Научная статья на тему 'Модель организации и методического сопровождения педагогической практики на основе компетентностного подхода'

Модель организации и методического сопровождения педагогической практики на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ / МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маракушина Ирина Геннадьевна, Буторина Анастасия Николаевна

Концептуальная компетентностно-ориентированная модель организации и методического сопровождения практики студентов вуза представлена через описание профессионально-значимых компетенций в области образования, анализ специфики реализации методологических принципов, системы условий, этапов, форм и методов реализации практической подготовки студентов, сконструированных на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маракушина Ирина Геннадьевна, Буторина Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND METHODICAL SUPERVISION MODEL FOR TEACHING PRACTICE ON THE GROUND OF COMPETENCE-BASED APPROACH

Conceptual competence-based model of organizing and methodical supervising the teaching practice of higher school students is presented through the description of vocational meaningful competences in the field of education, analysis of specificity in realization of methodical principles, the system of conditions, stages, forms and methods of realization of students practical training, constructed on the ground of the competencebased approach.

Текст научной работы на тему «Модель организации и методического сопровождения педагогической практики на основе компетентностного подхода»

УДК 378.147.88+37.014.3 (045)

МАрАкушинА ирина Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики начального образования и социальной педагогики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 54 научных публикаций, в т.ч. трех монографий и четырех учебно-методических пособий

БуторинА анастасия николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 26 научных публикаций, в т.ч. одной монографии и двух учебно-методических пособий

модEль организации и методического сопровождения

педагогической практики

на основе компетентностного подхода

Концептуальная компетентностно-ориентированная модель организации и методического сопровождения практики студентов вуза представлена через описание профессионально-значимых компетенций в области образования, анализ специфики реализации методологических принципов, системы условий, этапов, форм и методов реализации практической подготовки студентов, сконструированных на основе компетентностного подхода.

Модернизация образовательного процесса в высшей школе, практическая подготовка выпускников, методика организации педагогической практики в вузе, профессиональное образование, моделирование

Проблема стратегического обновления процесса профессиональной подготовки выпускников освещается в российском высшем образовании достаточно широко. При этом в качестве одного из приоритетных направлений модернизации образовательного процесса в условиях перехода на двухуровневую модель высшего образования определено повышение роли практической подготовки выпускников. В ФГОС третьего поколения определено увеличенное количество часов практических занятий в структуре аудиторной нагрузки студентов, а также повышены требования к организации практики и закреплению за ней перечня профессиональных компетенций, проверяемых, в том числе, в ходе

© Маракушина И.Г, Буторина А.Н., 2011

итоговой государственной аттестации. «Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся»1. Отметим, что по сравнению с государственными стандартами второго поколения увеличено количество часов (трудоемкость) практики, при этом длительность и виды практики могут быть регламентированы самим вузом, что подчеркивает необходимость концептуального подхода к организации практической подготовки студентов в целях формирования профессиональной ком-

петентности выпускников. Модернизация профессионального образования предполагает принятие компетентностного подхода, что должно привести, в частности, к формированию новой системы оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. При этом речь идет не о перестройке содержания образования, а о совершенствовании образовательных технологий.

Однако, несмотря на имеющийся опыт и значительное количество публикаций, посвященных практике студентов вузов, на сегодня остаются неосвещенными вопросы концептуализации технологии организации и научно-методического сопровождения практики студентов в условиях реализации компетентностного подхода. Это связано с тем, что имеющиеся в практике работы вузов публикации отражают описание педагогических и психологических заданий к педагогической практике студентов2, либо отдельные целевые позиции и соответствующие, часто слабо концептуализированные, авторские приемы организации практики.

Анализ современных публикаций по данной проблеме дает возможность выделить три группы взглядов на ресурсы практики, ее возможные целевые установки. Так, первая группа взглядов объединена нацеленностью на развитие будущей профессиональной самостоятельности - субъектности будущих специалистов3, их субъектной активности4, ментальности и регуляторного рефлексивного опыта5. Для достижения этой цели рекомендуется использовать различные технологии, в частности, профессиональное волонтерство, сопровождение на этапе ранней профессионализации, рефлексивные методики в проведении конференций по практике.

Вторая группа взглядов представляет объединение разнородных по содержанию, но сходных по типу целевой установки позиций, ставящих в качестве основной цели практики воспитательные приоритеты. В зависимости от специальности и направления подготовки студентов, это цели патриотического, экологического воспитания, воспитательной деятельности в целом6 и т.д.

Третья группа взглядов на организацию практики видится нам наиболее перспективной с точки зрения целевой установки, но, к сожалению, менее концептуализированной с точки зрения обоснования технологии и описания методики организации практики. Итак, авторами, отнесенными нами к третьей группе, в качестве целей сегодня называются: развитие профессионального менталитета7, профессиональной мотивации (направленности)8, формирование готовности к профессиональной деятельности9, и, наконец, формирование профессиональной компетентности10.

У профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики также накоплен значительный опыт как в организации педагогической практики студентов, так и в моделировании ее содержания и научно-методического анализа возможностей практики в профессиональном развитии студентов11. Основаниями для разработки новой концепции педагогической практики для авторского коллектива стали анализ исторических предпосылок и современных тенденций в профессиональной социально-педагогической деятельности, определение в качестве методологических основ организации процесса подготовки социальных педагогов личностно-ориетированного, системного и компетентностного подходов, а также понимание единства традиций и инноваций в профессиональном педагогическом образовании, нашедшие отражение в кафедральной коллективной монографии12. Авторскую концептуальную компетентностно-ориентирован-ную модель организации и методического сопровождения практики студентов представим на примере педагогической практики будущих социальных педагогов в общеобразовательной школе. В течение двух лет данный вид практики организуется в авторском варианте. В целевую часть программы практики нами заложены следующие профессионально-значимые компетенции в области образования: операционально-когнитивные (компетенции самостоятельной познавательной деятельности): способность к анализу и синтезу, способность к

организации и планированию, исследовательские навыки, способность учиться, способность работать самостоятельно; содержательно-ценностные: базовые знания в различных областях, тщательная подготовка по основам профессиональных знаний, способность применять знания на практике, приверженность к этическим ценностям; информационно-коммуникативные (компетенции социального взаимодействия): письменная и устная коммуникация на родном языке, элементарные навыки работы с компьютером, навыки межличностных отношений, способность работать в междисциплинарной команде (способность общаться со специалистами из других областей), способность работать в поликультурной среде, понимание культур и обычаев других стран; организационно-управленческие (компетенции самоорганизации и самоуправления): навыки управления информацией, решения проблем и принятия решений, работа в команде, инициативность, забота о качестве, стремление к успеху, лидерство, способность порождать новые идеи (креативность), способность адаптироваться к новым ситуациям, способность к критике и самокритике13. Необходимо отметить, что в каждой группе компетенций можно различать когнитивно-ориентированные, деятельностноориентированные и ценностно-ориентированные компетенции. Это имеет принципиальное значение в содержательных, организационных, средовых и технологических составляющих процесса практической подготовки студентов. Особенно важными для формирования в сфере профессионального образования являются, на наш взгляд, системность мышления, понимание социальной значимости своей будущей профессии, а также способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта.

В основу разработки технологии организации и методического сопровождения педагогической практики социальных педагогов в общеобразовательной школе наряду с указанными приоритетными профессионально-значимыми компетенциями положены следующие при-

нципы: целостность и диалектическое единство теоретической и практической подготовки студентов; принцип интерактивности как технологического условия реализации компетент-ностного подхода; принцип профессиональной взаимосвязи университета и производства как условие реализации профессиональных взаимосвязей; принцип совместной актуализации содержания педагогической деятельности. Реализация комплекса указанных принципов определяет инновационность в организации педагогической практики через систему условий, форм и методов реализации технологии организации и научно-методического сопровождения практики.

Так, принцип целостности и диалектического единства теоретической и практической подготовки студентов реализуется при условии специально-организованной педагогом-руко-водителем практики работы со специально разработанным журналом практики - авторским учебно-методическим пособием14 и программой «Практика в школе», разработанной для социальных педагогов факультета педагогики начального образования и социальной педагогики. Нами разработан пятинедельный цикл занятий для студентов, включающий выход в общеобразовательные школы города. Данный цикл, на наш взгляд, реализуется достаточно успешно при наличии системы специальной теоретической подготовки будущих социальных педагогов к педагогической практике. Рассматриваемая модель организации педагогической практики предполагает учет сформированных компетенций и, соответственно, места этого вида практики в учебном процессе. На подготовительном этапе к педагогической практике осуществляется изучение специальных дисциплин, обеспечивающих формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов в области построения профессиональной социально-педагогичес-

кой деятельности. Подготовка к практике идет опосредованно через выполнение системы учебных заданий, выходы в образовательные учреждения города в ходе учебных занятий

по социальной педагогике, педагогической психологии и ряду других дисциплин. После окончания педагогической практики педагогическим коллективом осуществляется плановая отработка полученных на практике профессиональных компетенций в области социальнопедагогической деятельности, профессиональных умений и навыков на новом теоретическом уровне. Методическое сопровождение данного принципа отражено в цели, задачах и результатах практики, сформулированных в компетен-тностном ключе через описание умений и способностей студентов в решении типовых задач профессиональной деятельности.

Принцип совместной актуализации содержания педагогической деятельности реализуется при условии принятия и выполнения студентом специальной системы дидактических заданий в совместной деятельности с педагогом, отраженных в журнале практики, и разработанных с учетом задач и структуры практики. Принятие студентом заданий, осознание их значения и формирование профессиональной направленности личности студентов обеспечивается через активное взаимодействие с преподавателем и работу лично с каждым студентом непосредственно перед выходом на практику в течение подготовительной недели. Компетенции проявляются через призму личностных особенностей только в процессе деятельности. Поэтому на данном этапе работа осуществляется индивидуально с каждым студентом: определяются общеобразовательные учреждения города, где будут проходить практику студенты, создаются возможности для посещения студентом учреждения перед практикой, обеспечивается знакомство студента с социальным педагогом. Совместно с руководителем практики студенты знакомятся с программой практики, отраженной в журнале. В ходе специально организованных совместных дискуссий разрабатывается индивидуальный и групповой планы работы на практику, которые учитывают пожелания образовательного учреждения, специфическую нормативную документацию, регламентирующую деятельность социально-

го педагога в конкретном учреждении, методический опыт социального педагога в данном общеобразовательном учреждении. Таким образом, совместно со студентом разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, учитывающий не только требования образовательного стандарта, но и пожелания (запросы) общеобразовательного учреждения и самого студента-практиканта, который уже на данном этапе начинает овладевать технологией работы социального педагога с документацией, планировать свою деятельность как специалист конкретного учреждения.

Принцип профессиональной взаимосвязи университета и производства рассматривается нами как условие реализации профессиональных взаимосвязей социального педагога-про-фессионала, студента-практиканта и преподавателя вуза. Для реализации этого принципа нами разработана особая структура практики и система «методических дней». Структура практики предполагает уже обозначенные подготовительную и рефлексивную части, длительностью по одной - две недели каждая, а также основную часть длительностью три недели. Каждая неделя основной части имеет особую тему, сообразную содержанию осваиваемой деятельности. Например, тема первой недели «Организационно-правовая основа деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении», тема третьей недели «Работа социального педагога с семьей» и т.д. На данном этапе студент выходит уже непосредственно в общеобразовательное учреждение, поэтому в структуру взаимодействия преподаватель - студент, подключается и социальный педагог учреждения. Следует отметить, что перед выходом студента в школу работа ведется с каждым учреждением отдельно (не только с социальным педагогом, но и с администрацией), специалисты данного учреждения знакомы с программой практики и теми задачами, которые мы реализуем, сопровождая студента на практике.

Особое значение имеют методические дни -особые дни на неделе (в нашем случае, пятни-

цы), в ходе которых специально планируются и осуществляются особые учебные занятия методического характера. Студент пять дней из шести находится в школе и один день - на факультете. В этот день он имеет возможность задать появившиеся вопросы преподавателю, решить возникшие актуальные проблемы и детально проработать варианты их решения, запланировать следующую неделю практики, получив при этом на кафедре консультацию сразу нескольких преподавателей. Осуществляется эта работа по заранее составленному и утвержденному руководителем практики графику, согласно групповому и индивидуальному расписанию. Тем самым, студент учится не только планировать свою деятельность, но и подводить итоги, осуществлять рефлексию, обсуждать возникшие проблемы, делиться своими успехами не только с преподавателем, но и с однокурсниками. Преподавателям, в свою очередь, подобные встречи помогают не только осуществлять сопровождение и контроль над деятельностью студента, но и максимально учитывать потребности школ - баз практики, осуществлять связь с работодателями и своевременно профессионально ориентировать студентов. С позиций компетентностного подхода результативность методических дней может быть выражена в развитии когнитивной компетенции, показателями чего являются аналитическое мышление (осуществляется через анализ проблем, приобретение опыта планирования), концептуальное мышление (развивается через применение концепций, распознавание моделей, идентификацию проблемы) и менеджерская экспертиза (формируется через познание законов, приобретение навыков диагностики и т.п.).

Методические дни позволяют качественно подготовить студентов и к завершающей конференции по итогам педагогической практики: на специальных круглых столах студенты актуализируют социально-педагогические проблемы современной школы и современного детства, выделяют свои успехи и новые компетенции, которые смогли освоить на практике в

общеобразовательном учреждении, формулируют личные и групповые траектории профессионального роста совместно с однокурсниками, специально приглашенными социальными педагогами школ и преподавателями вуза.

Принцип интерактивности педагогической практики актуализировался нами особенно с целью реализации компетентностного подхода. Наряду с выходом руководителя практики в учреждения, включенном непосредственным наблюдением и научно-методическим анализом самостоятельной деятельности студента-практиканта в технологии организации практики нами широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий в методические дни, имеющие успех у студентов и преподавателей. В нашей практике обширно применяются коммуникативные и рефлексивные тренинги, психологические и педагогические практикумы, проектные мастерские, деловые игры, индивидуальные консультации, в том числе с использованием ресурсов Интернета, рефлексивные семинары, круглые столы, творческие отчеты в сочетании с внеаудиторной научно-исследовательской и научно-методической работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках методических дней студенты имеют возможность общаться с преподавателями теоретических психолого-педагогических и специальных дисциплин, особо предусмотрены встречи с представителями государственных и общественных организаций, курирующих деятельность социального педагога в общеобразовательном учреждении, мастер-классы квалифицированных социальных педагогов школ города Архангельска и Приморского района Архангельской области.

Таким образом, главными психолого-педа-гогическими условиями подготовки студентов к профессиональной деятельности являются разработка технологии организации и методического сопровождения практики через создание специальной программы и методического журнала, отражающих особую систему дидактических заданий и методических дней, спро-

ектированных и реализуемых на основе компе-тентностного подхода. Реализация последнего обеспечивается системой методологических организационных принципов целостности и диалектического единства теоретической и

практической подготовки студентов, совместной актуализации содержания педагогической деятельности, интерактивности организационных форм взаимодействия, профессиональной взаимосвязи университета и производства.

Примечания

1 Приложение 1 к Приказу от 22 марта 2010 г. № 200 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация / степень / «бакалавр»)».

2 Натанзон Э.Ш. Задания по психологии: пособие для студ. педаг. ин-тов. М., 1985; Волков Б.С., Волкова Н.В. задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991; Психологические задания к педагогической практике студентов: пособие для преподавателей высш. пед. учеб. заведений / под ред. проф. А.Э. Штейнмеца. М., 2002; и др.

3 Гущина Т.И., Андреева И.Г. Становление профессиональной субъектности будущих юристов на этапе ранней профессионализации // Психология в вузе. 2010. № 1. С. 27-40.

4 Вязовова Н.В., Толстошеина В.М. Волонтерство как средство реализации субъектной активности студента-психолога в профессиональной деятельности // Психология в вузе. 2010. № 1. С. 65-83.

5 Бякова Н.В. Производственная практика как средство становления регуляторного опыта будущего специалиста // Психология в вузе. 2009. № 1. С. 23-29.

6 Фещенко Е.А. Студенческая практика как способ патриотического воспитания // Педагогика. 2010. № 1. С. 111-113; Румянцева Л.Н. Педагогическая практика по валеологической подготовке учителя начальных классов // Начальная школа. 2009. № 7. С. 88-91; Парфенова Е.В. Практика по внеучебной воспитательной работе. Каргополь, 2007; и др.

7 Ленин А.В. Организационно-педагогические условия развития профессионального менталитета у будущего социального работника в процессе преддипломной практики // Высш. образование сегодня. 2009. № 10. С. 81-85.

8 Смолярчук И.В. Психологическая практика как условие развития профессиональной мотивации студентов // Психология в вузе. 2010. № 1. С. 84-95.

9 Жидкова Е. Практические занятия для студентов // Дошкольное воспитание. 2009. № 2. С. 114-122; № 3. С. 90-97; № 4. С. 74-84.

10 Шебеко В. Педагогическая практика как форма профессиональной подготовки студентов // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 25-34.

11 Павозкова О.Е., Голоухова Г.Н., Старостина Е.Н. Модель педагогической практики как процесса подготовки специалиста к решению профессиональных задач // Традиции и инновации в подготовке социальных педагогов: моногр. / отв. ред. И.Г. Маракушина, Архангельск, 2010. С. 227-240; Щекина С.С. Роль командообразования и технологии сотрудничества в подготовке социальных педагогов к деятельности в детских оздоровительных лагерях. // Там же. С. 240-262; Организация деятельности социального педагога в школе: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. А.Н. Буторина, И.Г. Маракушина. Архангельск, 2010; Буторина А.Н. Возрастной подход для обогащения содержания образования социального педагога // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 1. Вып. 2. Опыт реализации идей устойчивого развития в начальном образовании. СПб., 2010. С. 220-225; и др.

12 Традиции и инновации в подготовке социальных педагогов...

13 Маракушина И.Г. Компетентностный подход как основа создания образовательной программы «Социальная педагогика» // Там же. С. 106-115.

14 Организация деятельности социального педагога в школе...; Социально-педагогическая деятельность в школе / авт.-сост. А.Н. Буторина, И.Г. Маракушина. Архангельск, 2011.

Marakushina Irina, Butorina Anastasiya

organization and methodical supervision model for teaching practice on the ground of competence-based approach

Conceptual competence-based model of organizing and methodical supervising the teaching practice of higher school students is presented through the description of vocational meaningful competences in the field of education, analysis of specificity in realization of methodical principles, the system of conditions, stages, forms and methods of realization of students’ practical training, constructed on the ground of the competence-based approach.

Контактная информация: Маракушина Ирина Геннадьевна e-mail: marakushinai@mail.ru Буторина Анастасия Николаевна e-mail: buton-A@yandex.ru

Рецензент - ШабановаМ.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.