Научная статья на тему 'Использование игровых технологий при обучении гериатрии в медицинском колледже'

Использование игровых технологий при обучении гериатрии в медицинском колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА / STUDENT-ACTIVITY APPROACH / LEARNING ACTIVITIES / SIMULATION AND SIMULATION GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Ольга Владимировна

В статье рассматриваются актуальные проблемы среднего профессионального медицинского образования в рамках личностно-деятельностного подхода к обучению гериатрии. Автором предлагается новый подход к организации уроков по изучению нового материала и практических занятий, выделяются преимущества использования иммитационно-моделирующей игры при обучении гериатрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Князева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of gaming technology for teaching geriatrics in medical college

The article deals with urgent problems of secondary vocational medical education in the framework of the personal activity approach to training in geriatrics. The author proposes a new approach to the organization of lessons for the study of new material and practical lessons that stand out the advantages of using имми-тационно-modeling play in teaching geriatrics.

Текст научной работы на тему «Использование игровых технологий при обучении гериатрии в медицинском колледже»

УДК 614. 253. 8

О. В. Князева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕРИАТРИИ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье рассматриваются актуальные проблемы среднего профессионального медицинского образования в рамках личностно-деятельностного подхода к обучению гериатрии. Автором предлагается новый подход к организации уроков по изучению нового материала и практических занятий, выделяются преимущества использования иммитационно-модели-рующей игры при обучении гериатрии.

The article deals with urgent problems of secondary vocational medical education in the framework of the personal activity approach to training in geriatrics. The author proposes a new approach to the organization of lessons for the study of new material and practical lessons that stand out the advantages of using имми-тационно-modeling play in teaching geriatrics.

Ключевые слова: личностно-деятельностный подход, учебная деятельность, имитационно-моделиру-ющая игра.

Keywords: student-activity approach, learning activities, simulation and simulation game.

На современном этапе развития общества в профессиональной школе предъявляются повышенные требования к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов. XXI в. диктует необходимость подготовки высококвалифицированных, разносторонне образованных, профессионально мобильных специалистов, способных к творческой, инициативной профессиональной деятельности.

Демократические преобразования в обществе на первое место ставят индивидуальность, самостоятельность, образованность, неординарность и инициативу личности специалиста с новым типом мышления, достаточным уровнем теоретической подготовки и практических умений и навыков, способного к саморазвитию, умеющего работать с людьми. Все это заметно актуализирует социальную потребность в новой гуманизированной системе профессионального образования, отрицающей манипулятив-ный подход к студенту и реализующей принципиально иной подход к нему как цели и центру учебно-воспитательного процесса. Происходит смена педагогической парадигмы, выдвигающей идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого студента и заботой о ее развитии.

Гуманистическая концепция видит задачу образования в формировании личности во всей многомерной полноте ее интеллектуального, социокультурного, национально-исторического развития. Со-

© Князева О. В., 2012

ответственно профессиональные компетенции становятся необходимым элементом структуры профессиональной подготовки выпускника среднего профессионального учебного заведения, реализующим идеи социализации и профессионализации личности специалиста. И прежде всего, особое значение приобретает наличие конкретных знаний, умений и навыков, готовность предъявить их в заданной ситуации, проявлять инициативу, активность и самостоятельность, нести свою долю ответственности в соответствующей сфере деятельности.

В условиях постарения населения мира, в том числе и России, в связи с развитием сети медико-социальных заведений, оказывающих помощь стареющим людям, возросла потребность в людях, владеющих методами и приемами работы с пациентами возрастных групп [1].

Соответственно социальный заказ общества определил необходимость повышения эффективности обучения в медицинских учебных заведениях такой дисциплины, как «Гериатрия», необходимость развития умений и навыков взаимодействия будущих медицинских работников с пациентами старших возрастных групп, а также воспитание позитивного отношения их к пациентам этой возрастной группы.

На протяжении длительного периода в психолого-педагогической и методической литературе обсуждаются различные аспекты профессиональной подготовки специалистов (С. Я. Батышев, Б. С. Гершунский, А. Я. Наин, Г. Н. Сериков). В последние годы появились работы, посвященные профессиональной подготовке среднего медицинского персонала (А. Аганесова, В. Соболь, И. С. Бахтина, Т. В. Орлова, Ф. Н. Кадыров, Г. М. Перфильева, Г. И. Ибрагимов, Т. М. Резер, X. Н. Лебедева и др.). Становление личности медицинского работника среднего звена, в том числе и медицинских сестер, достаточно основательно представлено в исследованиях профессиональной направленности (Т. Л. Бухарина, А. С. Ткаченко, Н. Н. Аниськина), ценностного отношения к профессионализму (М.Н.Дёмина), профессиональной рефлексии (Е. Е. Рукавишникова), эмпатии (Н. В. Козина) и др.

Между тем, как отмечает Л. Г. Семушина, исследования, проводимые учеными в области технологии обучения в ссузах, в том числе средних профессиональных медицинских учебных заведениях, немногочисленны и весьма разрозненны, не меняются важнейшие ориентиры, не формируется соответствующая современным запросам новая технология обучения [2].

Таким образом, особую актуальность приобретает поиск новых технологий, подходов, способствующих становлению личности будущего специалиста, развитию его профессиональной компетентности и нравственности, умеющего быстро разрешить проблемную ситуацию и обладающего высоким уровнем организационных и коммуникативных умений.

О. В. Князева. Использование игровых технологий при обучении гериатрии в медицинском колледже

В настоящее время существует множество технологий, полностью или частично изменяющих образовательный процесс. Каждая такая технология имеет свои достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны. Специфика образования как социально-экономической отрасли предъявляет особые требования к применению разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности, как уже отмечалось ранее, столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что находит все более широкое распространение в рамках личност-но-деятельностного подхода [3].

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева и др., где личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании его личности и условий жизни. Личностный подход имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному учащемуся, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Личностный подход предполагает создание наиболее благоприятных возможностей для развития каждого обучающегося. А. К. Маркова отмечает, что при таком подходе осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся, но и формирование, дальнейшее развитие психики, познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик [4].

Личностный и деятельностный компоненты неразрывно связаны друг с другом в силу того что личность выступает субъектом деятельности, которая, в свою очередь, наряду с действием других факторов, например, общением, определяет его личностное развитие. Поэтому разделение подхода на личностный и деятельностный весьма условно и может быть проведено только теоретически [5]. В своем деятельностном компоненте лич-ностно-деятельностный подход предполагает, что сознание человека определяется той деятельностью, в которую он включен [6]. Деятельность представляет собой «...взаимодействие человека или группы людей и мира, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя» [7]. Деятельность имеет цели, мотивы, способы и результат. Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как

сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход. Деятельность не совокупность реакций, а система действия, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Когда студенты понимают, что учебная деятельность дает им возможность больше узнать о выбранной профессии, углубиться в соответствующую область знания, то учение приобретает для них личностный смысл и становится действующим фактором мотивации учения.

Личностно-деятельностный подход, осуществляемый в средних профессиональных учреждениях, в том числе медицинского типа, предполагает организацию самого процесса обучения как организацию (и управление) учебной деятельностью студентов и означает переориентацию этого процесса на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач. Для преподавателя основным и первостепенным вопросом является формирование не только коммуникативной и учебно-познавательной потребности студентов в общении с ним, но и их собственной учебной потребности в выработке ими обобщенных способов и приемов учебной деятельности, в усвоении новых знаний, в формировании более совершенных умений во всех видах деятельности [8]. Учебная деятельность студентов в образовательном процессе объединяет не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и их потребности, мотивы, эмоции, волю.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что преподаватели средних профессиональных учреждений, в том числе медицинских, должны организовать учебную работу на всех уровнях так, чтобы студенты являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.

Сформулированная проблема в течение нескольких лет привлекает внимание преподавателей, руководителей практики, медперсонала МЛПУ и учебной части ГБОУ СПО НО «Арзамасского медицинского колледжа» как одно из условий развития гармоничной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Решению данной проблемы может способствовать системное внедрение игровых технологий в процесс подготовки будущих медсестер, позволяющих использовать личностно-деятельностный подход, предполагающий становление личности обучающегося в центр образовательного процесса, а также формирование личности как будущего профессионала.

Применяя игровые технологии как один из методов личностно-деятельностного подхода, преподаватель уделяет больше внимания личностным качествам будущих медицинских сестер, а реализация данного метода предполагает качественно иную структуру взаимодействия преподавателя и студента, в основу которого положены субъект-субъектные отношения, связанные совместным поиском решения профессиональных проблем. Используя игровые технологии, мы опираемся на личностный компонент, когда все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъект-субъектном взаимодействии, обучение «преломляется» через личность студента, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы, обеспечивается возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям студентов; помогает каждому студенту осознавать себя личностью, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Осуществляя деятельностный компонент, преподаватель организует практические занятия так, чтобы студенты являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует студентов на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему самоконтроля и самооценки, обеспечивая самоуправляемый образовательный процесс.

В педагогической практике ГБОУ СПО НО «Арзамасского медицинского колледжа» реализация психолого-дидактических возможностей личност-но-деятельностного подхода проходит через ими-тационно-моделирующую игру, которая обеспечивает соответствующую организацию межличностного общения студентов в микрогруппах, а также характер общения преподавателя и студентов. Ими-тационно-моделирующая игра, опираясь на личностные качества студентов, заставляет их активно участвовать в изучаемом ими процессе, умение работать в коллективе, самостоятельно анализировать условия проблемной ситуации и находить средства ее разрешения, а также позволяет сформировать формы и методы взаимодействия будущих медицинских сестер с пациентами пожилого возраста.

В практике преподавания гериатрии используются различные виды имитационно-моделирующей игры: обыгрывание ситуаций социального общения и ситуационно-ролевая игра, обыгрывание профессионально направленных ситуаций и деловая игра. Студенты участвуют в игре с большим интересом и увлечением. Их активность объясняется жизненной потребностью использования умений и на-

выков взаимодействия с пациентами различных возрастов в естественных условиях. Содержание и формулировку учебных заданий преподаватель приближает к определенным жизненным ситуациям, чтобы выработать у студентов умение переходить от абстрактных понятий к конкретным задачам, и усвоение знаний рассматривается как единый педагогический процесс, носящий не только познавательный, но и воспитывающий характер.

С целью доказательства эффективности применения личностно-деятельностного подхода при обучении гериатрии преподаватели ГБОУ СПО НО «Арзамасского медицинского колледжа» провели измерения начальных и конечных результатов обучения студентов IV курса отделения «Сестринское дело». Полученные результаты имеют три уровня. Первый результативный уровень связан с изменением мотивации студентов, второй - с формированием опыта межличностного взаимодействия, третий - с изменением уровня профессиональной подготовки.

Исследование мотивации студентов проводилось по разработанной преподавателями медицинского колледжа мотивационной анкете. Было проведено анкетирование студентов колледжа, направленное на выяснение уровня мотивации к профессиональной деятельности, в том числе к взаимодействию с пациентами пожилого возраста. Анкетирование студентов в начале обучения гериатрии и по завершении курса показало, что мотивация у студентов на этапе окончания курса гериатрии по большинству показателей устойчивее: наблюдается повышение интереса к профессии (с 27,2 до 37,9%), любовь к своей профессии (с 18,5 до 21,1%), желание работать в медико-социальной сфере (с 5,4 до 15,4%).

По окончании курса гериатрии студенты экспериментальной группы говорили о том, что данная дисциплина дала им возможность больше узнать о выбранной профессии, они задумались о важности профессии медсестры и медика вообще. Важным результатом явилось выраженное частью студентов желание работать не просто в медицине, а именно в медико-социальной сфере.

Анализ оценок, полученных студентами при изучении курса гериатрии, свидетельствует об оптимальном отборе и структурировании содержания образования. Важным показателем правильности построения системы подготовки, оптимального соотношения объема, сложности содержания обучения является динамика уровней профессиональной подготовки. Полученные результаты показали, что эффективность профессиональной подготовки на высоком уровне увеличилась на 28%; на среднем уровне - на 18,4%.

Анализ результатов тестов (использовался 16-фак-торный тест Р. Кеттелла и методика КОС) позволил сделать вывод о том, что в ходе подготовки

С. С. Быкова. Формирование деонтологической компетентности у будущих педагогов в системе.

формируются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные и организаторские способности, исключительно важные для профессиональной деятельности, а особенно при взаимодействии с пациентами пожилого и престарелого возраста.

В целом результаты выполненного исследования позволяют сделать вывод о реальной возможности в условиях реализации личностно-деятель-ностного подхода, основанного на применении игровых технологий, решить проблему организации учебной деятельности таким образом, чтобы студенты являлись субъектами собственной деятельности, а также осознавали цель и мотивы своей деятельности. Применение игровых технологий в процессе обучения гериатрии способствует не только активизации познавательной деятельности студентов, но и позволяет в значительной степени повысить активность и самостоятельность студентов, расширить их внутренний мир, обогатить знаниями, привить начальные профессиональные знания, умения и одновременно сформировать профессионально значимые качества.

Примечания

1. Бреев Б. Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования. 2002. № 2.

2. Семушина А. Г. Создание новых технологий обучения как общественная, психологическая, педагогическая и методическая проблема // Научно-исследовательская и учебно-методическая работа в средних профессиональный учебных заведениях: сб. материалов. М.: Новь, 2000.

3. Борисова Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: учеб. пособие. М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 1999.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: «Логос», 2000.

6. Аеонтъев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: в 2 т. М.: Педагогика, 1983.

7. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. шк., 1984.

8. Зимняя И. А. Указ. соч.

УДК 371

С. С. Быкова

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема профессиональной компетентности будущих педагогов в области правовых знаний в сфере образования. Показана специфика формирования деонтологической компетентности обучающегося в рамках курса «Управление образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования». Представлены количественные показатели уровня сформированнос-ти деонтологической компетентности по формам контроля знаний.

In this article we consider the problem of professional competence of future teachers in the field of legal knowledge in educational sphere. We show how the deontological competence in the course «The management of educational systems. The legal rationale of education» is being formed. The quantitative indicators of the level of deontological competence are presented here.

Ключевые слова: компетентностный подход, деон-тологическая компетентность, самостоятельная работа.

Keywords: competence approach, deontological competence, self-instruction.

Повышение качества современного образования - одна из самых актуальных тем в дискуссиях, ведущихся в профессиональном образовательном сообществе. От профессионализма педагогических кадров, социально значимых, социально-психологических качеств личности зависит уровень подготовки будущих выпускников образовательных учреждений.

В настоящее время выдвигаются требования к будущим специалистам в сфере образования знать правовые нормы и владеть приемами оказания практической помощи субъектам образовательного процесса. Вместе с тем в решении этой проблемы можно выделить ряд противоречий. Во-первых, между отсутствием необходимости непрерывного образования в советский период («Образование на всю жизнь») и требованиями современного информационного века к постоянному самообразованию («Образование через всю жизнь»). Во-вторых, между излишней теоретизированностью подготовки специалистов педагогического профиля и отсутствием практики участия в решении правовых вопросов в сфере образования.

© Быкова С. С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.