Научная статья на тему 'Сущностные характеристики эмоциональной гибкости: происхождение понятия, структура, функции и уровни развития'

Сущностные характеристики эмоциональной гибкости: происхождение понятия, структура, функции и уровни развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1263
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ / EMOTIONAL FLEXIBILITY / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / EMOTIONAL STABILITY / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-CONTROL / САМОКОНТРОЛЬ / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колмогорцева Н.Н., Наумова М.В.

В статье предпринята попытка дать целостную характеристику эмоциональной гибкости специалистов социономического типа в педагогической психологии, конкретизировать ее структурные составляющие, функциональное назначение и определить уровни развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL FLEXIBILITY: ORIGIN OF THE CONCEPT, STRUCTURE, FUNCTIONS AND LEVELS OF DEVELOPMENT

The article attempts to give an integral characteristic of emotional flexibility of socionomics type specialists in educational psychology, specify its structural components, functional purpose and define levels of development.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики эмоциональной гибкости: происхождение понятия, структура, функции и уровни развития»

- активно включаться во внеурочную учебно-воспитательную работу школы.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пережогина А. А. Профессионально-педагогическая адаптация начинающего преподавателя вуза. - Курган, 2000. - 165 с.

2. Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. - СПб., 2008. - 275 с.

3. Колмогоров К. Л. Адаптация к спорту. - М., 2007.

4. Пирелин В. И. Адаптация к физическим упражнениям. - М., 2003.

5. Чумаков Б. Н. Валеология. - М., 2008.

6. Мазоха Д. С. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности в школах и группах продленного дня. -Киев, 2009.

7. Никишина В. Б., Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы. - М., 2004.

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОй ГИБКОСТИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА,

функции и уровни развития

essential characteristics of emotional flexibility: origin of the concept, structure, functions and levels of development

Н. Н. Колмогорцева, М. В. Наумова

В статье предпринята попытка дать целостную характеристику эмоциональной гибкости специалистов социономического типа в педагогической психологии, конкретизировать ее структурные составляющие, функциональное назначение и определить уровни развития.

Ключевые слова: эмоциональная гибкость, эмоциональная устойчивость, саморегуляция, самоконтроль, рефлексия.

N. N. Kolmogortseva, M. V. Naumova

The article attempts to give an integral characteristic of emotional flexibility of socionomics type specialists in educational psychology, specify its structural components, functional purpose and define levels of development.

Keywords: emotional flexibility, emotional stability, self-regulation, self-control, reflection.

Проблема изучения эмоциональной гибкости в педагогической психологии является достаточно молодым явлением как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях. Описание и раскрытие его сущности представлено в небольшом количестве работ (Л. М. Митина, 1994-1995, 1998, 2004; Е. С. Асмаковец, 2000, 2007, 2008; Е. М. Семенова, 2002; и др.). Вследствие того, что педагогическая теория и практика долгое время развивались в технократическом направлении, внимание к эмоциям человека (а главное - в профессиональной сфере) не было востребовано. На современном этапе развития общества не только предъявляются новые требования к умственным и интеллектуальным способностям специалистов социономического типа, но и уделяется особое внимание развитию его эмоциональной культуры, и в частности эмоциональной гибкости, которая входит в структуру последнего.

В отечественной психолого-педагогической литературе впервые было опубликовано следующее определе-

ние «эмоциональной гибкости»: это оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости [1]; «как интегральная характеристика личности учителя, целостное структурное образование, представляющее собой такое сочетание определенных личностных качеств, которое способствует позитивному эмоциональному и психическому состоянию учителя и учащихся; оптимизирует педагогическую деятельность, общение» [2]; «с одной стороны, способность "оживлять" подлинные эмоции, проявлять богатство эмоциональных переживаний (быстрое и разнообразное эмоциональное реагирование) и адекватно внешне выражать их (эмоциональная экспрессивность, выразительность), с другой стороны, это способность педагога правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся (воспитанников), проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатийные качества личности» [3].

Опираясь на теоретический и экспериментальный анализ изучаемого феномена, под «эмоциональной гибкостью»

специалистов социономического типа мы будем понимать интегральную характеристику личности, проявляющуюся в способности легко, быстро, гибко, адекватно эмоционально реагировать на различные воздействия внешней среды, выражающуюся в способности адекватно внешне экспрессивно, выразительно предъявлять свои эмоции, обладать эмпа-тийными и рефлексивными умениями.

Вопрос о структурно-функциональных характеристиках феномена эмоциональной гибкости заслуживает особого внимания. Согласно исследованиям Л. М. Митиной и Е. С. Асмаковец, структура эмоциональной гибкости состоит из двух взаимодополняющих подструктур: эмоциональной устойчивости и эмоциональной экспрессивности, которые в свою очередь представляют собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, существенных для успешного действования в рамках педагогической профессии [1].

По мнению авторов, эмоциональная устойчивость характеризуется способностью управлять своими эмоциями, настроением, выражается в умении найти адекватное объяснение ситуации и реалистичное вербальное и невербальное выражение. Эмоциональная стабильность включает в себя комбинацию следующих личностных качеств: удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию гнева, отсутствие склонности к переживанию страха, парциальную эмоциональную устойчивость [1].

Эмоциональная экспрессивность возникает тогда, когда выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, в мимике, в речи, ее интонациях, позволяет передать не только особенности характера педагога, но и его образ мыслей, его отношение к различным социальным ценностям (нравственным, гражданским, художественным), его отношение к детям и другим людям и, конечно, владеющие им переживания [1]. Эмоциональная экспрессивность включает в себя следующие параметры: склонность к переживанию радости, сенситивность к себе (рефлексия своих внутренних состояний), спонтанность проявления своих состояний, чувств [2].

Е. М. Семенова рассматривает эмоциональную гибкость как один из компонентов эмоциональной культуры педагога. В структуре изучаемого нами феномена Е. М. Семенова выделяет три компонента: эмоциональную экспрессию, эмпатию и эмоциональную отзывчивость (чуткость). Под эмоциональной отзывчивостью Е. М. Семенова понимает способность отразить чувство, принять его, не растворяя полностью чувства другого в своих чувствах [3].

В структуре эмоциональной гибкости специалистов социономического типа мы выделяем следующие структурные компоненты: эмоциональную устойчивость, позитивную эмоциональную экспрессию, эмпатию и рефлексию, которые взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимодополняют друг друга.

Под эмоциональной устойчивостью мы понимаем интегральную характеристику личности, проявляющуюся в навыках осознанной саморегуляции и самоконтроле, в способности управлять своими эмоциями (навыки самоуправления), настроением, в умении найти адекватное

объяснение и действие в ситуации. Эмоциональная устойчивость включает в себя следующие составляющие: осознанная саморегуляция, самоконтроль, навыки эмоционального самоуправления.

В своем исследовании при определении процесса саморегуляции мы опираемся на работы Е. М. Семеновой, которая определяет данный процесс как «управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мыслительных образов, управления мышечным тонусом, дыханием» [3]. В результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта: эффект успокоения (устранения эмоциональной напряженности); эффект восстановления (ослабление проявлений утомления); эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности) [3].

Сфера осознанной саморегуляции тесным образом связана с самоконтролем. Навыки сознательного эмоционального самоуправления, то есть способность переключаться с одной эмоции на другую, организация и планирование (разработка соответствующего плана действий при столкновении с проблемой или раздражителем), а также способность дистанцироваться от аффекта (умение отделять эмоциональную реакцию на проблему от интеллектуальных усилий, требующихся для решения проблемы) - это ключевые навыки, необходимые для того, чтобы эффективно справляться с раздражением, гибко мыслить и решать возникающие проблемы.

Под позитивной эмоциональной экспрессией, вслед за Л. М. Митиной, мы понимаем выразительность, заложенную в движениях, жестах, походке, в мимике, в речи, ее интонациях, которая позволяет передать не только особенности характера специалиста социономического типа, но и его образ мыслей, его отношение к различным социальным ценностям (нравственным, гражданским, художественным), его отношение к детям и другим людям и, конечно, владеющие им переживания.

Еще одной составляющей модели эмоциональной гибкости специалиста социономической профессии в нашей работе является эмпатия, которую мы рассматриваем как форму рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, способность личности проникать (без утраты своего личного «Я»), предвосхищать эмоциональное состояние другого, что позволяет преодолеть психологическую защиту другого и постичь причины, следствия самопроявлений - свойств, состояний, реакций - в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение.

Мы считаем, что необходимо включить в структуру эмоциональной гибкости такой компонент, как рефлексия, поскольку именно наличие рефлексивных умений и навыков позволяет педагогу творчески мыслить, побуждать ребенка к подобного рода деятельности, отсутствие данного качества у специалиста социономического типа (или отсутствие способности к рефлексии) проявляется в неспособности анализировать ситуацию и ставить цели.

Выделение показателей уровневости развития эмоциональной гибкости является показателем развитости

вопросы психологии и воспитания

данного феномена. Анализ работ Е. С. Асмаковец (2000, 2006, 2007) позволяет условно разделить развитие эмоциональной гибкости личности на следующие уровни: низкий, средний, высокий. Наличие у педагогов следующих навыков и приемов характеризует проявления высокого уровня эмоциональной гибкости: развитые навыки, приемы вербального и невербального проявления чувств и целенаправленное их применение в общении с учениками (воспитанниками, студентами); умение эмоционально насыщать педагогическое общение и обучение; обладание навыками и приемами, направленными на формирование у ребенка чувство психологической защищенности и безопасности; обладание навыками и приемами позитивного эмоционального воздействия в развитии индивидуальности ребенка.

Отсутствие или несформированность следующих умений и навыков характеризует низкий уровень развития эмоциональной гибкости: неумение адекватно эмоционально реагировать; социальная дезадаптирован-ность; предрасположенность к эмоциональным отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для «Я» личности (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т. п.), стабильная склонность реагировать на социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства. Высокий уровень личностной тревожности (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, тревога, депрессия); эмоциональная неустойчивость (неспособность управлять своими эмоциями и настроением); преобладание негативных эмоций (страха, гнева, злобы); неудовлетворенность своей жизнью; низкий уровень самоотношения; наличие синдрома эмоционального выгорания [2].

Средний уровень развития эмоциональной гибкости характеризуется наличием или отсутствием тех или иных компонентов высокого и низкого уровней.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эмоциональная гибкость - достаточно неоднозначное понятие. Исследователи рассматривают ее как комбинацию личностно значимых качеств, обеспечивающих продуктивную профессиональную деятельность.

Специалист социономического типа должен обладать эмоциональной гибкостью, в состав которой входит: эмоциональная устойчивость, эмоциональная экспрессия, эмпатия и рефлексия. Функциональная составляющая эмоциональной гибкости и уровневая выраженность позволяют говорить о том, что модель изучаемого феномена имеет процессуальную и динамическую характеристику. И поэтому цель дальнейшего нашего исследования мы видим в исследовании путей и средств развития эмоциональной гибкости специалиста социономического типа.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.

2. Асмаковец Е. С. Взаимосвязь эмоциональной гибкости и синдрома «эмоционального выгорания» учителя // 2-я Междунар. науч. интернет-конф. «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности». - М., 2007.

3. Семенова Е. М. Эмоциональная устойчивость педагога: возможности развития в процессе профессиональной подготовки. - М., 2002.

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЕй ХАРАКТЕРА КАК фАКТОР ГАРМОНИЗАЦИИ ИХ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

speech behavior of teenagers with accentuated character traits as a factor of harmonizing their personal development

Г. О.Заблоцкий

Статья посвящена проблеме взаимообусловленности речевого поведения человека и его характера. Предложено краткое описание авторской методики гармонизации личностного развития подростков-акцентуантов. Методика ориентирована на развитие коммуникативно-речевых умений у подростков-акцентуантов.

G. O. Zablotsky

The article examines the issue of interdependence between one's speech behavior and their character. In the article the author gives a brief description of his method for harmonizing personal development of teenagers with accentuated character traits. The method is focused on developing their communicative speech skills.

Ключевые слова: акцентуация характера: гипер-тимный тип, шизоидный тип, истероидный тип; подросток, коммуникативно-речевые умения, гармонизация личностного развития.

Keywords: accentuated character traits, hyperthymic personality type, schizoid personality type, hysteroid personality type; teenager, communicative speech skills, harmonization of personal development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.