Научная статья на тему 'Модель развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей в обучении иностранному языку'

Модель развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / УРОВНИ И КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / MODEL / LEVELSAND CRITERIAOF / INDEPENDENT / COGNITIVEACTIVITES / STAGES OF COGNITIVE INDEPENDENCE DEVELOPMENT / ECONOMIC SPECIALITIES / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулагина Татьяна Ивановна

В статье уточняется структура и содержание модели развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей в обучении иностранному языку, построенной на основе целостности, завершенности, согласованности, взаимообусловленности и взаимоподчиненности составляющих её компонентов: закономерностей и принципов, этапов, цели, содержания, методов, форм и результата, т. е. дидактической системы, обеспечивающей развитие данного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEMODELOFTHEDEVELOPMENTOF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS OF ECONOMIC SPE-CIALITIESIN LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE

The structure and content of a model of cognitive autonomy of students of economic specialitiesin learning a foreign languageis definedas the one built on integrity, completeness, consistency,interconditionality and interdependence of its components: the laws and principles, stages, goals, content, methods, forms and results, ie. didactic system that ensures the development of cognitive independence.

Текст научной работы на тему «Модель развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей в обучении иностранному языку»

Кулагина Т.И.

Оренбургский государственный университет E-mail: kti24@mail.ru

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье уточняется структура и содержание модели развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей в обучении иностранному языку, построенной на основе целостности, завершенности, согласованности, взаимообусловленности и взаи-моподчиненности составляющих её компонентов: закономерностей и принципов, этапов, цели, содержания, методов, форм и результата, т. е. дидактической системы, обеспечивающей развитие данного качества.

Ключевые слова: модель, уровни и критерии развития самостоятельной познавательной деятельности, этапы развития познавательной самостоятельности, экономические специальности, иностранный язык.

Иностранный язык призван готовить студентов к участию в межкультурном общении по общественно-политической и профильно-ориентированной тематике. С помощью иностранного языка студент может присвоить знания из области истории и литературы, психологии и педагогики, естествознания и техники, из всех сфер практической деятельности и искусства. Связь между учебными предметами (интегрирование)

- одно из важнейших принципиальных требований отечественной дидактики. Обучение иностранному языку в «интегрированном» составе ориентировано на разностороннее развитие обучаемых, их общее образование и воспитание; создается возможность для формирования и развития познавательной самостоятельности.

В построении структурно-содержательной модели развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей приобучении иностранному языку мы исходили из следующих методологических требований: учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом; выделение среди многообразных явлений воздействия факторов, определяющих результаты процесса, установление субординации, то есть взаимосвязи основных и произвольных факторов.

В наиболее общем виде понятие модель определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования.

В рамках нашего исследования модель рассматривается как образ реального объекта, имеющий определенное сходство с ним в каких-то отношениях. Модель «должного», т. е. норматив-

ную модель, мы определяем как абстрактный прообраз деятельности, которую необходимо осуществить в будущем. Она содержит также общие представления о том, что необходимо сделать для достижения наилучших результатов.

Анализ теоретических работ и личного педагогического опыта позволил выявить этапы и уровни развития познавательной самостоятельности студентов-бакалавров. С этой целью необходимо выявление критериев их качества, чтобы на их основании осуществить оценку данного качества.

Критерий (от греч. criterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки; в теории познания - признак истинности или ложности положения [1]. Критерий является уровнем достижений, который определяется целью, по степени приближения к которой оценивается прогресс [1].

Существуют различные формулировки уровней при едином понимании их сути. Уровень - ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень этого уровня [11]. Уровень рассматривают и как степень величины, развития, значимости чего-либо [7].

Обратимся к конкретизации подходов к выделению уровней и критериев развития познавательной деятельности. Рассматривая проблему уровней сформированности у обучаемых познавательных умений, А.В. Усова выделяет систему критериев: состав и качество выполнения операций; их осознанность; их полнота и свернутость; степень сложности; рациональная последовательность их выполнения[12].

Вместе с тем, В.П. Беспалько выделяет 4 уровня овладения познавательной самостоятельностью:! - узнавание объектов познания при повторном восприятии ранее изученного материала;2 - репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизведения ранее выполняемых действий;3 - продуктивное действие по получению новых знаний путём действия по образцу;4 - творческое действие, направленное на самостоятельное получение новых знаний, познавательную самостоятельность [2, с.70-71].

Как считает Б.И. Коротяев, обучать можно на трех уровнях: !) (низшем)- опосредованный (обучение через образцы, опыт, содержание программного материала);2) (среднем)- обучение осуществляется специально и целенаправленно; 3) (высоком)- обучение творческим способом в процессе овладения знаниями [5, с. 213-215].

Некоторые авторы (Н.И. Дидусь, Д.М. Хомский) в число критериев включают оценки развития такого качества, как самостоятельность [4]. В одном из исследований Н.И. Дидусь, исходя из качественного анализа самостоятельности, выделяет следующие критерии оценки самостоятельности:!) устойчивость, под которой автор понимает стабильность проявления в различных видах деятельности; неподверженность случайным влияниям;2) целесообразность, под которой понимается проявление самостоятельности в тех случаях, когда она ведет к цели, и отказ от неправильных решений, не ведущих к цели;3) интенсивность, которая понимается как преобладание данного качества над другими в поведении и деятельности человека [4].

Уровни сформированности познавательных умений выделяет А.В. Усова: ! (низший)- обучающийся выполняет лишь отдельные операции; 2 (средний)- выполняются все требуемые операции, но их последовательность недостаточно продумана, действия плохо осознаны; 3 (высший) -познавательно выполняются в рациональной последовательности все операции и действия [12].

В развитии познавательной самостоятельности Н.А. Половникова также выделяет три уровня:!) копирующий;2) воспроизводящее- творческий^) конструктивно- творческий [9, с.208].

В исследованиях Л.Ю. Кругловой, посвященных творческой самостоятельности в сфере художественно-прикладной деятельности, было выявлено шесть критериев сформированности творческой самостоятельности.

1. Развитые творческие и организаторские способности.Качественными характеристиками данного критерия автор считает: развитие воображения; определение цели работы и легкость, точность ее выполнения; проектирование ее конечного результата; самостоятельный подбор материала и выбор способов выполнения задания; умение работать в коллективе.

2. Устойчивая потребность в занятиях определенным видом творческой деятельности. Данный критерий понимается автором как устойчивая потребность в знаниях, необходимых для данной деятельности, увлеченность деятельностью, стремление к постоянному повышению уровня мастерства.

3. Творческая активность. Под этим критерием понимается высокая производительность творческого труда, многообразие вариантов импровизации в деятельности, высокая степень предметной, интеллектуальной и социальной ориентации.

4. Выраженность навыков самостоятельного достижения поставленных творческих целей. Характеризуя данный критерий, автор выделяет высокую степень специализации в творчестве, требовательность к себе, упорство в освоении деятельностью.

5. Способность к самостоятельной преобразовательной деятельности. Данный критерий понимается как стремление к преобразующей деятельности, осознание личной и социальной значимости выполняемой деятельности, выдвижение и реализация самостоятельных, оригинальных подходов.

6. Умение критично оценить результат своего труда. Он предлагает умение анализировать ход и результаты своего труда; самокритичность, доброжелательно относиться к критике и оперативно реагировать на неё [6, с.95-97].

Приняв за основу критерии, выявленные Л.Ю. Кругловой, мы выделяем три уровня развития познавательной самостоятельности будущих экономистов в обучении иностранному языку (см. таблицу 1): репродуктивный, частично-поисковый и творческий.

Познавательная самостоятельность студентов финансово-экономического факультета университета начинается с репродуктивной деятельности, сменяя последовательно ряд уровней. Высокий уровень творческой активности студентов проявляется там, где они самостоятельно ставят

проблему, находят пути ее решения, выбирают из альтернатив оптимальные варианты. Как считает Б.И. Коротяев, «развивать познавательную самостоятельность обучаемых, переводить её с одного уровня на другой, качественно новый, можно только тогда, когда будут сформированы качественно новые методы, соответствующие новому уровню деятельности» [5, с.24].

Выделенные нами уровни развития познавательной самостоятельности позволяют увидеть связь: чем активнее используются активные методы контекстного обучения, тем выше степень развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей.

Исходя из логики нашего исследования, выделим этапы развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей приобучении иностранному языку: начальный, базовый и профессиональный.

При прохождении этапов студентами проектируются следующие позиции:

- выявление и формирование мотивов и потребностей в учебно-познавательной деятельности;- введение в профессиональное пространство познавательной деятельности;- максимальная ориентация на профессиональнорефлексивное начало в учебе, приобретение студентами собственного опыта рефлексивной деятельности;- повышение эффективности решения учебных профессиональных задач.

Следуя общей логике исследования и исходя из определения сущности, структуры изучаемого феномена, на основе теоретического анализа и концептуального синтеза мы осуществили моделирование процесса развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей приобучении иностранному языку. Графическое изображение динамики процесса в структурно-содержательной модели обучении иностранному языку представлено на рисунке 1.

В самом общем виде процесс развития познавательной самостоятельности может быть представлен в виде пирамиды, трехгранное основание которой представляет собой плоскость, ограничивающее пространство интеграции знаний (когнитивный компонент личностного аспекта познавательной самостоятельности, отражающий теоретическую готовность студента к познавательной деятельности), отношений (эмотивный компонент, отражающий психологическую готовность к самостоятельной учебно-профессиональ-

ной деятельности) и умений (конативный компонент, отражающий деятельностнуюготовность к познавательной самостоятельности).

Высота пирамиды определяет, с одной стороны, степень интеграции компонентов личностного и деятельностного блоков познавательной самостоятельности на этапах ее развития. С другой - уровни этого развития. Расширяющееся профессиональное пространство, представленное в верхней части модели, предполагает наличие многочисленных профессиональных задач, которые выпускник университета сможет решать в послевузовской деятельности.

Характеризуя процесс развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей в обучении иностранному языку посредством дидактических условий, мы считаем, что они обеспечивают процесс самодвижения личности, который сам подготавливает условия для своего последующего развития и служит в некотором роде причиной самодвижения. Этап - часть пути, отрезок времени, ознаменованный каким-либо изменением, стадия какого-либо процесса [8]. В зависимости от этапа развития познавательной самостоятельности изменяются свойства личности и способы познавательной деятельности, определяющие соответствие конкретному этапу. Каждый из выделенных нами этапов содержит следующие составляющие: цель, содержание деятельности, уровни, критерии, методы, формы и результат.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем процесс развития познавательной самостоятельности будущих экономистов в контекстном обучении иностранному языку как систему, которая характеризуется составом (совокупностью элементов) и структурой (совокупностью связей и отношений).

Целостный процесс развития познавательной самостоятельности, протекающий в условиях многопрофильного университета, представлен в модели как синтез таких структурных компонентов, как: - собственно образовательного процесса (дидактической системы); - личностных характеристик студента; - практико-ориентиро-ванной деятельности обучающихся; - социальнокультурной (лингвопрофессиональной) среды жизнедеятельности будущих специалистов.

На всех этапах развития познавательной самостоятельности будущих экономистов учебная деятельность обучаемых организована на прин-

Таблица 1. Критерии и характеристики уровневых показателей развития познавательной самостоятельности

студентов экономических специальностей

Уровень | Критерии | Методы | Формы

1 этап - Начальный (познавательный интерес) Цель этапа Актуализация учебного опыта студентов в области иностранного языка, выявление адекватности уровня знаний, развитие субъект-субъектных отношений и положительной мотивации к познавательной деятельности, развитие познавательного интереса Содержание этапа Создание психологической обстановки, располагающей к включению студентов в познавательную деятельность, отбор и структурирование учебного материала в соответствии с принципами контекстного обучения

Репродуктивный Целенаправленное восприятие познаваемых объектов, адекватный уровень знания иностранного языка Программно-модульное обучение Выполнение упражнений по образцу, учебная деятельность академического типа

Частично поисковый Сформированность лексических навыков говорения Программно-модульное обучение, семиотические модели обучения Выполнение упражнений по образцу, диалоги, самостоятельное составление диалогов, учебная деятельность академического типа

Творческий Лексические навыки говорения, самостоятельные высказывания на страноведческом материале на заданную тему Программно-модульное обучение по образцу, семиотические модели обучения Выполнение упражнений по образцу, учебные диалоги, самостоятельное составление диалогов, интервью

2 этап - Базовый (познавательная активность) Цель этапа Развитие познавательной активности в контексте профессиональных требований к языковому знанию Содержание этапа Полная реализация принципов контекстного обучения, дифференциация обучения, расширение форм контекстного обучения, система усложняющихся заданий, интеграция страноведческого и профессионального материала

Репродуктивный Лексические навыки говорения, самостоятельные высказывания на страноведческом материале на заданную тему Программно-модульное обучение по образцу, семиотические модели обучения Учебная деятельность академического типа, выполнение упражнений по образцу, учебные диалоги, самостоятельное составление диалогов, интервью

Частично- поисковый Свободное высказывание на заданную тему Программно-модульное разноуровневое обучение, интеграция семиотических и имитационных моделей обучения Учебная деятельность академического типа, выполнение проблемных, творческих заданий.

Творческий Свободное высказывание на заданную тему с применением профессиональных терминов, умение поддерживать диалог на профессиональные темы Программно-модульное обучение на основе проблемных заданий, интеграция семиотических и имитационных моделей обучения с преобладанием последних Выполнение проблемных творческих заданий в сочетании с учебной деятельностью академического типа и квазипрофессиональной деятельностью (деловые, ролевые игры, тренинги и т.п.)

3 этап - Профессиональный (познавательная самостоятельность) Цель этапа Развитие познавательной самостоятельности как составляющей профессиональной компетенции Содержание этапа Обучение иностранному языку в профессиональном контексте

Репродуктивный Свободное высказывание на заданную тему с применением профессиональных терминов, умение поддерживать диалог на профессиональную тему по образцу Программно-модульное обучение на основе проблемных заданий, интеграция семиотических и имитационных моделей обучения с преобладанием последних Выполнение заданий по образцу в сочетании с учебной деятельностью академического типа и квазипрофессиональной деятельностью (деловые, ролевые игры, тренинги и т.п.)

Частично- поисковый Свободное высказывание на заданную тему с применением профессиональных терминов, свободное поддержание диалога на профессиональную тему Интеграция семиотических, имитационных и социальных моделей обучения Выполнение проблемных творческих заданий в сочетании с учебной деятельностью академического типа и квазипрофессиональной деятельностью (деловые, ролевые игры, тренинги и т.п.)

Творческий Свободное высказывание и умение вести диалог, дискуссию на профессиональную тему, умение оценивать мнение собеседника Интеграция имитационных и социальных моделей обучения Формы учебнопрофессиональной деятельности (квалификационная работа, языковая практика в лингвопрофессиональной среде)

ципах, методах и формах контекстного обучения и отражает динамику структурных компонентов личностного и деятельностного блоков.

На первом, начальном этапе развития познавательной самостоятельности студентов-ба-калавров выявляется адекватность уровня знаний требуемому первоначальному уровню для получения высшего образования, диагностируется уровень не только теоретической, но деятель-

ностной и психологической готовности студента к познавательной деятельности, выявляется степень проявления его познавательной самостоятельности в конкретных учебных ситуациях с использованием общего страноведческого материла по иностранному языку, отслеживается, насколько упорядоченно следует студент выявленным и описанным нами этапам познавательной деятельности. На данном этапе актуализи-

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ/КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ: ЭМОТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Рисунок 1. Концептуальная модель развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей в обучении иностранному языку

руется учебный опыт студентов в области иностранного языка, развиваются субъект-субъект-ные отношения преподавателей и студентов.

Особое внимание уделяется развитию положительной мотивации и познавательного интереса к предмету и собственно познавательной деятельности, создается психологическая обстановка, располагающая к включению в познавательную деятельность, осуществляется отбор и структурирование учебного материала в соответствии с принципами контекстного обучения. Этап включает три уровня самостоятельной познавательной деятельности - репродуктивный, частично-поисковый и творческий, и специально отобранные методы и формы организации познавательной деятельности.

Второй этап предполагает полную реализацию принципов контекстного обучения, дифференциацию и индивидуализацию обучения иностранному языку за счет системы усложняющихся разноуровневых заданий, расширение форм и методов контекстного обучения, интеграцию страноведческого и профессионального учебного материала, активизацию познавательной деятельности, сочетание ее различных форм и методов. На данном этапе, как и на предыдущем, предусмотрены три уровня самостоятельной познавательной деятельности - репродуктивный, частично-поисковый и творческий, однако они характеризуются иными критериями, соответствующими целям и результатам данного этапа.

На третьем, профессиональном этапе раз-виваетсясобственно познавательная самостоятельность как составляющая профессиональной компетенции будущего экономиста. Обучение иностранному языку осуществляется в профессиональном контексте, что предполагает умение студентов свободно высказываться на любую

тему с применением профессиональных терминов, поддерживать профессиональный диалог, вести дискуссию на иностранном языке и оценивать мнение собеседника. Приоритетной формой контекстного обучения на данном этапе является учебно-профессиональная деятельность (квалификационные работы, языковая практика в лингвопрофессиональной среде). Как результат развитой познавательной самостоятельности следует рассматривать навыки исследовательской познавательной деятельности на страноведческом и профессиональном материале. Уровни и критерии самостоятельной познавательной деятельности - репродуктивный, частично-поисковый и творческий - данного этапа соответствуют критериям профессиональной компетентности специалиста-выпускника.

Таким образом, для развития познавательной самостоятельности студентов экономических специальностей в обучении иностранному языку необходимо получить достоверные данные о развитии исследуемого феномена на основе предложенных критериев и показателей. Развитие осуществляется поэтапно, выявленные этапы задают последовательность действий, позволяют эффективно осуществить этот процесс, своевременно его скорректировать и получить эффективный результат - высококвалифицированного специалиста-экономиста, выпускника с высоким уровнем познавательной самостоятельности, готового к непрерывному самопознанию и саморазвитию. На основании разработанной модели определяются необходимые и достаточные критерии каждого компонента, производится дифференцированный отбор содержания обучения иностранному языку, а также форм и методов, исходя из диалектического соотношения категорий содержания и формы.

27.03.2013

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №08-02-99035-р_офи), а также Министерства образования и науки России

(задание Рособразования№1.3.06)

Список литературы:

1. Большая российская энциклопедия: в 30т.-М.:Большая Российская энциклопедия. - 2005.- 766 с.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии/ В.П. Беспалько.- М.: ИПО МО Россия, 1995.- 336 с.

3. Гладких В.Г.Целевой подход - новая философия управления образовательным учреждением/ В.Г. Гладких.- Саранск,2012.

4. Дидусь Н.И. Формирование самостоятельности как профессионально-значимого качества личности будущего учителя/

Н.И. Дидусь.- Одесса, 1987.- 137 с.

5. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: кн. для учителя: Из опыта работы.- 2-е изд., доп. и испр./ Б.И. Коротяев.-М.: Просвещение, 1989.- 158 с.

6. Круглова Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей/ Л.Ю. Круглова.- Челябинск, 1977.- 207 с.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов.- М.: Русский язык, 1987.- 750 с.

8. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.- 528с.

9. Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении/ Н.А. Половникова - Казань: Изд-во Тат. кн., 1977.- 202 с.

10. Пономарев, Я.А.Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев.- М.: Педагогика, 1976.- 280 с.

11. Равичев С.А. Современная экономика: пособие для учащихся старших классов/ А.А. Равичев, С.А. Михеева.- М.: Вита Пресс: Междунар. Центр экон. и бизнес образования МЦ ЭБО, 2001.

12. Усова А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений/ А.В. Усова.- Челябинск, 1994.- 230 с.

13. Ушинский К.Д.Проблемы педагогики/ К.Д. Ушинский.- М.: Изд-во УРАО, 2002.- 592 с. (Новая педагогическая библиотека).

Сведения об авторе:

Кулагина Татьяна Ивановна, доцент кафедры немецкой филологии и методики преподавания немецкого языка Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 4202, тел. (3532)372434, e-mail: kti24@mail.ru

UDC 378: 37.041-052 Kulagina T.I.

Orenburg state university, e-mail: kti24@mail.ru

THEMODELOFTHEDEVELOPMENTOF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS OF ECONOMIC SPE-CIALITIESIN LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE

The structure and content of a model of cognitive autonomy of students of economic specialitiesin learning a foreign languageis definedas the one built on integrity, completeness, consistency,interconditionality and interdependence of its components: the laws and principles, stages, goals, content, methods, forms and results, ie. didactic system that ensures the development of cognitive independence.

Key words: model, levelsand criteriaof, independent, cognitiveactivites, stages of cognitive independence development, economic specialities, foreign language.

Bibliography:

1. Big Russian Encyclopaedia: 30volumes. - M.: Great Russian Encyclopaedia. - 2005. - 766 p.

2. Bespalko V.P. Pedagogy and progressive technologies/ V.P.Bespalko.- Moscow: IPOMORussia, 1995. - 336 p.

3. Gladkih V.G. Having a special purpose approach is new philosophy of management by educational establishment/ V.G. Gladkih. - Saransk, 2012.

4. Didus N.I.Organisationof independence as professional-meaningful quality of a personality of a future teacher/ N. Didus. - Odessa, 1987. - 137 p.

5. Korotyaev B.I.Studing - a creative process: book. for teachers: From own experience. - 2nd ed., ext. and Corr./ B.I.Korotyaev. - M.: Education, 1989. - 158 p.

6. Kruglova L.Y Organisationof creative independence of teenagers in institutions of complementary education of children/ L.Y Kruglova. - Chelyabinsk, 1977. - 207 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ozhegov S.I.The vocabulary of Russian language/ S.I. Burns.- Moscow: Russianlanguage, 1987. - 750 p.

8. Pedagogical encyclopaedic dictionary/ Ch. Ed. B.M.Bim-Bad, Editorial Board.: M.M. Bezrukich, V.A.Bolotov, L.S.Glebova, etc.- M.: Great Russian encyclopaedic, 2002.- 528p.

9. Polovnikova N.A. The study of the process of formation of cognitive independence of students in the teaching / N.A. Polovnikova - Kazan: Izd-vo Tat. kn., 1977. - 202 p.

10. Ponomarev J.A. Psychology of creativity and pedagogy/ YA. Ponomarev.- M.: Education, 1976.- 280 p.

11. Ravichev A.A.Modern economy: manual for senior students. International centre of economic and business education/ A.A.Ravichev, S.A.Mikheev.- M. Vita Press: Intern. centre of economic and business education EBE MC, 2001.

12. Usova A.V. Development of students’ learning and cognitive abilities / A.V. Usova. - Chelyabinsk, 1994. - 230 p.

13. Ushinsky K.D.Problems of pedagogy/ K.D. Ushinsky.- M.: PublishingerURAO, 2002. - 592 p. (New pedagogical library).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.