Научная статья на тему 'Модель формирования ответственного отношения к обучению у студентов вуза'

Модель формирования ответственного отношения к обучению у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНТ / MODEL / STUDYING / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / RESPONSIBILITY / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Анна Игоревна

Модель, обеспечивающая формирование ответственного отношения к обучению у студентов вуза, включает целевой, содержательный, технологический, рефлексивный компоненты и базируется на идеях лично-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responsible attitude to studying in higher education institution students formation model

The model providing responsible attitude to studying in higher education institution students includes aim, content, technology, reflection components and is based on personality-oriented approach ideas.

Текст научной работы на тему «Модель формирования ответственного отношения к обучению у студентов вуза»

УДК 378

Иванова Анна Игоревна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

a.ivanova@mail.com

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Модель, обеспечивающая формирование ответственного отношения к обучению у студентов вуза, включает целевой, содержательный, технологический, рефлексивный компоненты и базируется на идеях лично-ориентированного подхода.

Ключевые слова: модель, обучение, личностно-ориентированный подход, ответственность, студент.

Моделирование в обучении в контексте формирования ответственного . отношения к обучению у студентов вуза имеет два аспекта: модель как содержание и модель как учебное действие, без которого невозможно полноценное обучение и ожидаемое качество [2].

Можно встретить и другую точку зрения, авторы которой считают, что модель обучения -систематизированный комплекс основных закономерностей деятельности учащегося и преподавателя при осуществлении обучения. В этом случае они подразделяется на два вида: педагогические и андрагогические.

К первой относятся те, в основе которых лежат педагогические конструкции (цели - идеалы), ко второй - те, которые построены на новых возможностях дидактических средств обучения взрослых.

В педагогической модели доминирует преподаватель. Именно он определяет параметры процесса обучения: цели, содержание, формы и методы, средства и источники. При этом обучаемый и учебная группа не участвуют в планировании, организации, реализации и оценивании процесса обучения.

В андрогогической модели доминирование обучающегося изначально считается неприемлемым. Речь может идти только об организованном и целенаправленном, психологически настроенном влиянии на обучающегося. Право выбора любого элемента познавательного процесса предлагается обучающемуся. Модель второго процесса строится с опорой на ряд концептуальных положений. К их числу, прежде всего можно отнести понятие «личностно-ориентированное обучение» [5].

Существенным аспектом определения психологического смысла активности является адекватное осознание ее цели. Понятие «личностно-ори-

ентированное образование» в отечественной педагогике развивалось, обогащалось представлениями о личности, деятельности рассматривалось в контексте процесса социализации и интерио-ризации.

Вместе с тем, многими исследователями под развитием личности понималось любое изменение ее качеств, свойств, новообразований в широком смысле [4].

Важным шагом на пути определения идей построения модели формирования ответственного отношения студентов к обучению стала концепция оптимизации учебного процесса А.Д. Алферова, где учащийся является целью и элементом системы. Им реализуется идея активизация учебного процесса через развитие программированного и проблемного обучения. Программированное обучение в этом случае предполагает индивидуализированное обучение с высокой долей самостоятельности учащегося, а проблемное - самостоятельность поиска решений.

А.Д. Алферов выделяет следующие компоненты ответственного отношения к обучению, характеризующие основные признаки и уровни сфор-мированности этих композитов у учащихся [1]:

1. Целевой компонент (мотивационный), который характеризуется тем, как учащиеся понимают цель учения, его общественный и личный смысл. Сочетание общественных и личных целей учения составляет его основу. Развитие целевого компонента связано, в первую очередь, с пониманием смысла учения.

2. Содержательный компонент характеризует отношение к содержанию образования в целом, к отдельным учебным предметам, а в структуре учебного предмета - к теоретическому, практическому и прикладному аспекту науки. Значимость учебного предмета для проектируемого будущего становится определяющим признаком дифференциации отношения к предметам.

© Иванова А.И., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

253

3. Компонент отношения к внешним побуждениям характеризует совокупное отношение студента к организации усвоения знаний, к требованиям, предъявляемым педагогами к его учебному труду, отношение к личности педагога. Положительные эмоциональные переживания учащихся, связанные с хорошими взаимоотношениями с педагогами, благоприятно сказываются на дальнейшей активизации их познавательной деятельной, а затяжные конфликты осложняют труд, учение, делают их неинтересными. Отношение к обучению в одном и другом случае резко противоположно. Эти явления имеют большое значение в развитии чувства долга и ответственности, на формируемых социально значимых и личных мотивах обучения.

4. Нравственно-волевой компонент характеризует ответственное отношение к обучению с точки зрения нравственно обусловленной активности студента в вузе. Его основным признаком является оценка и самооценка своих учебных возможностей, морально-волевая активность в учебном труде.

5. Действенный компонент по А.Д. Алферову характеризует деятельную сторону ответственного отношения к учению. Его признаками являются любовь к учебному труду в целом, активное проявление умений и навыков учебного труда, умение организовать свой учебный труд.

6. Чувственно-эмоциональный компонент отношения характеризуется эмоциональными переживаниями результатов собственного учебного туда, а также удовлетворенностью или неудовлетворенностью самим процессом учения.

Опираясь на все сказанное выше, и учитывая точку зрения И.С. Якиманской, которая признает обучающегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса, ориентирует личностно-ориентированную модель обучения, призвана обеспечивать, прежде всего, развитие обучающегося, как индивидуальности, расширение субъектного опыта обучающегося; признание этого опыта как самобытного и самоценного; построение педагогических воздействий с максимальной опорой на опыт познания, общения, синхронизировать в ходе обучения два вида опыта - общественного и индивидуального [6].

Таким образом, модель формирования ответственного отношения студентов к учению основывается на единстве ряда компонентов и включает:

а) Целевой компонент, который направлен на развитие у студентов положительного мотива как внутреннего побуждающего действия к обучению, благодаря чему, обеспечивается трансформация студентами цели.

б) Содержательный компонент данной модели предполагает ряд направлений, реализуемых во внеаудиторной деятельности:

- просветительское;

- научно-исследовательское;

- проектировочное.

Высшее учебное заведение сегодня рассматривается как центр организации воспитательной среды, воспитательного пространства, адекватно отражающего системность условий и целей воспитания; обеспечение условий для творческого, научного, физического развития личности как альтернативы проявлению асоциального поведения.

в) Технологический компонент характеризуется совокупностью форм и методов (учебное сотрудничество, коллективная познавательная деятельность и индивидуальная помощь), в которых студент строит программу своих действий, принимая важные решения, несет ответственность, прежде всего, перед самим собой за выполнение (или невыполнение) разработанной программы.

г) Рефлексивный компонент предполагаемой модели заключается в способности обучающегося осмысливать, анализировать и пересматривать свой опыт учебной деятельности. Он является основой развития таких качеств, как самооценка, самопознание, самоконтроль [3].

Таким образом, призванная обеспечить формирование у студентов вуза ответственное отношение к обучению модель включает: целевой, содержательный, технологический, рефлексивный компоненты и базируется на идеях личноориентированного, деятельностного подходов.

Библиографический список

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 383 с.

2. Гоголева И.В. Развитие положительной мотивации учебной деятельности у студентов-эко-номистов вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук -Якутск: 2005. - 19 с.

3. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников. - Екатеринбург: УГПУ 1996. - 213 с.

4. Мешков И.И. Мотивация учебной деятельности студентов. - Саранск, 1995. - 184 с.

254

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

5. Сериков В.В. Личностная ориентация образования: концепция и технологии // Социально-экономическое образование в гимназии: цели, инновационный поиск, опыт. - Волгоград: 1996. - С. 6-9.

6. Якиманская И.С. Технология личностноориентированного образования. - М.: Сентябрь. 2000. - 176 с.

УДК 385

Глушкова Екатерина Олеговна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ipp@ksu.edu.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В статье анализируется проблема формирования социальной компетентности студентов вузов. Особое внимание уделено роли организации воспитания молодежи в стенах университета. Доказывается, что этот процесс будет эффективен, если будут выполняться некоторые педагогические условия, одним из которых является педагогическое сопровождение этого процесса.

Ключевые слова: социальная компетентность, педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, внеаудиторная деятельность, социально-педагогическая служба, куратор.

В процессе формирования социальной компетентности студентов вузов большую роль играют не только профессиональный, учебный (дидактический), но и воспитательный контекст. Важнейшими задачами воспитания, стоящими перед современным вузом являются создание условий для повышения не только образовательного, но и конкурентноспособности и мобильности; обеспечение социализации и адаптации выпускников вуза к социальным и нравственным требованиям, регулирующим социальное взаимодействие и коммуникацию в социуме, изменяющимся условиям будущей профессиональной деятельности.

Важно и то, что воспитательный процесс, направленный на личностно-профессиональный рост студента с учетом его потребностей и индивидуальных особенностей, не может быть жестко регламентирован как учебный процесс.

Реализация гуманистического принципа в учебно-воспитательном процессе вуза (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, О.Л. Жук и др.) и аксеологического подхода в воспитании студентов (В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Н.М. Та-ланчук и др.) предполагает опору на Компетент-ностный подход в высшем образовании (В.И. Бай-денко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.Д. Шаб-риков и др.)

На основе данного подхода разработаны и с 2011 года внедряются образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения. В них в нормативном аспек-

те усилена воспитательная цель подготовки специалистов, которая выражается в конечном интегрированном результате высшего образования - социально-профессиональной компетентности выпускника вуза. Однако ключевые компетенции не могут быть эффективно сформированы только посредством освоения студентами общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин. Их развитие требует внеаудиторных педагогических средств в рамках целостного учебно-воспитательного процесса.

Наше исследование избранной проблемы показывает, что воспитание студентов будет эффективным. Если реализуются некоторые педагогические условия, одним из которых является педагогическое сопровождение данного процесса.

В словаре русского языка С.И. Ожегова сопровождение трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем нибудь» [3]. Следовательно, изначально этимология самого слова предполагала взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться в разных отношениях: путника и сопровождающего, и сам путь, который они проходят вместе.

Согласно В.И. Далю [1], путник - это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта. Такая трактовка созвучна с целями социального становления детей и молодежи, когда на каждом возрастном этапе перед ним стоит широкий спектр задач овладения культурой общества, са-

© Глушкова Е.О., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.