Научная статья на тему 'Модель системы менеджмента качества процесса обучения в общеобразовательной школе'

Модель системы менеджмента качества процесса обучения в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2644
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КОМПЬЮТЕР / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / TRAINING PROCESS / MODEL OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / COMPUTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачева Елена Сергеевна

В статье обосновывается необходимость внедрения системы менеджмента качества в школе. Дается характеристика подходов для создания модели СМК процесса обучения. Описываются уровни процесса обучения и их реализация с позиции СМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усачева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality Management System Model of Training Process at Comprehensive School

The article proves the necessity of introduction a quality management system into school; characterizes the approaches for a quality management system creating in the training process; describes the levels of the training process and their realization from a quality management systems position.

Текст научной работы на тему «Модель системы менеджмента качества процесса обучения в общеобразовательной школе»

УДК 001.891.34 ББК 74.263.2

Усачева Елена Сергеевна

аспирант

кафедры информатики и методики преподавания информатики Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Usacheva Elena Sergeevna Post-graduate

Chair of Computer Science and Methods of Computer Science Teaching Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Модель системы менеджмента качества процесса обучения в общеобразовательной школе Quality Management System Model of Training Process at Comprehensive

School

В статье обосновывается необходимость внедрения системы менеджмента качества в школе. Дается характеристика подходов для создания модели СМК процесса обучения. Описываются уровни процесса обучения и их реализация с позиции СМК.

The article proves the necessity of introduction a quality management system into school; characterizes the approaches for a quality management system creating in the training process; describes the levels of the training process and their realization from a quality management system’s position.

Ключевые слова: менеджмент качества образования, процесс обучения, модель системы менеджмента качества, компьютер.

Key words: quality management system, training process, model of quality management system, computer.

Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений, в том числе и в общем образовании, которое должно работать на опережение, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем.

Школа как основная и самая продолжительная ступень образования становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом. В связи с этим проблема качества общего образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему

оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. Однако, приходится признать, что концепция качества общего образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты

качества, ставится вопрос о критериях.

Для объективной оценки качества образовательных и научнометодических услуг школы кроме оценки степени соответствия результатов технологического процесса предъявляемым требованиям, необходимо также и заключение о том, каково качество и самого процесса предоставления этих услуг. Иначе говоря, насколько этот процесс совершенен, упорядочен, организован, нацелен на предотвращения появления отклонений, несоответствий. Таким образом, качество результатов деятельности школ должно обеспечиваться через управление качеством основных рабочих процессов, протекающих в школе. Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедрённой и сертифицированной системы менеджмента качества (СМК).

Обобщая различные определения, разработанные ISO (International Organization for Standardization - Международная организация по стандартизации), можно сказать, что СМК - это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей.

Международными стандартами ИСО серии 9001 определены основные термины, составляющие понятийный аппарат менеджмента качества. Применительно к определению СМК в образовательных учреждениях наличие педагогических процессов и объектов управления обусловливает в числе прочего необходимость их структуризации и стандартизации.

Под СМК в образовании понимается совокупность мероприятий, методов и средств, обеспечивающих предоставление качественной образовательной услуги на всех этапах: от первоначального определения и до конечного удовлетворения требований государственных образовательных стандартов и

потребностей Министерства образования и науки РФ, а также потребителей и других заинтересованных сторон. Школы, несомненно, зависят от своих потребителей, в качестве которых выступают: общество в целом, государство в лице Министерства образования и науки РФ, работодатели, вузы, обучаемые, родители обучаемых. Поэтому необходимо понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования, соответствовать ожиданиям.

СМК рассматривается как средство, направленное на поддержание качества процесса обучения на уровне, соответствующем установленным требованиям.

Первым шагом при построении СМК является выбор соответствующей модели СМК. В современных исследованиях моделирование - метод создания и исследования педагогических моделей, становится все более эффективным преобразующим средством. В основе моделирования лежит определенное соответствие между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью. Основным понятием в моделировании как методе является модель. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования.

Разработка и реализация модели СМК процесса обучения должна быть основана на деятельностном, системном и структурно-функциональном подходах.

Опора на деятельностный подход позволяет организовать работу основных субъектов процесса обучения посредством включения их в различные виды деятельности. С точки зрения педагогики, организационные формы учения выступают как учебная деятельность. Несмотря на то, что учебная деятельность имеет свою специфику, отличающую ее от других видов деятельности, она составляет основу любой деятельности. В структуре учебной деятельности выделяют: предмет, продукт деятельности, ее исполнительные, ориентировочные и контрольные действия.

С позиции системного подхода, развитие процесса обучения как системы правомерно представить в виде развития всех его составляющих:

- цели (ближайшие и дальние установки в развитии процесса обучения);

- условий (социальный заказ, нормативная база, материально-

техническая база, финансирование, связь с внешними организациями и т.д.);

- содержания (обеспечение стандартов содержания образования: учебные планы, учебные программы, учебные материалы и т.д.);

- форм, методов, средств, обеспечивающих развитие процесса обучения.

Вместе с тем, единицей анализа должна быть именно управляемая

педагогическая ситуация - процесс проектирования, передачи и усвоения знаний, формирования личности обучаемого, выступающая как момент взаимодействия объекта и субъекта управления качеством процесса обучения. Такая модель может быть построена на основе структурно-функционального подхода, наиболее полно позволяющего осуществить согласование целей образования со структурой, функциями, задачами, процедурами и взаимосвязями СМК и описать ей как целостную. При моделировании СМК процесса обучения целесообразно учитывать следующие аспекты:

- реализация целостности системы;

- определение свойств системы и её отдельных элементов, составляющих понятие качества процесса обучения;

- определение объектов и субъектов управления, выявление условий, механизмов их взаимодействия, связей и отношений между ними;

- реализация основных принципов, требований к обеспечению качества процесса обучения, предъявляемых общей теорией менеджмента;

- разработка методов и средств, позволяющих осуществлять эффективное обеспечение работы системы.

Использование структурно-функционального подхода к моделированию и анализу СМК процесса обучения в полной мере отвечает реализации этих требований. Структурно-функциональный подход описывает обеспечение качества процесса обучения с двух сторон: структурной - качественной характеристики процесса обучения (параметры, показатели, критерии, методики их определения) и функциональной - характеристики решаемых задач обеспечения СМК (технология обеспечения).

Под моделью СМК понимается определенная совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам процесса обучения, критериев, определяющих уровень совершенства этого процесса, способов оценки уровней совершенства и качества получаемых результатов.

На рис. 1 приведена структура модели СМК процесса обучения, состоящая из мотивационно-целевого, содержательного, технологического, критериально-оценочного блоков и псхолого-педагогических условий ее функционирования. Данная модель выступает в качестве теоретической основы реализации технологии внедрения СМК в процесс обучения.

Наша точка зрения совпадает с утверждением Л.И. Фишмана о конструировании процесса обеспечения качества на основе «главного звена», под которым понимаем процесс обучения. Руководство процессом обучения, построенное на научном распределении важнейших умений и знаний во времени, дает возможность педагогу предотвращать незнание, неуспеваемость. При таком руководстве обеспечивается условие, без которого немыслимо образовательное учреждение: обучающийся не только усваивает определенный объем знаний, но и умственно развивается.

Весь процесс обучения на наш взгляд можно разделить на два уровня (рис. 2).

Первый (проектирование и разработка образовательных программ) можно назвать уровнем проекта, так как тут отсутствуют конкретный ученик и учитель, и учитываются только среднестатистические данные. На данном уровне строится дидактическая модель процесса обучения по каждому предмету (уровень учебного предмета) - программа. Далее производится распределение времени, выделенного в учебном плане между темами предмета. Программа и полученное распределение времени вместе образуют тематическое планирование.

Психолого-педагогические условия реализации модели: 1) оказание методической поддержки учителю в области менеджмента качества; 2) организация работы учащихся исходя из уровня развития интеллектуальных параметров; 3) создание серии задач по каждой теме, влияющих на развитие одного из параметров интеллекта; 4) своевременная диагностика и корректировка

Социальный заказ: анализ потребностей заказчиков образовательных услуг

1----

ІС

к

н Я « * 3 н

8 о X Ю « « а а

о м и «

ІЗ а

О

Подходы: деятельностный, системный и структурно-функциональный

Принципы: научности, развивающего обучения, направленности на личность

Идеи: 1) организации процесса обучения с позиций менеджмента качества, 2) диагностика интеллектуальных и личностных качеств учащихся для выбора оптимального обучения, 3) личностно-ориентированный подход к обучению

Мотивационно-целевой блок

Цель: повышение уровня индивидуальных образовательных достижений (знаний, умений, интеллектуальных способностей) учащихся средствами менеджмента качества Мотивы: повышение качества образования, предупреждение несоответствий, стремление максимально улучшить интеллектуальные показатели каждого учащегося посредством отдельно взятого предмета, контроль за деятельностью учащихся и самоконтроль

X

Содержательный блок

Процессуальная

часть

Процесс

планирования СМК

Процесс

проектирования

МК

Процесс реализации МК

Содержательная часть

Формулировка целей и задач в области качества, обоснование необходимости внедрения СМК, внутренний аудит с целью выявления несоответствий, разработка документации системы качества Выбор оптимальной модели обучения, диагностика реальных и потенциальных возможностей учащихся, разработка урока с позиций СМК

Проведение урока в рамках СМК, дифференцированный подход к учащимся, разработка корректирующих мероприятий, анализ результатов деятельности

Технологический блок

Подготовительный

Основной

Заключительный

Методы: анализ продуктов

педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование сравнение и анализ данных, метод экспертных оценок

Средства: электронные модели

содержания образования, выбора оптимальных методов обучения педагогического и

психологического мониторинга, экспертная система, система дифференцированных заданий

Критериально-оценочный блок

Критерии уровень усвоения учебного материала учащимися соответствия реального результата обучающихся их потенциальным возможностям время, затраченное учителем на конструирование процесса обучения в рамках СМК

Показатели педагогический мониторинг учащихся психологический мониторинг учащихся оценка 0 затраченного учителем времени методом экспертных оценок

Рез^Ъьтат повышен уровень индивидуальных образовательных достижений (знаний, умений, интеллектуальных способностей) учащихся благодаря внедрению СМК в процесс обучения

Рис. 1 Стурктурно-функциональная модель СМК процесса обучения ВестникЧГПУ112011 208

Второй уровень (реализация основных образовательных программ) -является уровнем процесса, так как все решения тут принимаются с учетом конкретного ученика, класса, учителя, содержания образования. На данном уровне происходит непосредственное использование электронной модели федеральных и региональных учебников, описанных в [1]. Эти модели должны быть построены так, чтобы была возможность их использования в качестве интеллектуального помощника учителя.

Рис.2. Структура процесса обучения

На уровне процесса присутствуют данные о потенциальных возможностях учащихся и достигнутых реальных результатах (психологический и педагогический мониторинги, педагогическое прогнозирование). Задача оптимизации состоит в нахождении таких решений основных дидактических задач, чтобы реальные результаты учащихся максимально соответствовали потенциальным. На этой основе и будет оцениваться эффективность принятых учителем решений.

На вход подается сформированное на уровне проекта содержание образования, выбранный школьный учебник и конкретный класс.

Учитель, опираясь на характеристики класса в целом и каждого ученика в отдельности и содержания образования, в режиме диалога с компьютером решает следующие оптимизационные задачи:

1) оптимальное распределение учебного времени;

2) дифференцированный подход к учащимся;

3) оптимальный выбор форм и методов работы на уроке;

4) оптимальное построение системы уроков по теме и каждого урока.

Затем происходит реализация сконструированного процесса обучения -

взаимодействие учителей и учащихся - урок. Этот момент является центральным в процессе обучения. В зависимости от реальных учебных возможностей учащихся и других особенностей системы, это взаимодействие может протекать по-разному. Именно выбор оптимального варианта такого взаимодействия и его грамотная реализация составляет наиболее важный элемент деятельности педагога.

Постоянный анализ и самоанализ позволяет выявить слабые места в процессе обучения, принимать оперативные меры по его корректировке, то есть оперативно применять новые методы и формы работы, менять соотношение между уроками темы, вносить изменения в дифференцированный подход.

Описанная модель процесса обучения - лишь гипотеза, проверка правильности или ложности которой требует проведения значительного числа реальных экспериментов. Но этот путь дает возможность сразу формулировать объяснительные гипотезы и для их верификации конструировать эксперименты на основе манипулирования с моделью.

Именно такая или какая-то другая модель в совокупности со специально подготовленными материалами и измерителями и будет представлять собой реальную педагогическую экспериментальную установку, на которой можно провести исследовательскую работу, получить и обработать данные, зафиксировать недостающие научные факты.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Матрос, Д.Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 288 с.

2. Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. - М.: Сентябрь, 2001. - 160 с.

3. Поташник, М.М. Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

4. Фишман, Л.И. Модель образовательного менеджмента в России: ценности и стереотипы [Текст]: монография / Л.И. Фишман. - Самара: СамГПУ - СИПКРО, 1997. - 304 с.

5. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.

Bibliography

1. Fishman, L.I. Model of Educational Nanagement in Russia: Values and Stereotypes [Text]: Monograph / L.I. Fishman. - Samara: SamSPU - SIPKRO, 1997. - 304 p.

2. Matros, D.Sh. Quality Management in School-Based Series of Standards ISO 90002001, New Information Technologies and Educational Monitoring / D.Sh. Matros. - M.: Centre for Teacher Education, 2008. - 288 p.

3. Moiseev, A.M. Quality of School Management: How It Should Be / A.M. Moiseev. -M.: September, 2001. - 160 p.

4. Potashnik, M.M. Education Quality Management / M.M. Potashnik. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2000. - 448 p.

5. Shishov, S.E. School: Monitoring the Quality of Education / S. E. Shishov, V. A. Kalney. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2000. - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.