Научная статья на тему 'Формирование профессиональной мотивациистудентов туристского вуза в процессепрактического обучения'

Формирование профессиональной мотивациистудентов туристского вуза в процессепрактического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ЛИДЕРСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ПРОБЛЕМА / LEADERSHIP / PEDAGOGICS / EDUCATION / PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябов П. А.

В своей статье автор приводит список актуальных проблем, с которыми сталкивают-ся индивиды во время обучения лидерству. Целью статьи является анализ изучения ря-да социальных, психологических, поведенческих препятствий в процессе формированиялидерских качеств, а также существующих способов их преодоления. Обобщен новыйматериал по исследуемой теме, вводится в научный оборот ряд предложений к внесе-нию в учебный процесс. Рассматривается проблематика на каждом этапе обучения The article about social, psychological, behavioral obstacles for leaders qualities formation, aswell as ways of their overcoming and problems for each stage of education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной мотивациистудентов туристского вуза в процессепрактического обучения»

УДК 378:001.891

П.А. РЯБОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В своей статье автор приводит список актуальных проблем, с которыми сталкиваются индивиды во время обучения лидерству. Целью статьи является анализ изучения ряда социальных, психологических, поведенческих препятствий в процессе формирования лидерских качеств, а также существующих способов их преодоления. Обобщен новый материал по исследуемой теме, вводится в научный оборот ряд предложений к внесению в учебный процесс. Рассматривается проблематика на каждом этапе обучения. Ключевые слова: педагогика, лидерство, воспитание, проблема.

The article about social, psychological, behavioral obstacles for leaders qualities formation, as well as ways of their overcoming and problems for each stage of education.

Key words: leadership, pedagogics, education, problem.

Развитие туризма актуализирует проблему подготовки специалистов в системе профессионального туристского образования. Современное состояние туристской сферы в мире в целом и в России в частности обусловливает необходимость определения секторов производственной деятельности и соответствующей структуры рабочих мест в российской системе туризма; дальнейшей разработки и изменения профессионально-квалификационной структуры кадровых ресурсов и перечня направлений, специальностей и специализаций в системе высшего профессионального образования в сфере туризма.

Формирование профессиональной мотивации у студентов, пожалуй, сложнейшая и чрезвычайно актуальная проблема для высшего профессионального образования. Составной частью профессиональной мотивации являет-

© Рябов П.А., 2014

ся подготовка и прохождение зарубежных стажировок как важнейший компонент приобретения профессиональных компетенций студентов туристского вуза. На основании проведенного анализа по проблеме мотивации студентов актуальность исследования обуславливается противоречием между необходимостью развития профессиональной мотивации у студентов туристского вуза к прохождению зарубежных стажировок, с одной стороны, и отсутствием моделей по формированию этой мотивации у студентов, а также механизмов повышения ее эффективности, с другой стороны.

В структуре профессиональной мотивации студентов туристского вуза (рис. 1) мы выделяем два больших блока мотивов: профессионально значимые мотивы и личностно значимые мотивы.

Первый блок включает в себя следующие группы мотивов:

1) собственно профессиональные (стать высококвалифицированным спе-

циалистом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, добиться высоких результатов деятельности в сфере туризма, стать топ-менеджером в туроператорской компании и др.) - это группа смыслообразу-ющих мотивов профессиональной деятельности, значимость которой основана на закономерностях связи интереса к деятельности с развитием профессиональной компетентности, стремлением к творчеству в профессии, достижением успеха в реализации поставленных целей;

2) мотивы профессионального развития и карьерного роста (утвердить себя в профессии, занять в будущем высокое положение в обществе, занять положение в определенном ближайшем окружении; занять высокую

руководящую должность, приобрести полезные связи и знакомства, возможность начать свое дело и др.) - группа мотивов профессионального развития и карьерного роста имеет витальную направленность и связана с наличием у человека потребности в профессиональной стабильности и развитии карьеры, данная группа включается в смыслообразующую деятельность системы мотивов, несмотря на тот или иной уровень осознанности таких мотивов субъектом деятельности;

3) прагматические мотивы (обеспечить высокий доход благодаря полученным знаниям, получить высокооплачиваемую работу и др.) - группа прагматических мотивов связана с наличием у молодого человека потребности в материальном благополучии.

Рис. 1. Структура профессиональной мотивации

Второй блок включает следующие группы мотивов:

1) познавательные мотивы (приобретение глубоких и прочных знаний, актуализация познавательного интереса, интеллектуальное удовлетворение, расширение кругозора, получение

удовлетворения от процесса познания, стремление к творческой исследовательской деятельности и др.) - данная группа мотивов связана с содержанием и процессом обучения, именно она побуждает студентов успешно учиться, от степени выраженности этой группы

мотивов зависит академическая успеваемость и другие показатели учебной деятельности и профессионализации обучающихся;

2) социальные мотивы (осознание потребности в высшем образовании, желание стать полноценным членом общества, потребность в общественном признании, социальной идентификации, стремление принести пользу обществу и др.) - группа социальных мотивов связана с осознанием человеком своего предназначения, а именно способствовать общественному благополучию, трудиться на благо общества и реализовывать себя как гражданина;

3) мотивы самореализации личности (качественно подготовиться к профессиональной деятельности; потребность в постоянном интеллектуальном и духовном росте; стремление повысить свой общекультурный уровень; стремление совершенствовать эрудицию и др.) - группа мотивов самореализации личности связана со стремлением человека к постоянному личностно-профессиональному росту и связанной с этим осознанием необходимости соответствовать определенному профессиональному эталону; наличие такой группы мотивов является социально значимым, некомпенсируе-мым свойством, влияющим на результат профессиональной деятельности.

Развитие профессиональной мотивации в ходе практического обучения исследовалось во многих работах. Так, в работе З.В. Киримовой [3] детально исследовано модульное построение практического обучения, однако не показано, каким образом развивается профессиональная мотивация в процессе практического обучения. В своей работе М.В. Воробьева [1] исследовала развитие профессиональной мо-

тивации у студентов туристского вуза в процессе обучения, но не уделила должного внимания практическому обучению как инструменту развития профессиональной мотивации. Также И.Б. Попов [4] исследовал проведение практик и стажировок, что однозначно является ведущими составляющими практического обучения в туристском вузе, но вопрос развития профессиональной мотивации в процессе проведения практик и стажировок не был затронут в его работах.

Можно сделать вывод, что в работах, не только указанных выше, но и других авторов не уделяется должного внимания вопросам влияния практического обучения на развитие профессиональной мотивации у студентов туристского вуза.

На основе анализа видов профессиональной мотивации и факторов, воздействующих на формирование мотивации [2], предлагается модель формирования профессиональной мотивации (рис. 2), включающая три этапа: довузовской профориентации, освоения профессиональных компетенций и закрепления профессиональных компетенций.

На этапе довузовской профориентации мотивация будущих студентов формируется во время путешествий, посещения экскурсий. Располагаясь в различных отелях, обучаемые получают первые эмоционально окрашенные знания о работе в сфере гостеприимства, происходит диверсификация представлений о туристских специальностях, в том числе в сфере гостеприимства (хотельер, аниматор, официант, бармен и др.). Профессиональная мотивация формируется посредством наблюдений за работой персонала предприятий гостеприимства и

Структурная модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения

Этапы формирования мотивации 1 | 1

Довузовская Освоение профессиональных профориентация компетенций Закрепление профессиональных компетенций

Содержание мотивации 1

Первые эмоционально окрашенные знания о работе в туризме; диверсификация представлений о туристских специальностях (гид, экскурсовод, хотельер, аниматор, официант, бармен и др.) Освоение профессиональных знаний; приобретение специальных знаний; изучение функциональных обязанностей Отработка навыков профессионального взаимодействия; формирование, отработка и накопление умений и навыков по профессии

Формы формирования мотивации

Личные наблюдения и анализ, путешествия, посещение экскурсий, проживание в гостиницах; подготовительные курсы для поступления в вуз Семинары; тренинги; практические занятия (в том числе выездные); лабораторные занятия; учебно-ознакомительная практика Мастер-классы; деловые и ролевые игры; производственная практика; преддипломная практика; стажировка

Рис. 2. Структурная модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения

личных выводов о желании работать в сфере гостеприимства. Желание попробовать работать в гостиницах после окончания средней школы осуществляется путем окончания средних специальных курсов в рамках дополнительного образования. Для поступления в туристские вузы будущие студенты оканчивают подготовительные курсы.

Этапы освоения и закрепления профессиональных компетенций приходятся на время обучения студентов в туристском вузе. Предлагаемая модель построена таким образом, что на этапе освоения профессиональных компетенций предусматривается как теоретическая, так и практическая подготовка студентов, направленная на освоение профессиональных знаний, приобретение специальных знаний, изучение функциональных обязанностей менеджера в сфере туризма. Так,

путем проведения лабораторных работ, тренингов, практических занятий (в том числе выездных), организации учебно-ознакомительной практики студенты осваивают профессиональные компетенции.

Этап закрепления профессиональных компетенций посвящен занятиям практической направленности, проведению мастер-классов, деловых и ролевых игр, прохождению производственной и преддипломной практики, а также прохождению стажировок, в том числе и за рубежом.

Таким образом, предлагаемая модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения обеспечивает их развитие, что способствует приобретению необходимых профессиональных компетенций студентами в области туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева М.В. Развитие профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в туристском вузе: дис. ... канд. пед. наук. М, 2010.

2. Емелин Н.М., Рябов П.А. Развитие и оценка уровня профессиональной мотивации студентов// Известия ИИФ. 2013. № 2.

3. Киримова З.В. Модульное построение практического обучения студентов туристского вуза: дис.... канд. пед. наук. М, 2010.

4. Попов И.Б. Дидактические основания проведения практик и стажировок в системе профессионального туристского образования: дис.... канд. пед. наук. М, 2003.

УДК 37.048.4

A.B. КРИВОВЯЗЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Рассматривается актуальность проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экономики. Проанализированы различные трактовки сущности процесса профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного образования. Охарактеризованы особенности профессионального самоопределения старшеклассников, в том числе и мотивационные основы профессионального самоопределения учащихся на экономические специальности. Рассмотрены содержание, формы и методы профильной экономической подготовки старшеклассников. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профильное образование, содержание, формы и методы изучения экономики в старшей школе на профильном уровне.

The article about the difference of professional self-determination process concepts for pupils in conditions of profile education. There are given characteristics of professional self-determination motivation base for economical speciality pupils.

Key words: professional self-determination, profile education, forms and methods of economics study at school profile level.

СУЩНОСТЬ

И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

Выбор профессии - актуальная проблема процесса личностного развития каждого человека. Проблема профессионального самоопределения является актуальной не только в социально-возрастном аспекте, но и в личностном. Правильно сделанный выбор обеспечивает внутреннюю гармонию, душевный комфорт, ощущение своего места в жизни. Выбор профессии и профессиональное становление - это, как правило, длительный процесс, т.к. существует множество внешних и внутренних факторов, определяющих принятие решения. Выбор подразумевает изучение различных, часто противостоящих друг другу альтернатив,

© Кривовязь А.В., 2014

которые юноша или девушка вынуждены анализировать и самостоятельно, и с помощью родителей, друзей, наставников, специалистов. К внешним факторам можно отнести, прежде всего, неопределенность социальных требований, которые предъявляет современное общество к молодежи, а также неясные установки и противоречивые стереотипы, транслируемые в сферу профессионального самоопределения старшеклассников и последующих карьерных достижений.

Одна из возможностей решить сегодня эту проблему - оказать учащимся своевременную педагогическую поддержку, грамотно организуя процесс профессионального самоопределения в старших классах школы.

Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.