Научная статья на тему 'Моделирование креативноориентированных технологий в профессиональной подготовке специалистов социономической сферы'

Моделирование креативноориентированных технологий в профессиональной подготовке специалистов социономической сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / CREATIVE PERSONALITY / CREATIVITY / CREATIVITY-FOCUSED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Елена Николаевна

В статье рассмотрены основы моделирования креативно-ориентированных технологий с учетом психологических аспектов и актуальных проблем формирования профессионала социономической сферы деятельности. Автором определен алгоритм взаимосвязей микроструктур технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусарова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF CREATIVITY-FOCUSED TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL TRAINING OF PROFESSIONALS IN SOCIONOMICS

The article deals with the principles of modeling of the creativity-focused technologies with due regard for psychological aspects and relevant questions of vocational training of professionals in socionomics. The author defines an algorithm of substructures’ correlation within the technology.

Текст научной работы на тему «Моделирование креативноориентированных технологий в профессиональной подготовке специалистов социономической сферы»

УДК 378.1 Гусарова Елена Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств

МОДЕЛИРОВАНИЕ КРЕАТИВНООРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

Gusarova Elena Nikolayevna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Education Science and Psychology Department, Krasnodar State University of Culture and Arts

MODELING OF CREATIVITY-FOCUSED TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL TRAINING OF PROFESSIONALS IN SOCIONOMICS

Аннотация:

В статье рассмотрены основы моделирования креативно-ориентированных технологий с учетом психологических аспектов и актуальных проблем формирования профессионала соционо-мической сферы деятельности. Автором определен алгоритм взаимосвязей микроструктур технологии.

Ключевые слова:

образовательные технологии, творческая личность, креативность, креативно-ориентированное обучение.

Summary:

The article deals with the principles of modeling of the creativity-focused technologies with due regard for psychological aspects and relevant questions of vocational training of professionals in socionomics. The author defines an algorithm of substructures’ correlation within the technology.

Keywords:

educational technologies, creative personality, creativity, creativity-focused training.

Современная система профессионального образования специалистов социономической сферы предусматривает углубленную психолого-педагогическую подготовку, определение индивидуальных средств воздействия, освоение теоретических и практических основ моделирования технологий педагогического процесса, определение способов конструктивного взаимодействия в рамках профессиональной деятельности.

Моделирование креативно-ориентированных технологий - это создание технологической цепочки - суммы взаимосвязанных, последовательно задействованных творческих методов, способов, приемов, заданий, обеспечивающих отработку и закрепление учебных умений, трудовых действий, навыков, социально ценных форм и привычек поведения. Причем каждое технологическое звено, цепочка, система достигает высокой эффективности, если имеет психологические обоснования и практические выходы в профессиональной сфере деятельности. Благодаря такому воспроизводимому строению учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается из обособленных блоков, единиц, которые наполняются разным содержанием, но имеют общую структуру [1].

Креативно-ориентированные технологии в профессиональной подготовке, как правило, связаны с наглядностью, основываются на развитии дивергентного мышления и обеспечивают активное и максимальное восприятие учебного материала. В их основание положены психологические законы и механизмы запоминания информации, использование приемов ассоциаций и эмоционального возбуждения, а так же определенные педагогические принципы. Ряд креативноориентированных технологий учитывает такие способности нервной системы как бессознательное освоение информации или навыка в процессе познавательной и моделируемой игровой деятельности. Большое внимание уделяется так же изучению невербальной коммуникации. Поэтому в процесс обучения специалистов социономической сферы включаются различные формы творческой работы. Существует ряд исследований подтверждающих, что более глубокое понимание механизмов невербальной коммуникации и различных форм творческого самовыражения позволит сделать работу специалистов социономической сферы деятельности более эффективной.

Практически моделирование креативно-ориентированных педагогических технологий для специалистов социономической сферы реализуется при определении системы слагаемых, среди которых можно выделить основные:

- технологии педагогического общения, педагогического требования, педагогической оценки, создания и разрешения конфликтных педагогических ситуаций, педагогического информативного воздействия (вербального и невербального);

- технологию организации групповой деятельности при обучении и воспитании, создания ситуации успеха и позитивного психологического климата, психологической защиты, организации развивающей среды, адекватной реакции на поступок и другое [2].

При моделировании психолого-педагогических основ современных креативноориентированных технологий в профессиональном образовании необходимо учитывать те руководящие положения, которые позволяют организовать педагогическое воздействие в целях перевода обучаемого на позицию субъекта. Положения или принципы педагогической технологии - это последовательно развертывающиеся различные аспекты педагогического воздействия, определяющие направленность образования на инициирование субъектности и на содержание свободного выбора [3; 4].

Технологически организованное креативно-ориентированное обучение становится на современном этапе средством управления совместной творческой деятельностью студентов и преподавателей. Особым образом организованная познавательная деятельность студентов, использование элементов ролевой игры, управление взаимоотношениями в учебной группе -все это создает условия для воздействия на мотивационную сферу обучения. Повышение мотивации ведет к росту познавательной и коммуникативной активности, а они, в свою очередь - к лучшему усвоению учебного материала [5].

В отличие от используемых в традиционной педагогике методов обучения и воспитания, ориентированных на преподавателя и виды его деятельности, креативно-ориентированные технологии предлагают алгоритм учебного процесса, который определяет структуру и содержание учебной деятельности студентов с учетом их индивидуального психологического восприятия информации, что ведет к повышению стабильности успехов обучения. Для решения этой задачи при профессиональной подготовке специалистов социономической сферы необходимо включать в технологии следующие микроструктуры: предварительная подготовка внутреннего состояния обучаемого, определяющаяся фокусировкой внимания, установлением контактов с обучаемыми, самопрезентацией обучаемого, учетом невербальных проявлений [6].

Рассмотренные выше особенности становления специалистов социономической сферы, дали нам возможность разработать алгоритм моделирования креативно-ориентированных технологий, позволяющих на практике повышать эффективность профессиональной подготовки (рисунок 1).

Рисунок 1 - Алгоритм моделирования креативно-ориентированных технологий в профессиональной подготовке специалистов социономической сферы

Алгоритм является необходимым условием технологизации образовательного процесса, помогающим решать различные педагогические задачи, обеспечить усвоение студентами определенных знаний и компетенций и сформировать их с заданной степенью прочности, глубины, обобщения и т.д.

Алгоритм проектирования общего логического конструкта технологий предполагающих развитие креативности включает следующие этапы: структурирование содержания на основе выделения главного и второстепенного; проектирование системы взаимосвязей элементов содержания для выделения базовых знаний; моделирование основных профессионвльных компетенций в символической, графической или иной форме [7].

Такой алгоритм моделирования креативно-ориентированных технологий способствует творческому участию студентов и преподавателя в совместной деятельности на основе составления технологических опорных схем.

Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с практикой, способствующей творческому развитию и самореализации личности. Креативноориентированные технологии являются практической основой в профессиональной подготовке будущих специалистов социономической сферы деятельности за счет организации технологических форм воспитания и обучения [8].

Ссылки:

1. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. URL: http://www.pavelobraztsov.narod.ru/text/9.htm (дата обращения: 25.11.2013).

2. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). М., 1998.

3. Краткий справочник по педагогической технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997.

4. Хутинаева С.З. Педагогическое творчество учителя в инновационном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2000. С. 15-88.

5. Метод активизации: актуальные проблемы развития: сб. ст. / отв. ред. Г.А. Китайгородская. М., 2008. С. 4-38.

6. Педагогические технологии формирования ключевых компетенций учащихся профессиональных школ. URL:

http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2189 (дата обращения: 25.11.2013).

7. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под ред. М.В. Булановой-Топорковой. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/06.php (дата обращения: 25.11.2013).

8. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.