Научная статья на тему 'Модель формирования ценностных ориентаций студентов педвуза'

Модель формирования ценностных ориентаций студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1030
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / АКСИОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНЧЕСТВО / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербаков Вячеслав Алексеевич

В статье рассматривается научная литература по проблеме формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. В результате проведенного исследования автором разработана модель формирования ценностных ориентаций студентов факультета социальной педагогики в педагогическом вузе. Автор отмечает эффективность применения инновационной методики подготовки студентов педагогического вуза, основанной на образовательной модели формирования ценностных ориентаций социально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербаков Вячеслав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования ценностных ориентаций студентов педвуза»

• активизацию деятельности, направленную на выработку стандартов, этики и базовых компетентностей профессиональной деятельности;

• детальную разработку технологий обучения социальной работе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Kendall, Katherine A. Reflections on social work education, 1950-1978. New York: International Association of Schools of Social Work, 1978.

2. The Charities review. New York: Charity Organization Society of the City of New York, 1891-1901. Periodical. Vol. 1 (Nov. 1891) - V. 10 (Feb. 1901).

3. Ausbildung f--ur Soziale Arbeit in Europa / F. Hamburger, G. Sander, & M. Wobcke, 2001.

В.А. Щербаков

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза обеспечивается реализацией теоретико-педагогических условий, принципов обучения и воспитания по трем основным направлениям: - профессиональном становление учителя-предметника; - воспитание у студентов нравственно-эстетических качеств, как составляющей в профессиональной подготовке педагога; - формирование личности студента как гражданина и будущего учителя.

Профессия педагога сегодня становится остро востребованной в связи перестроичными социально-экономическими процессами в стране и имеет свои специфические особенности в работе. Рассматривая главные качества, необходимые педагогу выделяются - высокий профессионализм специалиста; - любовь и преданность детям, мастерство и знания, такт и порядочность, толерантность и умение не злоупотреблять властью над людьми. Социально-педагогическая деятельность главным образом осуществляется посредством реализации субъективно-объективных отношений и усвоением духовных ценностей на уровне межличностного общения.

Приобщение будущих педагогов к общечеловеческим ценностям предполагает выяснение сущности понятия «ценность». Аксиология как новое направление изучения ценностей и ценностных ориентаций реализует инновационную деятельность в подготовке будущих педагогов. Социальный философ П.В. Алексеев раскрывает понятие аксиологии (от axio - ценность, logos - слово, учение) как один из самых молодых разделов философии. Аксиология (теория ценности) как наука зародилась в России в конце XIX в., когда были намечены основные подходы в понимании категории "ценность". Хотя рассуждения о различных видах ценности - о добре, красоте - встречаются и у классиков античной философии, и у философов средневековья, однако обобщающего представления о ценности, о закономерности ее проявления в философии не было [1].

В исследованиях педагогов О.В. Гукаленко и И.Б. Левицкой отмечается, что «ценности определяются философами как специфические социальные определения объектов окружающего мира, все то, что, вступая в отношения с человеком, имеет для него положительное, «полезное» значение, которое содействует прогрессивному развитию общества и совершенствованию человеческой личности» [2, 4].

Ценности - это представления человека о значимости для него различных явлений, предметов. Ценности являются набором критериев и стандартов, которым человек следует.

Подробная характеристика дается в «Философском словаре» под редакцией И.Т. Фролова: «Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений» [3, 512].

Ценностные ориентации являются важнейшей характеристикой в профессиональной подготовке педагогов. Они отражают мотивы действий будущих специалистов-педагогов, учителей предметников, отношение к выбранной педагогической профессии. В современной социально-педагогической деятельности направленность личности на те или иные ценности, ценностные ориентации рассматривается как двойственное по своему характеру и происхождению образова-

ние, основанное одновременно на усвоении индивидуального и социального общественного опыта. Ценностные ориентации студента, связывающие внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему и обеспечивают высокое качество учебно-воспитательного процесса в педвузе.

Формирование системы ценностных ориентации студентов - будущих педагогов является одним из важнейших компонентов структуры становления личности. В социально-педагогической деятельности важнейшую роль играет личностный компонент и, прежде всего в этой роли выступают именно ценностные ориентации, которые определяют методы и формы работы будущего педагога, которые обеспечивают их реализацию, что, проявляется в отношении человека к деятельности в целом.

Для создания модели формирования ценностных ориентаций студентов факультета социальной педагогики в педвузе потребовалось исследование механизмов формирования ценностных ориентаций, которое показало, что процесс усвоения ценностей подразделяется на определенные этапы (А.Г. Бабаян, А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, Е.С. Сироткина, А.К. Уледов) [4, 5].

Рис. 8. Модель формирования ценностных ориентаций студентов

На основе изученной научной литературы по проблеме исследования нами разработана модель формирования ценностных ориентаций студентов факультета социальной педагогики в педагогическом вузе, которая представлена на (рис. 1).

Модель формирования ценностных ориентаций будущих социальных педагогов, сконструирована с учетом личностно-ориентированного, индивидуально-деятельностного, компетентно-стного, результативного и аксиологического подходов и позволяет посредством создания педагогических условий и последовательного функционирования когнитивно-гносеологического, моти-вационно-ценностного, личностно-деятельностного и креативно-результативного этапов обеспечить высокий уровень сформированности ценностных ориентаций социально-педагогической деятельности.

Модель включает следующие компоненты: цель - формирование профессионально значимых ценностных ориентаций будущих социальных педагогов; подходы к процессу формирования профессионально значимых ценностных ориентаций будущих социальных педагогов - основанные на личностно-ориентированном, индивидуально-деятельностном, компетентностном, результативном и аксиологическом подходах; содержание процесса формирование профессионально значимых ценностных ориентаций будущих социальных педагогов - представлено авторским спецкурсом «Аксиологические основы социальной работы»; этапы формирования профессионально значимых ценностных ориентаций будущих социальных педагогов (рис. 2); уровни сформиро-ванности профессионально значимых ценностных ориентаций социально-педагогической деятельности, за основу которых мы взяли уровни знаний (табл. 1), разработанные проф. Г.Ф. Гребенщиковым [6].

1) информационно-репродуктивный уровень (восприятие, запоминание, различение, представление);

2) функционально-содержательный уровень (понимание, предвидение, воспроизведение);

3) семантико-ориентировочный уровень (анализирование, синтезирование, перенос знаний, трансформации, генерации новых знаний);

4) практико-креативный уровень (умения, навыки).

Рис. 2. Этапы формирования ценностных ориентаций социально-педагогической деятельности

На первом этапе когнитивно-гносеологическом происходит ознакомление студентов с системой ценностных ориентаций социально-педагогической деятельности, носящими гуманистический, общечеловеческий характер. На данном этапе наиболее важным представляется вызвать у студентов интерес к усвоению ценностей. Содержание когнитивно-гносеологического этапа определяется ценностно-ориентационной направленностью учебного материала. Основными методами на первом этапе являются: 1) продуктивные (эвристическая беседа); 2) репродуктивные (демонстрация, пример). Основные формы: 1) лекция-беседа; 2) самостоятельное изучение предлагаемого материала.

На втором мотивационно-ценностном этапе предполагается способствовать осознанию и освоению студентами определенного значения ценностных ориентаций социально-педагогической деятельности. Содержание данного этапа определяется акцентированием на проблемности и значимости учебного материала дисциплин социально-педагогического цикла. Основными методами этапа являются: 1) ранжирование ценностей; 2) дискуссия. 1) семинар-дискуссия; 2) семинар-круглый стол; 3) письменное сочинение.

На третьем личностно-деятельностном этапе происходит соотнесение ценностей со смысловыми единицами индивидуального контекста каждого студента, перевод их в личностные ценностные ориентации и соответствующее преобразование личности. Содержательная сторона этапа определяется направленностью учебного материала на рефлексивную деятельность студентов. Методы: 1) самоанализ; 2) самонаблюдение; 3) просмотр видеофильма. Формы: 1) семинар-круглый стол; 2) самоанализ.

Четвертый креативно-результативный этап характеризуется персонализацией ценностей и признанием их достоянием собственного опыта. На данном этапе необходимо побудить студентов к этой персонализации ценностей, а также способствовать построению студентами своей жизнедеятельности в соответствии с выбранными ценностями. Прогностическая направленность учебного материала определяет содержание этого этапа. Используются проблемные методы (деловая игра, инсценировка). В соответствии с методами определяются и формы, такие как практические занятия, инсценировка ситуаций и ролевая игра.

К средствам на приведенных этапах формирования мы относим как:

- основные (спецкурс «Аксиологические основы социальной работы»)

- вспомогательные (видеофильм; сочинения; сценарии ролевых игр и др.).

Таблица 1

Уровни знаний студентов

Уровни знаний Название уровня знаний Вид уровня знаний

1. Восприятие чувственный, логический

2. Запоминание произвольное, непроизвольное, послепроизвольное

3. Различение чувственное, логическое

4. Представление абстрактное, чувственное, конструктивное

5. Понимание умственное, чувственное, логическое

6. Предвидение (энсайд) интуитивное, логическое

7. Воспроизведение речевое, тактильное, мимическое

8. Анализирование логическое, по аналогии

9. Синтезирование Логическое

10. Перенос знаний логическое, по аналогии

11. Трансформации по аналогии

12. Генерации новых знаний логическое, интуитивное

13. Умения Практические действия

14. Навыки Автоматизированные практические действия

Авторская модель формирования ценностных ориентаций у студентов, при использовании ее в практике подготовки студентов к своей профессиональной деятельности в качестве социальных педагогов способствует повышению продуктивности учебно-воспитательного процесса со студентами. Это в значительной степени обеспечивает повышение успеваемости, уровня овладения социальными ценностями подготовленности студентов.

Проведенный для определения эффективности модели формирования у студентов ценностных ориентаций педагогический эксперимент позволил получить следующие результаты.

Во-первых, за период исследований нам удалось выявить особенности позитивных изменений показателей профессиональной подготовленности студентов. Это доказывает эффективность использования предложенной нами инновационной методики формирования ценностных ориен-таций социально-педагогической деятельности у студентов педагогического вуза.

Во-вторых, раскрыть характеристики сформированности ценностных ориентаций социально-педагогической деятельности у студентов экспериментальной и контрольной групп.

Анализ результатов исследования показывает, что уровень сформированности ценностных ориентаций у студентов контрольной и экспериментальной групп в начале исследования был практически одинаков. В ходе опытно-экспериментального исследования в контрольной группе студентов произошли незначительные изменения основных показателей, а у студентов экспериментальной группы показатели значительно улучшились (рис. 3). На конечном этапе формирующего эксперимента в контрольной группе практически не произошло изменений или эти изменения были значительно меньше изменений в экспериментальной группе студентов.

£ 60

Я

н

О 50

гр

ЕТ

л

С 40 30 20 10 0

Этапы эксперимента

Начальный Конечный Начальный Конечнный

□ Высокий □ Средний □ Низкий

Рис. 3. Динамика соотношения контингентов с различными уровнями сформированности

ценностных ориентаций

Данные показывают, на начальном этапе эксперимента в обеих группах было приблизительно одинаковые отношения контингентов по уровням сформированности ценностных ориента-ций социально-педагогической деятельности (рис. 3).

В обеих группах (контрольная - 51,4 %; экспериментальная - 52,8 %) доминировали студенты со средним уровнем сформированности ценностных ориентаций, отмечается также большая доля студентов со средним и низким уровнями (контрольная - 43,6 %; экспериментальная - 41,6 %).

На конечном этапе эксперимента только у студентов экспериментальной группы проявляются существенные изменения в структуре контингентов, распределенных по уровням сформиро-

ванности ценностных ориентаций социально-педагогической деятельности: увеличивается доля студентов с высоким (20,4 %) и средним (59,2 %) уровнями. В контрольной группе существенных изменений в структуре контингентов нами не выявлено.

Таким образом, результаты проведенного исследования и по этому параметру свидетельствуют об эффективности применения инновационной методики подготовки студентов педагогического вуза, основанной на образовательной модели формирования ценностных ориентаций социально-педагогической деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев П. В. Социальная философия: Учеб. пособие. М.: ООО «ТК Велби», 2003. 256 с.

2. Гукаленко О.В., Левицкая И.Б. Особенности воспитания ценностного отношения к семье у школьников в условиях образовательного пространства. М., 1993. 466 с.

3. Философский словарь / под. ред. И. Т. Фролова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. 560 с.

4. Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников // Ориентация и деятельность школьников / под ред. Т. К. Ахаян, А. В. Кирьяковой. М.: Педагогика, 1991. С. 56-70.

5. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально - значимые ценности. Теория и диагностика. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1991. 84 с.

6. Гребенщиков Г.Ф. Муниципальная система образования и ее информационно-предметная среда. Таганрог: Лукоморье, 2006. 245 с.

О.А. Юрова

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНО-ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Профессиональная направленность является сегодня общепризнанным требованием к процессу обучения иностранному языку в высшем учебном заведении.

Анализ научно-педагогической и методической литературы по данному вопросу позволяет говорить о двух основных подходах к его реализации в учебном процессе:

1) обучение речевой деятельности осуществляется на материале языка специальности, т.е. на основе специально отобранных текстов, отражающих специфику предстоящей профессиональной деятельности;

2) обучение речевой деятельности ориентируется на определенную сферу общения, т.е. на определенные виды коммуникативных ситуаций и речевых актов, типичных для данной сферы и обеспечивающих решение конкретных профессиональных задач.

Существенный недостаток первого подхода заключается в том, что обучение профессиональной речи фактически осуществляется на устном воспроизведении чужих мыслей и высказываний при отсутствии коммуникативной направленности речевой деятельности. Второй подход представляется более перспективным с точки зрения специфических особенностей профессионально-педагогической деятельности учителя иностранного языка.

Проблема общения является краеугольной в современной методике обучения иностранному языку, поскольку оно не только цель и средство обучения, но и инструмент организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в овладении ими всеми видами иноязычной речи. Отсюда следует, что достижение конечной цели обучения - овладения иноязычным общением во всех его функциях - зависит, в конечном счете, от того, как оно функционировало в качестве средства обучения и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроке иностранного языка.

Как известно, педагогическое общение пронизывает все виды учебного взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе. Оно обеспечивает:

- установку межличностных и деловых контактов с классом и отдельными учащимися;

- организацию учебных действий учащихся по овладению содержанием обучения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.