Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения'

Модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТИВАЦИЯ / МОДЕЛЬ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТУРИСТСКИЙ ВУЗ / MOTIVATION / MODEL / PRACTICAL EDUCATION / TOURISTIC UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябов Павел Андреевич

В статье приводится структура профессиональной мотивации студентов туристского вуза. На основе анализа видов профессиональной мотивации и факторов, воздействующих на развитие мотивации, предлагается модель формирования профессиональной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Student''s Professional Motivation Formation During the Practical Education in Touristic University

The article provides a structure of student's professional motivation of Touristic University. The model of formation of professional motivation is based on the analysis of types of professional motivation and factors affecting the development of motivation.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения»

УДК 378 ББК 74.4

Рябов Павел Андреевич

аспирант

Российская международная академия туризма (РМАТ)

г. Химки Ryabov Pavel Andreevich Post-graduate

The Russian International Academy for Tourism (RIAT)

Khimky pavel.ryabov@ihg.com Модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения Model of Student's Professional Motivation Formation During the Practical Education in Touristic University В статье приводится структура профессиональной мотивации студентов туристского вуза. На основе анализа видов профессиональной мотивации и факторов, воздействующих на развитие мотивации, предлагается модель формирования профессиональной мотивации.

The article provides a structure of student's professional motivation of Touristic University. The model of formation of professional motivation is based on the analysis of types of professional motivation and factors affecting the development of motivation.

Ключевые слова: мотивация, модель, практическое обучение, туристский вуз .

Key words: motivation, model, practical education, touristic university. Развитие туризма в мире и в России в частности обуславливает

необходимость определения секторов производственной деятельности и

соответствующей структуры рабочих мест в российской системе туризма, что в

свою очередь актуализирует проблему подготовки специалистов для сферы

туризма, требует. дальнейшей разработки и изменения профессионально-

квалификационной структуры кадровых ресурсов и перечня направлений,

специальностей и специализаций в системе высшего профессионального

туристического образования.

Сложная демографическая ситуация требует подготовки

профессионально ориентированных выпускников, готовых после окончания

вуза работать по специальности. Одним из факторов такой подготовки является

профессиональная мотивация студентов, под которой понимается система

мотивов, побуждений, потребностей, целей, обусловливающих проявление учебной активности и активных действий в овладении профессией .В структуре профессиональной мотивации студентов туристского вуза выделяют два больших блока мотивов (рис.1): профессионально значимые мотивы и личностно значимые мотивы [1,2,3].

Первый блок включает в себя следующие группы мотивов:

1) собственно профессиональные, связанные со стремлением стать

высококвалифицированным специалистом, достижением успеха в реализации поставленных целей, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности;

2) мотивы профессионального развития и карьерного роста, связанные с наличием у

человека потребности в утверждении себя в профессии, в профессиональной стабильности и развитии карьеры;

3) прагматические мотивы. связанная с наличием потребности в материальном благополучии, в устройстве благодаря полученным знаниям на высокооплачиваемую работу.

Второй блок включает следующие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, побуждающие студентов на приобретение глубоких и прочных знаний, актуализацию познавательного интереса и получение удовлетворения от процесса познания;

2) социальные мотивы, связанные с осознанием потребности в высшем образовании, желанием стать полноценным членом общества и реализовывать себя как гражданина;

3) мотивы самореализации личности, связанные с потребностью в постоянном интеллектуальном, духовном и личностно-профессиональном росте, осознанием необходимости соответствовать определенному профессиональному эталону; На основе анализа видов профессиональной мотивации и факторов, воздействующих на развития мотивации [4,5,6]

предлагается модель формирование профессиональной мотивации (рис.2), включающая три этапа: этап зарождения, этап развития и этап закрепления профессиональной мотивации.

Рис.1 Структура профессиональной мотивации

На этапе зарождения мотивация будущих студентов начинает формироваться во время занятий, носящих ознакомительный характер, в процессе которых получают первые, эмоционально окрашенные знания о работе в сфере гостеприимства, происходит диверсификация представлений о туристских специальностях, в том числе в сфере гостеприимства, таких как хотельер, аниматор, официант, бармен и др. Профессиональная мотивация формируется посредством наблюдений за работой персонала предприятий гостеприимства и личных выводов о желании работать в сфере гостеприимства. Заметим, что при прове-

дении вузами активной профориентационной работы, эффективность этого этапа существенно повышается..

На этапе развития профессиональной мотивации предусматривается как теоретическая, так и практическая подготовка студентов, направленная на освоение профессиональных знаний; приобретение специальных знаний, изучение функциональных обязанностей менеджера в сфере туризма. Так, путем проведения лабораторных работ, тренингов, практических занятий (в том числе выездных), организации практик студенты в процессе освоения профессиональных компетенций развиваются и профессиональные мотивации.

Этап закрепления профессиональной мотивации реализуется на занятиях практической направленности, проведением мастер-классов, деловых и ролевых игр, прохождением производственной и преддипломной практики, а так же прохождением стажировок, в том числе и за рубежом.

Успех в формировании профессиональной мотивации обеспечивается такой организацией образовательного процесса, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала студента. При этом центральное место в формировании профессиональной мотивации занимает практическое обучение, дающее возможность применить полученные профессиональные знания в реальной профессиональной деятельности, выступая тем обязательным условием, без которого невозможно развитие профессиональной мотивации студентов.

Модель формирования профессиональной мошвации студентов туристского вуза в П]) оцессе пракипеского обучения

Этапы форм роваиия мотивации

Зарождение профессиональной мотивации

Развитие профессиональна мотивации

Закрепление гц) офесснональной мотивации

Обеспечение фо лщшиш мотиващы

Первые эмоционально-окрашенные знания оработев турнз ме Дивфсификация подставлений о туристских специальностях: гид. экскурсовод, хотельф, аниматор, официант,бар менидр,

Освоение

пр о ф ессиональньгс знаний Приобретение специальных знаний

Изучение функциональных обязанностей

Виды првхтческ ж обучения

Сем шары

Пракппеские заняли Ла б ораторные за няп и Учебно-озшкомительная практика

Отработка навыков

профессионального взаимодействия Формцкжание, отработка н накопление умении н навыков по профессии

Сели шары Тренинги

Тренинги Мастер-классы

Практические занятая (в том Деловые иролевыеигры

числе выездные) Производственная практика

Лабораторные занятия Пр еддишомная пр акгака

Производственна л практика Стажировка

Рис. 2 Модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения.

В работах [3,7,8] рассматривались вопросы развития профессиональной мотивации у студентов туристского вуза, модульного построения практического обучения, особенности проведения практик и стажировок в системе профессионального туристского образования. Однако, вопросам влияния практического обучения на развитие профессиональной мотивации у студентов туристского вуза не уделялось должного внимания.

Наиболее эффективными видами занятий, входящих в практическое обучение, являются деловые игры, практики и стажировки. В ходе деловых игр моделируются самые разноплановые ситуации профессионального общения, предоставляя участникам возможность попробовать себя в различных социальных ролях, "примерить" на себя, то роль менеджера, то роль управляющего гостиницей, а то и разгневанного низким качеством обслуживания в гостинице туриста. Ценность профессиональной проблемной ситуации заключается в том, что ее разрешение требует от студентов продуктивного мышления, обмена результатами труда, согласование интересов, взаимодействие и общение, а значит, предполагаются не только компетентные предметные действия, но и, прежде всего, поступки. Практики и стажировки, в том числе зарубежные, являются важнейшим компонентом в формировании профессиональных компетенций, так как они дают студентам больше возможностей проявить и совершенствовать себя в профессиональном плане, пройти несколько технологических ступеней и, следовательно, приобрести больше практических навыков. В ходе стажировки студенты проявляют свой характер, степень культурного развития, склонность к работе в сфере услуг, профессиональные способности и уровень мастерства - все то, что в будущем обеспечит их успешную работу. Все это, безусловно, формирует не только профессиональные компетенции, но и мобилизует самостоятельность учащихся, их мотивационную сферу.

Практическое обучение должно охватывать все сферы деятельности менеджера по гостиничному профилю. Типовая структура гостиницы включает следующие службы: приёма и размещения, хозяйственную, административную, общественного питания, коммерческую и инженерно-техническую.

Возглавляет службу приема и размещения руководитель (Front Office Manager). Чаще всего в подчинении руководителя службы приема размещения находится персонал стойки приема и размещения (Reception = Front Desk), специалисты отдела бронирования (Reservation Department). В современных гости-

ницах большое внимание уделяется предоставлению элитного, индивидуального обслуживания клиентов. Высококлассные отели предлагают услуги консьержей (concierges) и дворецких (butlers), которые могут выполнить самые необычные просьбы клиентов, не предусмотренные никакими прейскурантами и прайс-листами (разумеется, в разумных пределах). Эта служба возглавляется правило, руководителем службы приема и размещения (Front Office Manager).

В подчинении руководителя хозяйственной службы Housekeeping находится заместитель (Assistant Housekeeper), помощники руководителя службы и старшие горничные (HSPK Supervisors), штат горничных (Cleaning Service) и бельевой (Linen Room).

Административная служба чаще всего включает в себя: секретариат (executive office), финансовую часть (controlling department = accounting department), отдел кадров (human resources department = personal department).

Финансовая часть отеля, или бухгалтерия, решает все финансовые вопросы. Отдел кадров, или другими словами, отдел управления человеческими ресурсами, решает вопросы подбора, расстановки, продвижения персонала, организации обучения и повышения его классификации. В некоторых гостиницах есть штатная единица секретаря, инспектора по аттестации, психолога, эколога и т. д., часто служба безопасности (security), а также персонал медицинского пункта (doctors), которые находятся в подчинении отдела кадров.

Служба организации питания осуществляет обслуживание клиентов в ресторанах, барах, кафе гостиницы. Проводит обслуживание банкетов и мероприятий в банкетных залах отеля. Отвечает за приготовление пищи, хранение продуктов и напитков, за уборку помещений на кухне, мытье посуды. Занимается приемом заказов и доставкой их в номера, в некоторых отелях занимается контролем и пополнением продуктов и напитков в мини-барах. Служба организации питания в крупном отеле включает в себя, как правило, кухню(kitchen), отдел банкетного обслуживания (banqueting), службу обслуживания в номерах (room service), отдел барного обслуживания (bars), отдел кейтеринга (catering),

службу стюардинга (stewarding), столовую для персонала (canteen).

Возглавляет службу менеджер службы организации питания (food and beverage manager). В состав службы входят: шеф-повар (head chef), повара, метрдотели, официанты, бармены, сотрудники Room-service, кассиры в ресторанах и кафе, персонал рабочей столовой, персонал службы стюардинга, уборщики и т. д.

Коммерческая служба занимается вопросами стратегии продаж, отвечает за наполняемость (загрузку) отеля, заключение корпоративных договоров, проводит исследование рынка, осуществляет информационно-рекламную деятельность отеля.

Инженерно-техническая служба следит за исправностью всего оборудования гостиницы. В состав данной службы входят: главный инженер (chief Engineer), персонал службы текущего ремонта (плотники, электрики, сантехники), служба благоустройства (маляры, садовники), диспетчеры (dispatchers), в гостинице может быть свой компьютерный отдел (EDP department).

Ни одну службу в отеле нельзя выделить как главную, основную. Успех гостиничного предприятия зависит от согласованности и слаженности работы большого количества сотрудников служб, подразделений и отделов. Для качественного обслуживания клиентов требуется тесная взаимосвязь и сотрудничество между всеми службами отеля. Это ещё раз указывает на актуальность формирования не только профессиональных компетенций, но и профессиональных мотиваций.

Рассматривая формирование профессиональных мотивов в ходе практического обучения, необходимо спланировать такую последовательность занятий, которая бы обеспечивала постепенное, логически взаимоувязанное наращивание мотивов от уровня выпускника общеобразовательной школы до уровня выпускника вуза. Эта задача может быть решена путём добавления в структурно-логическую схему учебного плана элементов формирования профессиональных мотивов, что потребует логической увязки прохождения занятий практического обучения.

Таким образом, предлагаемая модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения позволит обеспечить их развитие и закрепление, что будет способствовать приобретению необходимых профессиональных компетенций студентами в области туризма.

Библиографический список

1. Корнеева, Т.В. Мотивация обучения и профессиональная ориентация студентов // Вестник МПГУ «Педагогика и психология. - М., 2009, №4.

2. Цветкова, Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления: Автореф. дис. докт. психол. наук - Хабаровск, 2007.

3. Воробьева, М.В. К вопросу об изучении профессиональной мотивации студентов //Среднее профессиональное образование. - М: 2009.- №11.

4. Овчинников, М. В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза // Профессиональное образование. Столица. Примечание. Приложение «Новые педагогические исследования». - 2007. - № 5.

5. Бугрименко, А. Г. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4.

6. Емелин, Н.М., Рябов П.А. Развитие и оценка уровня профессиональной мотивации студентов. -Серпухов: Известия ИИФ, 2013, № 2.

7. Киримова, З.В. Этапы модульного построения практического обучения студентов туристского вуза // Вестник университета российской академии образования. - М: 2010. - №1.

8. Попов, И.Б. Виды и структура организации отечественной практики студентов на объектах туризма. - // Дополнительное образование.- М: 2003. -№3.

Bibliography

1. Korneev, T.V. Motivation of training and professional orientation of students //: Herald of MPGU "Pedagogy and Psychology .- M: 2009, № 4 .

2. Tsvetkova, R.I. Motivational sphere of personality of the modern student: factors, conditions and means of its formation in the course of professional formation: Author. dis. Doctor . psychol. Sciences - Khabarovsk , 2007 .

3. Vorobyov, M.V. To the question of study of student's professional motivation. // Secondary professional education. - M : 2009 . - № 11.

4. Ovchinnikov, M.V. Structure and dynamics of learning motivation of students of pedagogical university / / Professional education. Capital . Note . Appendix "New educational research . " - 2007 . - № 5 .

5. Bugrimenko, A.G. Internal and external motivation of students of pedagogical university / / Psychological Science and Education . - 2006 . - № 4 .

6. Emelin, N.M, Ryabov P.A. Development and evaluation of the level of professional student motivation. - Serpukhov: News of the IIF , 2013 , № 2 .

7. Kirimova, Z.V. Stages of modular construction of practical training of students of tourist university / / Herald of University of Russian Academy of Education. - M : 2010 . - № 1.

8. Popov, I.B. Types and structure of the organization of student's domestic practice at tourism facilities. - / / Additional education. - M : 2003. - № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.