Научная статья на тему 'Модель формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми'

Модель формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
317
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / COMPETENCE APPROACH / MODEL / PSYCHOLOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Князева О. В.

Автором представлена модель формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми, где раскрывается структура модели, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных в целевой, организационно-деятельностный и диагностико-результативный блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS TO INTERACT WITH THE ELDERLY

The author presents a model of the formation of the psychological readiness of medical college students to interact with the elderly, where the model structure is disclosed, comprising a set of interrelated components incorporated in the target, organization and activity, and diagnostic-effective units.

Текст научной работы на тему «Модель формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми»

2. Щелина, Т.Т. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. - 2012. - Вып. 2(4).

3. Климов, Е.А. Психология профессионала. - М.; Воронеж, 1996.

Bibliography

1. Vardanyan, Yu.V. Psikhologicheskie osnovih razvitiya subjhektnihkh svoyjstv studenta // Gumanitarnihe nauki i obrazovanie. - 2010. - № 1(1).

2. Thelina, T.T. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professionaljnogo samoopredeleniya studentov v sisteme vihsshego gumanitarnogo obrazovaniya // Vestnik obrazovaniya i nauki. Pedagogika. Psikhologiya. Medicina. - 2012. - Vihp. 2(4).

3. Klimov, E.A. Psikhologiya professionala. - M.; Voronezh, 1996.

Статья поступила в редакцию 30.11.12

УДК 614.253.8

Knyazeva O.V. MODEL OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS TO INTERACT WITH THE ELDERLY. The author presents a model of the formation of the psychological readiness of medical college students to interact with the elderly, where the model structure is disclosed, comprising a set of interrelated components incorporated in the target, organization and activity, and diagnostic-effective units. Key words: competence approach, model, psychological readiness.

О.В. Князева, соискатель АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: shcooll2006@yandex.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Автором представлена модель формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми, где раскрывается структура модели, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных в целевой, организационно-деятельностный и диагностико-ре-зультативный блоки.

Ключевые слова: компетентностный подход, модель, психологическая готовность.

Современная Россия находится на пути инновационного развития, в котором важная роль принадлежит среднему профессиональному образованию, ориентированному на выполнение социального заказа общества по обеспечению рынка труда квалифицированными специалистами, обладающими определенными знаниями, умениями, технологиями, способными легко адаптироваться к профессиональной деятельности, развивая трудоохранную, экологическую, духовно-нравственную культуры, безопасность жизнедеятельности и здоровье. Этот процесс связан с изменением содержания образовательной парадигмы, и в частности парадигмы СПО и с внедрением компетен-тностного подхода.

Компетентностная модель будущего специалиста предполагает наличие таких аспектов, как интеллектуальный, психологический, духовный, социологический, физический и др., которые определяют профессиональную компетентность как системно-интегральное понятие.

Наблюдающееся в последние годы значительное постарение населения России стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства здравоохранения и социального развития РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий улучшения и поддержания достойного качества жизни людей пожилого возраста является создание в медико-социальных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья граждан пожилого и престарелого возраста.

Таким образом, в сфере медицинского обслуживания возрастает потребность в специалистах, обладающих не только высокой общей и профессиональной медицинской культурой, но также способных к оказанию медико-социальной помощи и готовых к позитивному взаимодействию с пациентами пожилого и старческого возраста.

Опираясь на основные методологические положения исследовательской теории по проблемам компетентностного подхода и на свой многолетний педагогический опыт работы со студентами медицинского колледжа, автор данной статьи предприняла попытку создания модели формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми.

Разработанная автором модель включает как основополагающие теоретические подходы, так и технологические приёмы формирования профессиональной компетенции в области основ гериатрии, психологии и медицинской терминологии в качестве средства профессиональной коммуникации.

В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, М.В. Кларина, А.П. Панфиловой, Б.А. Глинского, И.Б. Новик др.

По мнению А.П. Панфиловой, «модель - это воспроизведение или описание какого-либо явления или процесса, она может быть статической, то есть отображающей структуру оригинала, и может быть динамической, то есть отображающей поведение, функционирование оригинала» [1, с. 25].

В.П. Беспалько, В.М. Монахов, Д.В. Чернилевский, М.А. Чо-шанов и др. констатируют возможность использования модели в образовательном процессе с целью сделать этот процесс управляемым, гарантирующим достижение позитивного результата [2-5].

Анализ исследований, посвященных сущности модели, позволяет говорить о том, что любая модель представляет собой систему элементов, воспроизводящих определенные стороны, связи, функции предмета исследования. В нашем случае таким предметом является формирование психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми.

На основе вывода о необходимости целенаправленной педагогической деятельности сотрудников средне-профессиональных учреждений по формированию психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми, в исследовании нами предложено соответствующее определение изучаемого процесса. Согласно этому определению формирование психологической готовности студентов к взаимодействию с пожилыми предполагает целенаправленную деятельность педагогического коллектива по обеспечению возможностей для удовлетворения студентами потребности в установлении и поддержании позитивных эмоциональных контактов как с пожилыми, так и со сверстниками; формированию у них позитивного опыта межличностного взаимодействия в повседневной жизнедеятельности и в ходе обучения ему; оказанию индивидуальной помощи в улучшении межличностного взаимодействия со значимыми людьми.

Процесс формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми базируется на идее гуманистического образования (Ш.А. Амонаш-вили, Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский и др.) и построен на основе контекстного обучения, системного, личностно-деятельно-стного и интегративного подходов к формированию психологической готовности будущих медицинских сестер к взаимодействию с пожилыми.

Цель: формирование психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми

ПРИНЦИПЫ

Принцип научности Принцип преемственности Принцип связи обучения с практикой Принцип сознательности и активности студентов в обучении Принцип систематичности и последовательности

ЗАДАЧИ

Формирование мотивации взаимодействи я с пожилыми Формирование профессиональных важных качеств, необходимых при взаимодействии с пожилыми. Развитие эмпатии как способности сочувствовать и сопереживать другому Формирование умений устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт при взаимодействии с пожилыми Формирование толерантного отношения к пожилым пациентам

и

Содержание

Реализация содержания

Учебные программы по дисциплинам блока ОПД и СД, в том числе дисциплина «Гериатрия»,

программа кружка «Гериатр», волонтерская деятельность общества «Милосердие», проведение

культурно-досуговых мероприятий совместно с ветеранами

формы методы средства

лекции, семинарские и практические объяснительно- словесные;

занятия, тренинги, деловые игры, иллюстративный, наглядные;

диспуты, научно-исследовательская репродуктивный, проблемного информационные

работа, учебно-производственная изложения, частично- средства

практика, внеаудиторные мероприятия поисковый, исследовательский обучения

критерии и показатели сформированности психологической готовности студентов

к взаимодействию с пожилыми

и

Мотивацион н ый

Личностный

Когнитивно-оценочный

Коммуникат и вн ый

мотивы учебной

деятельности;

потребность

взаимодействовать с

пожилыми,

положительное

отношение к выбранной

профессии, мотивы

достижения успеха в

профессиональной

деятельности

ответственность, чувство долга, аккуратность, доброжелательность, внимательность, способность к сочувствию и сопереживанию, отзывчивость, терпеливость, толерантное отношение к людям пожилого и старческого возраста, стрессоустойчивость,

Теоретические знания по гериатрии, знания о медико-психологических проблемах пожилых пациентов, особенности взаимодействия с пациентами пожилого возраста, положительная Я- концепция, самоуважение

умения будущей мед сестры общаться с пациентами пожилого возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, умение выстраивать продуктивные взаимоотношения, умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия

Уровни сформированности психологической готовности студентов к взаимодействию с пожилыми

низкий средний высокий

Результат

Сформированная психологическая готовность студентов медицинского колледжа к взаимодействию пожилыми

Рис. 1. Модель формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа

к взаимодействию с пожилыми.

Педагогическая модель формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к формированию психологической готовности будущих медицинских сестер к взаимодействию с пожилыми разрабатывалась нами с позиций системного подхода.

Разработкой системного подхода к анализу педагогических явлений занимались С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и другие педагоги. Педагогическую систему они определяют как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования подрастающего поколения и взрослых людей.

В соответствии с этим, нами предпринята попытка определить модель формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми, как система планомерного создания условий по формированию у студентов позитивного опыта межличностного взаимодействия в повседневной жизнедеятельности и в ходе обучения ему, для коррекции негативного и освоения позитивного опыта общения студентов с пациентами, в том числе пациентами пожилого и престарелого возраста в процессе общения и совместной деятельности. Модель включает совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных в целевой (цель, принципы и задачи формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми), орга-низационно-деятельностный (направления деятельности и формы эффективного ее осуществления) и диагностико-результа-тивный (показатели психологической готовности к взаимодействию с пожилыми и результат) блоки.

Первый блок модели - целевой - представлен единством цели, задач и принципов формирования психологической готовности студентов к взаимодействию с пожилыми образовательном процессе медицинского колледжа, комплексное решение которых обеспечивает достижение цели: формирование психологической готовности студентов медколледжа к взаимодействию с пожилыми (рис. 1).

Г.А. Суворова выделяет два аспекта целеобразования - цель как задача и как результат, отмечая их единство [6, с. 64]. Цель, согласно результатам ее исследований, формируется на основе взаимодействия мотивов, жизненного опыта, нормативно одобренного способа деятельности и условий. Этот вывод обозначает связь целевого блока с другими блоками модели.

Одновременно следует заметить, что цель может изменяться в зависимости от достигнутого результата и от усилий, которые человек при этом затрачивает. Процесс целеобразования детерминирован тремя факторами: реальными достижениями личности в деятельности, уровнем ее притязаний и социальными факторами (влиянием социального окружения) [7].

Первой задачей нашей модели является формирование у студентов медицинского колледжа мотивации к взаимодействию с пожилыми через стимулирование познавательных и профессиональных интересов, ориентацию на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности, что приведет к формированию внутреннего стимула, к осознанию себя как профессионала.

Для студента медицинского колледжа внешними стимулами (со стороны социума) формирования отдельных мотивов и объединения их в мотивационную установку к взаимодействию с пожилыми могут быть следующие: желание соответствовать высокому профессиональному уровню какого-либо конкретного медицинского работника; возрождение в последние годы такого явления, как милосердие, а также набирающего силу волонтерского движения помощи престарелым и одиноким людям.

В работах Б.Г. Ананьева, К.М. Дурай-Новаковой, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминойи др., прослеживается связь формирования психологической готовности к профессиональной деятельности с формированием профессионально-значимых качеств. Поэтому мы можем предположить, что при формировании у студентов медицинского колледжа психологической готовности к взаимодействию с пожилыми, формирование таких профессионально важных качеств, как: ответственность, стрессоустой-чивость, чуткость, аккуратность, доброжелательность и приветливость и др. приобретает особую актуальность. Это стало основой конкретизации второй задачи нашей модели.

Мы согласны с мнением психологов, что успех понимающего общения зависит от индивидуальных свойств личности и эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически обусловленных способностях в чувствовании, эмоциональном отклике другому [8]. Следовательно, третьей задачей стало развитие такого профессионально важного личностного обра-

зования, как эмпатия - это способность сочувствовать и сопереживать другому.

Важной для нас является выявленная Соловьевой А.В. и Шиманской О.В. [9] взаимосвязь общения, наличия коммуникативных умений и профессиональной компетентности будущего специалиста в работе с людьми пожилого возраста. Эта взаимосвязь заключается в том, что именно умение общаться, умение установить эмоциональный контакт, базирующиеся на знании психологических особенностей процесса общения, учитывая медико-социальные проблемы пожилого человека, определяет коммуникативную и профессиональную компетентность специалиста, формирует психологическую готовность будущей медицинской сестры к профессиональной деятельности. На основании этого мы сформировали четвертую задачу модели: формирование умений устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт при взаимодействии с пациентами пожилого возраста.

В ряде исследований, к сожалению, отмечается, что в последнее время сложился негативный стереотип восприятия пожилых, который достаточно распространен среди медицинских работников, и, что особенно важно, среди студентов - будущих медицинских сестер. Признавая наличие позитивных свойств у пожилого человека, молодые люди, тем не менее, не заносят их в его актив, существующие негативные геронтологические стереотипы носят скрытый, завуалированный характер и относят пожилого человека к категории «отработанного ресурса». Вследствие этого, нами была поставлена последняя задача модели -формирование толерантного отношения к людям пожилого и старческого возраста.

Кроме этого, при разработке модели формирования психологической готовности студентов к работе с пожилыми, нами использовались следующие дидактические принципы:

1. Принцип научности.

2. Принцип преемственности.

3. Принцип связи обучения с практикой.

4. Принцип сознательности и активности студентов в обучении.

5. Принцип систематичности и последовательности.

Перечисленные аспекты и направления позволили нам определить следующие пути организации процесса формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми:

- учебная программа дисциплины «Сестринское дело в гериатрии»;

- исследовательская работа кружка «Гериатр»;

- учебно-производственной практикой в МЛПУ города и Центре соц.помощи пожилым и инвалидам;

- волонтерская деятельность в обществе «Милосердие»

- организация культурно-досуговых мероприятий с ветеранами здравоохранения и города.

Основанием включения «Сестринское дело в гериатрии» в модель является то, что овладение этой дисциплиной является обязательным компонентом профессиональной подготовки будущей медицинской сестры, а возможности указанной дисциплины позволяют сформировать психологическую готовность студентов к взаимодействию с пожилыми благодаря ярко выраженной профессиональной направленности, нацеленности на организацию квалифицированной сестринской помощи пожилому пациенту, на удовлетворение его основных потребностей с учетом возрастных изменений как в медицинско-социальном, так и в психологическом плане. В модели запланированы исследовательская работа в кружке «Гериатр», волонтерская деятельность в обществе «Милосердие», организация культурно-досу-говых мероприятий с ветеранами здравоохранения и города, которые согласно нашим предположениям, будут также способствовать закреплению и обобщению знаний по вопросам гериатрии, формировать профессионально-важные качества личности и развивать коммуникативные навыков, так необходимые при взаимодействии с людьми пожилого возраста.

Обобщенный анализ научных трудов и личный опыт работы в медицинском колледже позволил нам остановиться на следующих формах организации процесса профессиональной подготовки: различные типы лекций (лекция-беседа, проблемная лекция и т.д.); семинарские занятия (семинар-беседа, семинар-конференция), практические занятия в форме тренингов; самостоятельная и исследовательская работа студентов; учебно-производственные практики, формирующие у студентов положительный образ будущей профессии.

Изучение классификаций методов Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, Н.Н. Скаткина, А.В. Хуторского и др. позволило включить в модель формирования психологической готовности

80%

40% -

студентов к взаимодеиствию с пожилыми в соответствии с характером познавательной деятельности обучающихся по усвоению содержания образования в качестве основных следующие методы: объясни- 60% тельно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый или эвристический и исследовательский (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). 20% Данные методы наиболее полно соотносятся с предметом нашего исследования - формированием пси- 0% хологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми, поскольку их применение позволяет преподавателям мед.кол-леджа сообщать студентам необходимую информацию, используя информационные средства обучения (объяснительно-иллюстративный метод); отработать коммуникативные навыки, выработать способы практических действий по осуществлению взаимодействия с пожилыми и таким образом косвенно формировать профессиональную мотивацию, стремление к самостоятельному поиску дополнительной информации (репродуктивный метод); ставить и разрешать перед студентами целостные проблемы, показывая тем самым ход мысли в процессе познания (метод проблемного изложения); привлекать к выполнению самостоятельных шагов поиска решения проблемы, развивая при этом ответственность, аккуратность, самостоятельность мышления, исследовательско-творческие умения (частично поисковый метод); включать в процесс самостоятельного исследования, приобретения студентами знаний, умений делать выводы и применять добытые знания на практике (исследовательский метод).

Формы и методы дополняются средствами, с помощью которых формируется психологическая готовность студентов к взаимодействию с пожилыми. Научные разработки А.А. Вербицкого, В.В. Давыдова, М.А. Давыдовой, Ю.Н. Кулюткина, И.Я. Лер-нера, А.В. Хуторского и др., посвященные классификациям средств обучения, позволили нам утвердить в качестве средств модели следующие: словесные, наглядные и информационные средства обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование данных форм, методов и средств формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми позволят преподавателям более эффективно организовать учебно-образовательный процесс по поэтапному формированию данной готовности, что более подробно будет представлено во второй главе исследования.

Следующий блок модели формирования психологической готовности к взаимодействию с пожилыми - это оценочно-результативный. Под результатом в общепедагогическом смысле Ю.К. Бабанским, В.И. Загвязинским, В.А. Петровским и др. понимается некий итог проделанной работы, имеющий общественный и личностный смысл [10-12].

Данный блок взаимосвязан со всеми блоками представленной модели, но более всего соотносится с целевым, согласно которому основное назначение модели - это сформировать у студентов психологическую готовность к взаимодействию с пожилыми. Это свойство формируется как единство компонентов, так и по отдельным компонентам готовности (мотивационный, личностный, когнитивно-оценочный и коммуникативный).

Учитывая компонентный состав психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми, позволит нам определить критерии и показатели психологической готовности студентов к взаимодействию с пожилыми:

- мотивационный критерий (показатели - мотивы учебной деятельности, мотивы достижения успеха в профессиональной деятельности, положительное отношение к выбранной профессии, потребность взаимодействовать с людьми пожилого возраста);

- личностный критерий (показатель - проявление студентами профессионально важных качеств: ответственность, аккуратность, доброжелательность, толерантное отношение к пожилому человеку внимательность, способность к сочувствию и сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, терпеливость, стрессоустойчивость, эмпатия и др.);

- когнитивно-оценочный критерий (показатель - совокупность профессиональных знаний и знаний в области психофизиологии пожилого и старческого возраста, специфики медико-

Библиографический список

КГ до

ЭГ после

Рис. 2. Показатели психологической готовности

социальной работы с пожилыми, особенности взаимодействия с пациентами пожилого возраста, а также о характере профессионально-коммуникативной деятельности медицинского работника, положительная Я-концепция и принятие своего «Я», самоуважение и адекватная самооценка)

- коммуникативный критерий (показатели - умения будущей мед сестры общаться с пациентами пожилого возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, умение выстраивать продуктивные взаимоотношения, умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия).

Данные критерии не исчерпывают всего многообразия качественных характеристик психологической готовности студентов к взаимодействию с пожилыми, но в контексте проблематики нашего исследования являются наиболее значимыми для разработки уровней сформированности психологической готовности студентов к взаимодействию с пожилыми.

На основании вышеизложенных критериев и показателей сформированной психологической готовности студентов к взаимодействию с пожилыми, учитывая выявленную сущность и компонентный состав психологической готовности студентов к взаимодействию, согласно структурно-уровнему подходу (М.С. Каган, П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина и др.), мы определили низкий, средний и высокий уровни сформированности психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми.

Все перечисленные уровни сформированности у студентов психологической готовности к взаимодействию с пожилыми взаимосвязаны, и поэтому могут иметь промежуточные позиции. Вместе с тем имеется в виду, что каждый предшествующий уровень является как бы подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих может включать в себя все предыдущие.

В результате сравнения уровней психологической готовности будущих воспитателей к профессиональному взаимодействию с психологом до и после эксперимента было установлено, что уровень психологической готовности в экспериментальной группе повысился. В контрольной группе показатели психологической готовности к профессиональному взаимодействию с психологом почти не изменились (рис. 2).

Можно констатировать, что в процессе эксперимента произошли существенные сдвиги в уровне сформированности психологической готовности к профессиональному взаимодействию с психологом у студентов экспериментальной группы. Высокий уровень психологической готовности выявлен у 68% студентов экспериментальной группы (на начало эксперимента он составлял 15%), у студентов контрольной группы высокий уровень психологической готовности к профессиональному взаимодействию с психологом - 13% (на начало эксперимента 12%).

Таким образом, опыт работы педагогов ГБОУ СПО НО «Арзамасского медицинского колледжа» по формированию психологической готовности студентов к взаимодействию с пожилыми, свидетельствует о том, что реализация на практике продуманной, научно обоснованной модели подготовки будущих медицинских сестер способствует повышению уровня профессиональной компетентности, развитию коммуникативных навыков, а также развитию таких профессионально значимых качеств, как стрессоустойчивость, толерантность, эмпатия и др.

1. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М., 2006.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

3. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград, 1995.

4. Чернилевский, Д.В. Технология обучения в высшей школе. - М., 1996.

5. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М., 1996.

6. Суворова, Г.А. Психология деятельности: учебное пособие. - М., 2003.

7. Яковлев, И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. - Л., 1980.

8. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: личность, образование, профессия / под ред. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск, 2006.

9. Соловьева, А.В. Особенности взаимодействия медицинского персонала с пожилыми пациентами / А.В. Соловьева, О. В. Шиманская // Медсестра. - 2010. - № 2.

10. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие. - М., 1989.

11. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.

12. Петровский, В.А. Основы педагогики и психологии высшей школы. - М., 1989.

Bibliography

1. Panfilova, A.P. Igrovoe modelirovanie v deyateljnosti pedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj / pod obth. red. V.A. Slastenina, I.A. Kolesnikovoyj. - M., 2006.

2. Bespaljko, V.P. Pedagogika i progressivnihe tekhnologii obucheniya. - M., 1995.

3. Monakhov, V.M. Tekhnologicheskie osnovih proektirovaniya i konstruirovaniya uchebnogo processa. - Volgograd, 1995.

4. Chernilevskiyj, D.V. Tekhnologiya obucheniya v vihssheyj shkole. - M., 1996.

5. Choshanov, M.A. Gibkaya tekhnologiya problemno-moduljnogo obucheniya. - M., 1996.

6. Suvorova, G.A. Psikhologiya deyateljnosti: uchebnoe posobie. - M., 2003.

7. Yakovlev, I.P. Integracionnihe processih v vihssheyj shkole. - L., 1980.

8. Djyachenko, M.I. Kratkiyj psikhologicheskiyj slovarj: lichnostj, obrazovanie, professiya / pod red. M.I. Djyachenko, L.A. Kandihbovich. -Minsk, 2006.

9. Solovjeva, A.V. Osobennosti vzaimodeyjstviya medicinskogo personala s pozhilihmi pacientami / A.V. Solovjeva, O.V. Shimanskaya // Medsestra. - 2010. - № 2.

10. Babanskiyj, Yu.K. Pedagogika: ucheb. posobie. - M., 1989.

11. Zagvyazinskiyj, V.I. Teoriya obucheniya: sovremennaya interpretaciya. - M., 2001.

12. Petrovskiyj, V.A. Osnovih pedagogiki i psikhologii vihssheyj shkolih. - M., 1989.

Статья поступила в редакцию 03.12.12

УДК 37.01

Margaryan LI. MULTICULTURAL EDUCATIONAL AREA OF CHILDREN'S ART SCHOOL: PECULIARITIES OF CONTENT AND STRUCTURE. The article considers peculiarities of educational area of children's art school, reveals it's content and structural components, grounds multicultural, creative and activity, multi-art, multi-communicative, integrative feature of the area.

Key words: multicultural education, educational area, multicultural educational area, children's art school.

Л.И. Маргарян, директор МУ ДОД «ДШИ № 1», г. Копейск, E-mail: dshi1kgo@mail.ru

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ

В статье рассматриваются особенности образовательной среды детской школы искусств, выявляются ее содержание и структурные компоненты, обосновывается поликультурный, творческо-деятельностный, полихудожественный, поликоммуникативный, интегративный характер данной среды.

Ключевые слова: поликультурное образование, образовательная среда, поликультурная образовательная среда, детская школа искусств.

Проблеме создания поликультурной среды в различных типах образовательных учреждений сегодня придается очень большое значение в связи с расширением национального состава учащихся российских школ и усилением этнических тенденций в образовании, вызванных миграционными процессами, как внутри страны, так и за ее пределами. Поликультурное образование признается учеными одной из самых перспективных образовательных стратегий, однако разрабатывается она, как правило, применительно к системе общего и профессионального образования. Возможности дополнительного художественного образования детей и, в частности, детских школ искусств в реализации поликультурного образования остаются практически не раскрыты, что обусловливает актуальность настоящего исследования.

Следует признать, что обучение детей способам реализации художественной деятельности имеет ярко выраженную специфику, глубоко отличающуюся от способов обучения в общеобразовательной школе. Детские школы искусств, целью которых является приобщение учащихся к ценностям культуры и освоение языка различных видов искусств, обладают широкими возможностями для реализации поликультурного образования, а образовательная среда данных учреждений имеет свои особенные свойства, обусловливающие своеобразие форм и методов воздействия на учащихся.

Содержательную основу понятия «поликультурная образовательная среда» составляют два более общих понятия, которые выступают «родовыми» по отношению к исходному - «по-

ликультурное образование» и «образовательная среда». Рассмотрим каждое их них.

На сегодняшний день в педагогической науке нет единого понимания термина «поликультурное образование». Ряд исследователей трактуют его как процесс формирования индивида, готового к активной созидательной деятельности в развивающейся многонациональной среде, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований (Б.М. Горохов, Н.Б. Крылова В.В. Макаев, З.А. Малькова, Г.В. Палаткина, Л.Л. Супрунова и др.). Другие ученые подчеркивают направленность поликультурного образования на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, существующих в данном сообществе, и на передачу этого наследия молодому поколению (Л.И. Алексеева, А.К. Бердиев, Г.И. Гайсина, Х.Х. Галимов, Н.С. Гончарова, Т.В. Поштарева и др.). Многие авторы связывают поликультурное образование с проявлениями толерантности, то есть с готовностью воспринимать другую культуру, другой образ жизни как средство противостоять национальной розни и способствовать взаимопониманию между народами (Н.Д. Гальскова, Л.Л. Парамонова, В.В. Сафонова, Э.А. Соколова и др.).

Анализ определений поликультурного образования показывает, что, несмотря на все многообразие рассматриваемых в нем аспектов, в укрупненном плане доминируют два ракурса его изучения, связанных с взаимодействием культур и взаимодействием субъектов как носителей культур в образовательном процессе. Мы полагаем, что в контексте поликультурного образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.