Научная статья на тему 'Модель социального партнерства как фактор инновационного развития организации дополнительного образования детей'

Модель социального партнерства как фактор инновационного развития организации дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
партнеры / социальное партнерство / сетевое партнерство / партнерство в образовании / дополнительное образование детей / отделения дополнительного образования / сетевое взаимодействие / федеральная инновационная площадка. / partners / social partnership / network partnership / partnership in education / partnership in school education / children additional education / additional education departments / network interaction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Н. Логинова, И. А. Новоселов

Статья посвящена вопросам организации социального партнерства в учреждении дополнительного образования детей. Авторы статьи описывают результаты исследования организации социального партнерства в отделениях дополнительного образования школ Калининского района Санкт-Петербурга и в районном учреждении дополнительного образования детей. На основании анализа результатов работы государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра внешкольной работы с детьми и молодежью Калининского района Санкт-Петербурга «Академический» авторы определяют системные характеристики, присущие социальному партнерству ОУ, выделяют уровни и формы работы образовательных организаций с социальными партнерами, а также принципы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. Н. Логинова, И. А. Новоселов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SOCIAL PARTNERSHIP MODEL AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONS OF CHILDREN’S ADDITIONAL EDUCATION.

The article discusses organization of social partnership in institution of additional education. The authors present results of integration the social partnership program in departments of additional education of schools based in Kalininsky District and in district center of additional education. Based on the results of State budgetary institution of additional education of the Center for out-of-school work with children and youth of Kalininsky District of Saint-Petersburg “Academic” systematic characteristics of social partnership in schools are defined. The results show that social partnership in schools is an important part of the educational process. The authors claim that social partnership takes role in development of so called “hard skills” and “soft skills”. Levels and formations of interaction of educational institutions with social partners and principles of its realization are discussed.

Текст научной работы на тему «Модель социального партнерства как фактор инновационного развития организации дополнительного образования детей»

2) в этот период происходит, с одной стороны, дифференциация педагогического обеспечения, благодаря чему выделяются составляющие его элементы, с другой стороны, выводы и обобщения тщательно анализируются на междисциплинарном уровне, и в результате их интеграции появляются психолого-педагогическое, социально-педагогическое и прочие направления, уточняются их содержание, формы, методы;

3) на этом этапе формулируются принципы отбора содержания педагогического обеспечения и рассматриваются различные его модели с учетом особенностей субъектов проектируемого процесса.

Осмысление педагогического обеспечения как в широком, так и в узком смысле слова продолжается, расширяется теоретико-методологическая база (системный, экзистенциональный, рефлексивно-деятельностный, ситуационный,

Библиографический список

личностно ориентированный, полифункциональный, гуманистический подходы) и одновременно объекты и география изучения.

Таким образом, термин «педагогическое обеспечение» прошел длительный путь исторического развития и сейчас находится в центре внимания как исследователей, так и специалистов в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, его содержание изучается и рассматривается в контексте различных теоретико-методологических подходов. Его сущность раскрывается как многоуровневое, многопрофильное явление, объединяющее и интегрирующее идеи ресурсов (средств, условий), системы мер, приемов, мероприятий, специфический вид деятельности, направленный на развитие, содействие, восстановление, поддержание потенциалов личности и среды.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: Русский язык, 1990.

2. Репринцева Е.А. Проблемы психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников: от теории к практике. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.- 2008; Т. 14; № 14: 110 - 117.

3. Алаторцева И.С., Борисова Т.С. Модель психолого-педагогического обеспечения социальной безопасности современной российской молодежи. Москва: Изд-во «Современное образование», 2014.

4. Плоткин М.М. Психолого-педагогические тенденции обеспечения социальной безопасности детей и молодежи в современных условиях. Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014: 258 - 272.

5. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

6. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Кострома, 2008.

Reference

1. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka. Moskva: Russkij yazyk, 1990.

2. Reprinceva E.A. Problemy psihologo-pedagogicheskogo obespecheniya igrovoj deyatel'nosti shkol'nikov: ot teorii k praktike. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova.- 2008; T. 14; № 14: 110 - 117.

3. Alatorceva I.S., Borisova T.S. Model' psihologo-pedagogicheskogo obespecheniya social'noj bezopasnosti sovremennoj rossijskoj molodezhi. Moskva: Izd-vo «Sovremennoe obrazovanie», 2014.

4. Plotkin M.M. Psihologo-pedagogicheskie tendencii obespecheniya social'noj bezopasnosti detej i molodezhi v sovremennyh usloviyah. Social'no-pedagogicheskoeprofessional'noe obrazovanie v global'nom mire: sovremennye prioritety. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2014: 258 - 272.

5. Volynkin V.I. Pedagogika v shemah i tablicah. Rostov-na-Donu: Feniks, 2008.

6. Timonin A.I. Social'no-pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo stanovleniya studentov gumanitarnyh fakul'tetov universiteta: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2008.

Статья поступила в редакцию 12.09.19

УДК 378

Loginova N.N., Cand. of Sciences (Engineering), methodologist, State budgetary institution of additional education of the Center for out-of-school work with children and youth of the Kalininsky District of Saint-Petersburg"Academic" (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: ni2kolakola@yandex.ru Novoselov I.A.. methodologist, State budgetary institution of additional education of the Center for out-of-school work with children and youth of Kalininsky District of Saint-Petersburg"Academic" (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: ivan.novosyolov@gmail.com

A SOCIAL PARTNERSHIP MODEL AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONS OF CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION.

The article discusses organization of social partnership in institution of additional education. The authors present results of integration the social partnership program in departments of additional education of schools based in Kalininsky District and in district center of additional education. Based on the results of State budgetary institution of additional education of the Center for out-of-school work with children and youth of Kalininsky District of Saint-Petersburg "Academic" systematic characteristics of social partnership in schools are defined. The results show that social partnership in schools is an important part of the educational process. The authors claim that social partnership takes role in development of so called "hard skills" and "soft skills". Levels and formations of interaction of educational institutions with social partners and principles of its realization are discussed.

Key words: partners, social partnership, network partnership, partnership in education, partnership in school education, children additional education, additional education departments, network interaction.

Н.Н. Логинова, канд. техн. наук, методист, ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический», г. Санкт-Петербург, E-mail: ni2kolakola@yandex.ru

И.А. Новоселов, методист, ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района, Санкт-Петербурга «Академический», г. Санкт-Петербург, E-mail: ivan.novosyolov@gmail.com

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Статья посвящена вопросам организации социального партнерства в учреждении дополнительного образования детей. Авторы статьи описывают результаты исследования организации социального партнерства в отделениях дополнительного образования школ Калининского района Санкт-Петербурга и в районном учреждении дополнительного образования детей. На основании анализа результатов работы государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра внешкольной работы с детьми и молодежью Калининского района Санкт-Петербурга «Академический» авторы определяют системные характеристики, присущие социальному партнерству ОУ, выделяют уровни и формы работы образовательных организаций с социальными партнерами, а также принципы их реализации.

Ключевые слова: партнеры, социальное партнерство, сетевое партнерство, партнерство в образовании, дополнительное образование детей, отделения дополнительного образования, сетевое взаимодействие, федеральная инновационная площадка.

Современное дополнительное образование, являясь частью существующей системы образования в России, представляет собой самостоятельный источник знаний, способствующий достижению ключевых компетентностей в раз-

личных сферах жизненного и профессионального самоопределения, предметных и личностных результатов не только детей, но и остальных участников образовательного процесса [1]. Требования к качеству образования, закрепленные в

Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3, нуждаются в новых видах работы и форматах деятельности образовательных учреждений. Одной из форм можно считать взаимодействие с социальными партнерами, в том числе в виде сетевого партнерства.

Согласно Концепции развития дополнительного образования основными принципами государственной политики в сфере дополнительного образования детей являются партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей, межведомственная и межуровневая кооперация, сетевое взаимодействие [2]. Взаимодействие организаций из разных секторов экономики, «выгодное» для каждой стороны в отдельности, с целью решения общих социальных проблем, будем называть социальным партнерством [3, с. 50]. Расширение сферы социального партнерства учреждений дополнительного образования диктует потребность в разработке методических рекомендаций и описании механизмов развития социального партнерства, особенно в сфере профессиональной ориентации учащихся.

Для ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический» (далее - ЦВР) социальное партнерство является фактором инновационного развития, позволяющего путем совместной деятельности с заинтересованными сторонами решать актуальные для учреждения проблемы. Данный вид деятельности реализуется в рамках Федеральной инновационной площадки в соответствии с содержанием инновационного образовательного проекта «Комплекс программ дополнительного образования «Успех каждого - наш общий успех» [4]. В частности социальное партнерство с образовательными учреждениями - это эффективная форма достижения целей при освоении образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов несколькихобразовательных учренедений.В связи снеобходимостьюсистема-тизации непрерывной работы в данном направлении в учреждении построена модель реалиаацои профамм и п.оектовсоцнальногопартсироьйа ЦВРс пс|> знерами гтораИопе.

О цонию изучеиия сущестирющого асьмо аьцоального паетнирства-нео чале 2019 года в Калининском районе Санкт-Петербурга в рамках работы фе-ьерсноной осоовационной ьоощодоиЦВР быаоо^видезо иоеледоваоии.зоди еЦрозоортельныночоеороенойиазоноьецему иСоциарсные поионерооаец осей в оодслеоиимыополнитаи ьного ооразовяния». Крома ЦВРв исеоприня-ло участие 28 отделений дополнительного образования детей образовательных зииазо:^ониlElоощагoеье1соцгаебpезоваиия ^^йоиа(далоо и(ь^ц^1Цаи^^лоыава-ние проводилось с использованием метода анкетирования. Полученные данные представлены на рис. 1 - 4.

Благотворительные организации Коммерческие оргаизации Социальные учреждения и службы Р111111111111111111111111НЦ Органы власти РННННЩ Общественные организации [¡11111111111

Ответы

Учреждения и предприятия иных сфер... tilllllllllllllllll lllllllllllllllllllllllll Учреждения здравохранения нЩЩн

Учреждения культуры

iiiiiiiiii

Образовательные организации. Р.......................................... lllllllllllllllllllllllll lllllllllllllllllllll lllllllü

ОДОД ОУ района 1IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII lllllllllllllllllllllllll lllllllllllllllllllll iiiiiiiiiiiiiiiw

Родители Liiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii lllllllllllllllllllllllll lllllllllllllllllllll 11111111111Ш

0 5 10 15 20

О Ответы

Рис. 1. Социальные партнеры ОДОД Калининского района Санкт-Петербурга

привлечение дополнительных финансовых средств хозяйственная помощь методическая поддержка педагога предоставление площадок для проведения...

наставничество организация профессиональных проб поддержка одаренных детей и особых категорий.

содействие в профессиональном. повышение качества проводимых мероприятий организация досуга детей и родителей реализация проектов решение воспитательных задач (помощь.

спонсорская помощь организация профессиональных проб

71СТ1В7А9ЗСТВо;

консультации специалистов экскурсии,

консультации, вечера, круглые столы а т.д., совместная проектная деятельность, встречи с интересными людьми, совместные акции;

Рис. 2. Задачи, решаемые при взаимодействии ОДОД с социальными партнерами

Рис. 3. Формы работы, используемые в работе ОДОД с социальнымипартнерами

Трудности не возникают

Сложности в организации совместного обсуждения

проблем, проектов, мероприятий и т.д.

Отсутствие времени на организацию совместной работы

Сложность нахождения и привлечения социальных партнеров

Рис.4. Трудности.возникающиепри взаимодействии ОДОД с социальными партнерами

Виереспондеитыответили, чторабодапосоциальномвпартнерствуявля-етсндлянин ножное в актуаньной. Атализ тивтиов выдвдл, что основныминиии-алвиыми п артнеранну ч рдпдснийдоподн идельдтгвоб р тз овасиввКали н иондви районе выступают, прежде всего, их коллеги, а также учреждения общего, допол-нителтного, фр^еиопрнфедсеональтоее, BtiipB^epec^i^poe^E^iaoHридьныlтeльcкaя ogщecгнeиooсты.Ссьaииым тпартнд рамоявовютсн и4рнтистнея ддогихведомств, ет^гтии^^цин(лЕвилорргввтеыен частиыерпрвмыл^лн^ытв^д^^т^ри^^т^л^нг. Тостни 4н^р^рг^^|ттв в^с^рм^у^с^^ завиконкретныв ыадач, с^Е^с^ящн^гл виидд 4иинин^<тнв ев допнлнииельнито oбелвтиитиядстeй 4вирмeнными нчтceзвиыыв д^с^р^нинр^т^^ва ocттттыцyтыбнoe здиедeпсe, учро^ч^ест врщиоили yч^lл^^^eри. гти

дсляттнв

сдваниз^lявр вывместноыи ,восугт.gaзличнц^тоf^ы^дв мвтвияпиций, íгнlииЯ| реали-сыидр нтл^^^вов иыeшвсвы ноcпитaтцльвыxзaдди. Coотывтсдвeвнo, нд^^д^^иоов оК^с^^твд^и веaицитeйcывия я сетынcлcoымecынoeпpoитдeиврвиытaнныр мepoпeи-рочй, чвктвecтввccн oвотИтрыднoстиlвыз никашщенпрывз ввс^(^дсH стиввOДOЫ рсо цчaллвытипapтн epaди,выaктиицcсlы вт^срвE^^^г^oврв нттсиобозначеноот-сутствие времениха совместнтв дсиюяы.

звциап^с^г^^ммипв^^^тов о napтыeтсеыa тви ы

поивнивлми пествотна cyчeтлдвcлxacпeитoв,ввlявмытныxвpииccлeдoвaнии, проведирном какы ОДОДтаков ЦВРОиебенностью cддeлнттляeтcя системное иепoыьcoиииьeстыыpоти лоцваль ныxпapтнepтыиacищeотвлввиeмeтo1цичe-скогооиыровождения сро^тии ртслизоциипро гp^^)д ипритктолз ЦыР

Свстпные xзаaкmeзuрmuюucoцвс4енoпoтaтmнepсmвaсЦBP

Уровни лыацлльныxтыpmиepoвЦBС

egтeppитдтиaоьнoсы итыыыиинl

• международные^заимодействиесурзверфитетомг. Лейпцига (Германия) -факультетславистики ифдлмлогиипо р|зганизации педагогической практики;

• фeдлдтльныд:витыcтлойcтвие с ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», ФГБУ «Российская национальная библиотека», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры»;

• региональные: взаимодействие с региональной общественной организацией «Союз композиторов Санкт-Петербурга», с региональной общественной организацией «Ассоциация хоровых дирижеров детских и молодежных хоров Северо-Западного региона РФ»;

• городские: взаимодействие с Центральной библиотекой им. М.Ю. Лермонтова, с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Рим-ского-Корсакова, с СПб ГБОУ СПО «Санкт-Петербургское музыкально-педагогическое училище (техникум)»;

• районные: взаимодействие с общеобразовательными учреждениями района, с Централизованной библиотечной системой Калининского района;

• внутрифирменные: взаимодействие между отделами, творческими объединениями, педагогическими сотрудниками учреждения;

• Интернет-сети: с родителями, учащимися и социальными партнерами в социальной сети Интернет и др.

Ответы

0

5

10

15

20

По ведомственной принадлежности:

• школы;

• вузы, техникумы и колледжи;

• учреждения управления образованием Санкт-Петербурга, учреждения повышения квалификации педагогов;

• творческие общественные организации, учреждения культуры и т.д.

Таким образом, работу ЦВР характеризует множественность уровней

взаимодействия как по территориальному принципу, так и по ведомственной принадлежности. Совместная работа в рамках социального партнерства осуществляется не только по административным каналам, но и напрямую между организациями и людьми, которые совместно и на добровольной основе сотрудничают для решения общих задач. В связи с этим возникает множественность уровней общения, поскольку каждый член партнерства может осуществлять контакты как с членами своего уровня партнерства, так и с представителями других уровней.

Цель построения социального партнерства ЦВР «Академический» - организация совместной деятельности с образовательными и иными учреждениями для обеспечения эффективной работы, высокого качества обучения и развития ключевых компетенций участников образовательного процесса на основе современных технологий.

Задачи (варьируются в зависимости от цели и уровня партнерства):

• апробация механизмов, методов и форм партнерского взаимодействия между субъектами образовательного процесса (ЦВР - обучающийся, ЦВР - школа и т.д.);

• разработка совместных профильных дополнительных образовательных программ и организация профессиональных проб на базах учебных заведений и профильных предприятий;

• совершенствование учебно-методического комплекса и технологического обеспечения образовательных программ на основе современных образовательных технологий для педагогов ОДОД района;

• оказание помощи в организации деятельности и мониторинга качества образования ОДОД района;

• развитие личности учащихся через помощь в формировании hard skills и soft skills;

• расширение возможностей для участия одаренных детей и детей с ОВЗ в разных формах совместной творческой, проектной и учебно-исследовательской деятельности ЦВР, школ и других организаций различного уровня;

• реализация индивидуализации образования педагогов и учащихся через построение индивидуальных образовательных маршрутов на основе партнерских и сетевых образовательных программ;

• развитие системы повышения квалификации персонала (педагогического и административного) через социальное партнерство и сетевое взаимодействие;

• расширение возможностей для обобщения и тиражирования педагогического опыта в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формы реализации взаимодействия:

• совместные программы (сетевое взаимодействие);

• совместные проекты;

• наставничество;

• совместные мероприятия, акции и т.д.

Выбор вариантов построения социального партнерства определяется теми, кто выступает в качестве субъектов (стейкхолдеров) взаимодействия: дети, родители (законные представители учащихся), образовательные учреждения (организации), органы управления образованием и т.д.

Способы (методы и приемы), реализуемые е результате социального партнерства:

• в работе с учащимися используются индивидуальное, групповое и коллективное обучение, интерактивные технологии, обмен опытом. К методам обучения относятся следующие: исследовательская деятельность, учебные проекты, социальные педагогические технологии, технологии детского самоуправления, технология коллективной организации деятельности, фестивальные, спортивные, технические и технологические организационные процедуры, а также массовые мероприятия (праздники, акции, квесты, соревнования, конференции, семинары, круглые столы, выставки, и др.);

• в работе с педагогами используются мастер-классы, научно-методические конференции, обобщение передовых педагогических практик, подготовка и публикация методических материалов, конкурсы, акции, предметные курсы, семинары-практикумы и т.д.

Услоеия для реализации программ социального партнерства:

• организационные: создание информационно-образовательной среды; обеспечение добровольности участия; наличие ресурсов у участников взаимодействия; общая цель и понимание путей ее достижения; совместное планирование и согласованность действий; коммуникационная доступность партнеров; деятельность в нормативно-правовом поле;

• материально-технические: использование возможностей социальных партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов ЦВР;

• кадровые: наличие педагогов, отвечающих требованиям конкретного проекта; профессиональная компетентность ключевых участников партнерства;

готовность участников к обучению, переменам, формированию и развитию инновационного и креативного мышления;

• регламентирующие: разработка пакета документов, определяющих порядок построения правоотношений в условиях партнерского взаимодействия;

• информационные: информационная поддержка и наличие доступа сети Интернет, предоставление информации на сайтах;

• методические: в зависимости от назначения - разработка совместных планов, образовательных программ, программ психолого-педагогического сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов и т.д., диссеми-нация опыта работы по проблемам и результатам социального партнерства и др.

Предполагаемые регламентирующие документы:

• договоры, определяющие статус, ответственность участников партнерства;

• договоры о сотрудничестве;

• планы, проекты;

• положения;

• должностные инструкции т.д.

Принципы реализации модели:

• единство целей и интеграция действий;

• открытость;

• пространственность;

• полимасштабность.

Технология реализации взаимодействия ЦВР с социальным партнером включает комплекс следующих действий:

• совместное проектирование социального партнерства;

• совместное планирование работы в рамках партнерства;

• единое методическое сопровождение партнерства;

• согласованные действия партнеров в процессе обучения и повышения квалификации, в проектировании образовательного процесса, совместных проектов и программ и т.д., направленные на формирование субъектов инновационного развития;

• коллективные формы коммуникации, управления социальным партнерством, совместное принятие решений, организации деятельности, позволяющие использовать партнерское взаимодействие для инновационного развития;

• создание единой информационной среды в рамках реализации плана;

• групповая рефлексия и анализ всех видов деятельности;

• коллективная экспертиза;

• конструирование и расширение системы горизонтальных связей, в том числе с внешними партнерами, по итогам реализации плана.

Организация социального (сетевого) партнерства в ЦВР «Академический

Модель социального партнерства ЦВР «Академический» содержит следующие блоки:

• уровни;

• цели, задачи;

• форма реализации;

• содержание;

• технологический и оценочно-результативный критерии реализации;

• показатели.

Реализация модели организации социального (сетевого) партнерства включает четыре основных этапа.

Первый этап - подготовительный.

На данном этапе:

• определяются цели, задачи и общие ценности социальных партнеров, оцениваются ресурсные базы сторон;

• изучаются возможности взаимной полезности участников. При этом учитываются не только материальные или технические, но и временные, кадровые, социальные (связи, знакомства), мотивационные ресурсы предполагаемых партнеров, их потенциальная активность;

• производится экспертная оценка возможностей совместной работы и определяются направления совместной деятельности;

• происходит подготовка участников к партнерскому взаимодействию: организаций, партнеров (образовательных учреждений), учащихся, родителей, педагогов, учредителей, иных участников.

Успешность реализации первого этапа повышается при полном мониторинге всех возможностей партнеров, что должно способствовать выявлению и согласованию позиций социальных партнеров.

Второй этап - организационный.

Задачей данного этапа является установление устойчивых связей с социальными партнерами:

• подготавливается соглашение или договор о сотрудничестве, необходимые положения о проведении совместных работ;

• прорабатывается технология взаимодействия с различными категориями социальных партнеров;

• создается модель будущей системы социального партнерства;

• определяются формы реализации партнерства.

В результате реализации второго этапа должны быть созданы пакет необходимой сопроводительной документации и предполагаемая модель партнерства, разработаны критерии развития социального партнерства (широта включе-

ния участников социального партнерства, целеориентационная направленность, деятельностный и результативно-рефлексивный критерии).

Третий, системообразующий этап - совместная деятельность партнеров.

Его основной задачей является практическое решение поставленных задач на основе объединения в систему всех элементов социального партнерства, устойчивого и постоянного взаимодействия с партнерами, поддержки контактов между ними.

На этом этапе взаимодействия ЦВР с партнерами:

• формируется пакет документов и экспертных оценок по социальному партнерству, намечается план конкретных действий на основном этапе;

• определяются сроки, ответственные за направления деятельности;

• партнеры выходят на технологический уровень деятельности.

Четвертый этап - аналитический.

На этом этапе:

• формируются аналитические справки по сетевому партнерству, база разработанных научно-методических материалов;

• организуются встречи с организациями-партнерами;

• происходит обмен опытом с коллегами;

• подводятся итоги работы;

• формулируются проблемы, цели и задачи дальнейшего развития социального партнерства

Выполнение данного этапа возлагается на руководителя проекта по социальному (сетевому) партнерству.

В рамках модели социального партнерства ЦВР осуществляется обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить дополнительный социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения. Расширение круга социальных партнеров позволяет учреждению решать такие приоритетные задачи образовательной сферы, как повышение качества образования, доступность услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения [5, с. 122].

Одной из активно используемых и развиваемых форм социального партнерства в ЦВР является наставничество. Современные модели наставничества реализуются в разных видах взаимодействия наставника и «ученика» (табл. 1). При этом важно, что у «ученика» не только совершенствуются необходимые на-

Таблица 1

Организация наставничества в ЦВР

Формы наставничества Содержание Описание деятельности

Традиционное наставничество Наставник - опытный профессионал, работает с менее опытным профессионалом. Применяется в режиме внутрифирменного непрерывного образования педагогов для повышения компетентности начинающих педагогов (стаж до 3 лет). Взаимодействие наставника и его подопечного происходит по взаимному согласию в соответствии с Положением о наставничестве и отдается приказом по учреждению.

Партнерское наставничество Наставник равен партнеру по общему опыту, но имеет больший опыт в определенной области. Применяется при взаимодействии двух коллег когда один из них уже имеет небольшой опыт работы в ЦВР и может быть наставником для «новичка» в учреждении, помогая решать узкопрофессиональные вопросы. Аналогичная ситуация может сложиться в детском коллективе, например, в коллективах детских и молодежных общественных объединений на базе ЦВР который осуществляет сетевое взаимодействие школьных объединений.

Групповое наставничество Группа опытных наставников курирует одного подопечного. Подготовка педагогов к участию в профессиональных конкурсах различного уровня, например, в конкурсе «Сердце отдаю детям». Группа формируется под конкретную ситуацию. Другим вариантом является ситуация, когда один наставник работает с группой из 2, 4, 6 подопечных одновременно. Непосредственное общение происходит периодически (один или два раза в месяц). Максимальный эффект достигается, когда сочетается групповое наставничество с другими его формами. Примером такого вида наставничества является работа по формированию и сопровождению детских волонтерских отрядов на базе ЦВР

Флеш-наставничество Одноразовые встречи, обсуждения наставника с подопечными. Однократные встречи подростков-участников волонтерского движения с наставником более высокого уровня или специалистом с целью построения взаимоотношений с другими людьми, объединенными общими проблемами и интересами. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения наставник - подопечный («равный - равному»). Наставник подсказывает, в каком новом направлении (виде деятельности) его подопечный может принять участие, организует разные виды проб и новых практик (социальная, экологическая, образовательная, инновационная и др.). Возможно последовательное флэш-наставничество, когда подопечный работает с двумя и более наставниками, с каждым из которых он имеет серию одноразовых встреч.

Скоростное наставничество Встреча участников для построения партнерского наставничества Скоростное наставничество - это разновидность последовательного флэш-наставничества, когда наставники и их подопечные встречаются на короткое время, а затем, сразу же после этого, переходят к другому наставнику. В ЦВР реализуется при профо-риентационной работе с подростками, когда учащиеся знакомятся с основами той или иной профессии по вариативным модульным программам. При групповом скоростном наставничестве наставник работает в паре с небольшой группой подопечных.

Реверсивное наставничество Молодой наставник помогает опытным сотрудникам в ознакомлении с новыми технологиями. Например, когда более опытные педагоги старшего возраста испытывают трудности в области информационных технологий и интернет-коммуникаций, молодой педагог, владеющий технологиями, оказывает помощь нуждающимся в информации.

Виртуальное наставничество Онлайн-взаимодействие наставника с подопечными. Виртуальное наставничество позволяет использовать большой объем учебных ресурсов для освоения новых знаний и навыков, обеспечивает постоянное и творческое общение, использование социальных сетей для привлечения других специалистов и получения разнообразной информации, делая программу наставничества доступной для широкого круга сотрудников. Эта модель применяется в ЦВР для диссеминации тематических разработок творческой группы педагогов при актуализации и развитии компетенций педагогов дополнительного образования ЦВР и Калининского района Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

выки, в том числе профессиональные (hard skills), но и формируются личностные навыки (soft skills) с учетом того, какое направление профессионально-личностного движения он выбирает. Конкретная форма наставничества используется в зависимости от актуальной потребности. Именно соорганизация и взаимодополняемость разных форм наставничества, реализуемых в ЦВР, помогают найти новый смысл данного вида деятельности [6].

Библиографический список

Социальное партнерство, осуществляемое в ЦВР, предназначено для создания условий для самоопределения, социализации и самореализации, и, в конечном итоге, для развития hard skills и soft skills учащегося, убежденного в необходимости продуктивной деятельности на благо Родины, уважающего собственную индивидуальность и осознающего многообразие личностных проявлений в социуме, обладающего эмпатией, толерантностью, умением сотрудничать и созидать.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-Ф3. Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2012 г № 53 (ч. I). Ст. 7598 с изменениями и дополнениями в редакции от 01.05.2019 г.

2. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» от 04.09.2014 № 1726-р. Собрание законодательства Российской Федерации. 15.09.2014 г. № 37. Ст. 4983.

3. Грибоедова Т.П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008; № 68.

4. О федеральных инновационных площадках. Приказ № 318 от 18 декабря 2018 года Министерства просвещения Российской Федерации. Available at: https://docs.edu. gov.ru/document/51a90c97b87c772e4927a4aa80ec2bf6/

5. Гром С.Д., Шульга И.И. Социальное партнерство в сфере образования. Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2018; № 9 (13).

6. Французова О.А. Конвергенция в образовании: soft skills или неакадемические (жизненные) навыки школьников. Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. 2019: 278 - 283.

References

1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.12 № 273-FZ. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 31.12.2012 g. № 53 (ch. I). St. 7598 s izmeneniyami i dopolneniyami v redakcii ot 01.05.2019 g.

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej» ot 04.09.2014 № 1726-r. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 15.09.2014 g. № 37. St. 4983.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Griboedova T.P. Soderzhanie ponyatiya i osobennosti realizacii social'nogo partnerstva v sovremennom obrazovanii. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008; № 68.

4. O federal'nyh innovacionnyh ploschadkah. Prikaz № 318 ot 18 dekabrya 2018 goda Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii. Available at: https://docs.edu.gov.ru/docu ment/51a90c97b87c772e4927a4aa80ec2bf6/

5. Grom S.D., Shul'ga I.I. Social'noe partnerstvo v sfere obrazovaniya. Sovremennaya psihologiya i pedagogika: problemy i resheniya: sbornik statej po materialam XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2018; № 9 (13).

6. Francuzova O.A. Konvergenciya v obrazovanii: soft skills ili neakademicheskie (zhiznennye) navyki shkol'nikov. Sovremennye vektory razvitiya obrazovaniya: aktual'nye problemy i perspektivnye resheniya. 2019: 278 - 283.

Статья поступила в редакцию 12.09.19

УДК 37.035.6

KuksovA.Yu, serviceman, (Krasnodar, Rossia), E-mail: alexeykuxov@mail.ru

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AT CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL CENTER.

The geostrategic goals of the state and the current international and military-political situation, along with many cardinal measures taken, require the formation of a high level of responsibility among all officials and performers, including military personnel, students of military universities and military training centers. This will increase the level of vigilance, combat readiness of the army and Navy, strengthen military discipline and law and order in military teams, ensure timely, informed and thoughtful decision-making by commanders and chiefs.

In the offered article on the basis of approaches of domestic scientists the basic provisions of pedagogical technology of formation of military-professional responsibility at cadets of the military training center which is substantially including set of elements (forms, methods, receptions) of training and education of cadets, and guaranteeing formation at them of the required level of responsibility for the decisions, actions and acts are proved, and revealed.

Key words: military-professional responsibility, cadets, methods, responsibility, pedagogical technology, techniques, military training center, formation, forms.

А.Ю. Куксов, военнослужащий, г. Краснодар, E-mail: alexeykuxov@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА

Геостратегические цели государства и складывающаяся в современных условиях международная и военно-политическая обстановка наравне со многими принимаемыми кардинальными мерами требуют формирования высокого уровня ответственности у всех должностных лиц и исполнителей, в том числе и у военных кадров, учащихся военных вузов и военных учебных центров. Это позволит повысить уровень бдительности, боевой готовности армии и флота, укрепить воинскую дисциплину и правопорядок в воинских коллективах, обеспечить своевременное, обоснованное и продуманное принятие необходимых решений командирами и начальниками.

В предлагаемой статье на основе подходов отечественных ученых обосновывается и раскрываются основные положения педагогической технологии формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов военного учебного центра, содержательно включающую совокупность элементов (формы, методы, приемы) обучения и воспитания курсантов и гарантирующую становление у них требуемого уровня ответственности за свои решения, действия и поступки.

Цель статьи: на основе анализа подходов отечественных и зарубежных ученых к теории и практики педагогической технологии обосновать и разработать авторскую технологию формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов, будущих офицеров армии и флота России.

Ключевые слова: военно-профессиональная ответственность, курсанты, методы, ответственность, педагогическая технология, приемы, учебный военный центр, формирование, формы.

Ключевой задачей образованных в недавнем времени военных учебных центров (ВУЦ) является качественная подготовка военных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). При этом каждый офицер должен обладать не только требуемыми компетенциями, но и располагать комплексом развитых личностных качеств, таких как активность, энергичность, коммуника-

бельность, инициативность, предприимчивость, интеллигентность, самостоятельность, ответственность, деловитость, добросовестность и др.

В этом ряду личностных качеств ответственность занимает особое место. Для военнослужащего ответственность - это одно из базовых профессиональных качеств, включающее:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.