Научная статья на тему 'Система менеджмента качества в образовательной организации в условиях реализации фгос нового поколения'

Система менеджмента качества в образовательной организации в условиях реализации фгос нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2037
709
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / ОБЪЕКТЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY INDICATORS / OBJECTS OF INTERNAL SCHOOL CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Лариса Николаевна

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, реализуемые сегодня в образовательных организациях, являются важнейшим механизмом укрепления российской государственности, социокультурной и экономической модернизации страны. ФГОС общего образования определяет современные требования к его качеству. Основным результатом образования выступает овладение выпускниками совокупностью компетенций, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Управление качеством приоритетное направление деятельности руководителя образовательной организации. Менеджмент конкурентоспособной образовательной организации предполагает создание и реализацию на практике системы менеджмента качества, разработки модели СМК и соответствующих ей нормативных документов. В основе системы менеджмента качества образования лежит международный стандарт качества ИСО 9001:2000. Модель СМК в образовательной организации представляет собой теоретически обоснованную и выстроенную совокупность представлений о том, как должна выглядеть система управления качеством, как она воздействует на объекты управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая образовательная организация могла добиваться поставленных целей, адекватно реагировать на вызовы и возникающие проблемы, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, структуру и порядок взаимодействия её элементов, аналитический мониторинг и контроль за ходом образовательного процесса. Теоретико-методологическое осмысление концепции системы менеджмента качества в образовательной организации одно из условий успешности управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality Management System in Educational Organizations in the Conditions of the Implementation of New Generation FSES

The federal state educational standards of new generation currently implemented in the educational organizations are the most important mechanism of strengthening of the Russian statehood, sociocultural and economic modernization of the country. FSES of secondary education defines modern requirements to its quality. Mastering a set of the competences allowing graduates to raise and solve the major vital and professional problem is supposed to be the main result of education. Quality management is the priority activity of the head of the educational organization. Management of the competitive educational organization assumes creation and practical realization of quality management system, development of the QMS model and the corresponding legal acts. The international quality standard of the ISO 9001:2000 is the cornerstone of quality management system of education. The QMS model in the educational organization represents theoretically based and logically constructed set of ideas about the essence of the quality management system, how it influences the objects of management, adapts to changes in the environment in such a way that the operated educational organization could achieve its goals, react sufficiently to calls and the arising problems, develop steadily and provide its viability. It includes the principles of management, strategic views, purposes and tasks, structure and the order of interaction of its elements, analytical monitoring and the control of the process of education. Theoretical-methodological judgment of the concept of quality management system in the educational organization is one of the conditions of success of management activity.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества в образовательной организации в условиях реализации фгос нового поколения»

УДК 373 ББК 74.2

Лариса Николаевна Пронина,

кандидат педагогических наук, доцент, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (301248, Россия, г. Щекино, ул. Л. Шамшиковой, 17а), e-mail: larisa.pronina.55@mail.ru

Система менеджмента качества в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, реализуемые сегодня в образовательных организациях, являются важнейшим механизмом укрепления российской государственности, социокультурной и экономической модернизации страны. ФГОС общего образования определяет современные требования к его качеству. Основным результатом образования выступает овладение выпускниками совокупностью компетенций, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Управление качеством - приоритетное направление деятельности руководителя образовательной организации. Менеджмент конкурентоспособной образовательной организации предполагает создание и реализацию на практике системы менеджмента качества, разработки модели СМК и соответствующих ей нормативных документов. В основе системы менеджмента качества образования лежит международный стандарт качества ИСО 9001:2000. Модель СМК в образовательной организации представляет собой теоретически обоснованную и выстроенную совокупность представлений о том, как должна выглядеть система управления качеством, как она воздействует на объекты управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая образовательная организация могла добиваться поставленных целей, адекватно реагировать на вызовы и возникающие проблемы, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, структуру и порядок взаимодействия её элементов, аналитический мониторинг и контроль за ходом образовательного процесса.

Теоретико-методологическое осмысление концепции системы менеджмента качества в образовательной организации - одно из условий успешности управленческой деятельности.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, управление качеством образования, система менеджмента качества, показатели качества, объекты внутришкольного контроля.

Larisa Nikolaevna Pronina,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Institute of Professional Development and Professional Retraining of Educators of Tula Oblast (17A. Shamshikova St., Shchekino, Russia, 301248), e-mail: larisa.pronina.55@mail.ru

Quality Management System in Educational Organizations in the Conditions of the Implementation of New Generation FSES

The federal state educational standards of new generation currently implemented in the educational organizations are the most important mechanism of strengthening of the Russian statehood, sociocultural and economic modernization of the country. FSES of secondary education defines modern requirements to its quality. Mastering a set of the competences allowing graduates to raise and solve the major vital and professional problem is supposed to be the main result of education.

Quality management is the priority activity of the head of the educational organization. Management of the competitive educational organization assumes creation and practical realization of quality management system, development of the QMS model and the corresponding legal acts. The international quality standard of the ISO 9001:2000 is the cornerstone of quality management system of education. The QMS model in the educational organization represents theoretically

© Л. Н. Пронина, 2015

29

based and logically constructed set of ideas about the essence of the quality management system, how it influences the objects of management, adapts to changes in the environment in such a way that the operated educational organization could achieve its goals, react sufficiently to calls and the arising problems, develop steadily and provide its viability. It includes the principles of management, strategic views, purposes and tasks, structure and the order of interaction of its elements, analytical monitoring and the control of the process of education.

Theoretical-methodological judgment of the concept of quality management system in the educational organization is one of the conditions of success of management activity.

Keywords: Federal state educational standards, education quality management, quality management system, quality indicators, objects of internal school control.

Анализируя основные направления государственной политики в области образования, отражённые в законе Российской Федерации № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2021 года, Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, можно проследить приоритеты его инновационного развития. Взят курс на обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодёжной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Ставка в образовании была сделана на формирование и развитие компетенций личности, что легло в основу компетентностного подхода в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Концептуальная идея стандартов - требование от выпускника качества образованности в соответствии с выполнением образовательной организацией взятых на себя обязательств по предоставлению образовательных услуг, которые регламентируются стандартами. В связи с этим ФГОС является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования -формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны [4-7].

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трёх систем требований: к результатам образования; к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность), к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.). В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи [7].

Поставленные задачи предполагают целенаправленное и комплексное изменение в системе управления образовательными организациями (ОО). Перед руководителями стоят задачи своевременного решения проблем и минимизации рисков при внедрении и реализации ФГОС. В трудах отечественных педагогов В. С. Лазарева, А. М. Моисеева, М. М. Поташника и других отмечается, что в современных условиях от руководителей ОО требуется умение пересматривать (в соответствии с целями и задачами конкретных этапов развития) содержание управленческой деятельности, корректировать набор реализуемых управленческих функций, моделировать и видоизменять необходимую организационную структуру управляющей системы, осваивать новые управленческие технологии [1; 2].

Менеджмент конкурентоспособной образовательной организации немыслим без создания и реализации на практике системы менеджмента качества (СМК), разработки модели СМК и соответствующих ей нормативных документов менеджмент качества определяется нами как система управления образовательной организацией, основанная на профессиональной компетентности руководителей ОО, ценностно-ориентационном единстве и сотрудничестве всех её

участников, ориентированных на достижение стандартов качества, и обеспечивающая реализацию идей и целей ФГОС нового поколения.

В основе системы менеджмента качества образования лежит международный стандарт качества ИСО 9001:2000, где понятие качества определяется как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

Понятие качества образования соотносится с такими характеристиками, как:

- соответствие целей и результатов образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;

- соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности и востребованности школьного образования; развитие компетенций, необходимых для приобретения знаний в течение всей жизни, и информационной грамотности;

- соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса [3].

Каждая образовательная организация, исходя из своей специфики и возможностей, выстраивает собственную модель СМК, под которой мы понимаем теоретически обоснованную и выстроенную совокупность представлений о том, как должна выглядеть система управления качеством в ОО, как она воздействует на объекты управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая образовательная организация могла добиваться поставленных целей, адекватно реагировать на вызовы и возникающие проблемы, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, структуру и порядок взаимодействия её элементов, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией.

Обобщённая модель СМК в ОО включает:

- миссию, видение и основные ценности образовательной организации, перспективы её развития, отражённые в Программе развития, комплексно-целевых программах;

- документально оформленные заявления о политике и целях в области качества, заложенные в Образовательной программе ОО;

- ФГОС (ДОО, НОО, ООО), информационные карты основных и обеспечивающих процессов, методические инструкции о порядке выполнения различных видов деятельности.

Использование этих документов позволяет эффективно управлять ОО как единым целым и добиваться улучшения качества образования на всех уровнях обучения.

Главные задачи внедрения системы менеджмента качества в ОО включают в себя:

- создание механизма непрерывного повышения качества образовательных услуг, предоставляемых ОО;

- обеспечение системных гарантий формирования компетенций обучающихся, соответствующих требованиям ФГОС нового поколения;

- повышение рейтинга и совершенствование имиджа ОО в районе, регионе;

- оптимизацию и совершенствование системы управления в целом.

Концепция СМК на основе системно-деятельностного подхода позволяет определить основные объекты и направления управленческого воздействия в системе управления школой. В этом плане можно выделить универсальные для всех типов и видов образовательных организаций показатели качества:

- качество образованности выпускников (предметные результаты);

- качество управления:

- целями,задачами функционирования и развития;

- содержанием образования (включая вариативный компонент);

- кадровым обеспечением и профессиональным развитием педагогов;

- научно-методическим обеспечением;

- условиями осуществления образовательного процесса (санитарными, экономическими, материально-техническими, информационными, психологическими, эстетическими и др.);

- качество реализации образовательного процесса (в соответствии в ФГОС);

- качество внутришкольного контроля и мониторинга как основы для принятия управленческих решений;

- качество соответствия запросам учащихся и их родителей;

- качество соответствия потребностям общественных институтов, потенциальных работодателей;

- имидж образовательного учреждения, гарантирующий конкурентоспособность ОО.

ФГОС нового поколения ставит новые задачи перед системой управления школой, предъявляя современные требования к традиционным управленческим функциям, конкретизируя и наполняя новым содержанием такие классические функции, как анализ, планирование, организация, руководство и контроль. На последнем остановимся подробнее.

Под внутришкольным контролем (ВШК) принято считать проведение членами администрации и служб школы в пределах своей компетенции обследований и наблюдений, отслеживание соблюдения работниками ОО законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципалитета, ОО в области образования. Основной целью этой функции становится совершенствование образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода с учётом индивидуальных особенностей и возможностей участников образовательного процесса. Система ВШК в условиях реализации ФГОС нового поколения должна быть направлена на решение таких задач, как:

- исполнение педагогическим коллективом законодательства в области образования; анализ причин, лежащих в основе нарушений, и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их предупреждению;

- анализ результатов образовательного процесса; выявление положительных и отрицательных тенденций и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;

- выявление наиболее эффективных технологий организации учебной деятельности школьников, которые определяют развитие их личности;

- разработка системы диагностик, отслеживающих динамику развития учащихся; изучающих состояние межличностных отношений; фиксирующих уровень образованности на каждом этапе школьного обучения;

- совершенствование системы внеурочной деятельности через разработку и реализацию совокупности программ досуговой и внеучебной деятельности по предметам;

- выявление и реализация профессионального потенциала педагогического коллектива и администрации в процессе их деятельности.

Администрация школы - субъекты управления, осуществляющие ВШК, - помимо традиционных объектов контроля (реализация утверждённых образовательных программ и учебных планов, соблюдение утверждённых учебных графиков, соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов ОО, соблюдение порядка текущего контроля успеваемости, проведения итоговой аттестации обучающихся и т. д.) сегодня должны определить для себя приоритетными такие объекты контроля, как:

- реализация современного методического обеспечения в образовательном процессе;

- организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

- валеологизация образовательного процесса, деятельность школы по здоро-вьесбережению (соответствие требованиям СанПиН, организация питания, медицинское сопровождение в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников ОУ);

- система работы педагогов по формированию универсальных учебных действий обучающихся;

- организация проектной деятельности учащихся;

- владение обучающимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями, включая самоконтроль, самоанализ, саморефлексию;

- дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения;

- планирование целей урока на языке наблюдаемых действий учащихся;

- совместная деятельность учителя и обучающегося;

- наличие позитивного эмоционального микроклимата;

- умение учителя отбирать содержание учебного материала;

- способность учителя к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

- умение педагогов корректировать свою деятельность, обобщать и транслировать свой опыт, составлять и реализовы-вать план своего развития;

- использование финансовых и материальных средств, учебного оборудования в соответствии с требованиями и нормативами.

Эти объекты, отражающие концептуальные основы новых стандартов, должны быть постоянно в поле зрения руководителей школы, сопровождающих служб, в связи с чем и возникает необходимость новых подходов к организации и планированию ВШК, его структуре.

Таким образом, достижение нового качества образования определяется сегодня такими характеристиками, как:

- наличие системы менеджмента качества;

- наличие организационных структур управления качеством;

- выполнение в полном объёме ведущих управленческих функций (планирование, проектирование, корректировка, контроль) и административных процедур управления качеством;

- обеспеченность основными ресурсами (кадры, финансы, материально-техническая база и др.);

- системность мониторинга результатов образовательного процесса, степени их соответствия нормам и стандартам (обу-ченность, воспитанность, и компетентность выпускников, личные достижения педагогов и руководителей, выполнение планов и программ).

Управление качеством образования невозможно осуществлять на сугубо административной основе. Оно требует широкого участия всех участников образовательного процесса. А для этого необходимо, чтобы были понятны цели этого управления и позитивный результат для каждого участника процесса реализации новых образовательных стандартов. В этом залог инновационного развития образования, являющегося условием формирования инновационной экономики, динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны.

Список литературы

1. Лазарев В. С. Системное развитие школы. М.: Пед. о-во России, 2002. 304 с.

2. Моисеев А. М., Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научно-методической работе. (Функции, полномочия, технология деятельности) / под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. о-во России, 2001. 256 с.

3. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления. М., 1996.

Источники

4. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.07.2015).

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 04.10. 2000 г. № 751 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 12.07.2015).

6. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 21.06.2015).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru (дата обращения: 21.06.2015).

References

1. Lazarev V. S. Sistemnoe razvitie shkoly. M.: Ped. o-vo Rossii, 2002. 304 s.

2. Moiseev A. M., Moiseeva O. M. Zamestitel' direktora shkoly po nauchno-metodicheskoi rabote. (Funktsii, polnomochiya, tekhnologiya deyatel'nosti) / pod red. M. M. Potashnika. M.: Ped. o-vo Rossii, 2001. 256 s.

3. Potashnik M. M. Innovatsionnye shkoly Rossii: stanovlenie i razvitie. Opyt programmno-tselevogo upravleniya. M., 1996.

Istochniki

4. Gosudarstvennaya programma «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody: postano-vlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 g. № 295 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 12.07.2015).

5. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.10. 2000 g. № 751 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.07.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Federal'nyi zakon RF ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (data obrashcheniya: 21.06.2015).

7. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.12.2010 g. № 1897 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://standart.edu.ru (data obrashcheniya: 21.06.2015).

Статья поступила в редакцию 14.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.