Научная статья на тему 'Модель содержания обучения взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде пользователей различных категорий'

Модель содержания обучения взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде пользователей различных категорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ / VIRTUALIZATION OF THE SOCIETY / VIRTUAL SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ICT-COMPETENCE / RESOURCES AND SERVICES OF THE INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Н.Ю., Лаврухин В.А.

В статье обосновывается своевременность и актуальность обучения пользователей различных категорий и предлагается научно-обоснованный подход к проектированию содержания обучения взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде; приводится авторский методический подход к отбору содержания элективного курса, направленного на формирование ИКТ-компетенций, необходимых каждому человеку для успешного функционирования в современном обществе в условиях его виртуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Н.Ю., Лаврухин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the Content of Teaching Interaction in the Virtual Social and Educational Environment of Users of Various Categories

The article substantiates the timeliness and topicality of teaching different categories of users and suggests a scientifically proven approach to the design of content of teaching interaction in a virtual social and educational environment. The article describes a methodological approach, suggested by the author, for selection of content of an elective course aimed at development of ICT competences necessary for a person for successful activities in the contemporary society under conditions of its virtualization.

Текст научной работы на тему «Модель содержания обучения взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде пользователей различных категорий»

УДК 371.3 ББК 74.489

МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

Н.Ю. Королева, В.А. Лаврухин

Аннотация. В статье обосновывается своевременность и актуальность обучения пользователей различных категорий и предлагается научно-обоснованный подход к проектированию содержания обучения взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде; приводится авторский методический подход к отбору содержания элективного курса, направленного на формирование ИКТ-компетенций, необходимых каждому человеку для успешного функционирования в современном обществе в условиях его виртуализации.

Ключевые слова: виртуализация общества, виртуальная социально-образовательная среда, ИКТ-компетентность, ресурсы и сервисы сети Интернет.

MODEL OF THE CONTENT OF TEACHING INTERACTION 128 IN THE VIRTUAL SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF USERS OF VARIOUS CATEGORIES

N.Yu. Koroleva, V.A. Lavrukhin

Abstract. The article substantiates the timeliness and topicality of teaching different categories of users and suggests a scientifically proven approach to the design of content of teaching interaction in a virtual social and educational environment. The article describes a methodological approach, suggested by the author, for selection of content of an elective course aimed at development of ICT competences necessary for a person for successful activities in the contemporary society under conditions of its virtualization.

Keywords: virtualization of the society, virtual social and educational environment, ICT-competence, resources and services of the Internet.

Стратегическим направлением развития образовательных систем в современном обществе является обеспечение интеллектуального и нравственного развития человека на основе вовлечения его в разнообразную, самостоятельную, целесообразную деятельность в различных областях знания на базе информационно-коммуникационных технологий. В настоящий момент технологический подход к образовательному процессу должен осуществляться соответственно не только общим целям и содержанию обучения, его специфике и назначению, но и соответственно современным социально-образовательным условиям: требованиям общества к социально-значимым качествам личности; новым парадигмам и концепциям образования; процессам информатизации и виртуализации общества и образования.

Зарубежными исследователями Д. Беллом, Дж. Гелбрейтом, Дж. Мартином, И. Масудой, Ф. Полаком, О. Тоффлером, Ж. Фурастье и др. еще в 70-х гг. ХХ века была представлена Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития, в рамках которой были спрогнозированы основные характеристики будущего общества. Тем не менее, современными исследователями [1] отмечаются расхождения между теоретической концепцией «информационного общества» и настоящей информационной реальностью и виртуализацией современного общества. Основной чертой современного общества выступает коммуникативный аспект, а не зна-ниевый, как полагали исследователи. Он играет определяющую роль в функционировании человека в ин-

формационном обществе. Чем большими коммуникативными связями обладает человек, тем больше информации он может найти, тем более информированным он становится.

Это обстоятельство обуславливает необходимость формирования у человека знаний, умений и навыков владения современными коммуникационными технологиями и инструментами для успешного функционирования в виртуальном обществе.

Различные аспекты понятий среда, образовательная среда рассматриваются в отечественной науке с различных позиций и в различных трактовках:

• социологической (Д.Ж. Маркович, П.А. Сорокин и др.);

• философской (В.А Петровский, В.И. Слободчиков и др.);

• пространственнно-ориентиро-вочной (А.А. Веряев, В.А. Козырев, И.К. Шалаев и др.);

• психологической (Г.М. Андреева, М. Хейдеметс и др.);

• педагогической (О.С. Газман,

Ю. Кулюткин, С. Тарасов и др.); ^пд

• поликультурной (Н.И. Башма-кова, Н.И. Рыжова и др.)

С точки зрения социологии, под средой понимают «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Социокультурная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности и представляет собой совокупность пространств, в которых может протекать жизнедеятельность человека: образовательное, социальное, предметное, личностное, экологическое, экономическое, досуговое и др. [2; 3].

Анализ соотношения понятий пространство и среда встречается в

различных психолого-педагогических и социологических исследованиях. Отметим, что еще 1998—99 гг. некоторыми учеными отмечалась близость понятий пространство и среда, но их несинонимичность [4].

Опираясь на работы М. Хейдеметс [5], В.А. Козырева [6], В.И. Слободчи-кова [7], П.А. Сорокина [8] и др. ученых, укажем различие, которое авторы данной статьи определяют в понятиях среда и пространство. Именно включенность индивидуума в пространство, превращает таковое в среду, его окружающую. В условиях виртуализации общества можно говорить о том, что любого индивидуума окружает множество виртуальных пространств (например, личностное, образовательное, досуговое, экономическое, социальное, экологическое, предметное и др.). Каждое из этих пространств может стать для человека «его» средой, если он начинает взаимодействовать с этим пространством и как бы оказывается «внутри» него.

Образовательный процесс реали-ЮП зуется в специфической среде, кото-130 рую называют образовательной. Содержание понятия «образовательная среда», как правило, определяется представлениями о целях и задачах образовательного процесса. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных, предметных и социальных пространств, включая межличностные отношения. С одной стороны, влияние этих пространств сказывается на всех субъектах образовательной среды, с другой стороны, субъекты активно организовывают и создают указанные выше пространства, тем самым способствуют формированию самой образовательной среды [2] . Очевидно, что в

этом контексте понятие среда отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие и образование человека и предполагает его присутствие в этой среде, взаимовлияние, взаимодействие среды с субъектом.

Современные информационно-коммуникационные технологии обеспечивают все ускоряющуюся экспансию социокультурной среды в образовательную, что подразумевает заимствование и перенос феноменов общественной жизни в образовательную практику, которое и обеспечивается, и поддерживается широким использованием возможностей сети Интернет.

В современных условиях виртуализации общества и образования объективно фиксируются тенденции к стабильному функционированию и инновационному развитию социально-образовательной среды, и можно говорить о ее значимости для развития личности, образования и общества в целом.

По мнению авторов данной статьи, базовыми признаками современной социально-образовательной среды, актуальной и адаптированной для современных условий виртуализации общества и образования, являются [9; 10]:

• системный и комплексный характер, включающий такие, иногда взаимоисключающие, свойства, как: реальность и виртуальность; объективность и субъективность; много-слойность и открытость; активность и управляемость; динамизм и устойчивость;

• наличие устойчивой совокупности материальных и информационных факторов и компонентов, влияющих на процессы развития, социализации и индивидуализации совре-

менной личности на базе существующего спектра сервисов и услуг современного Интернета.

По мнению Е.В. Луценко [11], виртуализация общества представляет собой отображение системы общества в информационном (виртуальном) пространстве. Это пространство создано благодаря глобальным информационным сетям и, прежде всего, сети Интернет. Процесс виртуализации включает следующие аспекты:

• элементы системы: отражение реальных субъектов в сети Интернет;

• отношения: замена реальных отношений между реальными субъектами на информационные отношения между их отображениями в виртуальном пространстве;

• цели: цель может оставаться в реальной области или замещаться целью, находящейся в информационном пространстве.

Современному человеку сегодня необходимо не только свободно ориентироваться в виртуальном пространстве и иметь в нем свое адекватное отображение, но и использовать возможности виртуального пространства для достижения целей и реализации интересов реальной жизни.

В контексте данной работы авторов настоящей статьи интересуют (1) элементы возникшей виртуальной социально-образовательной среды; (2) субъект-субъектные (объектные) отношения, возникающие в ней, (3) компетенции, необходимые индивидууму для успешного функционирования в ней.

Современное виртуальное пространство оказывает существенное влияние на социально-образовательную среду, в которую включен современный человек. Это влияние на его функционирование в социально-обра-

зовательной среде заключается в изменении характера субъект-субъектного (объектного) взаимодействия, которое происходит не только в реальном мире, но и в виртуальном через глобальную сеть Интернет. Теперь это не только взаимодействие двух и более реальных субъектов, но и их виртуальных отображений. В соответствии с этим каждому отдельному субъекту (обучаемому) для его успешного функционирования в современной виртуальной социально-образовательной среде необходимо в должной степени владеть инструментами этого взаимодействия.

В свою очередь, каждое виртуальное пространство состоит из множества компонентов. Это, прежде всего, информационно-коммуникационные компоненты, представленные в сети Интернет (электронные библиотеки, образовательные порталы, порталы государственных и других услуг, системы электронных платежей и т.п.). Для удовлетворения своих информационных потребностей (достижения целей, решения задач) индивидуум взаимодействует с элементом среды, который является непосредственным объектом его направленной деятельности, используя специальный инструментарий.

Взаимодействие индивидуума с элементами виртуальной социально-образовательной среды связано с пониманием сервисов и инструментов, с помощью которых это взаимодействие осуществляется.

Под сервисами авторы данной статьи понимают совокупность веб-сервисов, которые представлены в сети Интернет и позволяют осуществлять взаимодействие с виртуальным сообществом независимо от веб-браузера, провайдера или технических характери-

131

132

стик компьютера. Под инструментами — аппаратные и программные средства, позволяющие использовать ресурсы сети Интернет: представлять информацию в сеть Интернет, осуществлять ее поиск, хранение и обработку, а также транспортировку другим членам виртуального пространства.

Стоит подчеркнуть, что успешность включенности индивидуума в какое-либо пространство, его успешное функционирование находится в прямо пропорциональной зависимости от степени владения им целым рядом инструментов взаимодействия, другими словами, специальными компетенциями.

В соответствии с общепринятым компетентностным подходом в образовании [12] можно говорить о ряде различных уровней ИКТ-компетен-ций, которые необходимо освоить современному человеку для взаимодействия в условиях виртуальной социально-образовательной среды для удовлетворения различных информационных потребностей (рис.1).

Из рис. 1 видно, что слой сервисов лежит «ближе» к пространству и их использование невозможно без

владения инструментами. Любое из пространств имеет достаточно сложную структуру, состоящую из множества компонентов, взаимодействие с которыми возможно только при наличии у пользователя специальных ИКТ-компетентностей.

Вероятно, данные рассуждения являются общими для всей совокупности пространств виртуальной социально-образовательной среды.

Наряду с постоянной включенностью человека в социально-образовательную среду, его деятельность связана с различными по содержанию пространствами, что обуславливается сложной структурой, представляющей собой, как мы говорили выше, совокупность пространств (рис. 2).

Остановимся подробнее на описании каждого из виртуальных пространств социально-образовательной среды и приведем примеры их компонентов, представленных в сети Интернет.

Образовательное пространство — пространство, функционирование в котором предоставляет возможность обучаемому выступать в роли ученика-исследователя, работать над

Виртуальное пространство

Сервисы Инструменты

ИКТ-компетенции пользователь (обучаемый)

Рис. 1. Уровни взаимодействия пользователя (обучаемого) с виртуальным пространством

решением поставленных задач, широко используя информационно-коммуникационные технологии, состоящее из таких компонентов, как: электронные библиотеки, образовательные порталы, форумы, тематические web-страницы (сайты); сайты образовательных учреждений, учителей, научных организаций и издательств; коллекции учебных материалов; электронные публикации; порталы дистанционного образования и др.

Социальное пространство обеспечивает взаимодействие человека с социумом посредством современных ИКТ-технологий и может быть представлено такими компонентами, как: социальные сети; форумы; мобильные и интернет-приложения для взаимодействия с социумом; программное обеспечение для общения с другими людьми и др.

Социальное пространство обеспечивает взаимодействие человека с социумом посредством современных ИКТ-технологий и может быть пред-

ставлено такими компонентами, как: социальные сети; форумы; мобильные и интернет-приложения для взаимодействия с социумом; программное обеспечение для общения с другими людьми и др.

Предметное пространство предназначено для создания, использования и публикации различных информационных продуктов (интеллектуальной собственности), в том числе в сети Интернет, которое включает такие компоненты, как: облачные веб-сервисы различного назначения; прикладные офисные пакеты ^еЬ-приложения).

Личностное пространство связанно с личными достижениями человека и, прежде всего, образовательными, а также социальными отношениями. Оно может быть представлено персональными сайтами и блогами, а также социальными сетями и профессиональными Интернет-сообществами.

Экономическое пространство -пространство, представляющее экономические взаимоотношения обще-

Виртуальная социально-образовательная среды

Социальное пространство

Экологическое пространство

Экономическое пространство

г \

Пользователь

(обучаемый)

ИКТ-компетенции

у

Инструменты Сервисы

Личностное пространство

Образовательное пространство

Предметное пространство

Досуговое пространство

133

Рис. 2. Обобщенная модель виртуальной социально-образовательной среды

134

ства, государственных структур и других субъектов, которое включает такие компоненты, как электронные платежные системы; интернет-магазины по продажам товаров и оказанию услуг населению, порталы государственных услуг.

Досуговое пространство связанно с личными интересами человека, его досуговыми занятиями. Оно может быть представлено хостингами для размещения информации различного вида (аудио, графическая, видео); онлайн-игры; видео- и аудио чаты; интернет-сайты развлекательного характера.

Определив возможное представление элементов различных пространств в виде сервисов сети Интернет, можно обозначить и основные необходимые компетенции для работы с ними:

• умения работать в различных web-браузерах, понимание принципов их работы, назначения основных панелей, различных функциональных возможностей;

• умения строить корректные запросы в различных поисковых системах, понимание принципов их работы;

• умения осуществлять анализ и синтез полученной информации;

• умения работать с различными сайтами в сети Интернет;

• умения создавать, размещать и администрировать сайты в сети Интернет;

• умения использовать информационные порталы для различных целей;

• умения использовать форумы, блоги для взаимодействия с социумом, знания технологии их создания и администрирования;

• умения работать в социальных сетях, сообществах;

• умения использовать различные файловые хостинги для ситуационно обусловленных нужд;

• умения использовать системы электронных платежей и знать принципы безопасности интернет-платежей;

• умения использовать облачные веб-сервисы и веб-приложения;

• умения использовать офисные он-лайн пакеты для различных целей;

• владение культурой общения в сети Интернет;

• знание основных положений государственного законодательства в сфере информационно-коммуникационных технологий, авторского права, защиты персональных данных.

Очевидно, что для дальнейшего построения содержания обучения в рамках компетентностного подхода и в соответствии с возрастной характеристикой предполагаемых обучаемых или их уровнем владения ИКТ необходимо произвести систематизацию компетенций по ключевому, базовому и специальному уровням, далее, опираясь на метод целесообразно подобранных задач [13], грамотно сформулировать соответствующие учебные задачи (разного уровня сложности и целевого назначения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленное обоснование и предложенная модель обладает универсальностью, поскольку предоставляет широкие возможности для отбора и построения содержания обучения, которое может быть представлено на разных уровнях образовательного процесса от учащихся общеобразовательных учреждений до людей старшего возраста [14].

Авторы данной статьи соотнесли полученные нами компетенции с требованиями к результатам освоения

обучающимися образовательных программ, которые представлены в виде предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования. В результате мы определили, что в контексте предлагаемого нами элективного курса компетенции ключевого уровня будут сформированы у учащихся при изучении информатики и ИКТ в основополагающем курсе в 8-9 классах, базового уровня - в процессе обучения в 10-11 классах, а специального - при освоении предлагаемого нами элективного курса «Мои возможности в виртуальном обществе» [15]. Результаты выполненной сортировки представлены в таблице 1.

Исходя из состава социально-образовательной среды, определим, что наиболее логичным и целесообразным будет модульное представление содержания курса [16], каждый модуль которого будет отражать специфические особенности каждой из сред взаимодействия (образовательной, социальной, экономической, предметной, личностной, досуговой). Модульное построение курса, по мнению авторов настоящей статьи, будет не только наиболее эффективно решать поставленные задачи, но и позволит учителям-предметникам включать в свои учебные предметы его отдельные модули, способствующие формированию у обучаемых метапредметных практико-ориентиро-ванных умений и навыков.

Отдельные модули предлагаемого нами содержания обучения могут быть использованы и на ступени высшего образования и, в частности, в основных образовательных программах подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образо-

вание». В связи с этим положением считаем возможным привести тематическое планирование учебного материала и количество часов, отводимое на изучение каждого модуля, как для учащихся 10-11 классов, так и для курса по выбору в вузе (табл. 2).

Сразу отметим, что для выполнения некоторых лабораторных работ на уровне среднего образования, предусмотренных в модулях (2 и 3), требуется предварительная работа с обучаемыми и, в частности:

• для лабораторной работы «Получение выписки по пенсионным накоплениям в ПФР через портал государственных услуг» (Модуль 2) - согласование с родителями и предварительная регистрация обучаемых на портале gosuslugi.ru;

• для лабораторной работы «Оплата ЖКУ семьи через систему дистанционного обслуживания клиентов ОАО «Сбербанк России» Сбербанк-онлайн» (Модуль 3) — предупреждение обучаемых и согласование с родителями необходимости подготовки квитанций за ЖКУ и получении идентификатора и пароля в 135 системе «Сбербанк-онлайн» своего личного, либо родителей.

При определении места предлагаемого курса в учебном плане образовательного учреждения высшего образования мы пришли к выводу о том, что курс может быть использован как самостоятельная учебная единица для студентов непрофильных специальностей, а также отдельные его модули могут быть включены в дисциплины, связанные с изучением современных информационно-коммуникационных технологий, мультимедиа-технологий, современных сервисов сети Интернет, а также в дисци-

Таблица 1

Уровни компетенций учащихся в области ИКТ

136

Уровень Компетенции

знать основные виды представления информации в сети Интернет;

знать основы безопасной работы в сети Интернет;

сч знать основные правила общения в сети Интернет;

а> аз -О о уметь использовать различные браузеры для работы в сети Интернет;

т сх ® сГ 2 s уметь использовать различные поисковые системы для поиска необходимой информации в сети Интернет;

5 Еп уметь осуществлять анализ и синтез полученной информации в сети Интернет

т я уметь работать с различными ресурсами сети Интернет

\о уметь использовать различные приложения офисных пакетов для представления различной информации;

знать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей и их роли в современном мире;

знать принципы работы браузера, назначение основных панелей, различные функциональные возможности и настройки для безопасной работы;

о 1— знать технологии создания сайтов и размещения в сети Интернет, принципы их администрирования;

а> S уметь использовать информационные порталы для различных целей;

.0 S S 2 8 É Ш Я 5 а. уметь использовать форумы и блоги для взаимодействия с социумом, а так же знать технологии их создания, управления и администрирования;

иметь представление о социальных сетях, как о виртуальных площадках различной направленности и содержания;

х знать принципы обеспечения информационной безопасности;

знать нормы информационной этики и права;

с владеть культурой общения в сети Интернет;

владеть базовыми сведениями по программно-техническому обеспечению персонального компьютера;

знать основные положения законодательства в сфере ИТ, авторского права, защиты персональных данных;

знать области применения сетевых технологий в различных сферах деятельности человека и примеры сервисов web 2.0 различного назначения;

знать основы работы с облачными хранилищами в сети Интернет;

ф & Í >s уметь использовать веб-приложения различного назначения для обработки различной информации;

^ .о Я I s т и s уметь создавать в сети Интернет форумы и блоги, управлять и администрировать;

5 ® т уметь использовать различные файловые хостинги для ситуационно обусловленных нужд;

уметь использовать порталы, входящие в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

знать основы и принципы безопасности интернет-платежей;

уметь использовать системы электронных платежей;

Примерное тематическое планирование курса

Таблица 2

Количество часов

Модуль взаимодействия Среднее образование Высшее образование

Аудиторная работа Самостоятельная работа

1 В образовательной среде 6 2 4

2 В социальной среде 8 2 2

3 В экономической среде 8 2 4

4 В предметной среде 6 2 4

5 В личностной среде 4 2 4

6 В досуговой среде 4 2 2

ИТОГО 36 16 20

плины, связанные с методиками преподавания различных предметов.

Каждый модуль включает в себя теоретический материал в виде лекций (лекций-презентаций), списка литературы для изучения и ссылки на интернет-ресурсы; ряд лабораторных работ; итоговый тест по модулю, различные средства обучения.

Предлагаемый элективный курс «Мои возможности в виртуальном обществе» включает шесть модулей и в общем случае состоит из 11 лекций и 10 лабораторных работ, направленных на формирование у обучаемых ИКТ-компетенций, обозначенных выше (см. табл.1, блок специальный уровень), и способствующих достижению общей цели курса — подготовке учащихся к жизни в современном обществе в условиях его виртуализации.

Опишем кратко содержательный аспект каждого модуля.

Модуль 1. «Взаимодействие в образовательной среде»

План модуля:

1. Теоретический материал: «Международное и российское законодательство в области ИТ»; «Социально-

образовательная среда: инструменты и сервисы взаимодействия».

2. Лабораторные работы: «Социально-образовательная среда»; «Инструменты и сервисы взаимодействия».

3. Контроль: тест.

Модуль 2. «Взаимодействие в социальной среде»

План модуля:

1. Теоретический материал: «Форумы. Обзор сервисов по созданию и администрированию форумов»; «Социальные сети, как инструмент взаимодействия с обществом»; «Государственные услуги в электронной форме».

2. Лабораторные работы: «Создание и администрирование форума», «Социальные сети»; «Получение выписки по пенсионным накоплениям в ПФР через портал государственных услуг Gosuslugi.ru».

3. Контроль: тест.

Модуль 3. «Взаимодействие в экономической среде»

План модуля:

1. Теоретический материал: «Системы электронных платежей. Виды и особенности»; «Принципы безопасности совершения платежей через Интернет».

2. Лабораторные работы: «Оплата ЖКУ семьи через систему дистанционного обслуживания клиентов ОАО "Сбербанк России" Сбербанк-онлайн»; «Проверка безопасности совершения покупки в интернет-магазине».

3. Контроль: тест.

Модуль 4. «Взаимодействие в предметной среде»

План модуля:

1. Теоретический материал «Облачные технологии».

2. Лабораторная работа «Использование облачных технологий».

3. Контроль: тест.

Модуль 5. «Взаимодействие в личностной среде»

План модуля:

1. Теоретический материал «Бло-ги. Обзор сервисов по их созданию»

2. Лабораторная работа «Создание и ведение блога».

3. Контроль: тест.

Модуль 6. «Взаимодействие в досуговой среде»

Ш

План модуля:

1. Теоретический материал «Файловые хостинги».

2. Лабораторная работа «Размещение медиа-файлов на файловом хостинге».

3. Контроль: тест.

Наиболее целесообразным средством обучения, на наш взгляд, выступает использование системы управления обучением (LMS МооШе).

В завершение укажем, что описанная нами методика построения содержания данного элективного курса и приведенная выше его структура, по мнению авторов данной статьи, представляет собой некоторый «каркас», ко-

торый может быть наполнен учителем (преподавателем) на свое усмотрение: имеем в виду используемые ресурсы сети Интернет и их разнообразие.

В заключение отметим, что среди категорий пользователей, указанных выше, особый статус имеет категория учителя и преподаватели, которые будут непосредственно реализовывать на практике указанные выше образовательные цели, в частности, обучение взаимодействию в условиях виртуальной социально-образовательной среды.

В связи с этим актуальным требованием к профессиональной подготовке учителя является владение не только сервисами и инструментами виртуальной среды, но и методологией педагогического проектирования ИКТ-насыщенных образовательных сред на основе компетентностного подхода. В частности, будущий учитель должен владеть основными организационными схемами и механизмами взаимодействия участников образовательного процесса при использовании ресурсов пространства Интернет и организовывать сетевое взаимодействие между участниками образовательного процесса с учетом профессиональных социокультурных и социально значимых интересов на уровне различных виртуальных пространств, что является, на наш взгляд, основой успешного решения профессионально-педагогических задач в условиях глобальной информатизации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данько, О.А. Развитие модельных представлений как средство интеграции учащихся в современный информационный социум: Автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О.А. Данько. - М., 2012.

2. Королева, Н.Ю. Виртуальная среда обучения предмету как интерпретация методической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды [Текст] / Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. -2009. - № 2. - С. 196-199.

3. Кривых, С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах [Текст] / С.В. Кривых // Москва: Научная цифровая библиотека POTALUS.RU [Электронная библиотека]. - URL: http:// portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme. php?subaction=showfull&id=1299433145& archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 06.092016).

4. Ракитина, Е.А. Информационные поля в учебной деятельности [Текст] / Е.А. Ракитина, В.Ю. Лыскова // Информатика и образование. - 1999. - № 1. - С. 19-25.

5. Хейдеметс, М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ [Текст] / М. Хейдеметс // Средовые условия групповой деятельности. - Таллин, 1988. - С. 5-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Козырев, В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] /

B.А. Козырев. - СПб., 2000. - 36 с.

7. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры [Текст] / В.И. Слобод-чиков // Новые ценности образования: Культурные модели школ. - М., 1997. -

C. 177-185.

8. Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет [Текст] / П.А. Сорокин. - М., 1994. - 560 с.

9. Башмакова, Н.И. Направления развития профессиональной подготовки в гуманитарном вузе в условиях поликультурной социально-образовательной среды [Текст] / Н.И. Башмакова, Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Современные проблемы науки образования. - 2014. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. science-educati on.ru/117-13459 (дата обращения: 09.9.2016).

10. Королева, Н.Ю. Принципы взаимодействия образовательных сред в условиях вир-

туализации учебного процесса (на примере подготовки учителей биологии и информатики) [Текст] / Н.Ю. Королева, Е.Г. Митина, Н.И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6 (31). - С. 159-163.

11. Луценко, Е.В. Виртуализация общества как основной информационный аспект глобализации [Текст] / Е.В. Луценко // Научный журнал КубГАУ - Краснодар: Куб-ГАУ, 2005. - Т.9 (01).

12. Компетентностный подход педагогическом образовании: Коллективная монография [Текст] / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. -392 с.

13. Лаптев, В.В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки [Текст] / В.В. Лаптев, Н.И. Рыжова, М.В. Швецкий. - СПб., 2003. - 352 с.

14. Королева, Н.Ю. Проектирование содержания обучения пользователей различных категорий взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде [Текст] / Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Проблемы современного образования. -2016. - № 2. - С. 36-43 [Электронный ресурс]. - URL: http://pmedu.ru/index.php/ ru/ (дата обращения: 09.9.2016).

15. Королева, Н.Ю. Элективный курс «Мои возможности в виртуальном обществе» [Текст] / Н.Ю. Королева, В.А. Лаврухин // Региональный научно-практический семинар «Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы и вуза», 20 февраля 2016 г. - М., 2016. - С. 39-46.

16. Чошанов, М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / М.А. Чошанов. - Казань, 1996.

REFERENCES

1. Bashmakova N.I., Koroleva N.Ju., Ryzho-va N.I., Napravlenija razvitija professional-noj podgotovki v gumanitarnom vuze v us-lovijah polikulturnoj socialno-obrazovatel-noj sredy, Sovremennye problemy nauki ob-

139

140

razovanija, 2014, No. 3, available at: http:// www. science-education.ru/117-13459 (accessed: 09.10.2015). (in Russian)

2. Choshanov M.A., Teorija i tehnologija problemno-modulnogo obuchenija v profes-sionalnoj shkole, Extended abstract of ScD dissertation (Pedagogy), Kazan, 1996. (in Russian)

3. Danko O.A., Razvitie modelnyh predstav-lenij kak sredstvo integracii uchashhihsja v sovremennyj informacionnyj socium, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2012. (in Russian)

4. Hejdemets M., "Fenomen personalizacii sredy: teoreticheskij analiz", in: Sredovye us-lovija gruppovoj dejatelnosti, Tallin, 1988, pp. 5-15. (in Russian)

5. Kompetentnostnyj podhod pedagogiches-kom obrazovanii: Kollektivnaja monografi-ja, ed. prof. V.A. Kozyreva, prof. N.F. Ro-dionovoj, St. Petersburg, 2004, 392 p. (in Russian)

6. Koroleva N.Ju., Lavruhin V.A., "Elektivnyj kurs "Moi vozmozhnosti v virtualnom obsh-hestve", in: Regionalnyj nauchno-prakti-cheskij seminar "Opyt ispolzovanija infor-macionno-kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe shkoly i vuza", 20 fe-vralja 2016 g., Moscow, 2016, pp. 39-46. (in Russian)

7. Koroleva N.Ju., Mitina E.G., Ryzhova N.I., Principy vzaimodejstvija obrazovatelnyh sred v uslovijah virtualizacii uchebnogo processa (na primere podgotovki uchitelej bi-ologii i informatiki), Mir nauki, kultury, ob-razovanija, 2011, No. 6 (31), pp. 159-163. (in Russian)

8. Koroleva N.Ju., Ryzhova N.I., Proektirova-nie soderzhanija obuchenija polzovatelej razlichnyh kategorij vzaimodejstviju v vir-tualnoj socialno-obrazovatelnoj srede, Prob-lemy sovremennogo obrazovanija, 2016,

No. 2, pp. 36-43, available at: http://pmedu. ru/index.php/ru/ (accessed: 06.09.2016). (in Russian)

9. Koroleva N.Ju., Ryzhova N.I., Virtualnaja sreda obuchenija predmetu kak interpretacija metodicheskoj sistemy obuchenija v uslovi-jah IKT-nasyshhennoj obrazovatelnoj sredy, Mir nauki, kultury, obrazovanija, 2009, No. 2, pp. 196-199. (in Russian)

10. Kozyrev V.A., Teoreticheskie osnovy razviti-ja gumanitarnoj obrazovatelnoj sredy peda-gogicheskogo universiteta, Extended abstract of ScD dissertation (Pedagogy), St. Petersburg, 2000, 36 p. (in Russian)

11. Krivyh S.V., Sootnoshenieponjatij "sreda" i "prostranstvo" v sociokulturnom i obra-zovatelnom aspektah, available at: http:// portalus.ru/modules/pedagogics/rus_read-me. php? subaction= showfull&id= 12994331 45&archive=&start_from=&ucat=& (accessed: 06.092016). (in Russian)

12. Laptev V.V., Ryzhova N.I., Shveckij M.V., Metodicheskaja teorija obuchenija informa-tike. Aspekty fundamentalnoj podgotovki, SPb., Izd-vo S.-Peterb. Un-ta, 2003, 352 p. (in Russian)

13. Lucenko E.V., "Virtualizacija obshhestva kak osnovnoj informacio nnyj aspekt global-izacii", Nauchnyj zhurnal KubGAU, Krasnodar, 2005, Vol. 9 (01). (in Russian)

14. Rakitina E.A., Lyskova V.Ju., Informa-cionnye polja v uchebnoj dejatelnosti, Infor-matika i obrazovanie, 1999, No. 1, pp. 1925. (in Russian)

15. Slobodchikov V.I., "Obrazovatelnaja sreda: realizacija celej obrazovanija v prostranstve kultury", in: Novye cennosti obrazovanija, Moscow, Kulturnye modeli shkol, 1997, pp. 177-185. (in Russian)

16. Sorokin P.A., Obshhedostupnyj uchebnik so-ciologii. Stati raznyh let, Moscow, 1994, 560 p. (in Russian)

Королева Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Мурманский арктический

государственный университет, koroleva.nu@gmail.com Koroleva N.Yu., PhD in Education, Associate Professor, Murmansk Arctic State University, koroleva. nu@gmail.com

Лаврухин Виталий Александрович, учитель информатики, Лицей № 2, Мурманск,

inzhener-91@mail.ru Lavrukhin V.A., Teacher of IT, Lyceum № 2, Murmansk, inzhener-91@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.