Научная статья на тему 'Модель проектирования системы экономической социализации будущих инженеров'

Модель проектирования системы экономической социализации будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА / БЛОЧНО-ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайдуллина Римма Макмуновна, Амиров Артур Фердсович

В статье излагается актуальность проблем экономической социализации студенческой молодежи, указываются факторы, усложняющие данный процесс в современных условиях. Авторами рассматривается сущность проектирования системы экономической социализации будущих инженеров на этапе вузовского обучения как вида образовательной деятельности, определяется структура и принципы построения системы экономической социализации студентов технического вуза, раскрывается содержание этапов проектирования. В статье представлена блочно-логическая модель проектирования системы экономической социализации, демонстрирующая научно обоснованную организацию проектировочной деятельности педагогов, а также построение, функционирование и развитие спроектированной системы. Модель содержит инвариантную часть - проблемно-постановочный и концептуальный блоки, характеризующие теоретико-методологическую основу проектирования. К вариативным компонентам модели относятся процессуальный блок и блок компонентов системы экономической социализации и педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель проектирования системы экономической социализации будущих инженеров»

УДК 37.0

Шайдуляина Римма Макмуновна

Старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических наук Уфимскго государственного нефтяного технического университета, филиал в г. Октябрьском, rimmanet58@mail.ru, Октябрьский

Амиров Артур Фердсович

Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии Башкирского государственного медицинского университета, Уфа

модель проектирования системы экономической

социализации будущих инженеров

Аннотация. В статье излагается актуальность проблем экономической социализации студенческой молодежи, указываются факторы, усложняющие данный процесс в современных условиях. Авторами рассматривается сущность проектирования системы экономической социализации будущих инженеров на этапе вузовского обучения как вида образовательной деятельности, определяется структура и принципы построения системы экономической социализации студентов технического вуза, раскрывается содержание этапов проектирования. В статье представлена блочно-логическая модель проектирования системы экономической социализации, демонстрирующая научно обоснованную организацию проектировочной деятельности педагогов, а также построение, функционирование и развитие спроектированной системы. Модель содержит инвариантную часть - проблемно-постановочный и концептуальный блоки, характеризующие теоретико-методологическую основу проектирования. К вариативным компонентам модели относятся процессуальный блок и блок компонентов системы экономической социализации и педагогических условий.

Ключевые слова: экономическая социализация, экономическая компетентность, педагогическое проектирование, система экономической социализации студентов вуза, блочно-логиче-ская модель.

Shaidullina Rimma Makmunovna

Senior Lecturer of the Chair of Humanitarian and Social-Economical Sciences, Ufa State Petroleum Technical University, branch of Oktyabrsky, rimmanet58@mail.ru, Oktyabrsky

Amirov Artur Ferdsovich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor and the Head of the Chair of Pedagogy and Psychology, Bashkir state Medicine University, Ufa

the design model of the system of economic socialization of future engineers

Abstract. The work states the urgency of student economic socialization problems. There have been pointed out the factors complicating the process in the present-day conditions. There have been considered the essence of the future engineer economic socialization system designing in the stage of university education as a type of educational activity. There have been determined designing principles of the technical university student economic socialization system and stages of designing. The paper presents a block-logic of economic socialization designing system, demonstrating the scientifically based organization of instructors designing activity. It also presents constructing, functioning and development of a designed system.

Keywords: economic socialization, economic competency, pedagogical designing, university student economic socialization system, block-logic model.

Переход страны на инновационную траекторию развития, смена парадигмы высшего образования, обусловившая необходимость

формирования нового представления о современном, экономически социализированном специалисте, потребовали постановки

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

качественно новых задач в педагогической деятельности по социализации и адаптации студенческой молодежи к современным реалиям экономической жизни общества.

Среди отечественных ученых интерес к проблемам экономической социализации разных возрастных групп населения появился в конце 90-х годов XX века в связи со сменой экономических устоев и проявлением новых факторов, повлиявших на формирование молодого поколения. Изменение социально-экономических условий как следствие мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. вновь активизировало исследования проблем экономической социализации формирующейся личности отечественными специалистами (педагогами, экономистами, социологами, психологами). Оно обнажило те трудности, которые определились еще в процессе предыдущего периода ее развития как научного направления: это малочисленность и раздробленность авторских исследований феномена экономической социализации, несформированность категориального аппарата, приведшая к терминологическим различиям в авторских определениях, сложность измерения экономической социализации с точки зрения ее результатов и пр. [3; 4]. К факторам, усложняющим процесс экономической социализации студенческой молодежи в современных условиях, мы относим: нестабильность социально-экономической ситуации в стране; непредсказуемые изменения в технике и технологиях (в том числе и социальных), выдвигающие новые требования к системе подготовки профессиональных кадров; трансформация системы экономических и других ценностей, влияющая на взгляды и принципы формирующейся личности; возрастание роли средств массовой информации и сетевых коммуникаций как виртуального средства социализации.

Следует отметить, что высшая школа сегодня - это один из ключевых социальных институтов, призванный формировать востребованный гражданским обществом тип личности, выполняя при этом задачи профессионализации, социализации и воспитания конкретного индивида [5; 6]. Переход к компетентностной модели подготовки специалиста в высшей школе, безусловно, потребовал поиска новых подходов к содержательной и процессуальной конкретике

феномена экономической социализации студенческой молодежи. В условиях инновационной экономики содержание образования в вузе призвано ориентироваться не только на качественное освоение студентами профессиональных компетенций и приобретению ими необходимых профессионально-личностных качеств, но и способствовать формированию у будущего специалиста инженерного профиля экономической компетентности, под которой мы понимаем системное проявление экономических знаний, умений, личностных качеств, позволяющей эффективно решать частные и общественные экономические проблемы. Поэтому в данном контексте мы раскрываем сущность понятия «экономическая социализация студентов технического вуза» как процесс усвоения молодыми людьми социально-экономического опыта (знаний, умений, ценностей); формирование компетентной личности, способной не только к эффективной деятельности по специальности, конкурентоспособной на рынке труда, но и обладающей экономически значимыми качествами, мобильностью, в целях оптимального включения после окончания вуза в систему социально-экономических отношений, их успешной адаптации к изменяющимся в результате научно-технического прогресса производственно-экономическим условиям и интеграции в динамичную рыночную среду.

Организация образовательного процесса в вузе в условиях перехода к новым образовательным стандартам требует тщательного научного обоснования и реального практического преобразования сложившейся образовательной ситуации самим педагогом путем проектирования компонентов специально организованной системы экономической социализации студентов. Педагогическое проектирование - понятие многоаспектное, в научной педагогической литературе встречаются множественные подходы в определении [2; 7]. В контексте нашего исследования педагогическое проектирование системы экономической социализации студенческой молодежи есть вид деятельности, направленной на построение взаимосвязи между сущностными характеристиками процесса экономической социализации, выявленным социализирующим потенциалом образова-

тельной среды технического вуза и преобразующими действиями по реализации этого потенциала для достижения целей и задач экономической социализации студентов технического вуза. Проектирование системы экономической социализации в образовательном процессе предполагает такое взаимодействие студентов и преподавателей, при котором реализуется следующая цель - эффективная (успешная) экономическая социализация будущих специалистов инженерного профиля.

Проектировочная деятельность тесно связана с прогностической функцией педагогического исследования, позволяющей выявлять связи между теорией и практикой, открывать новые закономерности исследуемого явления, строить более совершенные модели и на их основе выстраивать прогнозы [1]. Целью моделирования как составной части проектирования педагогической системы является воспроизведение объекта исследования таким образом, чтобы с помощью модели получить новую информацию об объекте и спрогнозировать стратегии, направления, способы его развития. Основанием и ориентиром для целеполагания и организации проектировочной деятельности по экономической социализации студентов нам служит логико-смысловая модель, как средство когнитивной визуализации и микронавигации знаний моделирующего типа [8; 9].

На рисунке показана блочно-логическая модель проектирования системы экономической социализации будущих инженеров, демонстрирующая научно-обоснованную организацию проектировочной деятельности педагогов; а также построение, функционирование и развитие спроектированной системы. В ее основу легла блочно-логиче-ская каузальная модель Р. А. Яфизовой [10].

Она содержит инвариантную часть - проблемно-постановочный и концептуальный блоки, характеризующие теоретико-методологическую основу проектирования системы экономической социализации будущих инженеров (ПСЭСБИ). К вариативным компонентам модели относятся процессуальный блок, включающий этапы проектирования системы экономической социализации, и блок компонентов системы экономической социализации и педагогических условий, дающий возможность внесе-

ния изменений как в саму систему с целью ее совершенствования, так и корректирования педагогических условий, обеспечивающих ее функционирование. Проблемно-постановочный блок отражает общую схему проектировочной деятельности педагога: экспликация противоречий самого процесса экономической социализации - познавательная неопределенность экономической социализации в образовательном процессе технического вуза - замысел исследования (раскрытие сущности, факторов, конструирование системы и технологии действий, педагогических условий, выбор критериев и определение уровней экономической со-циализированности личности).

В концептуальном блоке раскрываются подходы, на которых базируется проектирование системы экономической социализации (системный, личностно ориентированный, аксиологический, деятельностный, компетентностный) и основные принципы построения этой системы: принцип гуманизации и экологизации технического знания (гуманистическое осмысление технических и экологических проблем), принцип ориентированности экономического образования на современные экономические процессы, принцип интегративности общепрофессиональных, экономических и специальных знаний и практических навыков будущих инженеров, принцип двуплановости (изменение роли как самого преподавателя в образовательном процессе, так и деятельности самих обучающихся).

Блок компонентов системы экономической социализации и педагогических условий демонстрирует, что системный подход как методологическая основа нашего исследования предполагает рассмотрение объектов как систем. Следовательно, для достижения поставленной педагогической цели должна быть сформирована особая образовательная система, которая структурно состоит из следующих звеньев: экономической социализации в процессе изучения экономических дисциплин (экономическое обучение); управляемой и педагогически контролируемой экономической социализации, осуществляемой во внеаудиторной деятельности (экономическое воспитание); экономической социализации вне образовательной среды вуза, представляющей само-

Рисунок - Блочно-логическая модель проектирования системы экономической социализации будущих инженеров

организацию личности на основе имеющегося жизненного опыта, семейного воспитания и интериоризированной системы индивидуальных и общественных ценностей.

В современных условиях содержание экономического образования в техническом вузе призвано ориентироваться на формирование у будущего специалиста инженерного профиля экономической компетентности через оптимизацию содержания экономических дисциплин, использование инновационных

педагогических технологий при обучении, участие студентов в разнообразных видах деятельности (учебной, производственной, научной, внеаудиторной, самоуправлении и пр.), являющихся составными частями образовательного пространства вуза. В процессе исследовательской деятельности нами были выявлены социализирующие возможности образовательной среды технического вуза, способствующие повышению эффективности процесса экономической социали-

зации студентов, проявлению экономически значимых качеств личности: активизация использования информационных ресурсов в кейс-технологиях; междисциплинарная интеграция изучаемых дисциплин в вузе (отражение конкретных производственных проблем при составлении кейсов преподавателями экономических дисциплин); учебно-исследовательская работа студентов на основе проектов в целях развития исследовательских и предпринимательских навыков; включение вопросов экономического характера в перечень заданий по производственной практике для расширения социализирующего потенциала производственной практики; привлечение к экономическому, предпринимательскому, финансовому воспитанию будущих инженеров профессиональных субъектов рыночной экономики; выстраивание модели сотрудничества и партнерства в системе взаимоотношений преподаватель - студент при самостоятельной работе студентов по созданию авторских кейсов и др. Успешность предлагаемого нами проекта экономической социализации студентов технического вуза зависит от реализации следующих педагогических условий: наполненности экономическим содержанием технического (инженерного) образования, использовании практико-ори-ентирующего потенциала кейс-технологий в образовательном процессе, направленности образовательного процесса на развитие мобильности как условие социальной, профессиональной и личностной самореализации будущего специалиста.

Процессуальный блок отражает технологический уровень проектирования, который включает следующие этапы: 1) предпроект-ный этап, предполагающий планирование педагогической деятельности для реализации целевого компонента, результатом которого должна стать разработка самого проекта; 2) этап реализации проекта с включением содержательного, деятельностного, технологического компонентов образовательного процесса (построение деятельности педагога в ходе формирующего эксперимента); 3) рефлексивный этап, предполагающий сопоставление полученных результатов с исходными позициями с целью постоянной корректировки педагогической деятельности.

Контрольно-оценочный и результирующий блоки выполняют функции определения критериев и показателей уровня экономической социализированности студентов вуза, подведения итогов, постановки новых задач по дальнейшему совершенствованию педагогической практики проектирования системы экономической социализации будущих инженеров. Критерий эффективности процесса экономической социализации - повышение экономической социализирован-ности, т.е. уровня экономической грамотности, степени сформированное™ у студентов важнейших экономически значимых качеств личности, которые являются основой компетенций, необходимых будущему инженеру для органичного включения в социально-экономическую среду современного общества.

Все указанные блоки и подструктуры взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и в то же время позволяют планировать и вносить изменения в содержательно-технологические основы проектирования системы экономической социализации будущих инженеров.

Таким образом, педагогическое проектирование позволит, на наш взгляд, успешно осуществить процесс целенаправленной экономической социализации студенческой молодежи для решения важнейших образовательных задач в условиях меняющихся требований современной инновационной экономики путем практической деятельности педагогов в образовательном пространстве технического вуза.

Библиографический список

1. Амирова Л. А., Амиров А. Ф. Соискателю о прогностической функции педагогического диссертационного исследования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - №5(48). - С. 64-71.

2. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования. - М., Московская академия развития образования, 1996. - 545 с.

3. Дробышева Т. В. Современное состояние и проблемы исследования экономической социализации в отечественной науке //Психология в экономике и управлении. - 2011. - №1. - С. 55-61.

4. Журавлев А. Л., Дробышева Т. В. Экономическая социализация формирующейся личности: теоретическая модель и экспериментальное исследование (на примере ценностных ориентаций личности) //Психологический журнал. - 2011. -

Т.32. - №2. - С. 59-81.

5. Кондрух А. А., Кузьмин А. М, Найн А. А. Формирование социально-экономической компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №12. - С. 183-190.

6. Ромм М. В., Ромм Т. А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. - 2010. - №12. -С. 104-113.

7. Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы. - М.: Логос, 2012. - 448 с.

8. Штейнберг В. Э. Технологические аспекты поисковых исследований // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - №5(42). -С. 102-105.

9. Штейнберг В. Э. От логико-смыслового моделирования - к микронавигации в содержании учебного материала // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - №2(45). - С. 108-117.

10. Яфизова Р. А. Активизация образовательного потенциала междисциплинарной интеграции в техническом колледже (на примере дисциплин «Математика» и «Информатика»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 2013. - 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.