ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
М.М. БЕГЕУЛОВА,
аспирант,
кафедра математики и информационных технологий, Кисловодский институт экономики и права, e-mail: kiep_asy@mail.ru
В работе построена модель общего динамического равновесия открытой региональной туристской экономики. Модель использована для выяснения условий, при которых введение туристского посуточного налога является подходящим инструментом для увеличения валового регионального туристского продукта и повышения благосостояния резидентов туристско-рекреационной территории.
Ключевые слова: туризм; налогообложение; благосостояние; валовой региональный туристский продукт.
Коды классификатора ^БЬ: 1,83, 018.
Современная туристская индустрия является одной из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики: на долю туризма приходится около 6% мирового валового продукта. В настоящее время туризм является доминантным сектором экономики многих стран и регионов. Согласно прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 г. произойдет двукратный рост туристской отрасли. Поэтому важно обеспечить быструю реакцию туриндустрии на рост и структурные изменения спроса на туристские услуги [1, 2]. В связи с этим важнейшей задачей туристской индустрии является совершенствование структуры предложения услуг, повышение темпов адаптации туристско-рекреационных ресурсов к новым условиям, в особенности путем продвижения инноваций (введения новых туристских продуктов) и создания методологии регулирования туристского рынка.
В работе построена модель динамического равновесия региональной экономики, специализирующейся на предоставлении туристских услуг. Модель использована для выяснения условий, при которых введение туристского посуточного налога является подходящим инструментом для увеличения валового регионального туристского продукта и повышения благосостояния резидентов туристско-рекреационной территории, а также улучшения качества окружающей среды и повышения качества туристского продукта [3,4]. Пакет туристских услуг представляет собой набор четырех основных видов услуг.
Услуги, предоставляемые туристскими дестинациями, которые мы условно называем услугами по размещению туристов (однако они могут включать дополнительные услуги, оказываемые туристскими фирмами: профильные медицинские услуги, спортивные комплексы, развлекательные комплексы, автостоянки, детские площадки и т.д.). Предложение этих услуг может быть измерено числом туристов Т, которые могут быть размещены в туристско-рекреационной территории. Каждая туристская дестинация г на региональном туристском рынке 3 инвестирует в услуги по размещению туристов капитал К.. и обеспечивает определенное число место размещения Т. Качество туристских услуг, предлагаемых туристской дестинацией, растет при увеличении инвестиций К. и может быть измерено объемом капитала, инвестированного в расчете на одно место размещения К,. / Т ...
Нелокальные общественные блага (обеспечиваемые региональными и федеральными властями), такие, как личная безопасность, доступность услуг системы здравоохранения, качество продуктов питания и т.д. В эту категорию товаров и услуг можно также включить элементы инфраструктуры, например, аэропорт или порт, который может быть существенным элементом туристско-рекреационной территории. Объем предоставляемых нелокальных общественных благ обозначаем (г . Качество этих услуг для отдельного потребителя может быть измерено
отношением —^ , в котором ■О =
Т1 1
Локальные общественные блага, обеспечиваемые региональными и местными властями, и доступные туристам в пределах отдельной туристско-рекреационной территории. Объем предоставляемых локальных общественных благ обозначаем Сд... Качество этих услуг измеряется отношением — .
Услуги, обеспечиваемые качеством окружающей среды (ресурсно-природным потенциалом) туристско-рекреационной территории, будем считать, что качество окружающей среды характеризуется параметром N. Качество окружающей среды туристско-рекреационной территории существенно зависит от количества туристов, посещающих туристскую дестинацию.
Для удельной цены пакета туристских услуг используем производственную функцию Кобба-Дугласа. [4]
где а, |3,у е (0.1); ц > 0. Функция (1), таким образом, определяет удельную цену пакета туристских услуг с учетом особенностей регионального и национального туристского рынка и качества окружающей среды туристско-рекреационной территории. Заметим, что транспортные расходы туристов должны рассматриваться в построенной модели как экзогенные.
© М.М. Бегеулова, 2009
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ.
243
Региональный туристский рынок. Используя ценовую функцию (1), можно вывести выражение для дохода туристско-рекреационной территории в следующем виде
Совокупный доход на региональном туристском рынке может быть представлен в виде (здесь и в дальнейшем анализе опускаем индекс .):
77? = 7-1-а-Р-ГД:а0г0Рлгм. (2)
При прочих равных условиях совокупный доход региональной экономики от туристской деятельности может быть увеличен либо за счет роста числа туристов Т, которые могут быть размещены в региональных туристских дестинациях, либо за счет повышения привлекательности регионального туристского рынка (благодаря расширению предоставляемых локальных и нелокальных общественных благ и повышению качества окружающей среды).
Туристские налоги, общественные блага и баланс регионального бюджета. Государственный сектор в региональной экономике получает доходы, используя два инструмента. Первым инструментом является налог на прибыль от туристской деятельности, выплачиваемый туристскими фирмами. Обозначаем ставку этого налога через т. Вторым инструментом является введение специального туристского посуточного налога по ставке тТ. Будем предполагать, что этот налог выплачивается также туристскими фирмами. Поэтому необходимо рассматривать эти налоги как часть затрат туристских фирм. Условие баланса регионального бюджета записывается следующим образом
тл?77? +тгГ = СЛ +йв + Я\ (3)
где ¥ — единовременные трансферты.
Поведение туристских фирм и накопление капитала. Конкурирующие туристские фирмы (туристские дестинации) принимают решения относительно количества и качества мест размещения туристов с целью максимизации прибыли фирмы. Например, фирма, устанавливающая кондиционеры в гостиничных номерах, инвестирует в качество мест размещения туристов, тогда как гостиница, достраивающая дополнительный этаж с номерами такого же качества, как существующие, осуществляет инвестиции, увеличивающие К. и Т. в одинаковой пропорции. Качество туристских услуг повышается в первом случае и не меняется во втором. Туристские фирмы принимают инвестиционные решения с целью максимизации дисконтированной прибыли в долгосрочном периоде. Решение задачи максимизации дисконтированной прибыли типичной туристской фирмы в долгосрочном периоде определяется следующими двумя уравнениями
77?
О-ТиХ*-£- = »•+8' (4)
77?
О-тга)(1-а -|5)—=тг, (5)
где 6 представляет постоянную скорость амортизации основного капитала фирмы.
Качество окружающей среды. Одним из основополагающих принципов устойчивого развития туризма в регионе является экологическая устойчивость, которая обеспечивает развитие туристской деятельности с сохранением существующего биогеоценоза в месте предоставления услуги, а также определяет такое использование природных и рекреационных ресурсов, в рамках которого это использование происходит без нанесения ущерба ресурсам и их деградации. В рамках предлагаемой модели мы интерпретируем качество окружающей среды как возобновляемый ресурс, на который туристская деятельность оказывает отрицательное воздействие [3, 5]. Интенсивность воздействия туризма на окружающую среду зависит от интенсивности туристских потоков и интенсивности освоения туристско-рекреационной территории. Предполагаем, что качество окружающей среды N изменяется во времени в соответствии со следующим уравнением
где# — максимальный уровень качества окружающей среды, а — естественная скорость восстановления качества окружающей среды, а г измеряет воздействие на качество окружающей среды одного места размещения. В соответствии с функцией (6), увеличение количества мест размещения туристов оказывает отрицательное воздействие на качество окружающей среды, в то время как увеличение качества мест размещения туристов нейтрально по отношению к качеству окружающей среды.
Благосостояние резидентов туристско-рекреационной территории. Рассматриваем типичного резидента туристско-рекреационной территории. Типичный резидент не потребляет локальные туристские услуги, а извлекает полезность только из окружающей среды и из потребления импортируемых благ (С). Максимальное благосостояние типичного резидента определяется решением следующей задачи
“ (СЛ'-,1 "
1 '■
С с { 1-0
где 0 — постоянная долгосрочная эластичность замещения, р — параметр, характеризующий временное предпочтение типичного резидента (фактор дисконтирования), V — относительный вес качества окружающей среды в предпочтениях типичного резидента.
Оптимальные решения региональной туристской экономики определяются следующими дифференциальными уравнениями:
(8)
с л ”0
(9)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
244
М.М. БЕГЕУЛОВА
Уравнение (8) представляет собой бюджетное ограничение, а уравнение (9) определяет динамику (скорость роста) потребления.
Долгосрочное равновесие. Объединяя уравнения (3)-(9), получаем следующие уравнения, определяющие общее динамическое равновесие в региональной туристской экономике:
Анализ этих уравнений позволяет сделать следующие выводы.
1. Предельное увеличение ставки туристского налога всегда приводит к росту качества окружающей сре-
ды (#) и условий межрегиональной торговли для туристского региона (Р), что обеспечивает долгосрочное повышение благосостояния в региональной туристской экономике.
2. Предельное увеличение ставки туристского налога приводит к увеличению (снижению) доходов от туризма (ТЯ), основного капитала туристско-рекреационной территории (К) и потребления (С) при условии, что эластичность доходов от туризма по емкости средств размещения туристов отрицательна (положительна).
3. Если инструментом, используемым для поддержания баланса регионального бюджета, является налог на прибыль туристских фирм, то отрицательная (положительная) эластичность доходов от туризма по емкости средств размещения туристов означает снижение (увеличение) ставки налога на прибыль туристских фирм, тТЯ, благодаря увеличению (снижению) налоговой базы.
4. Предельное увеличение ставки туристского налога приводит к сокращению емкости средств размеще-
ния туристов (Т) и повышению качества мест размещения туристов (К/Т). Увеличение ставки туристского налога приводит фактически к росту затрат на инвестиции в емкости средств размещения туристов относительно затрат на инвестиции в качество мест размещения туристов.
5. Интенсивность воздействия увеличения ставки туристского налога на качество мест размещения тури-
стов не зависит от того, как осуществляется поддержание баланса регионального бюджета, тогда как воздействие увеличения ставки туристского налога на количество мест размещения туристов зависит от того, как осуществляется поддержание баланса регионального бюджета. Например, можно показать, что при отрицательной эластичности доходов от туризма по емкости средств размещения туристов использование налога на прибыль туристских фирм приводит к меньшему снижению количества мест размещения туристов, чем единовременные трансферты. Это объясняется снижением ставки налога на прибыль туристских фирм (см. пункт 3), которое частично компенсирует воздействие увеличения ставки туристского налога на количество мест размещения туристов. Этот эффект объясняется положительным воздействием на предельную производительность количества мест размещения туристов более низкого налога на прибыль туристских фирм. Противоположные результаты получаются при положительной эластичности доходов от туризма по емкости средств размещения туристов.
1. Азар В. И, Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. М.: 1998.
2. КвартальновВ. А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 320 с.
3. Колотова Е, В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 1998.
4. Пиндайк Р.С., Рабинфельд Д.Л. Микроэкономика. СПб: «ПИТЕР», 2002.
5. Barbier E.B. Endogenous growth and natural resource scarcity // Environ. Resour. Econ., 1999. V. 14. P. 51-74.
6. Espinet J.M., Saez M., Coenders G., Fluvik M. Effect on prices of the attributes of holyday hotels: a hedonic
prices approach // Tour. Econ., 2003. V. 9. P. 165-177.
(10)
dt A B
(11)
ЛИТЕРАТУРА