Научная статья на тему 'Моделирование и оптимизация бизнес-процессов'

Моделирование и оптимизация бизнес-процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1612
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / BUSINESS PROCESS MODELING / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев А., Каменский Г., Романников А.

Статья познакомит читателя с понятием бизнес-моделирования. Подробное описание моделирования отдельно взятых бизнес-процессов покажет, что подразумевается под этим понятием. Для моделирования процессов будут применены различные математические аппараты, демонстрирующие широкий выбор инструментария, предоставляемого специалисту. Наглядно будут разобраны преимущества предоставляемые наличием модели конкретного бизнес-процесса и всего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING AND OPTIMIZATION OF BUSINESS PROCESSES

Article will acquaint the reader with concept of business modeling. The detailed description of modeling business processes will show that is meant this concept. The various mathematical apparatuses showing a wide choice of toolkit will be applied to modeling of processes. Advantages models of concrete business process given by presence and all business will be visually disassembled.

Текст научной работы на тему «Моделирование и оптимизация бизнес-процессов»

J*]:

j ei;

Как и во всех подобных случаях, здесь также оговаривается неотрицательность переменных: поставка от какого-то резидента Российской Федерации тому или иному иностранному заказчику может быть равна нулю, но отрицательной, т. е. следовать в обратном направлении, быть не может.

И > ft

je f.i eí

A - максимальный объем производства продукта пунктом i; Бк - объём продукта, который необходимо доставить k-ому пункту потребления; Djk - максимальное количество продукта, которое может быть доставлено из i - ого пункта j-ому потребителю.

В настоящее время разработано множество различных алгоритмов решения транспортной задачи: распределительный метод, метод потенциалов, дельта-метод, венгерский метод, метод дифференциальных рент, различные сетевые методы и т. д. Они относительно просты, по ним составлены десятки программ для вычислительных машин. Практически всю необходимую для расчетов информацию можно будет получить из вышеописанной базы данных. Благодаря широкой системе структуризации Торгово-Промылшенной Палаты РФ (она включает в себя более 170 территориальных торгово-промышленных палат; около 200 сформировавшихся на федеральном и более 250 — на региональном уровне отраслевых объединений предпринимателей, представляющих основные секторы российской экономики; более 70 крупных компаний, эффективно работающих в ключевых отраслях экономики; около 40 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности; представительства за рубежом) обеспечивается всеохватывающий объем информации, а устойчивость и стабильность ТПП РФ гарантирует

достоверность информации, ее сохранность и безопасность. В будущем, помимо Минэкономразвития РФ, в партнерстве с ТПП РФ могут состоять такие структуры как Госкомстат и Росстат. Привлечение консалтинговых компаний в качестве посредников так же может сыграть немаловажную роль в развитии и продвижении этого нового направления деятельности ТПП РФ. Ведь именно консалтинговые фирмы имеют наиболее обширную клиентскую базу со стороны иностранных заказчиков и инвесторов, заинтересованных в выходе на российский рынок товаров и услуг.

Прочное сотрудничество с уже имеющимися партнерами и установление новых благоприятных деловых отношений - вот ключ к быстрому и успешному внедрению информационной базы ТПП РФ в российскую экономику, а так же к развитию новых перспективных направлений деятельности ТПП РФ, напрямую связанных с экономической стратегией России.

Все это предоставляет огромные возможности для повышения благосостояния жителей не только крупных городов, но и глубинок, хотя также представляет собой проблему. Ответственность за предоставленные услуги станет слишком большой, если регионы не будут активно финансировать инфраструктуру знаний - компании не будут иметь квалифицированных рабочих и, как следствие, не будет инновационных инструментов, необходимых для создания высокооплачиваемых рабочих мест и улучшения экономической ситуации в стране в целом. Иначе говоря, сосредоточение на инновациях, обучении и постоянной адаптации экономики являются залогом успеха.

Новизна данного подхода состоит анализе текущей экономической стратегии Российской Федерации, ее стабилизации, а в дальнейшем и улучшения, через развитие новых направлений деятельности Торгово-Промышленной Палаты РФ. В связи с этим важным пунктом государственной стратегии экономического развития должно стать создание благоприятных условий для экономического развития каждого отдельного региона, а так же реализация принципов экономического федерализма во взаимоотношениях и между Федерацией и ее субъектами.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Дмитриев А., преподаватель кафедры МиЛ, МФПА, Каменский Г., аспирант, МЭСИ, Романников А., доцент кафедры ПМ, МЭСИ

Статья познакомит читателя с понятием бизнес-моделирования. Подробное описание моделирования отдельно взятых бизнес-процессов покажет, что подразумевается под этим понятием. Для моделирования процессов будут применены различные математические аппараты, демонстрирующие широкий выбор инструментария, предоставляемого специалисту. Наглядно будут разобраны преимущества предоставляемые наличием модели конкретного бизнес-процесса и всего бизнеса.

Ключевые слова: бизнес-процесс, моделирование, экономика.

MODELING AND OPTIMIZATION OF BUSINESS PROCESSES

Dmitriev A., lecturer of the MiL chair, MFPA, Kamensky G., the post-graduate student, MESI, Romannikov A., associate professor, PM chair, MESI

Article will acquaint the reader with concept of business modeling. The detailed description of modeling business processes will show that is meant this concept. The various mathematical apparatuses showing a wide choice of toolkit will be applied to modeling of processes. Advantages models of concrete business process given by presence and all business will be visually disassembled.

Keywords: business process modeling, economics.

В современной экономике практически любое предприятие ведет свою деятельность в конкурентной среде. В одной нише с ним функционируют похожие компании или даже фирмы-аналоги. В жестких конкурентных условиях предприятиям зачастую приходится снижать цену на свою продукцию без снижения ее себестоимости или повышать качество продукции, тем самым повышать ее себестоимость, без повышения цены. И в том и в другом случае падает прибыльность продаж. Для того чтобы снижение прибыльности было минимальным, необходимо снижать административные и производственные расходы фирмы. Оптимизировать расходы нужно таким образом, чтобы их эффективность была максимальной.

Рассмотрим предприятие, как набор бизнес-процессов. Бизнес-процессы предприятия по отношению к получению добавленной стоимости можно разделить на 2 группы: основные бизнес-процессы (маркетинг, производство, логистика, планирование спроса), обеспечивающие бизнес-процессы (финансовое обеспечение деятельности, обеспечение кадрами, юридическое обеспечение, обеспечение безопасности, и т.д.).

Несомненно, основные бизнес-процессы более значимы для предприятия, но не стоит забывать, что каждый бизнес-процесс является звеном цепи, называемой «предприятием». Цепь является крепкой только тогда, когда каждое ее звено является прочным.

В данной работе построены модели бизнес-процессов, вызывающих наибольший интерес у предпринимателей - производства и по-

ставки, оптимизации расходов на маркетинг. Этот выбор обусловлен тем, что оптимальное функционирование данных процессов является залогом успешности компании. Разработав модели бизнес-процессов, мы получим общую модель предприятия.

Главное преимущество модели заключается в следующем. Модель бизнес-процессов, ориентированных на конкретную цель, открывает возможность совершенствования предприятия. Анализ предприятия как модели - это удобный способ ответа на вопрос, что необходимо и достаточно для достижения конкретной поставленной цели.

Управление производством и поставками

Рассмотрим производственное предприятие следующего вида: предприятие производит 1 вид продукции и имеет три уровня реализации. Произведенная продукция поступает на центральный склад, находящийся в непосредственной близости от завода. С этого же склада производится реализация товара крупнооптовым покупателям. Оставшаяся продукция транспортируется на региональный склад, где реализуется мелкооптовым покупателям. С регионального склада товар поступает на дилерский склад, с которого продукция покупается розничными покупателями. Подробная информация представлена в таблицах 1,2 и 3. Задача стоит в минимизации издержек на производство, хранение, доставку при максимальном удовлетворении спроса. В качестве штрафа за наличие неудовлетворенного спроса будем вычитать его денежное значение из выручки.

Таблица 1. Общие сведения о предприятии

Наименование склада Цена реализации единицы продукции Стоимость хранения единицы продукции в течение периода Остаток продукции на начало периода Время доставки продукции до склада Стоимость доставки единицы продукции до склада Объем реализованной продукции за период

центральный склад Р1 81 Б1 Я1 У1

региональный склад Р2 82 Р2 Б2 Я2 У2

дилерский склад Р3 83 дз Б3 я3 У3

Таблица 2. Дополнительная информация

Базовая стоимость производства единицы продукции С

Штраф за изменение объема производства на 1 единицу ё

Единовременный штраф за изменение объема производства к

Объем производства в начальный период XV

Таблица 3. Прогноз спроса на продукцию компании

период 1 2 о 3 п

центральный склад БП ¥12 ИЗ Ип

региональный склад Р21 ¥22 ¥23 ¥2п

дилерский склад ¥31 ¥32 ¥33 ¥3п

Итого Б11+Б21+РЗ1 Р12+Р22+Р32 ¥13+¥23+¥33 Ип+Р2п+Р3п

Введем 3 управления, позволяющие нам оптимизировать производственный процесс (табл. 4).

Таблица 4. Управления

Ш Объем производства

ш Размер заказа на региональные склады

из Размер заказа на дилерские склады

Весь произведенный товар (Ш) поступает на центральный склад. Объем товара, равный Ш берется с центрального склада и поступает на региональный. Объем заказа, равный и3 берется с регионального склада и поступает на дилерский склад. Время производства партии товара Ш занимает 1 условный период. Время доставки товара с центрального склада на региональный равняется времени доставки товара с регионального склада на дилерский и равно 1 условному периоду.

При построении модели необходимо учесть, что стоимость хранения единицы продукции на разных складах различается. Выгоднее всего излишек продукции хранить на центральном складе, а на региональном и дилерском складах иметь объем товара равный спросу на текущий период и небольшой запас для удовлетворения случайных колебаний спроса.

Таким образом, мы можем записать нашу функцию в математической форме:

Максимизируя эту функцию, мы найдем такие управления Ш, Ш, Ш при которых достигается максимальная прибыльность компании.

- фактическая прибыль, полученная компанией от реализации продукции в периоде 1:.

- косвенные издержки компании, вызванные неполным удовлетворением спроса в периоде 1:.

- Я, - О • - (<?„ - ■ Б,)

90 ТКА^РОЯТ БШШЕЯЯ ТК ИШЯТА

■ - вычисляет суммарный штраф за изменение

- суммарный штраф, вызванный изменением объема производства в периоде 1. Дополнительные условия:

1) £ ) е"0 - показывает размер неудовлетворенного спроса.

2) У^ 0,ос:.И \V.-W,.,, 0, 1) иначе 9 ' \Щ ~ | + *

объема производства.

2) = 1 — 1 1 — £^2 + — 1 ~ объем запасов на центральном складе в начале периода I рав-

няется объему запасов на начало периода 1-1 минус объем реализованной продукции с центрального склада в периоде 1-1, плюс разность произведенной продукции и объема заказа на региональный склад за предыдущий 1) период.

2) (^2 £ = С?2 1 — 1 1 — 1 " °®ъем запасов на региональном складе в начале периода I

равняется объему запасов на начало периода 1-1 минус объем реализованной продукции с регионального склада в периоде 1-1, плюс разность продукции заказанной на региональный и дилерский склад в предыдущем периоде.

3) С?3£ = Qзt— 1 — £ — 1 ^ 1 - объем запасов на дилерском складе в начале периода 1 равняется объему

запасов на начало периода 1-1 минус объем реализованной продукции с дилерского склада в периоде 1-1, плюс объем заказа на дилерский склад, сделанный в предыдущем периоде.

Теперь, построив математическую модель производства, мы можем перейти к решению поставленной задачи с помощью аппарата теории оптимального управления.

Введем необходимые обозначения:

Z1=(P1-R1-C) - маржа без учета стоимости хранения при реализации с центрального склада, Z2=(P2-R2-C) - маржа без учета стоимости хранения при реализации с регионального склада, Z3=(P3-R3-C) - маржа без учета стоимости хранения при реализации с дилерского склада, Сформируем задачу ТОУ:

=> min

При условиях:

(2)

■ объем ре-

ализации продукции с центрального склада в период 1 равен значению спроса в данном периоде или, если уровень спроса выше товарных запасов, уровню товарных запасов на начало периода,

объем

реализации продукции с регионального склада в период 1 равен значению спроса в данном периоде или, если уровень спроса выше товарных запасов, уровню товарных запасов на начало периода,

- объем реализации про-

дукции с дилерского склада в период 1 равен значению спроса в данном периоде или, если уровень спроса выше товарных запасов, уровню товарных запасов на начало

1. периода,

- объем неудов-

летворенного спроса на центральном складе равен разности спроса и товарных запасов в периоде t если спрос выше товарных запасов на начало периода, в противном случае объем неудовлетворенного спроса на центральном складе равен 0,

G2(t) =

О,если (U2 (0) + EtK":2 CO ~ U3(i) - CO) > F2 (t)

F2 СО - (f/2 (o) + it;(i/2со - f/3 со - ъ со)

0СЛИ

иначе

- объем неудов-

летворенного спроса на региональном складе равен разности спроса и товарных запасов в периоде t если спрос выше товарных запасов на начало периода, в противном случае объем неудовлетворенного спроса на региональном складе равен 0,

G3(t) =

0, ее™ (U2 (0) + Ш(и2 со - ВД)) >F2 СО

СО - № СО) + СО - СО)

если иначе

объем неудовлетворенного

спроса на дилерском складе равен разности спроса и товарных запасов в периоде t если спрос выше товарных запасов на начало периода, в противном случае объем неудовлетворенного спроса на дилерском складе равен 0,

если объем производства в периоде t изменился в сравнении с пе-

риодом 1-1, то суммарный штраф за изменение объема производства вычисляется по формуле У СО =0 ' I ^Ь— 1 I

иначе штраф равен 0.

6. 1] ^ С^) , и2 СО), СО) ~~ запасы товаров на начало 1-го периода на центральном, региональном и дилерском складах соответственно.

7. Здесь мы обозначили объем запасов на начало периода t через разность всех поступлений товара и его реализации за периоды с 1 по М.

Решение данной многошаговой задачи оптимального управления производится методом Лагранжа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Найдя оптимальные управления, предприятие может позволить себе производить и хранить на складе товарные запасы без большого излишка. Таким образом, финансовые средства предприятия не будут заморожены в товарных запасах, и оборачиваемость средств повысится, повысив тем самым прибыльность фирмы. Объем выпуска продукции будет таким, чтобы затраты на перенастройку оборудования и других производственных мощностей станут минимальными.

Оптимизация расходов на маркетинг

В моделировании производства мы относились к спросу как к константе, на которую предприятие не в силах повлиять. Однако, если компания не будет тратиться на рекламу, то она не только останется при существующем спросе, но даже потеряет часть своих покупателей. Независимо от того, какие рекламные методы будут применяться, их можно выразить в денежном эквиваленте, как и эффект, приносимый этими методами.

Главная проблема маркетинговых отделов крупных компаний - как эффективно потратить существующий рекламный бюджет, и какой бюджет можно было бы считать оптимальным1. Для анализа и оптимального распределения средств бюджета маркетингового отдела применим производственную функцию Кобба-Дугласа (6) и бюджетное уравнение (7):

Q = а • х\

Xi

Q - результативная переменная (зачастую объем продаж или прибыль); х1, х2 -переменные факторы, оказывающие влияние на результат; а, Ь, с - числовые коэффициенты.

(б)

(V)

р1, р2 - цены факторов х1, х2; В - бюджет.

Сформулируем задачу: найти набор переменных факторов, максимизирующий валовую прибыль. Этому набору (хД.. .х.*,.. ,хш*) соответствуют оптимальные бюджет В* и выручка р*. Но сначала решим более простую задачу: при заданных производственной функции, ценах и бюджете найти оптимальный набор факторов. Затем перейдем к переменному бюджету.

Запишем математическую модель задачи: найти шах р(хр.. .х.,.. ,хш), при ограничении:

(S)

Назначаем Ве.ЪВ . и рассматриваем производственную функцию в ее области определения. Возникает задача на условный экстремум, которая решается с применением функции Лагранжа (8).

£ = ..........хт)+1- (В- E^iPi ■

(9)

Чтобы найти экстремум, возьмем частные производные от функции Лагранжа по всем ш+1 переменным (ш факторов и ») и приравняем их нулю2:

3L 3Q

ЗХ± ЭХ±

3L 3Q

3L В -У,

ЗЛ

- р1 ■ я = о

Рт • * = 0

(1С)

ляп,

Частная производная от производственной функции есть предельный продукт фактора. Следовательно- = /V/ ( / ■. Заменим

ЗХ1 *1

частные производные на предельные продукты и произведем преобразования. Перепишем систему уравнений, кроме последнего, в другом виде:

(ll)

Назовем полученное выражение необходимым условием равновесия предприятия на рынке факторов. Оценим экономический смысл

выражения

Pi

= À

. Здесь МО - предельный продукт 1-го фактора, настолько увеличится выручка от дополнительной единицы фак-

тора, а р. - цена этого же фактора. Инвестировав дополнительно в производство р., предприятие получит отдачу МО-. Но тогда

- это эффективность вложения дополнительной единицы денег в расширение продаж на данном предприятии. Следовательно, ^ - предельная эффективность продаж, и по ней можно определить оптимальный бюджет, посчитав его переменной величиной.

С ростом бюджета, с расширением объема продаж падает предельная эффективность продаж и наоборот. Если бюджет больше оптимального, то ^ < 1+г, где г - банковская ставка процента по кредитам и депозитам, и, значит, можно увеличить валовую прибыль предприятия, сократив бюджет до такой величины, чтобы выполнялось условие ^ = 1+г, а высвободившиеся средства разместить на депозите по ставке г. Если, наоборот, бюджет недостаточен, то 1+г. Тогда можно увеличить валовую прибыль предприятия, взяв кредит по ставке г и увеличив бюджет до такой величины, чтобы выполнялось условие ^ = 1+г.

Теперь можно сформулировать утверждение: при принятых выше условиях бюджет В*, продажи О* и набор переменных факторов

(х* ..х*,...х *) являются оптимальными тогда и только тогда, когда выполняется условие

для всех i. Выразим

как ^ = 1+е. Тогда е - рентабельность издержек, т.е. норма прибыли на добавочную единицу издержек. Оптимум возникает при условии е=г, т.е. рентабельность издержек равна ставке процента. При этом условии производственные и портфельные инвестиции одинаково эффективны, разумеется, без учета рисков. Никакое перемещение финансов не в состоянии увеличить валовую прибыль.

Вернемся к выражению

. Преобразуем его к виду

MQi = Vi + Pir

. Здесь p. - рыночная цена i-го факто-

ра производства, значит доход собственника этого фактора. Величина р.г - это процент на капитал, инвестированный в единицу 1-го фактора.

Вернемся к формуле

MQi = Pi + Pir

выражающей необходимое и достаточное условие оптимальности валового продукта,

бюджета и набора факторов. Пусть номером 1 обозначена единица фактора, используемого для увеличения продаж. Тогда МО. - это предельный продукт этого фактора.

Нужно найти оптимальный набор факторов (х1*,х2*), оптимальный бюджет (В*) и соответствующий ему оптимальный результат (О*).

Оптимальность оценивается по предельной эффективности продаж

где МQj° - предельный продукт i-го фактора. Условие

оптимальности ^ = 1+г, где г - банковская ставка процента. Составляем функцию Лагранжа, берем от нее частные производные, приравниваем их к нулю, и решаем полученную систему уравнений при условии заданной величины бюджета (В = const). Получаем:

= bB/(b + с)р X* = сВ/(Ь + с)р2

(l2)

Экономический смысл решения - бюджет нужно разделить на две части пропорционально коэффициентам Ь и с, результат поделить на цены факторов. Добавив условие равенства предельной результативной переменной эффективности банковских депозитов

(MQ¡/p¡= l + r), получим оптимальное решение:

(1З)

Зная В*, можно найти значения (х1*,х2*), а подставив их в производственную функцию, получить оптимальное значение О*. Таким образом, мы получили функцию, для вычисления оптимального бюджета и наиболее эффективного его распределения. Для

1 Родина Л.А Формирование модели информационного обеспечения управленческой деятельности. - СПб., 2004.

2 Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб. пособие. - М., 2002. - 386 с.

руководителей подразделений компании имеет большое значение знание того, сколько именно ресурсов им необходимо запрашивать у руководства компании, важно уметь обосновать, почему требуется именно такая сумма3. И даже не получив требуемого бюджета, руководитель подразделения обязан расходовать выделенные средства с максимальной эффективностью. Для этого он должен руководствоваться

формулами для расчета оптимальных значений Х^ и

В заключение к статье хотелось бы подвести итоги, взглянуть на получившиеся результаты не со стороны стороннего аналитика или даже рядового сотрудника компании, а со стороны высшего руководства.

В настоящее время рыночная конъюнктура, политическая и социальная ситуация в стране и мире меняется с поразительной быстротой. Современное предприятие, желающее все время держаться на плаву, претендующее на лидерство в своей нише, должно постоянно преобразовываться и приспосабливаться к переменам, идти в ногу со временем.

Каким бы хорошим и опытным ни было руководство компании, оно не сможет всегда принимать оптимальные решения, полагаясь лишь на свое профессиональное чутье. В изменяющихся ситуациях встает задача выбора, неверное решение может привести предприятие к кризису или банкротству.

Для этого и разрабатывается модель бизнеса. Имея в распоряжении модель предприятия, руководство компании может на много периодов вперед знать, чем обернется то или иное действие, может проводить самые смелые эксперименты над моделью предприятия, на которые никогда бы не решилось в реальной жизни. Как знать, быть может один из этих экспериментов окажется настолько успешным, что его реализация на практике позволит компании выйти на качественно другой уровень.

Разработка модели для управления производством и поставками дала возможность сократить товарные запасы на складах, тем самым снизить расходы на хранение излишнего объема продукции, повысить оборачиваемость денежных средств, оптимизировать процесс производства.

На основе вышеперечисленного, можем заключить, что моделирование бизнес-процессов является не напрасной работой и позволяет менеджменту компании по-новому взглянуть на систему управления и оптимизации работы предприятия.

3 Шапот М.Д. Инструментальные средства поддержки реинжиниринга бизнес-процессов. - М.: ЦРДЗ, 1996.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРОКОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ СОВЕРШЕНИЯ ТРАНСФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ФУТБОЛЬНЫМИ КЛУБАМИ

Дмитриев А., преподаватель кафедры МиЛ, МФПА Романников А., доцент кафедры ПМ, МЭСИ

В последние годы наблюдается значительный прогресс российских футбольных клубов не только как спортивных организаций, но и как вполне преуспевающих коммерческих предприятий. Поскольку футболисты одним из основных активов футбольного клуба, актуальным представляется исследование изменения их стоимости на протяжении периода функционирования. В данной статье приведено обоснование значимости трансферной политики для современных отечественных футбольных клубов, а так же представлена классификация игроков и выявлены основные критерии покупки для клубов использующих различные трансферные стратегии.

Ключевые слова: футбольный клуб, активы, трансфер.

CLASSIFICATION OF THE PLAYERS AND THE DEFINITION OF CRITERIA THE COMMISSION OF TRANSFER OF PROFESSIONAL FOOTBALL CLUBS

Dmitriev A., lecturer of the MiL chair, MFPA Romannikov A., associate professor, PM chair, MESI

Last years, considerable progress of the Russian football clubs not only as sports organizations, but also as quite succeeding commercial enterprises is observed. As football players one of the basic actives offootball club, actual research of change of their cost throughout the functioning period is represented. In given article the substantiation of the importance of a transfer policy for modern domestic football clubs and as classification ofplayers is presented is resulted and the basic criteria ofpurchase for clubs using various transfer strategy are revealed.

Keywords: football club, active assets, transfer.

Российский футбол в последние пять лет стремительно прогрессирует. Отечественные футбольные клубы увеличивают свои бюджеты каждый год. Покупка игрока за 5-6 миллионов долларов уже выглядит обыденным событием. Нашлись у наших клубов и серьезные спонсоры в лице государственных и частных корпораций таких как Газпром, Лукойл, ВТБ, Аэрофлот и др. В футбольной гонке бюджетов корпорациями движет спортивный азарт: руководители монополий готовы потратить десятки миллионов долларов, лишь бы обеспечить результат - чемпионство по итогам сезона (в советские времена аналогично поступали главы министерств и ведомств, активно использовавшие административный ресурс). Все это не могло не сказаться и на спортивных результатах наших клубов как на внутренней так и на международной арене. В связи с этим встает вопрос о том можно ли сделать футбольный клуб прибыльным, или хотя бы более рентабельным. По словам генерального директора компании Спорт Маркетинг, экс генерального директора ФК «Москва» Юрия Белоуса: «Данный вид деятельности в России приносит прибыль всем кроме владельцев футбольных клубов», однако почти всегда дает его владельцу определенные привилегии [1].

В европейских футбольных клубах дела обстоят кардинально по другому, клубы не только окупают высокие расходы, но еще и неплохо зарабатывают. Во многих западных клубах важную статью доходов (в Англии - более 30 процентов бюджета) составляют средства, получаемые от продажи билетов на матчи, сезонных абонементов и футбольной атрибутики. От 20 до 50 процентов доходов они получают от телевизионных трансляций, остальное - поступления от рекламы и трансфера игроков. Участники Евролиги получают еще и дополнительные бонусы.[2]. Доходы европейский футбольных клубов представлены на рисунке 1.

Одну из основных статей бюджета клуба представляю собой доходы (расходы) связанные с куплей-продажей игроков, практика совершения таких сделок появилась почти одновременно с понятием профессиональный футбол, впоследствии эволюционировав в трансферный рынок.

Таким образом, трансфер - это необходимый и обоснованный со стороны покупателя и продавца на данный момент времени переход игрока из одного клуба в другой на взаимовыгодных для всех участников сделки условиях. При этом футболист подписывает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.