Научная статья на тему 'Система целей исследовательской деятельности будущих учителей математики в процессе профильной подготовки в условиях реализации компетентностного подхода'

Система целей исследовательской деятельности будущих учителей математики в процессе профильной подготовки в условиях реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / KEYWODS: RESEARCH ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / NEW EDUCATIONAL STANDARDS / COMPETENCE-BASED MODEL OF STUDENTS FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багачук А.В.

Определены основные цели исследовательской деятельности студентов — будущих учителей математики в условиях реализации компетентностного подхода в рамках требований новых ФГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOALS SYSTEM OF FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS RESEARCH ACTIVITY IN THE PROCESS OF MAJOR TEACHING IN THE IMPLEMENTATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH

The article outlines the main research activity goals of students future teachers of mathematics in the implementation of competence-based approach according to the requirements of new Federal State Educational Standard of Higher Professional Education.

Текст научной работы на тему «Система целей исследовательской деятельности будущих учителей математики в процессе профильной подготовки в условиях реализации компетентностного подхода»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Багачук А.В.

СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

в условиях реализации

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДхОДА

Структурные, организационные и содержательные изменения, происходящие на современном этапе развития отечественной системы образования, свидетельствуют о сближении позиций учителя-практика и педагога-исследователя. И тот, и другой должны владеть метапредметными знаниями, умениями и способами деятельности; навыками целеполагания и мотивации собственной деятельности; исследовательской позицией в профессии, проблемным видением ситуаций; конструктивным подходом к решению профессиональных задач. Мысль о важности включения в содержание педагогической деятельности решения исследовательских задач в ходе истории психолого-педагогической науки высказывалась многими учеными (Ю.К. Бабанский,

A. Дистервег, В.А. Кан-Калик, И.Я. Лернер, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, М.Н. Скат-кин, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.). Известен ряд работ современных авторов, в которых исследуется феномен исследовательской деятельности учащихся. В поле зрения ученых оказывались различные аспекты проблемы проектирования и реализации рассматриваемого вида деятельности в образовательном процессе (В.И. Андреев, Н.В. Гафурова, В.А. Леонтович, А.С. Обухов, А.В. Хуторской, А.В. Ястребов и др.). Однако сложившиеся в науке концептуальные основы формирования и развития исследовательской деятельности учащихся требуют уточнения и обновления в связи с переходом на компетентностный формат образования. Об этом же свидетельствуют нормы и требования к качеству профессиональной подготовки будущего учителя, заданные новым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Это представляет собой определенную научную проблему, требующую решения на уровне теории и практики.

Несмотря на многочисленность научных источников, посвященных исследовательской деятельности учащихся, в педагогике и психологии не существует единой трактовки этого понятия. Как показывает анализ работ Н.В. Гафуровой, В.А. Гусева,

B. А. Далингера, Г.В. Денисовой, В, А.В. Леонтовича, Г.Н. Лобовой, А.В. Ястребова, одним из существенных признаков рассматриваемого вида деятельности является взаимодействие учителя и учащегося, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и развитие исследовательской позиции всех ее субъектов. При этом такое взаимодействие должно быть основано на принципах партнерства и сотрудничества и происходить под руководством учителя. Наиболее эффективной его формой, по мнению большинства авторов, выступает педагогическое общение. Не менее важной характеристикой исследовательской деятельности учащихся является соответствие ее структуры общей схеме научного познания, благодаря чему исследовательская

21

ISNN 1029-3338

деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску новых подходов к решению тех или иных личностно-значимых проблем, ставит учащегося в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную деятельность и условия её осуществления.

Учитывая, что результатом всякого вида деятельности являются преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке, можно утверждать, что в результате исследовательской деятельности учащихся субъективный характер «открытий» может приобретать определенную объективную значимость и новизну, связанную с изменением личного опыта учащегося. Как отечественные, так и зарубежные исследователи в области педагогики, занимающиеся проблемой формирования и развития исследовательской деятельностиучащихся,подчеркивают,чтополучениеновыхзнанийнеявляетсяосновным продуктом данного вида деятельности в образовательном процессе. Главная ее цель — приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации их личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Проецируя полученные выводы на профильную подготовку студентов, и, учитывая компетентностный формат ФГОС ВПО, можно утверждать, что в процессе исследовательской деятельности студентов происходит формирование и проявление их общекультурных и профессиональных компетенций. Исходя из этих посылок, под исследовательской деятельностью в процессе профильной подготовки будем понимать деятельность студентов, реализующуюся в рамках образовательного процесса в условиях педагогического общения, организуемого и управляемого преподавателем, направленную на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с целями этой подготовки. Отметим, что согласно концептуальным идеям компетентностного подхода, с одной стороны, компетенции формируются в процессе соответствующей деятельности, с другой,— они являются критериями готовности к осуществлению деятельности. Поэтому мы рассматриваем исследовательскую деятельность студентов педагогического вуза и как необходимое условие, и как средство формирования их компетенций.

Как известно, в основе решения методических проблем обучения лежат грамотно сформулированные цели как необходимое условие достаточно точной диагностики его результатов. В этой связи в контексте рассматриваемой проблемы определим основные цели исследовательской деятельности студентов — будущих учителей математики — в процессе их профильной подготовки.

В современных социокультурных условиях основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и готового к постоянному профессиональному росту. В ФГОС ВПО эта цель конкретизирована требованиями к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) бакалавриата, которые представлены в виде общекультурных и профессиональных компетенций для каждого направления подготовки.

Среди основных видов профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Педагогическое образование» в стандарте выделяются педагогическая, культурнопросветительская и научно-исследовательская деятельность. Для определения целей исследовательской деятельности будущих учителей математики в процессе профильной подготовки логично обратиться к указанным в стандарте задачам научно-

22

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2012

исследовательской деятельности бакалавра по рассматриваемому направлению подготовки. Их описание указывает на необходимость владения будущим учителем математики умением и опытом проведения научного исследования в области решения актуальных проблем будущей профессиональной деятельности в условиях развития современной школы. Требования к общекультурной подготовке бакалавра — будущего учителя математики, реализуемой, в т. ч. и в процессе обучения математике, представлены в стандарте комплексом общекультурных компетенций. Анализ их содержания позволяет сделать вывод, что уровень сформированности большинства из них во многом определяется степенью вовлечения студентов в исследовательскую деятельность и включением последней, как необходимой составляющей, в их профильную подготовку в вузе.

Цели исследовательской деятельности студентов — будущих учителей математики,— на наш взгляд, также должны отражать специфику профильной подготовки, в рамках которой она осуществляется. Однако, как показывает анализ определенного в стандарте состава профессиональных компетенций бакалавра по педагогическому направлению, в их описании отсутствует профильная специфика, обусловливающаяся для будущего учителя-предметника особенностями предмета, его местом и ролью в современном образовании школьников. В этой связи обратимся к структурносодержательной модели математической компетенции будущего учителя математики, разработанной Л.В. Шкериной [3]. Согласно описанной модели, будущий учитель математики должен, с одной стороны, владеть знаниями о методах решения математических задач и возможностях их использования в нестандартных ситуациях, умениями самостоятельно решать исследовательские задачи по математике, предназначенные для всевозможных категорий учащихся общеобразовательной школы. С другой стороны, ему необходимо осознавать необходимость целенаправленного формирования этих знаний и умений у учащихся и быть готовым к его реализации.

В качестве одного из основных принципов при определении целей исследовательской деятельности будущих учителей математики будем рассматривать их соответствие федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, принятому к реализации в 2010 г. [2]. Для этого спроецируем цели исследовательской деятельности бакалавров — будущих учителей математики — как на цели изучения математики в школе, так и на общие требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы.

В структуре стандарта выделяются требования к результатам освоения ООП, требования к ее структуре и условиям реализации. Ключевой идей, положенной в основу разработки стандарта последнего поколения, является обеспечение развития личностного потенциала учащихся. Причем по замыслу разработчиков развитие личности в системе общего образования осуществляется посредством формирования универсальных общеучебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного процесса. В этой связи в требованиях к структуре ООП представлена программа формирования общеучебных умений, направленная, в т. ч. на развитие у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, овладение навыками разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов учебных исследований. Кроме того, ООП должна обеспечивать: 1) повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в учебно-исследовательской и проектной деятельности; 2) формирование навыков участия в различных формах организации

23

ISNN 1029-3338

учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.); 3) овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности. Для решения этих задач в требованиях к структуре программы выделяется описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Исходя из этого, можно утверждать, что выпускник педагогического вуза должен быть готов как к разработке образовательной программы, удовлетворяющей перечисленным требованиям, в конкретном общеобразовательном учреждении, так и к ее реализации в образовательной практике, в т. ч. и в процессе обучения математике школьников.

Требования к результатам освоения ООП делятся на три группы: личностные, метапредметные и предметные. Анализ содержания личностных и метапредметных результатов показал, что каждая из выделенных групп содержит в той или иной степени исследовательские умения, готовность и способность учащихся к их использованию для саморазвития и личностного самоопределения. Что касается предметных результатов, они включают в себя освоенные учащимися умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. В результате изучения математики учащиеся: 1) получают представления о математических моделях и их использовании в различных научных областях; 2) овладевают умением проводить математические рассуждения; 3) учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; 4) получают представление о социальных, культурных и исторических факторах становления математики. Кроме того, изучение математики направлено на развитие логического, алгоритмического и математического мышления, математической интуиции. Для реализации этих целей учитель математики должен не только обладать всеми качествами, на формирование которых направлены указанные цели, но и владеть способами и опытом их формирования у учащихся. То есть учитель в современной школе является как субъектом исследовательской деятельности, так и организатором образовательной среды и педагогического сопровождения процесса ее реализации.

В соответствии с вышесказанным в качестве основных целей исследовательской деятельности бакалавров — будущих учителей математики — в процессе профильной подготовки выделим следующие: 1) формирование знаний и умений в области методологии научного исследования; 2) углубление и развитие математических знаний и умений, приобретение опыта их использования в решении исследовательских задач на базе школьного курса математики; 3) формирование умений и приобретение опыта проведения как самостоятельных, так и коллективных научных исследований в области математического образования; 4) формирование умений и установок на поиск способов проектирования и путей реализации педагогических новшеств по развитию исследовательской деятельности учащихся во всех ее проявлениях в процессе математической подготовки; 5) развитие ценностного отношения к исследовательской деятельности в будущей профессии, осознание ее важности в личностном и профессиональном становлении будущего учителя.

24

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2012

Таблица 1. Цели исследовательской деятельности бакалавров — будущих учителей математики — в процессе профильной подготовки

Когнитивный аспект Деятельностный аспект Ценностный аспект

Бакалавр знает: - методологию научно-исследовательской деятельности (основные способы выявления проблемы, целеполагания, формулирования гипотезы, определения объекта и предмета исследования; содержаниеосновных этапов исследовательской деятельности, специфику и принципы отбора методов исследования на каждом из этапов); - основные методы решения математических задач на базе школьного курса математики и множественность стратегий их использования в нестандартных ситуациях; - цели, основные этапы и специфику проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе математической подготовки; - способы проектирования и реализации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике с учетом их возрастных индивидуальных особенностей; - особенности организации образовательной среды образовательных учреждений различного типа; - требования, предъявляемые к организации исследовательской деятельности учащихся Бакалавр умеет: - обнаруживать проблемы в математическом образовании и осуществлять их теоретикометодологическое осмысление; - выдвигать и проверять гипотезы на основе множественности решений; - проводить самостоятельное исследование, осуществлять совместную научно-исследовательскую и проектную деятельность в научном коллективе; - решать исследовательские математические задачи для всех возрастных категорий учащихся основной и старшей общеобразовательной школы на основе конструирования новых или реконструирования уже известных способов и приемов; - проектировать исследовательскую деятельность учащихся в процессе обучения математике; - разработать методическое обеспечение исследовательской деятельности школьников в процессе обучения математике с учетом их возрастных индивидуальных особенностей; - реализовывать исследовательскую деятельность учащихся в процессе обучения математике, используя возможности образовательной среды образовательного учреждения; - обладает опытом исследовательской, проектной деятельности в рамках научно-исследовательской работы в области элементарной математики и математического образования Бакалавр - осознает роль и значение научно-исследовательской деятельности для личностного и профессионального развития, социально-профессиональной адаптации; - осознает значимость включения проектно-исследовательской деятельности в процесс обучения математике школьников для раскрытия их творческого потенциала и формирования ценностных ориентаций на личностное самосовершенствование; - осознает ценность опыта исследовательской деятельности в личностном и профессиональном смысле; - понимает необходимость участия в научно-исследовательской работе для профессиональной успешности

Комплекс целей исследовательской деятельности будущих учителей математики в принятой выше формулировке нуждается в конкретизации для того, чтобы трансформироваться в личные цели студента. В этой связи цели исследовательской деятельности будущих учителей математики в процессе профильной подготовки должны быть описаны в терминах, отражающих новые возможности учащихся, рост их личностного потенциала. В качестве таких терминов в условиях реализации

25

ISNN 1029-3338

компетентностного подхода выступают компетенции, которые формируются и проявляются в ходе исследовательской деятельности бакалавров. Учитывая структурносодержательную модель компетенций, представленную в [4], выделим в целях исследовательской деятельности бакалавров — будущих учителей математики — три аспекта (когнитивный, праксиологический и аксиологический) и опишем их в виде требований к уровню освоения этого вида деятельности в процессе профильной подготовки (табл. 1).

Поставленные таким образом цели являются диагностическими, они определяют требования к качеству исследовательской деятельности бакалавров — будущих учителей математики—в процессе профильной подготовки в формате компетентностного подхода. Это является необходимым условием для создания фондов надежных и валидных средств измерения и оценивания компетенций студентов в формате ФГОС ВПО. Кроме того, данная система целей даст возможность спроектировать научно-исследовательскую образовательную среду профильной подготовки будущих учителей математики как необходимого условия формирования их профессиональных компетенций [1].

Библиографический список

1. Проектирование научно-исследовательской образовательной среды профильной подготовки бакалавров — будущих учителей математики [Текст] / А.В. Багачук, Л.В. Шкерина, М.Б. Шашкина, О.В. Зданович, Е.А. Семина, А.С. Константинова. Красноярск : Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. 173 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / утв. приказом М-ва образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010.

3. Шкерина, Л.В. Моделирование математической компетенции бакалавра — будущего учителя математики [Текст] / Л.В. Шкерина // Вестн. КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 2. С. 97-103.

4. Она же. Критериальная модель и уровни сформированности компетенций студентов — будущих бакалавров в формате ФГОС ВПО [Текст] / Л.В. Шкерина, М.Б. Шашкина, А.В. Багачук // Сибир. пед. журн. 2012. № 7. С. 103-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.