Научная статья на тему 'Модель реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования'

Модель реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА E-LEARNING / СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETENCE FOCUSED TECHNOLOGIES / E-LEARNING / SYSTEM OF HIGH PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калиновская Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования модели реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования, особенностью которой является применение системы E-learning, междисциплинарных учебно-методических комплексов и ориентация на профессиональный стандарт среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калиновская Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization Model of the Competence Focused Training Technologies in the System of High Professional Education

In article considers the problem of working out and theoretical substantiation of realization model of the competence focused training technologies in the system of high professional education, which peculiarity is application the system of E-learning, interdisciplinary educational-and-methodological complexes and orientation to the professional standard of high professional education.

Текст научной работы на тему «Модель реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования»

УДК 374.014 ББК 74.201.507

Калиновская Татьяна Сергеевна

соискатель

кафедры педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Kalinovskaya Tatyana Sergeevna Applicant for a Degree Chair of the Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Модель реализации компетентностно-ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования Realization Model of the Competence Focused Training Technologies in the

System of High Professional Education

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования модели реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования, особенностью которой является применение системы E-learning, междисциплинарных учебно-методических комплексов и ориентация на профессиональный стандарт среднего профессионального образования.

In article considers the problem of working out and theoretical substantiation of realization model of the competence focused training technologies in the system of high professional education, which peculiarity is application the system of Elearning, interdisciplinary educational-and-methodological complexes and orientation to the professional standard of high professional education.

Ключевые слова: компетентностно ориентированные технологии

обучения, система E-learning, система среднего профессионального образования.

Key words: competence focused technologies, E-learning, system of high professional education.

В соответствии с основными положениями Концепции социальноэкономического развития России на период до 2020 года на сегодняшний день предъявляются новые требования к подготовке специалистов. В Законе «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», в Инструктивном письме Минобразования РФ «Об активизации самостоятельной работы студентов учебных заведений» в качестве основной цели профессионального образования выступает подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного,

свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту. Вследствие этого в настоящее время существует социальный заказ на формирование профессиональной компетентности специалистов.

В работах отечественных исследователей (Е.Ю. Никитина, Г.М. Романцев, В.А. Сластенин, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др.) проблеме модернизации, совершенствования деятельности профессиональной школы уделяется значительное внимание, что связывается с реализацией идей непрерывного образования, введением многоуровневой системы образования и подготовки специалистов, активно разрабатываются вопросы внедрения новых моделей педагогического процесса, вопросы смены парадигмы образования, поиск новых методологических оснований и подходов совершенствования практики. Одним из основных направлений модернизации профессионального образования сегодня стало обращение к компетентности специалистов, что характеризует уход от «знаниевой» модели образования и обращение к практико-ориентированному образованию будущих специалистов. Таким образом, в настоящее время существует социальный заказ на формирование профессиональной компетентности специалистов.

Перед современным специалистом XXI века ставится задача достичь и поддерживать на высоком уровне в течение активного трудоспособного периода жизни компетентность в какой-либо узкой профессиональной сфере, а это в свою очередь означает необходимость обучения в течение всего этого периода. И осуществляться такое обучение должно в первую очередь за счет самообразования. Таким образом, перед системой среднего профессионального образования ставится проблема воспитания подрастающего поколения с установкой на непрерывное обучение, постоянное самосовершенствование, повышение своих профессиональных навыков и умений. И привить эти качества, на наш взгляд, можно только через развитие профессиональной компетентности учащихся.

На основе анализа исследований А.С. Белкина, А.К. Марковой и др. ученых мы утверждаем, что сущность компетентности отражает деловую, надежность и способность успешно и безошибочно осуществлять деятельность как в стереотипных, так и в нестандартных ситуациях. На основе проведенного анализа мы даем определение профессиональной компетентности будущего специалиста как сложного системного образования, отражающего интеграцию знаний о современных технологиях и особенностях их применения в производственном процессе, сформированность профессионально-личностных качеств специалиста.

При этом реализацию компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования мы рассматриваем как специально организованный педагогический процесс формирования знаний, умений и профессионально-личностных качеств специалиста, необходимых для решения профессиональных задач.

Разработка проблемы развития профессиональной компетентности будущих специалистов требует научно-методологического осмысления, которое следует начать с определения подходов к предмету исследования.

При изучении проблемы развития профессиональной компетентности будущих специалистов мы выделяем те подходы, которые играют ведущую роль в нашем исследовании - системный, модульно-компетентностный и деятельностный.

Значение системного подхода в нашей работе состоит в том, что он позволяет:

- рассмотреть процесс реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования как сложноорганизованный объект, как целостную систему;

- сконструировать модель реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования, выявить составляющие ее компоненты, их место и значение, раскрыть диалектику их взаимосвязи.

Опора на деятельностный подход позволяет организовать работу основных субъектов в процессе развития профессиональной компетентности посредством включения их в различные виды деятельности. В нашем исследовании деятельностный подход позволил создать условия для формирования активности обучающихся за счет работы в сотрудничестве посредством включения будущих специалистов в профессиональную педагогическую деятельность с учетом их прошлого опыта.

Модульно-компетентностный подход позволяет раскрыть сущность профессиональной компетентности как ключевой в структуре профессиональной компетентности будущего специалиста, которая позволяет человеку в современных условиях достигать общественных и профессиональных успехов. Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.

При разработке модели реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования мы учитывали, что в научной литературе существуют различные классификации моделей представления системных объектов. В нашем исследовании представлена содержательная модель структурно-функционального типа.

В соответствии с социальным заказом государства и общества, выраженным в Концепции социально-экономического развития на период до 2020 г. и Национальной доктрине образования в Российской Федерации, на основе системного, модульно-компетентностного и деятельностного подходов нами разработана модель реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования (рис).

Социальный заказ системе среднего профессионального педагогического образования

Целевой блок

Цель: развитие профессиональной компетентности будущего специалиста

Ї

і г Задачи і г

Формирование профессиональных Формирование профессиональной

Содержательный блок

Мотивационный Когнитивный Операциональный Рефлексивный

компонент компонент компонент компонент

Рис. Модель реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования

Исходя из логики нашего исследования, в качестве первого блока мы выделяем целевой блок, включающий определение цели и конкретных задач реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования.

Учитывая современные идеи проектирования трехкомпонентной модели целей любой педагогической системы, мы выделяем перспективную цель (формирование у студентов установки на саморазвитие данной компетентности) и оперативную цель, которая по своему содержанию представляет декомпозицию конкретной и перспективной целей на комплекс основных и промежуточных подцелей.

В контексте нашего исследования группа основных подцелей соотносится с задачами развития у студентов компонентов профессиональной компетентности будущего специалиста. Представим компоненты этой структуры, каждому из которых соответствует своя ведущая функция, которая и определяет соответствующую ей задачу:

- мотивационный компонент - стимулирующая функция - развитие интереса к профессиональной деятельности; развитие потребности в создании продуктов профессиональной деятельности; стремление к приобретению общих и специальных профессиональных знаний, умений и навыков;

- когнитивный компонент - информационная функция - формирование у студентов профессиональных знаний теоретического и технологического характера;

- операциональный компонент - трансляционная функция - формирование у студентов профессиональных умений (владение технологией поиска, обработки и применения информации);

- рефлексивный компонент - функция регулирования - формирование у студентов критического отношения к применяемым методам профессиональной деятельности и ее результатам, стремления к саморазвитию своей профессиональной компетентности.

Промежуточные подцели соотносятся с конкретными задачами этапов данного процесса: становления, активного развития и трансформации.

Одним из основных блоков проектируемой нами модели является содержательный блок. В модели с целевой ориентацией на реализацию компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования данный компонент выступает в виде учебнопрограммных материалов дисциплин, учебного и методического пособий. Ядром их является система профессиональных знаний теоретического и технологического характера, которыми должен овладеть студент в процессе обучения.

Содержательный блок модели реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования представлен совокупностью следующих компонентов: мотивационного, когнитивного, операционального, рефлексивного.

Мотивационный компонент модели реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования связан с развитием интереса к профессиональной деятельности; развитием потребности в создании продуктов профессиональной деятельности; стремление к приобретению общих и специальных профессиональных знаний, умений и навыков.

Когнитивный компонент связан с овладением студентами профессиональными знаниями и формированием первоначальных умений их практического применения в профессиональной деятельности.

Основная роль профессиональных знаний заключается в том, что, во-первых, на их основании у студентов формируется стратегия эффективного формирования профессиональной компетентности; во-вторых, будущий специалист осуществляет поиск решений возникающих задач с учетом имеющихся у него профессиональных знаний; в-третьих, информационные знания являются основанием и опорой для выбора методов и средств, используемых в педагогической деятельности.

Операциональный компонент модели реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования предусматривает овладение студентами профессиональными

умениями и навыками, опираясь на приобретенные знания в определенных профессиональных ситуациях.

Практическая направленность процесса овладения профессиональными умениями и навыками обогащает будущих специалистов опытом профессиональной деятельности, позволяет студентам почувствовать

значимость своего «Я», а также дает возможность вырабатывать и применять на основе имеющихся знаний рациональные стратегии и тактики, направленные на достижение конкретных целей деятельности в новых для субъекта условиях.

Рефлексивный компонент модели реализации компетентностно

ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования предполагает формирование у студентов критического отношения к применяемым методам профессиональной деятельности и ее результатам, стремления к саморазвитию своей профессиональной компетентности.

Рассмотренные компоненты модели реализации компетентностно

ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования тесно связаны между собой. Так, вооружение обучающихся комплексом знаний, лежащих в основе их профессиональной компетентности, способствует осознанному овладению и использованию профессиональных умений будущими специалистами. Кроме того, в результате усвоения определенной суммы знаний происходит пересмотр целей и ценностей профессиональной деятельности, т.е. трансформация в целом ценностной сферы личности будущего специалиста.

Мотивационный компонент стимулирует освоение и дальнейшее

применение полученных знаний, а также побуждает к реализации соответствующих умений. Вместе с тем на основе потребностей и интересов происходит актуализация профессиональных знаний и умений.

В свою очередь, операциональный компонент обеспечивает личностное осознание студентами полученных знаний и умение их использовать в практической деятельности. Вместе с тем данный компонент способствует дальнейшему совершенствованию эмоционально-личностного аппарата студентов (формированию стремления к педагогической деятельности,

стремлению к саморазвитию профессиональной компетентности, стимулированию познавательного интереса, формированию профессиональных мотивов).

Таким образом, интеграция выделенных структурных компонентов модели выступает одним из ведущих факторов реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования.

Средства, формы и методы обучения образуют технологический компонент модели, который включает следующие компетентностно ориентированные технологии обучения: применение системы E-learning,

применение междисциплинарных учебно-методических комплексов и ориентация на профессиональный стандарт СПО.

Основными этапами создания электронного программного продукта в среде E-learning являются: сбор материала, структурирование, разделение материала на экранные формы, дизайн, выбор программной среды разработки, кодинг, реализация траектории обучения, разработка тестов и практических заданий, тестирование готового программного продукта.

Применение междисциплинарных учебно-методических комплексов в системе СПО можно представить следующим образом:

Основными характеристикам процесс обучения с ориентацией на профессиональный стандарт СПО являются:

• Ориентация на результаты обучения

• Разработка образовательных стандартов совместно с

работодателями и на основе профессиональных стандартов

• Соразмерность результатов обучения профессиональным функциям

• Соответствие профессиональных компетенций требованиям работодателей.

При этом ядром такого процесса обучения являются основные виды деятельности как обобщенные профессиональные функции, основные общие и профессиональные компетенции как готовность выполнять профессиональные функции и иодульные программы, основанные на компетенциях.

Взаимосвязь выделенных блоков модели реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования просматривается на функциональном уровне.

Мы выделили следующие ведущие функции модели реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования: стимулирующая, информационная,

трансляционная, регулирующая. Все указанные функции тесно и органично взаимосвязаны, однако та или иная функция в каждом компоненте определяется нами как ведущая, тогда все остальные функции играют вспомогательную роль. Так, когнитивный компонент предполагает усвоение знаний, следовательно, информационная функция становится определяющей; операциональный компонент определяет транслирующую функцию; мотивационный компонент, нацеленный на формирование профессиональных потребностей и интересов будущих специалистов и приобретение ими опыта профессиональной деятельности, ведущей определяет стимулирующую функцию,

обеспечивающую преобразование будущего специалиста в субъекта собственной деятельности. Соответственно, рефлексивный компонент модели реализации компетентностно ориентированных технологий обучения в системе среднего профессионального образования в качестве ведущей определяет функцию регулирования.

Результативный блок предполагает наличие конечного результата. Результатом реализации разработанной нами модели является овладение студентами определенным уровнем развития профессиональной

компетентности. Профессиональная компетентность предполагает развитие у специалиста профессионально-личностных качеств (способность к эффективному поиску и обработке информации, творческой работе, способность предвидеть результаты своей работы, реально оценивать свои возможности при осуществлении профессиональной деятельности); наличие умения работать с различной информацией, знание особенностей профессиональных потоков в своей области деятельности, умения извлекать информацию из различных источников.

Таким образом, модель развития профессиональной компетентности студентов представлена нами пятью взаимосвязанными блоками: целевым, содержательным, технологическим, функциональным и результативным. В связи с этим мы утверждаем, что спроектированная нами модель характеризуется: 1) целостностью, так как все указанные блоки взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - достижение более высокого уровня развития профессиональной компетентности студентов; 2) наличием инвариантной (ведущая цель; принципы) и вариативной (средства и механизмы достижения основных и промежуточных задач) составляющих; 3) прагматичностью, так как модель выступает рабочим представлением обозначенной цели (перспективной и оперативной).

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 337 с.

2. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 235 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.: Изд-во «Прогресс»; Воронеж, 1996. - 400 с.

4. Купавцев, А.В. Деятельностный аспект процесса обучения / А.В. Купавцев // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 44-49.

5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1996. - 308 с.

6. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Нар. образование. - 2003. -№ 2. - С.58-64.

8. Зборовский Г.Е., Романцев Г.М. Инновации в профессиональном образовании: проблемы исследования // Образование и наука. - 2000. - № 3 (5). - С. 18-28.

9. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор шк. -

2001. - № 1. - С. 98-105.

10. Никандров Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее // Нар. образование. - 2001. - № 2. - С. 178-182.

Bibliography

1. Bespalko V.P. Pedagogics and Progressive Technologies of Education / V.P. Bespalko. -M.: School-Press, 1995. - 337 p.

2. Blauberg, I.V. Integrity Problem and System Approach / I.V.Blauberg. - М, 1997. - 235 p.

3. Khutorskoy, A.V. Key Competences as a Component of the Personality Focused Educational Paradigm / A.V. Khutorskoy // National Education. - 2003. - № 2. - P. 58-64.

4. Klimov, E.A. A Professional’s Psychology / E.A. Klimov. - М. Progress Publishing House; Voronezh, 1996. - 400 p.

5. Kupavtsev, A.V. Activity Aspect of Training Process / A.V. Kupavtsev // Pedagogics. -

2002. - № 6. - P. 44-49.

6. Markova, A.K. Professionalism Psychology / A.K. Markova. - М., 1996. - 308 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Nikandrov, N.D. Education on the Millenium Boundary // National Education. - 2001. -№ 2. - P. 178-182.

8. Robert, I.V. Modern Information Technologies in Education: Didactic Problems, Prospects of Usage / I.V. Robert. - М: School-Press, 1994. - 205 p.

9. The National Doctrine of Education in the Russian Federation // Headmaster. - 2001. - № 1. - P. 98-105.

10. Zborovski, G.E. Innovations in Professional Education: Research Problems / G.E. Zborovski, G.M. Romantsev // Education and Science. - 2000. № 3 (5). - P. 18-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.