Научная статья на тему 'Модель подготовки педагогов к работе с детьми-сиротами в системе дополнительного профессионального образования'

Модель подготовки педагогов к работе с детьми-сиротами в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА / РАБОТА С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / TEACHER TRAINING MODEL / WORK WITH ORPHANS CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Г. В.

В статье представляется авторская модель подготовки педагогов к работе с детьми сиротами в системе дополнительного профессионального образования, состоящая из трех этапов: мотивационного, курсового и послекурсового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF TRAINING TEACHERS TO WORK WITH ORPHANED CHILDREN IN THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The article is the author's model of training teachers to work with orphaned children in the system of additional professional training, which consists of three stages: motivation, course and postcourse.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки педагогов к работе с детьми-сиротами в системе дополнительного профессионального образования»

дов, характерных для смежных научных областей, на пример, менеджмента, в рамках которого рассматриваются методы обучения персонала, такие как управление знанием (knowledge sharing), коучинг, обучение действием, метод модераций и др.

Развитие теории методов обучения должно находить отражение в учебных пособиях, но «и в самых последних изданиях учебников по педагогике в теории методов воспитания и обучения ничто не меняется (список методов не эффективен для методической подготовки учителей)» [6, с. 65].

В заключение подчеркнем следующее: анализ конструктивности конкретных публикаций указывает, что проблема определения категории «метод обучения» и классификации методов обучения на общедидактическом уровне в педагогике не решена до настоящего времени. Поэтому одной из важнейших проблем дидактики остается поиск более точного определения понятия «метод обучения»;

существующая номенклатура методов обучения в основном не отражает ни целей обучения, ни внутренней (содержательной) стороны метода; не указывает способа достижения целей обучения. В связи с этим необходимо развести понятия «метода» и «формы»;

несомненным достижением развития теории методов обучения явился бинарный подход к классификации методов

обучения и изменение субъект-объектных отношений в педагогическом процессе на субъект-субъектные, что свидетельствует о взаимосвязи методов преподавания и учения и объединении их в одну группу - методов обучения;

на основе конструктивного анализа публикаций выявлено, что нет единого мнения по вопросу отношения методов проверки знаний к методам обучения;

в массиве публикаций периодических изданий и психолого - педагогической литературе отсутствуют работы, рассматривающие проблему методов обучения применительно к нуждам профессионального образования.

Изменение социально- политических, экономических ориентиров современного общества привели к выдвижению новых требований, предъявляемых обществом к выпускнику ссуза, к уровню его профессиональной подготовки. В связи с этим одной из основных задач повышения профессиональной подготовки студентов колледжа является разработка и регулярное, планомерное внедрение новых методов обучения в образовательный процесс, поиск оснований для интеграции методов различных предметных областей, направленных на развитие личностно - профессионально значимых качеств студента.

Библиографический список

1. Рябов, Л.П. Сопоставительные исследования систем высшего образования. Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана. - М., 2002.

2. Лернер, И.Я. дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

3. Казакевич, В.М. Информационный подход к методам обучения // Педагогика. - 1998. - № 6.

4. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

5. Шапоринский, С.А. К вопросу о методах обучения // Советская педагогика. - 1958. - № 2.

6. Ежеленко, В.Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса: учебное пособие. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

Bibliography

1. Rjabov, L.P. Sopostavitel'nye issledovanija sistem vysshego obrazovanija. Izdatel'stvo MGTU im. N.Je. Baumana. - M., 2002.

2. Lerner, I.Ja. didakticheskie osnovy metodov obuchenija. - M.: Pedagogika, 1981.

3. Kazakevich, V.M. Informacionnyj podhod k metodam obuchenija // Pedagogika. - 1998. - № 6.

4. Slastenin, V.A. Pedagogika: Ucheb.posobie dlja stud. vyssh. ucheb. Zavedenij / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shijanov; pod red. V.A. Slastenina. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2005.

5. Shaporinskij, S.A. K voprosu o metodah obuchenija // Sovetskaja pedagogika. - 1958. - № 2.

6. Ezhelenko, V.B. Novaja pedagogika. Teorija i metodika pedagogicheskogo processa: uchebnoe posobie. - SPb.: RGPU im. A.I. Gercena, 1999.

Статья поступила в редакцию 26.06.11

УДК 371

Mosina G.V. MODEL OF TRAINING TEACHERS TO WORK WITH ORPHANED CHILDREN IN THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION. The article is the author's model of training teachers to work with orphaned children in the system of additional professional training, which consists of three stages: motivation, course and post- course.

Key words: additional professional education, teacher training model, work with orphans children.

Г.В. Мосина, аспирантка Тверского государственного университета, г. Тверь, E-mail: gmosina@mail.ru

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представляется авторская модель подготовки педагогов к работе с детьми сиротами в системе дополнительного профессионального образования, состоящая из трех этапов: мотивационного, курсового и послекурсового.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, модель подготовки педагога, работа с детьми-сиротами.

Ежегодно в системе дополнительного профессионального имеющих высшее или среднее профессиональное образова-образования проходят обучение около 1,5 млн. слушателей, ние. Как известно, сегодня во всех странах мира сложи-

лась практика переподготовки и повышения квалификации специалистов разных возрастных уровней. И это закономерно: требования столь быстро изменяющегося мира таковы, что для полноценного выполнения тех или иных видов деятельности однажды полученного образования не хватает. Особенно это проявляется при подготовке педагогов к работе с детьми-сиротами. К сожалению, большинство педагогов, приходящих работать в интернатные детские учреждения имеют обычное педагогическое образование, которое не предусматривает формирования специальных компетенций, так необходимых для работы с детьми-сиротами.

Констатирующий эксперимент выявил недостаточную подготовленность кадров к работе с детьми-сиротами, не-сформированностью у педагогов специальных компетенций. В этой связи возрастают роль и значение дополнительного профессионального образования: повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Курсы профессиональной переподготовки более значимы, т.к. более продолжительны по времени, и дают больше возможности сформировать и развить специальные компетенции по работе с детьми-сиротами, получить больше знаний и умений в профессиональной деятельности.

На основе методов уточнения формулировки компетенций для конкретного профиля подготовки и свертывания нескольких однородных компетенций в одну, а также на основе требований педагогической практики работы в интернатных учреждениях, мы выявили следующие специальные компетенции педагогов для работы с детьми-сиротами:

- руководствуется в своей профессиональной деятельности знаниями социально-педагогических и психофизиологических особенностей развития, обучения и поведения детей-сирот;

- владеет методами социальной, педагогической и психологической диагностики развития и поведения детей-сирот;

- готов применять в своей профессиональной деятельности специфические для детей-сирот методы и технологии образовательно-воспитательного и реабилитационновосстановительного процессов;

- владеет эффективными методами и технологиями социально-педагогической поддержки и психолого-

педагогического сопровождения детей-сирот на разных этапах их жизни;

- руководствуется в своей профессиональной деятельности знаниями нормативно-правового обеспечения социальной защиты и семейных форм устройства детей-сирот.

Предлагаемая нами модель предполагает три этапа организации процесса подготовки педагогов к работе с детьми-сиротами в системе дополнительного профессионального образования.

1 этап - мотивационный - предусматривает мотивацию педагогов на повышение своего профессионального мастерства, осознание ими недостаточности знаний и умений по работе с детьми-сиротами и осуществляется посредством формирования заказа на дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку). Данный процесс проводился систематически на различных мероприятиях, проводимых в фонде «Виктория»: инструктивно-методических сборах перед летними сменами, теоретических семинарах для работников образования, научно-практических конференциях, образовательных выставках, в средствах массовой информации, а также с помощью средствами специальных проектов для детей-сирот, организуемыми в рамках программы «Стратегия успеха». Работая вместе с детьми над заданиями, педагог (воспитатель, учитель) сталкивается с психологическими, педагогическими, методическими трудностями, осознавая таким образом пробелы в собственных знаниях. Кроме того, немаловажную роль в мотивации учителя на повышение квалификации играют маркетинговые исследования (изучение и анализ рынка образовательных учреждений интернатного типа, потребностей педколлективов и т.д.). Все эти средства направлены на проблематизацию, осознание работниками образования

пробелов в знаниях, умениях и навыках, необходимости изучить существующую нормативно-правовую базу, передовой педагогический опыт по данному направлению, обновить свои психологические и методические знания. Так формируются модули будущей программы повышения их квалификации.

«Проблематизация - метод, мотив, процесс и обязательный этап выявления затруднений в деятельности (реальных проблем), уточнения границ белых пятен области знаний, фиксации парадоксов и выявления противоречий» [1, с. 649]. Проблематизация может оказаться полезной для мотивации человека в получении новых знаний, при описании пробелов области знаний (нерешенных задач и неизученных проблем), для фиксации парадоксов (неожиданных проблемных ситуаций, кажущихся нелогичными, не укладывающихся в обыденное мышление и/или противоречащих традиционному знанию и т.д. Проблематизация возникает у рефлексирующего человека всякий раз, когда он встречается с затруднением. Де-проблематизация - обратный процесс - поиск выхода из зафиксированных проблем; строятся дополнительные процессы, обеспечивающие снятие проблемных затруднений.

Кривых С.В. рассматривает рефлексию «как особый вид аналитической деятельности, позволяющей индивиду конструировать новое, не имеющееся у него ранее знание, понимание; новые способы деятельности, ведущие к приобретению знаний» [2, с. 8З].

В основе познания человека лежит объединяющий мотив

- тенденция актуализации, стремление развить все свои способности как личности. Тенденция актуализации ведет человека в направлении автономии и самодостаточности. При этом процесс роста объективно задан, он управляет человеком, ведет его к самореализации.

Самоактуализация - (от лат. actualis - деятельный) -стремление человека к наиболее полному становлению и реализации своих индивидуальных и личностных возможностей, своего обобщенного потенциала. Самоактуализация - использование в развитии человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности, стремление к личностному самосовершенствованию (Юнг К. [З]).

Цель самоактуализации - процесс формирования полноценно функционирующей личности, который должен быть управляемым, осознаваемым, рефлектируемым.

2 этап - курсовой - заключается в организации курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки, объемом 72 часа (краткосрочные проблемные), 144 часа (комплексные) курсы повышения квалификации, объемом свыше 500 часов курсы профессиональной переподготовки.

Нами реализованы как курсы повышения квалификации, так и курсы профессиональной подготовки для различных категорий работников интернатных учреждений: для разного уровня руководителей, для психологов, для социальных работников, для воспитателей и т. д.

В ходе проведения курсов применялись различные интерактивные формы и методы обучения, которые усиливали мотивационную основу подготовки специалистов для создания атмосферы эмоциональной раскованности, положительного отношения к процессу пересмотра и переосмысления собственного опыта профессиональной деятельности, формирования и развития специальных компетенций для работы с детьми-сиротами. К таким технологиям можно отнести следующие технологии: социально-педагогического проектирования, имитационного моделирования, кейс-метод, коучинг-метод, дистационные технологии и др.

Аттестационные работы, направленные на разработку содержания и реализацию конкретных мероприятий по развитию и совершенствованию работы с детьми-сиротами могут быть рекомендованы для практического внедрения.

В результате курсового периода: посещения лекций, семинаров, практикумов, выполнения заданий текущего контроля и итоговой аттестации у слушателей формируются специальные компетенции, заложенные в дополнительной профессиональной программе, другими словами идет процесс

самопознания. Выделяют стадии формирования самопознания, связывая каждую из этих стадий с новой возможностью для субъекта отделения себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и воздействовать на окружающий мир.

Самопознание - познание самого себя, изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности. Самопознание меняет человека, всякое продвижение в самопознании - шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.

Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.

Самопознание - процесс динамический и никогда не завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект познания - личность; и в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе человек становится другим. Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.

Самопознание - сложный многоуровневый процесс, ин-дивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.

С самопознанием тесно связана способность к рефлексии. То есть способность осознавать не только "что я мыслю, ощущаю, вспоминаю", но и "что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю", Я условно разделяется на Я-действующее

и Я-рефлексирующее. Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту Бернсу [4] Я-концепция -это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой.

3 этап - посткурсовой - представляет собой различные виды деятельности педагога в процессе реализации в педагогической практике знаний и умений, полученных на курсах:

- стажировки;

- обобщение и тиражирование передового педагогического опыта;

- участие в семинарах, профессиональных объединениях, творческих группах и т.д.;

- разработка дидактического обеспечения (программ кружков, курсов), методических рекомендаций, и представление их педагогическому сообществу;

- участие в инновационной и экспериментальной работе;

- наставничество и консультирование и т. д.

На этом этапе происходит апробация, корректировка, улучшение того наработанного материала, который был разработан педагогом в ходе курсового обучения при подготовке к итоговой аттестации.

Самореализация - одна из целей образовательного процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр.

Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире. Главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Согласно К. Роджерсу [5], это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон.

Данный этап, по нашему мнению, является самым важным в профессиональном совершенствовании учителя. Именно в это период полученные на курсах знания и умения преобразуются в навыки и реализуются на практике. Именно здесь происходит осознание наработанного материала, его рефлексия и определение следующего горизонта, уровня совершенствования педагогического мастерства.

Библиографический список

1. Новейший философский словарь. - Мн.: Книжный Дом, 2003.

2. Кривых, С.В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средства формирования рефлексивных умений. - Новокузнецк: ИПК, 1998.

3. Юнг, К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

5. Rogers, С. A theory of therapy, personality and interpersonal relationship, as developed in client - centered framework // Psychology: A Study of a Science. - 1959.

Bibliography

1. Novejshij filosofskij slovar'. - Mn.: Knizhnyj Dom, 2003.

2. Krivyh, S.V. Metodika priobwenija uchawihsja k metodam nauchnogo poznanija kak sredstva formirovanija refleksivnyh umenij.

- Novokuzneck: IPK, 1998.

3. Jung, K.G. Arhetip i simvol. - M., 1991.

4. Berns, R. Razvitie Ja-koncepcii i vospitanie. - M.: Progress, 1986.

5. Rogers, С. A theory of therapy, personality and interpersonal relationship, as developed in client - centered framework // Psychology: A Study of a Science. - 1959.

Статья поступила в редакцию 26.06.11

YflK378.091.3:81'2/44

Ostroverhova T.A. COMPETENCE-ACTIVITY BASED APPROACH TO FOREIGN LANGUAGE TEACHING AS MEANS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL INTERACTION OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES. The article considers the questions of adequate usage of competence-activity based approach towards studying of professional aspect of foreign languages in technical university. There were also demonstrated some methods of teaching, which proved their efficiency in the formation of professional interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.