Научная статья на тему 'Модель индивидуально-ориентированного обучения студентов в вузе'

Модель индивидуально-ориентированного обучения студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
829
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / EDUCATION / STUDENT-CENTERED TEACHING / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INDIVIDUALISED EDUCATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Строганова Александра Николаевна

В статье рассматриваются вопросы организации индивидуально-ориентированного обучения в вузе, анализируются теоретические подходы к осмыслению данного феномена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Строганова Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of individual-centered education in university

The article reveals the problems of organization of higher education, based on individual approach. Theoretical approaches to interpreting that phenomenon are analyzed

Текст научной работы на тему «Модель индивидуально-ориентированного обучения студентов в вузе»

А. Н. Строганова

(Санкт-Петербург)

МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются вопросы организации индивидуально-ориентированного обучения в вузе, анализируются теоретические подходы к осмыслению данного феномена

В современных условиях роль знаний возросла настолько, что они стали выступать в качестве главного фактора развития общества. В свою очередь, это служит мощным стимулом разработки и внедрения в образовательную практику новых, более эффективных технологий обучения. Рыночный тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, самоорга-низующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах [6].

Стало ясно, что образование необходимо рассматривать как сферу конкурирующих концепций, как производство «образованности», использующее современные наукоемкие технологии, информационные продукты, квалифицированных специалистов. Как центральный феномен культуры сегодня оно ориентировано на утверждение сущностного личностного начала в человеке [7, с.115].

В этих условиях традиционному - технологическому - подходу, ориентированному на репродуктивное обучение, противостоит подход, зародившийся в недрах гуманистически ориентированных моделей обучения. Он предполагает перенос центра тяжести с деятельности «преподавание» на деятельность «учение», которая должна носить индивидуализированный характер [2, с.75]. Возможен и третий подход, который объединяет два названных. По целям обучения данный подход можно отнести к технологическим, а по средствам организации образовательного процесса - направленным на личность обучающегося. Такая технология обучения может рассматриваться как инновационная, поскольку, с одной стороны, она реализует технологиче-

ски выстраиваемый учебный процесс с его направленностью на заранее заданный результат с постоянным контролем формируемых компетенций, а с другой - вбирает в себя преимущества гуманистического подхода, реализующего идею индивидуально ориентированного обучения, основанного на принципе свободы выбора [2, с. 75]. Это приводит к необходимости разработки следующих основных принципов, ориентированных на создание условий для становления личности студента как грамотного специалиста и самостоятельного гражданина демократического общества:

- принцип осознанной перспективы («сделай себя сам»], согласно которому каждый человек имеет возможность активно участвовать в собственном образовании. Знания автоматически станут востребованными, а не навязанными жесткими рамками учебного плана, усиливается мотивация обучения и эффективность усвоения знаний;

- принцип гибкости системы высшего образования, согласно которому содержание обучения и пути освоения знаний и приобретения профессиональных навыков соответствуют потребностям или уровню притязаний личности. В данном случае оправдывается система многоуровневого высшего образования при осуществлении возможности изменения специализации или получении нескольких специальностей за период обучения в вузе;

- принцип динамичности системы высшего образования, связанный со способностью быстро реагировать при подготовке специалистов на изменения в экономике, информационной системе;

- принцип индивидуального обучения, реализация которого приводит к возникновению между преподавателем и студентами атмосферы заинтересованности и сотворчества,

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (28] 2011

75

способствующей улучшению качества восприятия информации и выработке профессионального мастерства.

Используя названные принципы в качестве ориентира организации учебного процесса, можно представить особенности рассматриваемой инновационной технологии обучения следующим образом [2, с.75]: подвижные временные рамки, которые дают возможность ускорить или замедлить процесс обучения; выбор минимального образовательного стандарта по определенному направлению с вариантами его расширения; виртуальнотренинговое обучение с использованием информационных технологий, позволяющее каждому студенту выбирать оптимальный режим и форму работы; выбор места при отсутствии жестких регламентаций в отношении пространства; чередование множества форм индивидуальной работы, через которые студент должен проходить при освоении тематических разделов-модулей.

Индивидуально-ориентированное обучение обладает огромными возможностями для удовлетворения потребностей обучающегося за счет того, что предоставляет ему возможность выбрать содержание и форму организации образовательного процесса, то есть выбрать профиль обучения, учебные модули, предметы или спецкурсы, а также возможность освоения выбранного содержания образования путем избранных им самим способов и форм деятельности, темпов продвижения в образовании. При этом индивидуальноориентированное обучение предполагает помощь обучающемуся в самоопределении в образовательном процессе.

Разрабатывая модель индивидуально ориентированного процесса обучения в вузе, мы исходили из основ теории управления, предполагая функционирование модели на следующих уровнях: организации, планирования (проектирования], реализации, управления, контроля, рефлексии и коррекции с выходом на обратную связь. В соответствии с представленной моделью организация индивидуально-ориентированного процесса обучения студентов осуществляется в три этапа: ценностно-ориентационный, организационнотехнологический и контрольно-рефлексивный (таблица].

На первом этапе деятельность преподавателя сводится к постановке целей и задач, мотивированию на продуктивное учение, поиск

ценностных ориентиров, диагностике затруднений, а активность студентов проявляется в принятии целей и задач, поиску путей их достижения, осмыслении затруднений, осознании значимости получаемой профессии.

На втором этапе преподаватель организует отбор учебного содержания, разбиение учебного содержания на уровни (репродуктивный, реконструктивный, креативный], создает пакеты заданий различного уровня сложности, разрабатывает технологическую карту дисциплины. Студент мобилизует свои внутренние ресурсы для решения поставленных задач, осуществляет самоконтроль и коррекцию своих действий с учетом уровня учебных притязаний, осваивает приемы самостоятельной работы, развивает метаумения.

На третьем этапе педагог организует процесс обучения, проводит мониторинг учебной деятельности, оценивает результаты обучения. Для студента важны рефлексия собственной деятельности, осознание процедур и приемов обучения.

Результатом реализации названных этапов при использования модульной и нелинейной организации процесса обучения, использование интерактивных технологий обучения, реализации новых ролей преподавателей является академическая зрелость студента.

Рассмотрим особенности индивидуальноориентированного образовательного процесса в вузе на основе использования модульных технологий.

Реализация модели осуществляется на основе модульной и нелинейной организации учебного процесса в ВУЗе.

Дидактическая система модульного обучения предполагает проектирование содержания обучения в соответствии с его целями, с общедидактическими принципами и критериями. Просматриваются различные подходы к проектированию модульных программ. Содержание автономных модулей формируется на основе соблюдения принципов структуризации содержания обучения и должно быть представлено в компактном и наглядном виде, обеспечено дидактическим материалом, проблемными и прикладными задачами.

Индивидуально-ориентированный образовательный процесс возможен при организации нелинейного обучения. Как известно, линейность в образовательном процессе

Таблица

Модель индивидуально-ориентированного процесса обучения

Структурные компоненты Э т а п ы

Ценностно- ориентационный Организационно- технологический Контрольно- рефлексивный

Содержание: - разработка системы диагностики затруднений в обучении; - отбор содержания для развития аудиторной и самостоятельной деятельности. - определение целей изучения каждой дисциплины; - разработка проектов деят-сти по достижению поставленных целей; - подбор разноуровневого содержания; - разработка учебно-программной документации, учебно-методических комплексов; - подбор заданий для снятия диагностируемых затруднений. - разработка системы текущей и итоговой диагностики хода и результатов обучения; - разработка системы стимулирования обучения.

Методы: - использование методов обучения, ориентирующих на самостоятельное принятие решений, осознание ответственности за выполненную работу, выбор оптимального варианта выполнения самостоятельной работы. - максимальное разнообразие методов учения с преобладанием проблемных, частично-поисковых, исследовательских и активных методов обучения (лекции с запланированными ошибками, семинары-путешествия, мозговые штурмы, су-первизорские консультации и т.д.], т.е. те методы, которые усиливают потенциал самостоятельности. - рефлексия и коррекция правильности подбора методов при осуществлении самостоятельной работы на основе текущих и итоговых результатов.

Формы: - выбор инновационных форм обучения, требующих высокой степени самостоятельности и исследовательской позиции. - лекции со стоп-рефлексией; - семинары по спецпособиям; - упражнения, задания, тренинги, супервизорские консультации; - мастер-класс по отработке навыков самостоятельной работы; - научно-практич. конференции и семинары, встречи со специалистами; - общественно полезная и квазипро-фессиональная деятельность. - рефлексия и коррекция правильности подбора и комбинирования форм и структурных элементов учебной деятельности на основе текущих и итоговых результатов.

Средства: - формирование индивидуального учебного плана (ситуация выбора]; - модульно-рейтинговая система; - нелинейная организация процесса обучения. - учебно-методическая литература по предмету; - пакет учебных заданий различных уровня сложности и степени творчества; - технологич. карта дисциплины; - графики самостоятельной работы, система диагностики и тесты; - ПК и обучающие программы. - тест самоконтроля; - лист самоизмене-ний.

Контроль и оценка: - выбор контрольных средств, адекватных цели. - промежуточная аттестация; - контроль затруднений обучения; - отслеживание динамики академической зрелости. - итоговая аттестация: сдача итоговых экзаменов, зачетов; - выполнение и защита курсовых работ и индивидуальных заданий в соответствии с технологич. картой дисциплины; - задания на проверку роста академической зрелости.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (28) 2011

77

предполагает единственно возможный, предлагаемый образовательным учреждением путь достижения результатов образования. Нелинейность же связана с предоставлением обучающемуся возможностей самостоятельного выбора и, соответственно, с нелинейным структурированием образовательного процесса на основе разветвленных образовательных программ, предоставляющих возможность учесть мотивационные установки, интересы, познавательные и другие личностные особенности обучающегося. Это позволяет каждому обучающемуся разработать свой собственный индивидуальный образовательный маршрут, включающий определенные обязательные элементы, а также отобранные студентами модули и учебные курсы по выбору (при условии, что при реализации составленного таким образом маршрута исчерпывается содержание образовательной программы].

Таким образом, в качестве стратегий совершенствования процесса индивидуальноориентированного обучения могут рассматриваться:

- модульная организация процесса обучения, которая позволяет осуществить проектирование образовательного процесса как системы освоения учебных модулей;

- составление вариативного расписания, позволяющего реализовать нелинейный образовательный процесс;

- усиление роли самостоятельной работы студентов;

- проектирование индивидуальных учебных планов студентов, обеспечивающих им возможность самостоятельного выбора части содержания образования и последовательности его освоения;

- изменение роли преподавателей в образовательном процессе вуза.

Переход к такому процессу обучения может основываться на идее навигации как движения в образовательном пространстве, которая состоит в следующем: студент осуществляет ревизию своих потребностей, возможностей вуза, и обнаруженные точки пересечения становятся ориентирами для отбора содержания профессионального образования, заключенного в образовательных программах, учебных модулях и курсах, и определения последовательности его освоения.

Индивидуально-ориентированное обучение ставит студента в такие условия, в которых у него появляются образовательные потребности и, как следствие, появляются активность и инициатива, стремление овладеть профессиональной культурой, а в идеале - и устремление к самореализации и самоактуализации через профессию.

Литература

1. Арнаутов В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 18-23.

2. Горовая В. И. Индивидуально-ориентированное обучение как современная образовательная технология / В. И. Горовая, Н. Ф. Петрова / / Международный журнал экспериментального образования.- 2010, №7. - С. 75-76 [Электронный ресурс]. - URL: www.rae.ru/meo/ (дата обращения 10.09.2011).

3. Гусинский Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. - М.: Изд. корпорация «Логос», 2000. - 224 с.

4. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность. - Новосибирск, 2006. - 204с.

5. Новиков А. М. Профессиональное образование России // Перспективы развития. - М.: ИцП НПО РАО, 1997. -254с.

6. Мещеряков А. С. Профессиональное образование в социокультурном контексте. Методологический аспект : монография / А. С. Мещеряков, В. Б. Моисеев, В. В. Шапкин. - Пенза: Изд-во Пенз. технолог. ин-та, 2002. -182с.

7. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. - 272с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.