельности.

Под методами педагогического регулирования социально-культурной деятельности мы понимаем способы прямого педагогиче-

^ Социально-культурная деятельность

ского воздействия управляющей подсистемы

— субъекта управления (специалиста социальной работы) на управляемую подсистему

— объект управления (социально-культурную деятельность) для достижения поставленных целей, а также прямого и косвенного воздействия субъекта управления (специалиста социальной работы) на иных субъектов, участвующих в процессе реализации социально-культурных мероприятий и программ.

Важным компонентом модели педагогического регулирования социально-культурной деятельности является методико-технологический компонент. Он включает этапы осуществления педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения, а также технологии осуществления этого процесса.

Процесс педагогического регулирования социально-культурной деятельности в системе учреждений социальной защиты населения в данном контексте связан с технологическими этапами решения социальных проблем человека, нуждающегося в помощи:

1. Диагностика ситуации и определение проблемы (либо комплекса проблем), а также выявление социокультурных потребностей обратившегося за помощью в учреждение социальной защиты человека. Анализ и формулировка педагогических возможностей социально-культурной деятельности в решении конкретной проблемы конкретного человека (группы людей), с учетом их социально-культурных потребностей и интересов.

2. Моделирование социально-педагогической программы, направленной на решение выявленных проблем (проблемы) человека (группы людей) и удовлетворение их социально-культурных потребностей.

3. Планирование и разработка социально-культурных мероприятий, входящих в состав программы. Определение их роли и места в общей системе социально-педагогической деятельности.

4. Реализация программы, в том числе

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

запланированных социально-культурных мероприятий. Регулярный мониторинг функционирования программы.

5. Анализ эффективности осуществления программы с учетом ее социально-культурного компонента. Оценка влияния социально-культурного компонента программы на стороны, процессы, установки и т.д.

6. Внесение рекомендаций и корректировка содержания программы, в том числе в структуру и содержание социально-культурных мероприятий (если их цель и задачи не выполнены или выполнены не в полной мере).

При этом педагогическое регулирование социально-культурной деятельности осуществляется специалистом по ходу реализации программы, а также когда уже получены первые результаты и проанализировано воспитательное влияние социально-культурных мероприятий на человека.

При осуществлении процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности специалисты учреждений системы социальной защиты населения применяют следующие технологии:

1. Технологии конструирования педагогической программы социально-культурной направленности:

• педагогическая диагностика;

• технологии педагогического анализа;

• технологии планирования;

• технологии проектирования.

2. Технологии реализации педагогической программы социально-культурной направленности (технологии организации).

3. Технологии педагогического контроля и анализа эффективности программы.

4. Технологии выработки и принятия управленческого решения.

5. Технологии координации.

Пятым компонентом модели педагогического регулирования социально-культурной деятельности является результативно-аналитический компонент. Он представляет достигнутые результаты педагогического регулирования социально-культурной деятельности, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.

Таким образом, процесс педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения может быть представлен посредством разработанной модели, которая включает в себя целевой; организационно-содержательный; теоретико-методологический; методико-технологи-ческий и результативно-аналитический компоненты. Основополагающим условием эффективной реализации данной модели на практике можно считать наличие профессиональной компетентности субъектов педагогического регулирования социально-культурной деятельности — специалистов и сотрудников учреждений.

Примечания

1. Бандурин, А. П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное: дис. ... д-ра филос. наук : специальность 09.00.11 «Социальная философия» / Александр Петрович Бандурин ; Северо-Кавказский государственный технический университет. — Ростов-на-Дону, 2005. — 363 с.

2. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник / А. Д. Жарков.

— М.: МГУКИ, 2007. — 480 с.

3. Новиков, Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами / Д. А. Новиков.

— М.: Эгвес, 2009. — 156 с.

4. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. — URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/bse/109963/Моделирование (дата обращения: 29.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.