Научная статья на тему 'К вопросу об уровнях самостоятельности студентов в процессе изучения иностранных языков в неязыковом вузе'

К вопросу об уровнях самостоятельности студентов в процессе изучения иностранных языков в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ЧТЕНИЕ / FOREIGN LANGUAGE READING / АВТОНОМИЯ / AUTONOMY / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN LANGUAGE LEANING / AUTONOMOUS LEARNING / ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Юлия Тимуровна, Иванова Галина Аполлоновна, Протопопова Татьяна Андриановна, Сидорова Людмила Владимировна

Статья посвящена исследованию самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка. Уточняется содержание понятия «самостоятельная работа студентов», выявляются ее особенности при изучении иностранного языка. Выделяются и описываются 4 уровня самостоятельности студентов; описываются показатели и критерии уровней самостоятельности. Обобщаются результаты опытно-экспериментальной работы по организации самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Юлия Тимуровна, Иванова Галина Аполлоновна, Протопопова Татьяна Андриановна, Сидорова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The levels of students’ independence in learning English as a foreign language at non-linguistic schools

This article deals with the development of students’ independence in learning English as a foreign language at non-linguistic schools. Independence is characterized by students’ ability to organize and perform tasks for independent study, to realize the skills of foreign reading, to analyse and synthesize information in a foreign language text and to create their own educational product in a target language. The notion of “students’ unsupervised foreign language work” and its features while learning English as a foreign language is identified. In the course of experimental work 4 levels of students’ independence have been distinguished. The criteria and indicators of students’ independence are described. The article summarizes the results of experimental work on the organization students’ unsupervised foreign language work.

Текст научной работы на тему «К вопросу об уровнях самостоятельности студентов в процессе изучения иностранных языков в неязыковом вузе»

Захарова Ю.Т., Иванова Г.А., Протопопова Т.А., СидороваЛ.В.

к вопросу об уровнях самостоятельности студентов в процессе изучения иностранных языков в неязыковом вузе

Проблема развития самостоятельности студентов в высших учебных заведениях занимает центральное место в педагогике, в том числе и в области обучения иностранным языкам (ИЯ). В исследованиях авторы трактуют понятие «самостоятельность» как: психологическое состояние личности [6]; «независимость», как существенную особенность воли [10]; способность к независимой реализации структурных блоков деятельности [11]; способность планировать, систематизировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи [9]; сформированный в онтогенезе актуальный субъектный опыт [7]; многоаспектное личностно-деятельное образование, проявляющееся в потребностях, умениях, способностях человека самому, независимо, инициативно выдвигать цели, формулировать значимые для себя проблемы, выбирать средства, проявлять настойчивость и доводить разрешение указанных проблем до положительных результатов, давать оценку своей деятельности [4].

Самостоятельность играет важную роль в формировании личности будущего специалиста, являясь необходимым условием развития его интереса и способностей, в том числе и средствами ИЯ. В проведенном нами исследовании самостоятельность студентов формируется в процессе изучения иностранного языка в рамках самостоятельной работы студентов (СРС). По мнению видных ученых [2;3;5], специфика иностранного языка заключается в том, что педагог обучает навыкам и умениям в различных видах речевой деятельности (говорение, слушание, письмо и чтение). Речевая деятельность является предметом самостоятельной учебной деятельности в области изучения ИЯ. Объектом усвоения выступают языковой материал, действия оформления языковых единиц и действия оперирования языковыми единицами. При этом самостоятельная учебная деятельность не только управляется, но и самоуправляется.

С этой целью преподавателю следует знакомить студентов с особенностями самостоятельной работы студентов по иностранному языку. Самостоятельная работа студентов рассматривается нами как вид деятельности учения, характеризующийся умением ставить цель, планировать и осуществлять деятельность, умением рефлексировать и создавать личностный образовательный продукт на основе субъектного иноязычного опыта обучающихся. Главным способом реализации СРС является иноязычное чтение, а ее средствами реализации выступают такие Интернет-технологии (ИТ), как Hot Potatoes, Hot

list, Treasure Hunt, Subject Sampler, Multimedia Scrapbook и Web-Quests.

Самостоятельность предполагает, что студент должен уметь организовывать и выполнять задания СРС по изучаемому языку, реализовать умения иноязычного чтения, уметь анализировать, синтезировать и обобщать информацию в иноязычном тексте, и по мере необходимости, создавать собственный информационный продукт на изучаемом языке. Студент также должен уметь управлять, корректировать и оценивать свою самостоятельную работу исходя из собственных личностных установок. Развитие самостоятельности понимается как формирование субъектности или автономии обучающегося, т.е. как формирование его активной роли в процессе обучения и учения.

В своей работе уровень самостоятельности мы определяем на основе выявленной совокупности критериев: совокупность ведущих знаний, навыков, умений и способов деятельности и компетенций, которыми владеет студент, и которые дают ему возможность дальнейшего самообразования посредством иностранного языка. Критериями выступают знания, навыки, умения и компетенции, на основании которых производится оценивание и определяется сформированность самостоятельности обучающихся.

Под знанием мы понимаем «достоверные результаты познаний действительности, адекватное отражение в сознании человека качеств и свойств объекта [8,с.18]. Под навыком мы имеем в виду «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля [8,с.346]. Под умениями мы понимаем «освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков» [8,с.13]. Под компетенциями мы понимаем «обобщенные способы действия, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Ядром компетенций являются деятельностные способности - совокупность способов действий» [8, с.132].

Наиболее значимыми критериями сформированности самостоятельности в процессе изучения ИЯ выступают:

• уровень освоения языковой системы английского языка (знания);

• действия, характеризующиеся высокой мерой освоения интеллектуальных умений и учебных стратегий в ходе самостоятельной работы как вида учения (навыки и умения);

• готовность и способность студента реализовать свои умения самостоятельной работы в рамках творческой (исследовательской) деятельности с использованием ИТ (компетенция).

На наш взгляд, самостоятельность при изучении иностранных языков состоит из следующих компонентов: мотивационный, лингвистический, метакогнитивный и информационный (Таблица 1). все структурные компоненты самостоятельности характеризуются комплексом умений. Уровни сформированности самостоятельности мы определяем по шкале В.П. Беспалько [1]. Данная шкала отображает развитие опыта учащегося в данном предмете в процессе обучения в виде последовательных уровней усвоения

как способности решать различные задачи. В соответствии с вышеописанной шкалой, в структурном плане мы выделяем четыре уровня самостоятельности (исполнительный, недостаточный, эвристический и творческий).

Таблица 1

уровень самостоятельности Компоненты Показатели

Мотивационный - отрицательное отношение к самостоятельной работе при отсутствии активности.

Лингвистический - недостаточные языковые знания (elementary уровень); - выполнение репродуктивных языковых упражнений.

Исполнительный Метакогнитивный - пассивность, безынициативность; - отсутствие навыков самоконтроля, самоанализа и самоорганизации самостоятельной деятельности; - частое обращение за помощью к преподавателю.

Информационный - отсутствие навыков пользования ИТ в процессе изучения ИЯ.

Мотивационный - формирующееся целеполагание самостоятельной работы и ее регулирования; - формирующая мотивация к изучению ИЯ.

Лингвистический - недостаточные речевые навыки (уровень pre-intermediate); - выполнение репродуктивных лингво-ком-муникативных заданий и упражнений.

Недо статочный Метакогнитивный - несистемные действия целеолагания и регулирования самостоятельной работы; - формирующийся самоконтроль и самоанализ самостоятельной деятельности; - формирующаяся самоорганизация; - формирующаяся активность; эпизодическое обращение за помощью к преподавателю.

Информационный - сформированные навыки работы с иноязычными упражнениями и заданиями средствами ИТ при наличии затруднений.

Уровень самостоятельности Компоненты Показатели

Мотивационный - положительное отношение к СРС при ее неустойчивости; - сознательное достижение целей СРС при ее неустойчивости.

Лингвистический - сформированные речевые умения (уровень intermediate); - выполнение проблемно-поисковых и полутворческих (эвристических) заданий.

Эвристический Метакогнитивный - сформированные умения целеполагания и регулирования самостоятельной деятельностью; - активность; - формирующаяся инициативность; - несистематический самоконтроль и самоанализ самостоятельной деятельности; - сформированные умения самоорганизации; - редкое обращение к преподавателю за помощью.

Информационный - сформированные умения пользования ИТ.

Мотивационный - личностно-значимое положительное отношение к СРС; - сознательное достижение целей СРС.

Лингвистический - сформированные иноязычные компетенции (уровень upper-intermediate / advanced); - выполнение исследовательских и творческих заданий.

Творческий Метакогнитивный - сформированные умения самостоятельной работы; - сформированные умения пользования ИТ; - сформированные умения целеполагания и регулирования СРС; - сформированные навыки самообразования; - систематическая самоорганизация СРС; - систематический самоконтроль и самоанализ самостоятельной деятельности.

Информационный - сформированная продуктивная деятельность на иностранном языке (создание новой информации при выполнении проектов).

Эксперимент проводился на базе Института Математики и Информатики ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова». В эксперименте приняли участие студенты I и II курсов, обучающиеся по специальности 010301 «Математика, общий профиль» (группы МО) и по специальности 440301 «Математика, педагогическое образование» (группы МПО). Общее количество испытуемых составило 246 человек, по 123 студента

в экспериментальных и контрольных группах. Возраст испытуемых - 18-22. Исследование проводилось в течение 10 лет (с 2005 г. по 2015 г.).

Диагностика исходного уровня самостоятельности проводилась в начале учебного года на I курсе обучения. Контрольный срез проводился в конце учебного года на II курсе обучения. Для определения уровня самостоятельности студентов нами использовались следующие методы:

1) Наблюдение включало в себя многоаспектную оценку уровня сформированности умственной самостоятельности студентов. В частности, наблюдались степень самостоятельности суждений в ходе проблемного диалога и выполнения Web-quests, освоение видов иноязычного информативного чтения, степень владения языковыми, страноведческими и предметными знаниями по математике, уровень сформированности общеучебных (учебных и информационных) умений и уровень общей эрудиции студентов.

2) Беседа позволила уточнить мотивацию к самостоятельной работе и отношение к изучению ИЯ, затруднения студентов при выполнении заданий СРС, сильные и слабые стороны студентов, а также позволила определить направление СРС.

3) Анализ продуктов деятельности студентов включал в себя анализ самостоятельных работ студентов, которые выполнялись при подготовке к практическим занятиям. Данный метод позволил оценить степень владения иноязычной коммуникативной компетенцией, способами познавательной деятельности, уровень сформированности общеучебных умений и умений самостоятельной работы.

4) Анкетирование. Анкета «My English Self-study» («Моя самостоятельная работа»), состоящая из 40 вопросов, была разработана нами и применялась для определения уровня самостоятельности студентов. Анкета включает 40 вопросов, отражающих умения по иноязычному чтению, умения по использованию информационно-коммуникационных технологий (включая Интернет-технологии) и учебные умения (от репродуктивных до творческих) (Приложение).

Предэкспериментальный срез позволил выявить у студентов различные уровни сформированности самостоятельности в контрольных и экспериментальных группах (в%). Данные отображены в таблице 2.

Таблица 2

Данные об уровнях сформированности самостоятельности до начала ОЭР

Группы уровни самостоятельности

исполнительный недостаточный Эвристический Творческий

эг 51 (41,5%) 59 (48%) 13 (10,5%) 0 (0,0%)

КГ 49 (39,8%) 60 (49%) 14 (11,2%) 0 (0,0%)

Высокий уровень самостоятельности (творческий) означает, что студент не только понимает значимость самостоятельной работы студентов, но и способен четко сформулировать цели изучения ИЯ, порядок выполнения заданий СРС, умеет планировать, корректировать, контролировать и оценивать самостоятельную работу, умеет рационально использовать ИТ в ходе СРС и создавать информационный образовательный продукт на изучаемом языке.

Студенты среднего уровня самостоятельности (эвристический) понимают необходимость выполнения СРС для изучения ИЯ; владеют речевыми умениями для выполнения заданий, умеют самостоятельно работать с основными источниками информации с помощью ИТ (умеют анализировать и обобщать материалы чтения из разных источников), организовать и корректировать свою самостоятельную работу.

Низкий уровень (исполнительный, недостаточный) свидетельствует о том, что мотивы к СРС стихийны, и потребность в нем отсутствует; знания носят бессистемный характер; студент не умеет работать самостоятельно и нуждается в постоянном контроле.

На начало проведения экспериментальной работы анализ данных показал, что у 51 студента ЭГ (41,5%) и у 49 студентов (39,8%) КГ находятся на низком исполнительном уровне. Недостаточный уровень самостоятельности наблюдается у 59 студентов (48%) ЭГ и 60 студентов (49%). Только 13 студентов ЭГ (10,5%) и 14 студентов (11,2%) КГ демонстрируют эвристический уровень самостоятельности. К творческому уровню были отнесены 0,0 % студентов, что свидетельствует об их полном неумении выполнять исследовательские и творческие задания на иностранном языке.

Послеэкспериментальный срез показал, что в конце экспериментального обучения произошли существенные изменения в уровне развития самостоятельности. Высокого уровня (творческого) самостоятельности достигли 86 (70%) студентов ЭГ и 33 студента (27%) КГ. Средний уровень сформированности самостоятельности показали 28 (22,7%) студентов ЭГ и 55 (44,7) студентов КГ. Недостаточный уровень зафиксирован у 8 студентов (6,5%) ЭГ и 23 студентов (18,6). Кроме того, 12 студентов КГ (9,7%) были отнесены к исполнительному уровню, в то время как в ЭГ студенты с данным уровнем отсутствуют (0,0%). Данные, полученные в конце эксперимента, отображены в таблице 3.

Таблица 3

данные об уровнях сформированности самостоятельности после ОЭР

Группы уровни самостоятельности

исполнительный недостаточный Эвристический Творческий

ЭГ 0 (0,0%) 8 (6,5%) 28(22,7%) 86 (70%)

КГ 12 (9,7%) 23(18,6%) 55 (44,7%) 33(27%)

Статистический критерий х2 (Хи-квадрат) К. Пирсона был использован нами для выявления различия в уровнях самостоятельности студентов ЭГ и КГ. При 5 % уровне значимости по таблице критических значений статистики, имеющих распределение с числом степени свободы k=c-1, находили хкрит. Полученную сумму (20,3) мы сравнивали с табличным значением (7,8). Полученный нами результат (х2=20,3) превышает хкрит=7,8. Таким образом, педагогический эксперимент показал повышение уровня самостоятельности студентов в изучении ИЯ. Самый высокий уровень умственной самостоятельности проявляется при выполнении Web-quests, когда обучающиеся самостоятельно ставят цели, выдвигают гипотезы и формулируют выводы исследования.

литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

2. Бурденюк Г.М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых: дис.... д-ра пед. наук. Кишинёв, 1992. 573 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Лотос, 2000. 384с.

4. Кондаурова И.К. Теоретическое и технологическое обеспечение развития познавательной самостоятельности студентов в условиях вуза: на материале физико-математических дисциплин : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 1999. 274 с.: ил.

5. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранному языку: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие для студ. лингв. фак. выс. учеб. заведений. М.: Издательский центр: Академия, 2010. 192 с.

6. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964. 476 с.

7. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. М. Психолог. Институт, 2010. 230 с.:ил.

8. Педагогика: Большая современная энциклопедия/Сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2005. 720 с.

9. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 256 с.

10. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР. 1958. 147 с.

11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1988. 152 с.

Приложение

Диагностическая анкета определения уровней сформированности самостоятельности студентов

Анкета «My Self-study in English»

Насколько эффективно вы умеете организовывать самостоятельную работу? Каков уровень вашей информационной культуры? Насколько вы подготовлены к самостоятельной работе по иностранному языку? На эти вопросы вам поможет ответить данный тест. На каждый из предложенных вопросов предлагаются два варианта ответов, из которых следует выбрать один, наиболее для вас подходящий.

Обведите кружочком тот вариант, который Вам подходит.

№ вопрос ответы

1. Я регулярно читаю статьи/тексты/журналы на английском языке. Да Нет

2. Я умею читать тексты в Интернете на английском языке. Да Нет

3. Я использую различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое и просмотровое), когда я читаю тексты на английском языке. Да Нет

4. Я умею определять цель чтения. Да Нет

5. Я умею выделять основные факты в тексте. Да Нет

6. Я умею уточнять и детализировать факты в тексте. Да Нет

7. Я умею устанавливать связь событий/фактов в тексте. Да Нет

8. Я умею определять (композицию) структуру текста. Да Нет

9. Я умею определять основную идею, замысел автора. Да Нет

10. Я умею сравнивать факты, изложенные в тексте. Да Нет

11. Я умею делать выводы по прочитанному тексту. Да Нет

12. Я умею находить личностно-значимую информацию в тексте. Да Нет

13. Я умею составлять схему (денотатную карту) прочитанного текста. Да Нет

14. Я умею строить рассуждения по прочитанному материалу. Да Нет

15. Я умею составлять резюме (аннотацию, реферат) прочитанного текста на английском языке. Да Нет

16. Я умею отбирать значимую информацию в тексте для решения задач проектно-исследовательской деятельности. Да Нет

17. Я умею пользоваться компьютером (Интернетом) на занятиях по иностранному языку. Да Нет

18. Я умею составлять PowerPoint презентации на английском языке. Да Нет

19. Я умею пересказывать прочитанный текст на английском языке. Да

20. Я могу решать математические задачи на английском языке. Да Нет

21. Я умею выполнять задания HotList в Интернете. Да Нет

22. Я умею выполнять задания MultimediaScrapbook в Интернете. Да Нет

23. Я умею выполнять задания SubjectSampler в Интернете. Да Нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Я умею выполнять задания TreasureHunt в Интернете. Да Нет

25. Я умею работать с поисковыми машинами (Google, Ask, Yahoo) в Интернете. Да Нет

26. Я умею выполнять тесты в Moodle. Да Нет

27. Я умею выполнять различные упражнения и задания HotPotatoes в сети Интернет на английском языке. Да Нет

28. Я умею составлять письма/сообщения на английском языке с помощью ИКТ и Интернет-технологий (E-mail, Web-quest, E-portfolio, Podcast, Blogs, Wiki) . Да Нет

29. Я умею создавать Web-квесты на английском языке. Да Нет

30. Я умею самостоятельно ставить цель СРС на занятиях по иностранному языку. Да Нет

31. Я умею самостоятельно планировать СРС на занятиях по иностранному языку в деталях. Да Нет

32. Я умею выполнять задания для СРС без внешнего контроля со стороны преподавателя. Да Нет

33. Я самостоятельно контролирую СРС на занятиях по иностранному языку. Да Нет

34. Я самостоятельно осмысливаю способы достижения цели самостоятельной работы. Да Нет

35. Я умею выполнять исследовательские проекты в самостоятельной работе на английском языке. Да Нет

36. Я умею выполнять письменные задания в Wiki-сайте. Да Нет

37. Я умею создавать веб-сайты на английском языке. Да Нет

38. Я умею решать задания case-study на английском языке. Да Нет

39. Я умею создавать портфолио в сети Интернет на английском языке. Да Нет

40. Я умею слушать и аудио-, и видеоматериалы в сети Интернет (Podcast, Youtube) и выполнять задания к ним на английском языке. Да Нет

Обработка результатов

Оцените ваши ответы по следующим правилам:

- от 1 по 20 вопроса включительно - да =1, нет = 0

- от 21 по 40 вопроса включительно - да = 3, нет = 0

Уважаемые студенты!

Посчитайте Ваши баллы и узнайте свой уровень самостоятельности.

Уровень самостоятельности Сумма баллов Показатели

Исполнительный (1-20) Начальная стадия самостоятельности. Отсутствуют языковые знания, умения пользования ИКТ и ИТ по ИЯ. Студент не имеет навыков самостоятельной работы. Студент не готов к самостоятельной работе.

Недостаточный (21-49) Вторая стадия самостоятельности. Студент обладает недостаточными иноязычными речевыми умениями, умениями пользования ИКТ и ИТ. Студент не умеет планировать, регулировать и осуществлять СРС.

Эвристический (50-69) Третья стадия самостоятельности. Студент обладает достаточными иноязычными речевыми умениями, умения пользования ИКТ и ИТ. Студент умеет планировать, регулировать и реализовать самостоятельную работу. Навыки саморегуляции.

Творческий (70-80) Завершающая стадия самостоятельности. Студент обладает иноязычными компетенциями, умеет решать ситуационные задачи, выполнять веб-квесты, и создает веб-сайты на английском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.