Научная статья на тему 'Модель формирования готовности человека к самообеспечению безопасности'

Модель формирования готовности человека к самообеспечению безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / АВТОНОМНОСТЬ / БОЕСПОСОБНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / МОДЕЛЬ / STRATEGY FOR PERSONAL SAFETY / MOTIVATION / AUTONOMY / OPERATIONAL CAPACITY / THE PERFORMANCE OF THE MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Махов Станислав Юрьевич

Стратегия личной безопасности реализуется через готовность субъекта к обеспечению личной безопасности во взаимодействии с агрессивной средой. Она включает в себя выявление и использование субъективного опыта субъекта, раскрытие способов его мышления и потенциальных возможностей, развитие уверенности в собственных силах, формирование стратегии личной безопасности с учетом личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF READINESS OF THE PERSON TO PERSONAL SAFETY

Strategy personal safety is realized through the willingness of the subject to ensure personal safety in interaction with aggressive environment. It includes the identification and use of subjective experience of the subject, the disclosure of ways of thinking and potential opportunities, develop confidence in their own abilities, forming a strategy of personal safety taking into account personal qualities.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности человека к самообеспечению безопасности»

УДК 796.082

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА К САМООБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

MODEL OF FORMATION OF READINESS OF THE PERSON

TO PERSONAL SAFETY

Махов Станислав Юрьевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственны/й университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия

Гранд Мастер по штурмовому рукопашному бою Международной Ассоциации боевыз/х искусств

(МАА)

Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., associate professor of the department «Theory and methodology chosen sport»> Orel State University named after I. S. Turgenev Orel, Russia Grand Master Assault melee fight International Association of Martial Arts (МАА)

Аннотация. Стратегия личной безопасности реализуется через готовность субъекта к обеспечению личной безопасности во взаимодействии с агрессивной средой. Она включает в себя выз/явление и использование субъективного опыта субъекта, раскрыз/тие способов его мыз/шления и потенциальных возможностей, развитие уверенности в собственных силах, формирование стратегии личной безопасности с учетом личностных качеств.

Abstract. Strategy personal safety is realized through the willingness of the subject to ensure personal safety in interaction with aggressive environment. It includes the identification and use of subjective experience of the subject, the disclosure of ways of thinking and potential opportunities, develop confidence in their own abilities, forming a strategy of personal safety taking into account personal qualities.

Ключевые слова: стратегия личной безопасности, мотивация, автономность, боеспособность, результативность, модель.

Keywords: strategy for personal safety, motivation, autonomy, operational capacity, the performance of the model.

В состав категориального комплекса, используемого в нашей работе, входят ГЛАВНАЯ АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЕ 18/270

понятия «готовность» и «подготовка», выяснение сущности которых будет способствовать определению специфики готовности субъекта к обеспечению личной безопасности.

Анализ научной литературы различных авторов: Б. Г. Ананьев, Р. В. Конькова, А. И. Мищенко, А. Д. Сазонов, В. А. Сластенин, показал, что, несмотря на различия в нюансах, акцентах, они едины в своем подходе к определению сущности понятий, а именно: под «подготовкой» понимается процесс, а под «готовностью» результат обучения [1].

Сущность готовности субъекта к обеспечению личной безопасности составляет взаимодействие структурных компонентов. При этом можно выделить общую структуру: психологический компонент (убеждения, взгляды, мотивы, установка на определенное действие и поведение); теоретический компонент (знания); операционный компонент (умения, навыки, способности, отношения).

Исходя из этого, структура готовности субъекта представлена пятью взаимосвязанными компонентами: мотивационно-личностный, когнитивный, эмоционально-волевой, организационно-деятельностный и физический.

Мотивационно-личностный компонент проявляется через цели, установки, интересы, ценности, отношение к личной безопасности. Если она не имеет смысла ценности, т.е. участие в ней не воспринимается человеком как значимое, привлекательное для себя, то это означает его неготовность к этой деятельности с точки зрения ценностной ориентации. Успешность мотивирования зависит от личностных качеств субъекта, представляющих собой потенциал внутренних условий, которые оказывают непосредственное влияние на выполняемую деятельность.

Когнитивный компонент готовности характеризуется определенным объемом психолого-педагогических и специальных знаний, необходимых для обеспечения личной безопасности. Процесс подготовки субъекта ориентирован одновременно на всестороннее развитие его культуры, на получение соответствующих знаний, формирование убеждений, умений, творческих способностей и норм поведения.

Эмоционально-волевой компонент занимает особое положение в структуре модели. Воля, как важнейший системообразующий компонент готовности, проявляется в способности человека сознательно достигать поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте отражает способность управлять своим состоянием и поведением в различных условиях агрессивной среды в желаемом направлении, предполагает целенаправленность и самоконтроль поведения.

Организационно-деятельностный проявляется в плановости учебно-тренировочных занятий; активном участии субъекта в формировании стратегии личной безопасности; разнообразии в применении инструментария, достаточного для развития своих физических способностей и умений.

Физический компонент определяется соответствием состояния здоровья, физического развития и технической подготовленности субъекта к обеспечению личной безопасности. Наиболее важным фактором физической готовности субъекта является формирование у него потребности в физическом самосовершенствовании как компонента готовности к обеспечению личной безопасности [2, 4].

Наличие указанных компонентов и их развитость будут определять уровень готовности субъекта к обеспечению личной безопасности. Анализ теоретических положений и специфика проводимого исследования позволила выделить показатели сформированности структурных компонентов готовности субъекта к обеспечению личной безопасности (табл. 1).

Таблица 1

Показатели готовности субъекта

Компоненты готовности Показатели готовности

Мотивационно-личностный Мотивы обеспечения личной безопасности. Осознанный интерес к учебному материалу. Потребность в обеспечения личной безопасности, целенаправленность мотивов овладения стратегией личной безопасности. Личностная готовность к обеспечению личной безопасности.

Когнитивный Понимание и личное осознание важности обеспечения личной безопасности. Полнота и системность знаний формирования стратегии личной безопасности. Свободный выбор адекватных решений в обеспечении личной безопасности.

Эмоционально-волевой Волевые усилия. Инициативность. Самостоятельность. Настойчивость. Способность к организации процесса решения учебных задач.

Организационно-деятельностный Плановость и активное участие личности в обеспечении личной безопасности. Разнообразие в выборе инструментария формирования стратегии личной безопасности.

Физический Соответствие состояния здоровья, физического развития и подготовленности субъекта к обеспечению личной безопасности. Владение оптимальной и эффективной техникой активной самообороны и способами их применения. Владение методами формирования и корректировки физического состояния средствами физической культуры.

Степень выраженности показателей по каждому компоненту готовности явилась основанием для выделения четырех уровней, отражающих развитие готовности субъекта к обеспечению личной безопасности в процессе подготовки:

V V V V» ГЛ Г\ "I

начальный, низкий, средний и высокий [2, о^

Таблица 2

Уровни компонентов готовности субъекта к обеспечению личной безопасности

КГ

Уровни готовности

>5 -О I I-

и

0

1 т

0

1 I

о

ц

о

со 5

Высокий. Ярко выражена направленность на формирование стратегии личной безопасности. Имеет осознанный жизненный и профессиональный план, систему нравственно-этических ценностей. Средний. Выражена направленность на формирование стратегии личной безопасности. Сформирована мотивационно-ценностная основа. Определяет активные и устойчивые интересы к обеспечению личной безопасности.

Низкий. Не испытывает ярко выраженной потребности в обеспечении личной безопасности. Недостаточно сформирована мотивационная основа в связи с нечёткими целями и задачами.

Начальный. Отсутствует направленность личности на формирование стратегии личной безопасности. Не испытывает потребности в обеспечении личной безопасности.

й ы

I со

II

г

О

К

Высокий. Сформировано понимание и личное осознание важности обеспечения личной безопасности. Способен адекватно реагировать на агрессивное нападение. Ярко выражена способность в самодиагностике своей боеспособности.

Средний. Определяет полноту и системность знаний формирования стратегии личной безопасности. Выражена способность в самодиагностике своей боеспособности.

Низкий. Недостаточно сформировано понимание и личное осознание важности обеспечения личной безопасности. Не всегда адекватно реагирует на агрессивное нападение.

Начальный. Не осознает важности обеспечения личной безопасности. Не способен адекватно реагировать на агрессивное нападение. Невыражена способность в самодиагностике своей боеспособности.

й

о

со

0) ^

о

со

0

1

ь

с;

0

1

о

ц

о

м

т

Высокий. Сильная волевая регуляция, настойчивость, решительность в достижении поставленной цели.

Средний. Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Проявляет решительность и смелость во взаимодействии с агрессивной средой. Владеет психической саморегуляцией.

Низкий. Как правило, из-за возникших трудностей не достигает поставленной цели, не берет ответственность принимать решения в сложных ситуациях. Недостаточная волевая регуляция. Во взаимодействии с агрессией сталкивается с затруднениями в разрешении возникших проблем.

Начальный. Не готов к преодолению трудностей, связанных с выполнением конкретной практической деятельности. К поставленной цели не стремится. Низкая волевая регуляция. Во взаимодействии с агрессией испытывает значительные затруднения в разрешении возникших проблем.

Высокий. Высоко развиты методические умения. Свободно владеет й большим количеством специальных приемов в области личной безопасности и самообороны. Активно участвует в формировании ст стратегии личной безопасности.

Средний. Развиты методические умения. Уверенно владеет большим количеством специальных приемов в области личной безопасности * и самообороны. Активно участвует в формировании СЛБ. Может ^ диагностировать собственное физическое и психическое состояние.

Низкий. Недостаточно развиты методические умения. Владеет

о н

он небольшим количеством специальных приемов в области личной и безопасности и самообороны. Пассивен в формировании стратегии

личной безопасности. Ограничен выбор инструментария формирования СЛБ ^ Начальный. Имеет существенные пробелы в развитии методических О умений. Не владеет специальными приемами в области личной безопасности и самообороны. Не стремится формировать СЛБ. Высокий. Имеет потребность в физическом самосовершенствовании. Уверенно владеет оптимальной и эффективной техникой активной самообороны и способами их применения.

Средний. Имеет высокий уровень физического развития и подготовленности в обеспечении ЛБ. Владеет оптимальной и эффективной техникой активной самообороны и способами

й и к с е

^ их применения из

Низкий. Имеет средний уровень физического развития. Неуверенно владеет техникой активной самообороны и способами их применения. Начальный. Слабо развит физически. Не владеет оптимальной и эффективной техникой активной самообороны и способами их применения.

На начальном уровне у субъекта отсутствует мотивация, а необходимые знания и умения носят фрагментарный характер.

На низком уровне субъект в основном осознает роль личной безопасности, у него имеется заинтересованность в положительных результатах деятельности, но твердые убеждения в этом отсутствуют; он имеет ограниченные знания о личной безопасности и слабо владеет понятийным аппаратом проблемы, умениями и навыками; отсутствует уверенность, точность в действиях в рамках технической, тактической, правовой и физической подготовки.

На среднем уровне субъект обладает устойчивой мотивацией овладения знаниями по технической, тактической, правовой и физической подготовке; заинтересован в достижении высоких результатов; им осознана структура стратегии личной безопасности; он уверенно владеют понятийным аппаратом.

На высоком уровне обнаруживаются устойчивая положительная направленность на совершенствование стратегии ЛБ; натренированность; отмечается вариативность и целенаправленность действий, а также умение осмысленно анализировать структурные компоненты и синтезировать результаты технической, тактической, правовой и физической подготовки [1, 3, 4].

Решение задачи диагностики готовности субъекта к обеспечению личной безопасности потребовало рассмотрения вопроса о критериях, показателях и уровнях сформированности готовности.

Критерии мы рассматриваем как признаки, на основании которых производится оценка, суждение. При разработке системы критериев готовности мы исходили и из того, что предлагаемая система критериев должна:

1. Характеризовать различные стороны деятельности субъекта;

2. Содержать количественные показатели;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Отражать соответствующие субъективные характеристики личности;

4. Быть удобной для практического использования.

На основе проведенного анализа, мы выделили четыре критерия готовности субъекта к обеспечению личной безопасности:

- мотивация (желание приобретать необходимые знания, умения и навыки личной безопасности, убежденность в том, что для более эффективной деятельности необходимы волевая подготовленность и натренированность);

- автономность (система нравственно-этических ценностей; проявление воли и личной ответственности; осознание психологических установок на выживание и увеличение внутренней силы; формирование особого психофизического состояния);

- боеспособность (увеличение объема движений и создание собственной двигательной динамики; функциональная подготовка и формирование физических кондиций; техническая, индивидуально-тактическая и психологическая подготовка);

- результативность (устойчивая внутренняя потребность в овладении самообороной; индивидуализация и адаптивность базовой техники к индивидуальным особенностям; способность адекватно реагировать на агрессивное нападение).

Критерии готовности субъекта дают возможность получить наиболее полное представление о должном качественном и количественном состоянии элементов готовности.

Формирование стратегии личной безопасности субъекта, рассматривается нами как интегративное обучение личности, имеющее системную организацию и выступающее как целостное взаимодействие мотивационно-личностного, когнитивного, эмоционально-волевого, организационно-деятельностного и физического компонентов. Все структурные компоненты готовности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их единство в конечном итоге проявляются в характере решения сложных задач и конкретных результатах формирования личности.

Для повышения уровня той или иной группы компонентов готовности нами была разработана модель формирования стратегии личной безопасности субъекта.

Нами определена необходимость создания модели формирования стратегии личной безопасности субъекта с учетом комплекса организационно-педагогических условий.

Моделирование, как отмечает В.А. Сластенин, это материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путём создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации функционирования этой системы. Метод моделирования помогает представить изучаемый объект в его целостном виде, в системе. Под «моделированием» мы понимаем исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов [1].

Прежде чем приступить к моделированию системы формирования стратегии личной безопасности, нами были определены ее границы. Объектом моделирования в нашем случае выступает прикладная подготовка субъекта, а предметом - процесс формирования стратегии личной безопасности субъекта.

Рассматривая процесс формирования стратегии личной безопасности субъекта как образовательную систему, сконструированная модель представляется как сложная система, состоящая из взаимосвязанных элементов: цели, принципов, структурных компонентов, условий, стратегий обеспечения личной безопасности и технологии реализации (рис. 1).

Анализируемая модель определяется социальной необходимостью в обществе на обеспечение личной безопасности человека и служит ориентиром готовности субъекта к взаимодействию с агрессивной средой. В качестве цели рассматриваемой нами модели выступает формирование стратегии личной безопасности субъекта во взаимодействии с агрессивной средой [4].

Цель рассматривается в модели, прежде всего, как необходимое право субъекта. Поэтому нами был спроектирован такой процесс формирования, который побуждал бы субъекта к обеспечению личной безопасности во взаимодействии с агрессивной средой.

Значимым элементом модели являются ее структурные компоненты, рассмотренные выше: мотивационно-личностный, когнитивный, эмоционально-волевой, организационно-деятельностный, физический.

Для реализации модели был выбран личностно-деятельностный подход, который позволяет учитывать в образовательном процессе индивидуальные особенности субъекта, реализуя данные через содержание и форму учебных занятий, характер взаимодействия и взаимоотношений. Деятельностный компонент технологии раскрывает способы усвоения учебного материала и особенности развития мотивационной активности субъекта обучения.

Реализация модели формирования стратегии личной безопасности субъекта реализуется через три основных этапа: мотивационный, содержательный, диагностический.

На первом (мотивационном) этапе формирования стратегии личной безопасности субъекта системообразующую функцию выполняет мотивационный компонент готовности. Цель этого этапа - выявление уровня готовности субъекта, затруднений и их причин в развитии стратегии личной безопасности. Задачи: 1) совместное обсуждение предполагаемых результатов; 2) формирование потребности у субъекта в специализированных знаниях; о) раскрытие смысла и содержания личной безопасности; 4) распределение функциональных обязанностей; 5) формирование общей цели, задач, мотивов. Для этого используются такие средства, как тестирование, анкетирование, наблюдение.

Рис. 1. Модель формирования стратегии личной безопасности

Второй (содержательный) этап формирования стратегии личной безопасности субъекта имеет целью создание условий для самосовершенствования субъекта в обеспечении личной безопасности. При этом решается комплекс следующих задач: 1) проведение текущей диагностики; 2) реализация разработанных программ по созданию условий для самосовершенствования субъекта в обеспечении личной безопасности;

3) анализ и рефлексия процесса реализации программы. Показателями завершенности этого этапа являются способность выдвигать и обосновывать собственный подход к решению конкретной задачи безопасности; умение рефлексировать и оценивать перспективы конкретной стратегии и тактики самообороны. Приоритетными на этом этапе становятся когнитивный и организационный компоненты боевой подготовки. Средствами решения поставленных задач являются тренинги, дискуссии, индивидуальные и групповые консультации, с помощью которых субъект приобретает опыт самопознания, самопонимания циклов боевой подготовки.

На третьем (диагностическом) этапе формирования стратегии личной безопасности субъекта функциональную нагрузку несет его эмоционально-волевой и физический компоненты. Цель этого этапа - выработать волевой компонент боевой подготовки. Задачи этого этапа заключаются в выработке натренированности и развитии осознанной нравственной рефлексии, чувственного переживания и восприятия, которые детерминированы результатом проявления личной ответственности в решении задач личной безопасности. Проводятся итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия. Средствами достижения планируемых результатов являются анкетирование, тестирование, сдача контрольных нормативов, спецкурсы «Личная безопасность», «Штурмовой бой ГРОМ», «Самооборона».

Реализация модели формирования стратегии личной безопасности субъекта проходит на основе выделенных принципов. Принципом, с точки зрения педагогики, можно считать только тот вывод, который основан на выявленной, подтвержденной и объясненной закономерности или зависимости.

Нами были выявлены закономерности подготовки субъекта и вытекающие из них принципы.

1. Зависимость результатов готовности субъекта от степени их активности (принцип активизации самообучения субъекта в овладении активной самообороной).

2. Зависимость эффективности подготовки субъекта от морально-психологического климата в коллективе, системы сложившихся в нем отношений и характера общения (принцип создания благоприятных условий подготовки, который предусматривает развитие интереса к активной самообороне, культа учебы, создание организационно-методических условий).

3. Зависимость потребности в комплексном обновлении содержания учебных дисциплин по личной безопасности от недостаточной способности отдельной части преподавателей к проектированию такого содержания (принцип комплексности).

4. Зависимость субъекта от необходимости уважения и самоценности личности (принцип доверия, открытости).

Технология формирования стратегии личной безопасности субъекта посредством штурмового боя ГРОМ, как эффективной технологии выживания, определяется действием выделенных нами требований: адекватности реагирования, индивидуальной адаптивности, атакующего поражения, психической саморегуляции.

Нахождение субъекта в экстремальной ситуации с точки зрения обеспечения собственной безопасности в наибольшей мере подчиняется требованию адекватности. Требование адекватности реагирования основано на способности обеспечения личной безопасности, соответствуя с действиями противника с максимальным поражением его боеспособности и минимальным ущербом для себя. В реальном уличном столкновении можно выжить самыми различными способами. Главное в любых ситуациях не терять присутствие духа, если надо, отступить, а когда потребуется - вступить в схватку. Лишь тот, кто способен принимать правильные (адекватные) решения в экстремальной ситуации, может научиться безопасному существованию. Поэтому, истинным ключом к выживанию является адекватность реагирования.

Требование индивидуальной адаптивности реализуется через способы применения техники в соответствии с возможностями конкретного субъекта. Лучше всего что-либо знать и делать может только тот, для кого эти знания и действия являются внутренней, естественной природой, а не тот, кто заучил или освоил что-то не благодаря, а вопреки своей природе. То, что в жизни хорошо и естественно для одного, совсем не обязательно подходит другому и, тем более, всем. Главное заключается в самом человеке, а не в системе, что позволяет каждому субъекту создать собственный и неповторимый стиль самообороны.

Требование атакующего поражения детерминируется неспособностью человека адекватно реагировать на неожиданную атаку в пределах дистанции поражения. Ключом к выполнению результативной атаки является дистанция поражения, которая ограничена пределами досягаемости вытянутых рук и ног человека в зависимости от возраста, уровня его развития и психофизического состояния. В противном случае, контроль зоны пространства за границами вытянутых рук или ног требует участия всего тела, которое должно вытянуться в направлении атакуемой цели. Это движение в несколько раз продолжительнее, чем быстрота удара рукой или ногой, и поэтому противник успеет среагировать на атаку и нейтрализовать ее. Другими словами, скорость удара намного превышает скорость реакции субъекта на проводимую против него атаку. Следовательно, неожиданная атака на опережение в переделах дистанции поражения, становится неотразимой.

Требование психической саморегуляции является доминирующим требованием в обеспечении личной безопасности. Данное требование развивает способности студента к саморегуляции психических процессов и эмоционального состояния. Основная цель психической саморегуляции (психосаморегуляция) - оптимальное использование резервных возможностей студента в процессе их деятельности. С помощью психосаморегуляции субъект может решать важные задачи не только в обеспечении личной безопасности, но и в любой деятельности.

Основными из них являются:

- овладение навыками самоконтроля психического состояния;

- повышение эффективности восстановления работоспособности;

- оптимизация процесса освоения и закрепления технико-тактических действий и поведенческих реакций;

- совершенствование настройки на обеспечение личной безопасности.

Формирование стратегии личной безопасности - это сложный, поэтапный процесс, который зависит от организационно-педагогических условий, определяющих результативное формирование умений и качеств личности. С одной стороны, организационно-педагогические условия являются относительно самостоятельными, а с другой, они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Отсутствие одного из них, несомненно, скажется на получаемом результате.

На наш взгляд, представленная модель соответствует современным научным взглядам на проблему и освещает:

- системный подход в обосновании стратегии личной безопасности;

- стратегическую цель в атакующем подавление и пути ее решения;

- формы и способы боевого взаимодействия с агрессивной средой;

- механику ударных форм в штурмовом бою;

- реализацию построения и разрушения систем управления в решении обозначенной проблемы.

Схема представленной модели определяет ее возможности, которые могут быть сформулированы как способность субъекта к выживанию в любой экстремальной ситуации любыми доступными средствами.

По сложившимся традициям распространенные системы боевых искусств описывают процесс рукопашного боя как набор приемов, применяемых при защите или атаке в каждом конкретном случае.

Отсюда вытекает необходимость заучивания огромного числа сложнокоординированных движений. В условиях реального боя, когда блокируются сложные условные рефлексы, организм обращается к элементарным условным рефлексам. Способ ведения боя с применением большого числа доведенных до «автоматизма» приемов имеет чрезвычайно низкую эффективность.

Особенность штурмового боя состоит в том, что он основан на основополагающих принципах и способах ведения боя с использованием научно обоснованных подходов построения системы. В традиционных боевых системах при обучении большой акцент делается на ощущении внутренних активных процессов. Объективные процессы, происходящие при взаимодействии с противником (или иными словами - объектом управления) описываются формально, иногда даже при помощи «лирических» образов или аналогий. В описании процесса штурмового боя, мы основной упор делаем на применении принципов и закономерностей, объясняющих взаимодействие в системе управления объектом. Однако любая модель имеет тенденцию превращаться в стереотип, и она является лишь схематическим отражением реальности, а не самой реальностью.

На основе построенной модели, мы создали психолого-педагогическую технологию формирования стратегии личной безопасности во взаимодействии с агрессивной средой.

Литература

1. Махов, С. Ю. Штурмовой бой - система активной безопасности : учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. - Орел : МАБИВ, 2011. -Электр. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321102490.

2. Махов, С. Ю. Штурмовой бой ГРОМ. Выявление эффективной методики обеспечения личной безопасности : опытно-экспериментальная работа [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. - Орел: МАБИВ, 2014. - Электр. опт. диск (CD-ROM).

3. Махов, С. Ю. Безопасность личности: основы, принципы, методы : монография [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. - Орел: МАБИВ, 2013. -Электр. опт. диск (CD-ROM).

4. Махов, С. Ю. Формирование стратегии личной безопасности студентов юридических специальностей неспециализированных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Орловский государственный университет. Орел, 2009.

References

1. Makhov S. Y. Shturmovoy boy - sistema aktivnoy bezopasnosti [Assault battle - a system of active safety]. Orel, MABIV Publ., 2011.

2. Makhov S. Y. Shturmovoy boy GROM. Vyyavlenie effektivnoy metodiki obespecheniya lichnoy bezopasnosti : opytno-eksperimental'naya rabota [Assault battle the GROM. Identification of effective techniques for personal safety : experimental work]. Orel, MABIV Publ., 2014.

3. Makhov S. Y. Bezopasnost' lichnosti: osnovy, printsipy, metody [Security: fundamentals, principles, methods]. Orel, MABIV Publ., 2013.

4. Makhov, S. Y. Formation of strategy for the personal safety of law students specialized universities: author. dis. ... candidate. ped. sciences. Orel state University. Orel, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.