Научная статья на тему 'Проектирование содержания обучения пользователей различных категорий взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде'

Проектирование содержания обучения пользователей различных категорий взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / VIRTUAL SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ICT-COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Наталья Юрьевна, Рыжова Наталья Ивановна

В статье обосновывается своевременность и актуальность обучения пользователей различных категорий и предлагается научно-обоснованный подход к проектированию содержания обучения взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Наталья Юрьевна, Рыжова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF THE SYLLABUS ON TEACHING COOPERATION IN A VIRTUAL SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR DIFFERENT CATEGORIES OF USERS

The article gives grounds to the timeliness and topicality of teaching different categories of users and suggests a scientifically proven approach to designing the syllabus of teaching cooperation in the virtual social and educational environment.

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания обучения пользователей различных категорий взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде»

► ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ1

DESiGN OF THE SYLLABUS ON TEACHiNG COOPERATiON iN A ViRTUAL SOCiAL AND EDUCATiONAL ENViRONMENT FOR DiFFERENT CATEGORiES OF USERS

Королева Наталья Юрьевна

Доцент кафедры математики, физики и информационных технологий ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент E-mail: koroleva.nu@gmail.com

Рыжова Наталья Ивановна

Ведущий научный сотрудник Центра теории и методики обучения математике и информатике ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогически наук, профессор

E-mail: nata-rizhova@mail.ru

Аннотация. В статье обосновывается своевременность и актуальность обучения пользователей различных категорий и предлагается научно-обоснованный подход к проектированию содержания обучения взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде.

Koroleva Natalia Yu.

Assistant professor at the Department of Mathematics, Physics and iT, Murmansk Arctic State University, PhD in Education, Associate professor

E-mail: koroleva.nu@gmail.com Ryzhova Natalia I.

Senior Research Fellow, Centre of the Theory and Technique of Training in Mathematics and informatics, the institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, ScD in Education, professor

E-mail: nata-rizhova@mail.ru

Abstract. The article gives grounds to the timeliness and topicality of teaching different categories of users and suggests a scientifically proven approach to designing the syllabus of teaching cooperation in the virtual social and educational environment.

1 Статья публикуется на основании доклада, прочитанного в рамках конференции «От информатики в школе к техносфере образования», посвященной 30-летию преподавания информатики в школе (Москва, 9-11 декабря 2015 г. Организаторы: РАО, МПГУ, МГПУ).

Ключевые слова: виртуальная социально- Keywords: virtual social and educational

образовательная среда, ИКТ-компетентность. environment, ют-competence.

В современных условиях виртуализации общества и образования объективно фиксируются тенденции к стабильному функционированию и инновационному развитию социально-образовательной среды, и можно судить о ее значимости для развития личности, образования и общества в целом.

На наш взгляд, базовыми признаками современной социально-образовательной среды, актуальной и адаптированной для современных условий виртуализации общества и образования, являются [1; 2]:

• системный и комплексный характер, включающий такие иногда взаимоисключающие свойства, как реальность и виртуальность, объективность и субъективность, многослойность и открытость, активность и управляемость, динамизм и устойчивость;

• наличие устойчивой совокупности материальных и информационных факторов и компонентов, влияющих на процессы развития, социализации и индивидуализации современной личности на базе существующего спектра сервисов и услуг современного Интернета.

Согласно Е. В. Луценко [3], виртуализация общества представляет собой отображение системы общества в информационном (виртуальном) пространстве. Это пространство создано благодаря глобальным информационным сетям, и прежде всего сети Интернет. Процесс виртуализации включает следующие аспекты:

• элементы системы: отражение реальных субъектов в сети Интернет;

• отношения: замена реальных отношений между реальными субъектами на информационные отношения между их отображениями в виртуальном пространстве;

• цели: цель может оставаться в реальной области или замещаться целью, находящейся в информационном пространстве.

Современному человеку сегодня необходимо не только свободно ориентироваться в виртуальном пространстве и иметь в нем свое адекватное отображение, но и использовать возможности виртуального пространства для достижения целей и реализации интересов реальной жизни.

В контексте данной проблемы нас интересуют:

1) элементы возникшей виртуальной социально-образовательной среды;

2) субъект-субъектные (объектные) отношения, возникающие в ней;

3) компетенции, необходимые индивидууму для успешного функционирования в ней.

Современное виртуальное пространство оказывает существенное влияние на социально-образовательную среду, в которую включен современный человек. Это влияние на его функционирование в социально-образовательной среде заключается в изменении характера субъект-субъектного (объектного) взаимодействия, которое происходит не только в реальном мире, но и в виртуальном через глобальную сеть Интернет.

Теперь это не только взаимодействие двух и более реальных субъектов, но и их виртуальных отображений. В соответствии с этим каждому отдельному субъекту (обучаемому) для его успешного функционирования в современной виртуальной социально-образовательной среде необходимо в должной степени владеть инструментами этого взаимодействия.

Уточним отличие, которое мы вкладываем в различие понятий социально-образовательная среда и социально образовательное пространство, которое, на наш взгляд, состоит во включенности индивидуума. Можно говорить о том, что вокруг индивидуума существует множество виртуальных пространств (личностное, образовательное, досуговое, экономическое, социальное, экологическое, предметное), каждое из которых становится для него средой, если он начинает взаимодействовать с этим пространством и оказывается «внутри» него.

В свою очередь, каждое виртуальное пространство состоит из множества компонентов, которые мы понимаем как элементы пространства (среды). Это прежде всего информационно-коммуникационные компоненты, представленные в сети Интернет (электронные библиотеки, образовательные порталы, порталы государственных услуг, системы электронных платежей и т. п.). Индивидуум взаимодействует с элементом пространства (среды), который является непосредственным объектом его направленной деятельности, используя специальный инструментарий.

Взаимодействие индивидуума с элементами виртуальной социально-образовательной среды напрямую связано с пониманием сервисов и инструментов, с помощью которых это взаимодействие происходит.

Под сервисами мы понимаем совокупность веб-сервисов, которые представлены в сети Интернет и позволяют осуществлять взаимодействие с виртуальным сообществом независимо от веб-браузера, провайдера или технических характеристик компьютера.

Под инструментами мы понимаем программные средства, позволяющие представлять некоторый объем информации в сети Интернет, осуществлять ее поиск, хранение и обработку, а также транспортировку другим членам виртуального пространства, для успешного взаимодействия с которыми, безусловно, требуются специальные компетенции в области информационно-коммуникационных технологий.

Стоит подчеркнуть, что успешность включенности индивидуума в какое-либо пространство, его успешное функционирование в нем находится в прямо пропорциональной зависимости от степени владения индивидуумом целым рядом инструментов взаимодействия.

В соответствии с общепринятым компетентностным подходом в образовании и внедрением в школьное образование федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения мы можем говорить о ряде ИКТ-компетенций, которые необходимо освоить современному человеку для взаимодействия в виртуальной социально-образовательной среде для удовлетворения различных информационных потребностей (рис. 1).

Из рис. 1 видно, что слой сервисов лежит «ближе» к пространству и их использование невозможно без владения инструментами. Любое из пространств имеет достаточно

Рис. 1. Взаимодействие пользователя (обучаемого) с виртуальным пространством

сложную структуру, состоящую из множества компонентов, взаимодействие с которыми возможно только при наличии у пользователя специальных ИКТ-компетентностей.

На наш взгляд, данные рассуждения являются общими для всей совокупности пространств виртуальной социально-образовательной среды.

Наряду с постоянной включенностью человека в социально-образовательную среду, его деятельность связана с различными по содержанию пространствами, что обуславливается сложной структурой этой среды, представляющей собой, как мы говорили выше, совокупность пространств. Остановимся подробнее на содержании каждого из виртуальных пространств социально-образовательной среды и приведем примеры их компонентов, представленных сети Интернет.

Образовательное пространство - пространство, функционирование в котором предоставляет возможность обучаемому выступать в роли ученика-исследователя, работать над решением поставленных задач, широко используя информационно-коммуникационные технологии, состоящее из таких компонентов, как электронные библиотеки; образовательные порталы, форумы, тематические web-страницы (сайты); сайты образовательных учреждений, учителей, научных организаций и издательств; коллекции учебных материалов; электронные публикации; порталы дистанционного образования и др.

Социальное пространство - пространство, обеспечивающее взаимодействие человека с социумом посредством современных ИКТ, оно может быть представлено такими компонентами, как социальные сети; форумы; мобильные и интернет-приложения для взаимодействия с социумом; программное обеспечение для общения с другими людьми и др.

Предметное пространство - пространство для создания, использования и публикации информационных продуктов (интеллектуальной собственности), в том числе в сети Интернет, которое включает такие компоненты, как облачные веб-сервисы; офисные веб-пакеты.

Личностное пространство - пространство, связанное с личными достижениями, прежде всего образовательными, а также социальными отношениями, и оно может быть представлено персональными сайтами и блогами, а также профессиональными Интернет-сообществами.

Экономическое пространство - пространство, представляющее экономические взаимоотношения общества, государственных структур и других субъектов, которое включает такие компоненты, как электронные платежные системы; интернет-магазины по продажам товаров и услуг населению.

Досуговое пространство - пространство, связанное с личными интересами человека, его досуговыми занятиями. Оно может быть представлено хостингами для размещения информации различного вида (аудио, графическая, видео); онлайн-игры; видео- и аудио-чаты; интернет-сайты развлекательного характера.

Определив возможное представление элементов различных пространств в виде сервисов сети Интернет, можно обозначить и основные необходимые компетенции для работы с ними:

• умения работать в различны web-браузерах, понимание принципов их работы, назначения основных панелей, различных функциональных возможностей;

• умения строить корректные запросы в различных поисковых системах, понимание принципов их работы;

• умения осуществлять анализ и синтез полученной информации; умения работать с различными сайтами в сети Интернет;

• умения создавать, размещать и администрировать сайты в сети Интернет;

• умения использовать информационные порталы для различных целей;

• умения использовать форумы, блоги для взаимодействия с социумом, знания технологии их создания и администрирования;

• умения работать в социальных сетях, сообществах;

• умения использовать различные файловые хостинги для ситуационно обусловленных нужд;

• умения использовать системы электронных платежей и знать принципы безопасности интернет-платежей;

• умения использовать облачные веб-сервисы и веб-приложения; умения использовать офисные онлайн-пакеты для различных целей; владение культурой общения в сети Интернет;

• знание основных положений государственного законодательства в сфере информационно-коммуникационных технологий, авторского права, защиты персональных данных.

Обобщим вышеизложенное и представим наши рассуждения наглядно (рис. 2).

Очевидно, что для дальнейшего построения содержания обучения в рамках ком-петентностного подхода и в соответствии с возрастной характеристикой предполагаемых обучаемых или их уровнем владения ИКТ необходимо произвести систематизацию компетенций по ключевому, базовому и специальному уровням, что позволит грамотно сформулировать соответствующие учебные задачи (разного уровня сложности и целевого назначения).

Наиболее целесообразным представляется модульный подход к построению содержания учебного курса «Мои возможности в виртуальном мире», рассматривая в каждом модуле специфические компоненты (сервисы и инструменты) для конкретно выбранных

Рис. 2. Обобщенная модель виртуальной социально-образовательной среды

виртуальных пространств, например: личностного, образовательного, досугового, экономического, социального, экологического, предметно-профессионального и др.

Представленное обоснование и предложенная модель обладает универсальностью, поскольку предоставляет широкие возможности для отбора и построения содержания обучения, которое может быть представлено на разных уровнях образовательного процесса - от школьников до людей старшего возраста.

В заключение отметим, что среди категорий пользователей, указанных выше, особый статус имеет категория учителей и преподавателей, которые будут непосредственно реализовывать на практике указанные выше образовательные цели, в частности, обучение взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде.

В связи с этим актуальным требованием к профессиональной подготовке учителя, который должен не только обладать высоким уровнем владения сервисами и инструментами виртуальной среды, но и владеть методологией педагогического проектирования ИКТ-на-сыщенных образовательных сред на основе компетентностного подхода [4-6]. В частности, владеть основными организационными схемами и механизмами взаимодействия участников образовательного процесса при использовании ресурсов пространства Интернет и организовывать сетевое взаимодействие между участниками образовательного процесса с учетом профессиональных социокультурных и социально значимых интересов на уровне различных виртуальных пространств, что является, на наш взгляд, основой успешного решения профессионально-педагогических задач в условиях глобальной информатизации.

Список литературы

1. Башмакова, Н. И. Направления развития профессиональной подготовки в гуманитарном вузе в условиях поликультурной социально-образовательной среды [Электронный ресурс] / Н. И. Башмакова, Н. Ю. Королева, Н. И. Рыжова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - Режим доступа: http:// www.science-education.ru/117-13459 (дата обращения: 09.10.2015).

2. Королева, Н. Ю. Принципы взаимодействия образовательных сред в условиях виртуализации учебного процесса (на примере подготовки учителей биологии и информатики) [Текст] / Н. Ю. Королева, Н. И. Рыжова, Е. Г. Митина // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6 (31). - С. 159-163.

3. Луценко, Е. В. Виртуализация общества как основной информационный аспект глобализации [Текст] / Е. В. Луценко // Науч. журн. КубГАу. - Краснодар: КубГАу, 2005. - Т. 9 (01).

4. Королева, Н. Ю. Информационная социально-образовательная среда как основа успешного решения профессионально-педагогических задач в условиях глобальной информатизации [Текст] / Н. Ю. Королева, Н. И. Рыжова, З. А. Заля-лютдинова // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: сб. материалов 4-й Всероссийской науч.-практ. конф. / отв. ред. М. В. Худжина. - Нижневартовск, 2015. - С. 77-79.

5. Королева, Н. Ю. Содержание дисциплины «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения» как условие формирования готовности будущих учителей информатики в деятельности в условиях виртуализации образовательного процесса [Текст] / Н. Ю. Королева, А. А. Ляш, В. В. Печатнов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 4. - С. 211-214.

6. Королева, Н. Ю. Виртуальная среда обучения предмету как интерпретация методической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды [Текст] / Н. Ю. Королева, Н. И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 2. - С. 196-199.

References

1. Bashmakova N. I., Koroleva N. Yu., Ryzhova N. I. Napravleniya razvitiya profession-alnoy podgotovki v gumanitarnom vuze v usloviyakh polikulturnoy sotsialno-obra-zovatelnoy sredy. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014, No. 3. Available at: http://www.science-education.ru/117-13459 (accessed: 09.10.2015).

2. Koroleva N. Yu., Ryzhova N. I., Mitina E. G. Printsipy vzaimodeystviya obrazovatel-nykh sred v usloviyakh virtualizatsii uchebnogo protsessa (na primere podgotovki uchiteley biologii i informatiki). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2011, No. 6 (31), pp. 159-163.

3. Lutsenko E. V. Virtualizatsiya obshchestva kak osnovnoy informatsionnyy aspekt globalizatsii. Nauch. zhurn. KubGAU. Krasnodar: KubGAU, 2005, Vol. 9 (01).

4. Koroleva N. Yu., Ryzhova N. I., Zalyalyutdinova Z. A. Informatsionnaya sotsialno-obrazovatelnaya sreda kak osnova uspeshnogo resheniya professionalno-peda-gogicheskikh zadach v usloviyakh globalnoy informatizatsii. Traditsii i innovatsii v obrazovatelnom prostranstve Rossii, KhMAO-Yugra, NVGU: Proceedings of the 4th All-Russian Conference. Nizhnevartovsk, 2015, pp. 77-79.

5. Koroleva N. Yu., Lyash A. A., Pechatnov V. V. Soderzhanie distsipliny "Peda-gogicheskie tekhnologii informatsionno-obrazovatelnykh sistem obucheniya" kak uslovie formirovaniya gotovnosti budushchikh uchiteley informatiki v deyatelnosti

V usloviyakh virtualizatsii obrazovatelnogo protsessa. Mir nauki, киНигу, obrazovani-уа. 2010, N0. 4, рр. 211-214.

6. Кого^а N. Уи., Ryzhova N. I. УиШа1пауа sreda obucheniya predmetu как Шегрге-tatsiya metodicheskoy sistemy obucheniya V usloviyakh IKT-nasyshchennoy оЫ^о-vatelnoy sredy. Ми паиШ, киНигу, obrazovaniya. 2009, N0. 2, рр. 196-199.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.